Рабочая программа по обществознанию для 10 класса, профильный уровень (УМК под ред. Л.Н. Боголюбова)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено»
|
«Согласовано»
|
«Утверждено»
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию для 10 класса
(профильный уровень)
учителя истории и обществознания
Охрименко Сергея Владимировича
на 2017 – 2018 учебный год
Составлено на основе программы: Л.Н. Боголюбов «Обществознание. 10 класс. Профильный уровень». М., Просвещение, 2011 г 102 часа |
Сосновый Бор
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу обществознания в 10 классе (профильный уровень) составлено по программе, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л. Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2011году, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Цель курса:
обеспечить необходимые условия оптимальной социализации личности, содействовать её вхождению в мир общественных ценностей и, в то же время, способствовать открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я».
Задачами курса являются:
создание у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира, обучение современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России;
развитие духовной культуры личности в период ранней юности, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных;
освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук;
подготовка к итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне в 10 классе представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, деятельность как способ существования людей, познание и сознание, личность и межличностные отношения.
В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, социальной психологии.
Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание» путём углублённого изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 102 ч для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание» в 10 классе, из расчета 3 ч в неделю.
Раздел 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» вводит учащихся в семью социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.
Раздел 2 «Общество и человек» охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и подсистем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.
Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.
Раздел 3 «Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует ее многообразие. Рассматриваются особенности деятельности трудовой, а также в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.
Раздел 4 «Сознание и познание»: природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — этот круг вопросов дает содержательное наполнение. Философский характер из этих сюжетов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.
Раздел 5 «Личность. Межличностные отношения» профильного курса обществоведения в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема общения — раскрывается через показ его информационной, персептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном мире. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.
Критерии оценки знаний учащихся:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышлении ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Примечание |
1 |
Наука и философия |
Параграф 1 |
|||
2 |
Наука и философия |
Параграф 1 |
|||
3 |
Наука и философия |
Работа с документами (тренажер части С) |
Параграф 1 |
||
4 |
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях |
Параграф 2 |
|||
5 |
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях |
Параграф 2 |
|||
6 |
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях |
Работа с документами (тренажер части С) |
Параграф 2 |
||
7 |
Философия и общественные науки в новое, и новейшее время |
Параграф 3 |
|||
8 |
Философия и общественные науки в новое, и новейшее время |
Параграф 3 |
|||
9 |
Философия и общественные науки в новое, и новейшее время |
Работа с документами (тренажер части С) |
Параграф 3 |
||
10 |
Из истории русской философской мысли |
Параграф 4 |
|||
11 |
Из истории русской философской мысли |
Параграф 4 |
|||
12 |
Из истории русской философской мысли |
Работа с документами (тренажер части С) |
Параграф 4 |
||
13 |
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор |
Параграф 5-6 |
|||
14 |
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор |
Параграф 5-6 |
|||
15 |
Контрольная работа по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» |
Тест в формате ЕГЭ (Часть А, В) |
|||
16 |
Контрольная работа по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» |
Тест в формате ЕГЭ (Часть С) |
|||
17 |
Происхождение человека и становление общества |
Параграф 7 |
|||
18 |
Происхождение человека и становление общества |
Параграф 7 |
|||
19 |
Происхождение человека и становление общества |
Параграф 7, эссе |
|||
20 |
Сущность человека как проблема философии |
Параграф 8 |
|||
21 |
Сущность человека как проблема философии |
тест |
Параграф 8 |
||
22 |
Общество и общественные отношения |
Параграф 9 |
|||
23 |
Общество и общественные отношения |
Параграф 9 |
|||
24 |
Общество и общественные отношения |
Работа с документами (тренажер части С) |
Параграф 9 |
||
25 |
Общество как развивающаяся система |
Параграф 10 |
|||
26 |
Общество как развивающаяся система |
Параграф 10 |
|||
27 |
Типология обществ |
Параграф 11-12 |
|||
28 |
Типология обществ |
Параграф 11-12 |
|||
29 |
Типология обществ |
Работа с документами (тренажер части С) |
Параграф 11-12 |
||
30 |
История развития человечества: поиск социальной макротеории |
Параграф 13 |
|||
31 |
История развития человечества: поиск социальной макротеории |
Параграф 13 |
|||
32 |
История развития человечества: поиск социальной макротеории |
тест |
Параграф 13, эссе |
||
33 |
Исторический процесс |
Параграф 14 |
|||
34 |
Исторический процесс |
Параграф 14 |
|||
35 |
Исторический процесс |
Работа с документами (тренажер части С) |
Параграф 14 |
||
36 |
Проблема общественного прогресса |
Параграф 15 |
|||
37 |
Проблема общественного прогресса |
Параграф 15 |
|||
38 |
Свобода в деятельности человека |
Параграф 16 |
|||
39 |
Свобода в деятельности человека |
Параграф 16 |
|||
40 |
Контрольная работа по теме «Общество и человек» |
Тест в формате ЕГЭ (Часть А, В) |
|||
41 |
Контрольная работа по теме «Общество и человек» |
Тест в формате ЕГЭ (Часть С) |
|||
42 |
Деятельность людей и ее многообразие |
Параграф 17 |
|||
43 |
Деятельность людей и ее многообразие |
Параграф 17 |
|||
44 |
Содержание и формы духовной деятельности |
Параграф 18 |
|||
45 |
Содержание и формы духовной деятельности |
Работа с документами (тренажер части С) |
Параграф 18 |
||
46 |
Трудовая деятельность |
Параграф 19 |
|||
47 |
Трудовая деятельность |
Параграф 19 |
|||
48 |
Политическая деятельность |
Параграф 20 |
|||
49 |
Политическая деятельность |
Параграф 20 |
|||
50 |
Контрольная работа по теме «Деятельность как способ существования людей» |
Тест в формате ЕГЭ (Часть А, В) |
|||
51 |
Контрольная работа по теме «Деятельность как способ существования людей» |
Тест в формате ЕГЭ (Часть С) |
|||
52 |
Проблема познаваемости мира |
Параграф 21 |
|||
53 |
Проблема познаваемости мира |
Параграф 21, эссе |
|||
54 |
Истина и ее критерии |
Параграф 22 |
|||
55 |
Истина и ее критерии |
Параграф 22 |
|||
56 |
Многообразие путей познания мира |
тест |
Параграф 23 |
||
57 |
Многообразие путей познания мира |
Параграф 23 |
|||
58 |
Многообразие путей познания мира |
Параграф 23 |
|||
59 |
Научное познание |
Параграф 24 |
|||
60 |
Научное познание |
Параграф 24 |
|||
61 |
Социальное познание |
Параграф 25 |
|||
62 |
Социальное познание |
Работа с документами (тренажер части С) |
Параграф 25 |
||
63 |
Знание и сознание |
Параграф 26 |
|||
64 |
Знание и сознание |
Параграф 26 |
|||
65 |
Самопознание и развитие личности |
Параграф 27 |
|||
66 |
Самопознание и развитие личности |
Параграф 27 |
|||
67 |
Контрольная работа по теме «Сознание и познание» |
Тест в формате ЕГЭ (Часть А, В) |
|||
68 |
Контрольная работа по теме «Сознание и познание» |
Тест в формате ЕГЭ (Часть С) |
|||
69 |
Индивид, индивидуальность, личность |
Параграф 28 |
|||
70 |
Индивид, индивидуальность, личность |
Параграф 28 |
|||
71 |
Индивид, индивидуальность, личность |
Работа с документами (тренажер части С) |
Параграф 28 |
||
72 |
Возраст и становление личности |
Параграф 29 |
|||
73 |
Возраст и становление личности |
Параграф 29, эссе |
|||
74 |
Направленность личности |
Параграф 30 |
|||
75 |
Направленность личности |
Параграф 30 |
|||
76 |
Общение как обмен информацией |
Параграф 31 |
|||
77 |
Общение как обмен информацией |
тест |
Параграф 31 |
||
78 |
Общение как обмен информацией |
Параграф 31 |
|||
79 |
Общение как взаимодействие |
Параграф 32 |
|||
80 |
Общение как взаимодействие |
Параграф 32 |
|||
81 |
Общение как взаимодействие |
тест |
Параграф 32 |
||
82 |
Общение как понимание |
Параграф 33 |
|||
83 |
Общение как понимание |
Параграф 33 |
|||
84 |
Общение как понимание |
Работа с документами (тренажер части С) |
Параграф 33 |
||
85 |
Контрольная работа по теме «Личность. Межличностные отношения» |
Тест в формате ЕГЭ (Часть А, В) |
|||
86 |
Контрольная работа по теме «Личность. Межличностные отношения» |
Тест в формате ЕГЭ (Часть С) |
|||
87 |
Малые группы |
Параграф 34 |
|||
88 |
Малые группы |
Параграф 34 |
|||
89 |
Групповая сплоченность и конформное поведение |
Параграф 35 |
|||
90 |
Групповая сплоченность и конформное поведение |
Параграф 35 |
|||
91 |
Групповая сплоченность и конформное поведение |
тест |
Параграф 35 |
||
92 |
Групповая дифференциация и лидерство |
Параграф 36 |
|||
93 |
Групповая дифференциация и лидерство |
Параграф 36 |
|||
94 |
Семья как малая группа |
Параграф 37 |
|||
95 |
Семья как малая группа |
Параграф 37 |
|||
96 |
Семья как малая группа |
тест |
Параграф 37, эссе |
||
97 |
Антисоциальные и молодежные группировки |
Параграф 38 |
|||
98 |
Антисоциальные и молодежные группировки |
Работа с документами (тренажер части С) |
Параграф 38 |
||
99 |
Конфликт в межличностных отношениях |
||||
100 |
Конфликт в межличностных отношениях |
||||
101 |
Итоговое обобщение |
Тест в формате ЕГЭ |
|||
102 |
Итоговое повторение |
Содержание рабочей программы
№ |
Название темы |
Основные вопросы содержания |
Количество часов |
1 |
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность |
Общие черты и различия различных наук. Классификация социальных наук. Философия и наука. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Общественная мысль России. Профессиональная деятельность в сфере гуманитарного знания. Основные профессии. |
15 |
Повторение |
2 |
||
2 |
Общество и человек |
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Деятельность. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Системное строение общество. Социальная система. Типология обществ. Восток и Запад. Формации и цивилизации. Исторический процесс и его участники. Общественный прогресс. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. |
23 |
Повторение |
. |
2 |
|
3 |
Деятельность как способ существования людей |
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Трудовая деятельность. Политическая деятельность. Власть и политика. |
8 |
Повторение |
2 |
||
4 |
Сознание и познание |
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Виды и уровни человеческих знаний. Научное познание. Социальное познание, его особенности. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. |
15 |
Повторение |
2 |
||
5 |
Личность.. |
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия. |
15 |
Повторение |
2 |
||
6 |
Межличностные отношения |
Малые группы. Межличностные отношения в группах. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Конформность, нонкомформность. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Семья как малая группа. Гендерное поведение. Антисоциальные группы. Конфликт. |
14 |
Итоговое повторение |
2 |
Требования к обязательному уровню подготовки учащихся:
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного;
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).