Рабочая программа «Группа продленного дня»
Пояснительная записка
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:
организация пребывания обучающихся в школе, при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей;
создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребёнка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;
организация пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении для активного участия их во внеклассной работе и внеурочной деятельности;
развивать познавательные процессы и интересы личности;
развивать основные нравственные качества личности ребенка;
развивать коммуникативные отношения ребенка;
развивать мыслительные процессы, творческие способности;
укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
формировать полезные привычки;
воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость;
воспитывать чувство коллективизма.
Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Концептуальными положениями программы являются:
личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности.
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
Системность.
Доступность.
Создание развивающей ситуации.
Занимательность.
Сознательность и активность.
Наглядность.
Связь теории с практикой
Преемственность.
Природосообразность.
Методологической основой программы являются следующие положения
1.Образовательный уровень – начальный.
2. Ориентация содержания – практическая.
3.Характер освоения – развивающий.
4. Возраст обучающихся – 7-11 лет
5. Форма организации учебно – воспитательного процесса – урок.
Образовательные функции
Информационная – организация качественного закрепления и повторение системы знаний, полученных на уроке.
Развивающая – развитие познавательных интересов и познавательной деятельности, что способствует развитию памяти, мышления, речи, т.е. совершенствуются все психические процессы.
Конструктивная – способствует появлению навыков планирования своей учебной работы, распределения сил.
Коммуникативная – способствует развитию навыков общения внутри и вне коллектива.
Творческая – пробуждает развитие потребности в творческом самовыражении.
Воспитательные функции
Гигиеническая – способствует усвоению навыков гигиены умственного труда.
Мотивационная – формирует стремление применять полученные знания на практике, потребность в учебной деятельности.
Формирующая – способствует формированию положительных черт характера: трудолюбие, волю, активность.
Организационная – формирует навыки распределения умственной и физической деятельности.
Большое значение в воспитании детей, расширение кругозора об окружающем мире, привитие любви к чтению книг, интереса к учёбе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность. Младших школьников интересуют не только явления окружающей жизни, но и причины их вызывающие. Отсюда возникают очень много вопросов «Почему?». Ответить на эти вопросы помогают клубные часы.
В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия.
Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники.
Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.
Ожидаемые результаты
повышение качества обучения учащихся;
развитие индивидуальности учащихся;
развитие интереса к изучаемым предметам;
развитие самостоятельности;
формирование полезных привычек.
Срок реализации программы: программа краткосрочная, рассчитана на 1 год.
Циклограмма работы ГПД
Ежедневно:
контроль за посещаемостью;
контроль за поведением;
контроль за самоподготовкой;
контроль за питанием;
наблюдение за взаимоотношениями детей;
уход за комнатными растениями;
контроль за порядком в классе.
инструктаж по технике безопасности.
индивидуальные беседы с родителями.
Еженедельно:
проверка дневников;
индивидуальные беседы с учащимися;
информационная служба новостей.
Ежемесячно:
подведение итогов за месяц.
Организационно – дисциплинарные правила
Обязательность ежедневной самоподготовки.
Экономное и полное расходование времени, отведённого на занятие.
Обеспечение порядка на рабочем месте.
Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников.
Ученик должен усвоить, что нельзя:
тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе;
нарушать тишину;
отвлекать товарищей от работы;
обращаться с какими – либо просьбами, советами без надобности;
заниматься посторонними делами;
использовать методы работы, вызывающие шум;
недобросовестно выполнять задание.
Режим работы
11.50 – Приём детей.
12.00 – 13.00 - Отдых на свежем воздухе. Спортивный час
13.00 – 14.00- Обед (по группам).
14.00 – 14.20 – Клубный час.
14.20 – 15.00 – Самоподготовка.
15.00 – 16.00-Занятия в кружках, развивающие игры. Занятия по интересам.
16.00 – 17.50- Отдых на свежем воздухе. Подвижные игры.
17.50 – Уход детей домой.
Календарно-тематическое планирование
в группе продлённого дня
№ п/п | Наименование мероприятий | Дата проведения |
1. | Знакомство с распорядком дня в ГПД. Спортивный час. Игра «Снежный ком». | |
2. | Беседа: «Правила поведения в школе». Спортивный час. Игра «Сильные, смелые, ловкие». | |
3. | Беседа: «Будь осторожен на дороге». Спортивный час. Подвижные игры на свежем воздухе. | |
4. | Беседа: «О чем рассказывают наши имена». Спортивный час. Игра «Переход границы». | |
5. | Рисование на тему: «Отдых на море». Спортивный час. Игра «А ну-ка, добры молодцы». | |
6. | Беседа: «Самая любимая игрушка». Спортивный час. Игра «Третий лишний». | |
7. | Работа с бумагой. Аппликация «Осеннее дерево». Беседа по ТБ. Спортивный час. Игры минутки. | |
8. | Беседа: «О поведения в общественном транспорте, на улице». Спортивный час. «Моя любимая игра - шашки». | |
9. | Рисование на тему «Осенний лес». Спортивный час. Игра «Кто больше соберет букет». | |
10. | Работа с бумагой оригами. Беседа по ТБ. Спортивный час. «Кот в мешке». | |
11. | Беседа: «Умей трудиться в коллективе». Спортивный час. Игра «Пионербол». | |
12. | Прогулка наблюдение «Интересные явления природы». Спортивный час. Игра «Карусели». | |
13. | Беседа по ТБ. Сбор природного материала. Спортивный час. Игры по выбору учащихся. | |
14. | Работа с природным материалом поделка «Золотая осень». Спортивный час. Игра «Снайпер». | |
15. | Беседа: «Гостевой этикет. Как пригласить гостей?». Спортивный час. «Попади в цель». | |
16. | Рисование на тему «Собираем урожай». Спортивный час. Игра «Волейбол». | |
17. | Работа с бумагой аппликация «Бумажные фантазии». Беседа по ТБ. Спортивный час. Спортивные игры на воздухе. | |
18. | Беседа: «Что и как лучше дарить? Все о подарке». Спортивный час. Веселые старты. | |
19. | Беседа по ТБ. Чтение любимых книг. Спортивный час. Игра «Выбери меня». | |
20. | Беседа: «Мы пришли в театр, музей». Спортивный час. Игра «Займи место». | |
21. | Рисование на тему «Моя школа». Спортивный час. Игра «Удочка». | |
22. | Работа с бумагой. Аппликация. Беседа по ТБ. Спортивный час. «Скакалки», «Футбол». | |
23. | Беседа: «Береги осанку смолоду». Спортивный час. Игра «Охотник и утки». | |
24. | Беседа: «Почему нельзя разговаривать во время еды?». Спортивный час. Игра «Охотник и утки». | |
25. | Работа с природным материалом. Спортивный час. Игры по выбору учащихся. | |
26. | Конкурс «Лучший рисунок». Спортивный час. Игра «Пионербол». | |
27. | Беседа: «Внешний вид человека». Спортивный час. Игра «Снайпер». | |
28. | Страницы детской энциклопедии. Беседа по ТБ. Спортивный час. «Эстафета с палкой». | |
29. | Математические головоломки. Спортивный час. «Эстафета с мячом». | |
30. | Рисование на тему «Природа осенью». Спортивный час. Игра «Пионербол». | |
31. | Беседа: «Гигиена питания». Спортивный час. Игра «Салочки». | |
32. | Беседа: «Как обращаться к старшим?». Спортивный час. Игра «Что изменилось?». | |
33. | Загадки и отгадки на тему «Школа». Спортивный час. Игра «Передай другому». | |
34. | Чтение стихов поэтов КБР. Спортивный час. Игра «Снайпер». | |
35. | Беседа: «О верности слову и обещаниям». Игры по выбору учащихся. | |
36. | Беседа: «Как я помогаю родителям?». Спортивный час. Игра «Попади в лунку». | |
37. | Беседа: «Уважая других, уважаешь себя». Спортивный час. Игра «Баскетбол». | |
38. | Беседа: «Что такое верность?». Спортивный час. Игра «Съедобное – не съедобное». | |
39. | Игра «Поле чудес». Спортивный час. Игра «Совушки». | |
40. | Беседа по ПДД «Пешеходная дорожка». Спортивный час. Игра «Баскетбол». | |
41. | Беседа: «Мои любимые книги». Спортивный час. Игра «Третий лишний». | |
42. | Пословицы, поговорки, скороговорки. Игры по выбору учащихся. | |
43. | Беседа: «Что такое честь?». Спортивный час. Игра «Снайпер». | |
44. | Рисование на тему «Моя будущая профессия». Спортивный час. Игра «Змейка». | |
45. | Работа с бумагой. Оригами. Спортивный час. Игра «Выше Земли». | |
46. | Конкурс «Лучший рассказчик». Спортивный час. Игра «Что изменилось?». | |
47. | Беседа: «Откуда появились фамилии?». Спортивный час. Игра «Пионербол». | |
48. | Чтение рассказов Н. Носова. Спортивный час. Игра «Гуси-гуси». | |
49. | Беседа: «Умей уважать старших». Спортивный час. «Два Мороза». | |
50. | Рисование на тему: «Мой город». Спортивный час. «Совушки». | |
51. | Беседа: «Почему медведь спит зимой?». Спортивный час. «Третий лишний». | |
52. | Беседа: «Идя в школу, имей при себе хорошее настроение». Спортивный час. «Мороз Красный нос». | |
53. | В гостях у сказки. Спортивный час. Игра «Попади мячом в центр». | |
54. | Азбука вежливых ребят. Спортивный час. Игра «Сломанный телефон». | |
55. | Беседа по ПДД «Не играй на мостовой». Спортивный час. Игра «Волейбол». | |
56. | Работа с бумагой. Аппликация. Спортивный час. Игра «Гуси-гуси». | |
57. | Турнир смекалистых. Спортивный час. Игра «Третий лишний». | |
58. | «Чудесное превращение слов». Спортивный час. Игра «Кто быстрее?». | |
59. | Беседа: «Школа большая семья». Рассказы детей. Спортивный час. Игра «Испорченный телефон». | |
60. | Работа с аппликацией. Беседа по ТБ. Спортивный час. Игра «Эстафета с кубиками». | |
61. | Беседа о правилах поведения в общественных местах. Спортивный час. Игра «Кто дольше». | |
62. | Рисование по теме «Зима». Спортивный час. Игра «Кто сильнее». | |
63. | Страницы из книги «Все обо всем». Спортивный час. Игры по выбору учащихся. | |
64. | Загадки и отгадки по теме «Явления природы». Спортивный час. Игра «Угадай кто?». | |
65. | Чтение сказок из домашней библиотеки. Спортивный час. Игра «Испорченный телефон». | |
66. | Беседа: «Культурные и некультурные растения». Спортивный час. Игра «Третий лишний». | |
67. | Беседа: «Какие города КБР ты знаешь?». Спортивный час. Игра «Пионербол». | |
68. | Чтение ребусов. Спортивный час. Игра «Гуси-гуси». | |
69. | Беседа: ПДД. Перекресток. Беседа по ТБ. Спортивный час. Игра «Займи место». | |
70. | Беседа: «Этикет за обеденным столом». Спортивный час. Игра «Попади в лунку». | |
71. | Беседа: «Что означает твое имя?». Спортивный час. Игра «Снайпер». | |
72. | Беседа: «Будь чистюлей, а не грязнулей». Спортивный час. Игра «Совушки». | |
73. | Работа с бумагой. Оригами. Беседа по ТБ. Спортивный час. Игра «Подскажи словечко». | |
74. | Рисование на тему «Растения леса». Спортивный час. Игра «Кто сильнее?». | |
75. | Беседа: «Как вести себя в коллективе?». Спортивный час. Игра «Снайпер». | |
76. | Беседа: «Зачем надо чистить зубы?». Спортивный час. Игры по выбору учащихся. | |
77. | Составление рассказа детей «Зимние каникулы». Спортивный час. Настольная игра «Пазлы». | |
78. | Беседа: «Природа и мы». Спортивный час. Настольная игра «Лото». | |
79. | Работа с бумагой и ватой. Аппликация из ваты. Беседа по ТБ. Спортивный час. Игра «Пионербол». | |
80. | Беседа: «Береги здоровье смолоду». Спортивный час. Игра «Кто первый». | |
81. | Рисование на тему «Зимние каникулы». Спортивный час. Игра «Кто быстрее?». | |
82. | Чтение рассказов Е. Чарушина. Спортивный час. Игра «Кто больше помнит?». | |
83. | Беседа: «Во всем нужна мера» Спортивный час. Игра «Кто больше помнит». | |
84. | Беседа: «ПДТ в зимнее время». Спортивный час. Игра «Что изменилось?». | |
85. | Загадки-шутки. Спортивный час Игра «Собираем пазлы». | |
86. | Беседа: «Твое хорошее настроение». Спортивный час. Игра «Мои любимые игрушки». | |
87. | Конкурс поделок «Сделай дело-гуляй смело». Спортивный час. Игра «Кубик – рубик». | |
88. | Беседа: «Привлекательность воспитанного человека». Спортивный час. Игра Поле чудес». | |
89. | Беседа: «Лекарственные растения, их значение». Спортивный час. Игра «Молчанка». | |
90. | Беседа: «Мой характер, умею ли я общаться?». Спортивный час. Игры по выбору учащихся. | |
91. | Беседа: «Не плачь, из-за отметок не спорь». Спортивный час. Настольная игра «Пазлы». | |
92. | В гостях у сказки. Чтение любимых сказок. Спортивный час. Игра «Займи место». | |
93. | Беседа: «Шутки. Какие они бывают?». Спортивный час. Игра «Кубик – рубик». | |
94. | Беседа: «Собака – друг человека». Спортивный час. Игра «Эстафета с мячом». | |
95. | Работа с бумагой. Оригами. Беседа по ТБ. Спортивный час. Игра «Русалка». | |
96. | Рисование на тему «Мое любимое домашнее животное». Спортивный час. Игра «Пионербол». | |
97. | Беседа: «Кого можно назвать другом?». Спортивный час. Игра «Метко в цель». | |
98. | Беседа: «Приметы верные и суеверные». Спортивный час. Настольная игра «Лото». | |
99. | Беседа: «Верность слову и обещаниям». Спортивный час. Игра «Снайпер». | |
100. | Беседа: «Закаливание принесет тебе здоровье». Спортивный час. Игра «Кто первый?». | |
101. | Беседа: «Какой я ученик?». Спортивный час. Игра «Попади в лунку». | |
102. | Беседа: «Обращение к старшим». Спортивный час. Игры по выбору учащихся. | |
103. | Беседа: «О личной гигиене». Спортивный час. Игра «Кто вперед». | |
104. | «Загадки о животных». Спортивный час. Игра «Совушки». | |
105. | Беседа: «Загадки о сказочных героях». Спортивный час. Игра «Попади в лунку». | |
106. | Беседа: «Я и мои соседи». Спортивный час. Игра «У медведя во бору». | |
107. | Разгадываем ребусы. Спортивный час. Игра «Помоги другу». | |
108. | Беседа: «Вредные привычки». Спортивный час. Игра «Испорченный телефон». | |
109. | Экологическое ассорти. Спортивный час. Игра «Доскажи словечко». | |
110. | Мои поделки. Час творчества. Беседа по ТБ. Спортивный час. Игра «Попади в лунку». | |
111. | Беседа: «Как научить сердце добру». Спортивный час. Игра «Эстафета с кубиками». | |
112. | Рисование на тему «Цветы». Спортивный час. Игра «Займи место». | |
113. | Беседа: «Не выставляйся ты не лучше других». Спортивный час. Настольная игра «Пазлы». | |
114. | Чтение любимых книг. Спортивный час. Игра «Метко в цель». | |
115. | Кто больше знает названий городов? Спортивный час. Игра «Третий лишний». | |
116. | Конкурс загадок. Спортивный час. Игра «В огороде». | |
117. | Работа с бумагой. Аппликация. Беседа по ТБ. Спортивный час. Игра «Поле чудес». | |
118. | Беседа: «Путешествие в страну здоровья». Спортивный час. Игра «Кто дальше». | |
119. | Беседа: «Вперед чужой беде не смейся, голубок!». Спортивный час. Игры «Футбол», «Скалки». | |
120. | Беседа: «Доброе начало полдела откачает». Спортивный час. Игра со скалкой. | |
121. | Беседа: «Умею ли я помогать дома?». Спортивный час. Игры по выбору учащихся. | |
122. | Чтение книг из домашней библиотеки. Спортивный час. Игра «Классики». | |
123. | Беседа: «Где можно ездить на велосипеде?». Спортивный час. Игры-минутки. | |
124. | Турнир смекалистых. Спортивный час. Игра «Удочка». | |
125. | Беседа: «Кто такие друзья природы?». Спортивный час. Игра «Снайпер». | |
126. | Чтение произведений С. Маршака. Спортивный час. Игра «Поезд». | |
127. | Рисование на тему «Весна». Спортивный час. Игра «Змейка». | |
128. | Чтение басен А. Крылова. Спортивный час. Игра Пионербол». | |
129. | Беседа: «Предупреждение ДТП». Спортивный час. Игра «Поезд». | |
130. | Рисование иллюстраций к басням А. Крылова. Спортивный час. Игра «Третий лишний». | |
131. | Игра «Поле чудес» на тему «Цветы». Спортивный час. Игра «Эстафета с мячом». | |
132. | Беседа: «Весна. Что тебе в ней нравится?». Спортивный час. Игра «Футбол». | |
133. | Беседа: «Каждому – дело по силе на общую пользу». Спортивный час. Игра «Передай другому». | |
134. | Викторина на тему «Птицы». Спортивный час. «Эстафета с мячом». | |
135. | Беседа: «Не обижайся по пустякам. Спортивный час. Игры на свежем воздухе. | |
136. | Пословицы и поговорки о весне. Их значение. Спортивный час. Игра «Попади в кольцо». | |
137. | Беседа: «Чудесные превращения слов». Спортивный час. Игра «Совушки». | |
138. | Беседа: «Правила поведения на водоемах». Спортивный час. Игра «Выбивалки». | |
139. | Дидактические игры «Кто больше знает?». Спортивный час. Игра «Классики». | |
140. | Беседа: «Как нужно правильно питаться?». Спортивный час. Игра «Доскажи словечко». | |
141. | Беседа: «Режим дня. Нужно ли его соблюдать?». Спортивный час. Игры по выбору учащихся. | |
142. | Беседа: «Взаимовежливые ребята». Спортивный час. Игра «Охотники – утки». | |
143. | Работа с бумагой. Аппликация «Весна». Беседа по ТБ. Спортивный час. Игра «Шашки». | |
144. | Рисование на тему «Весна в лесу». Спортивный час. Игра «День и ночь». | |
145. | Чтение любимых детских книг. Спортивный час. Игра «Снайпер». | |
146. | Игра-викторина «Что, где, когда?». Спортивный час. Игра «Передай другому». | |
147. | Беседа: «О бескорыстии в дружбе». Спортивный час. Игра «Эстафета с палочкой». | |
148. | Загадки по теме: «Животные». Спортивный час. Игры по выбору учащихся. | |
149. | Викторина по сказкам А.С. Пушкина. Спортивный час. Игра «Охотники – утки». | |
150. | Чтение стихов о природе. Спортивный час. Игра «Пионербол». | |
151. | Путешествие в страну математики. Спортивный час. Игра «Метко в цель». | |
152. | Беседа: «Интересные считалки». Спортивный час. Игра «Салки». | |
153. | Разгадывание детских кроссвордов. Спортивный час. Игра «Вызов номеров». | |
154. | Чтение рассказов о Вов. Спортивный час. Игра «Гуси-гуси». | |
155. | Разгадывание ребусов. Спортивный час. Игра «Эстафета с мячом». | |
156. | Конкурс «Лучший рисунок». Спортивный час. Игры минутки. | |
157. | Работа с бумагой. Оригами. Беседа по ТБ. Спортивный час. Игры на свежем воздухе. | |
158. | Игра «Поле чудес» на тему «Лето». Спортивный час. Игры «Футбол», «Салки». | |
159. | Прогулка наблюдение «Интересные явления природы». Спортивный час. Игра «Карусели». | |
160. | Страницы детской энциклопедии. Спортивный час. «Эстафета с палкой». | |
161. | Конкурс «Лучший рассказчик». Спортивный час. Игра «Что изменилось?». | |
162. | Математические головоломки. Спортивный час. «Эстафета с мячом». | |
163. | Беседа о правилах поведения в общественных местах. Спортивный час. Игра «Кто дольше». | |
164. | Пословицы, поговорки, скороговорки. Игры по выбору учащихся. | |
165. | Беседа: «Правила поведения в лесу». Спортивный час. Игра «Что изменилось?». | |
166. | Работа с природным материалом. Беседа по ТБ. Спортивный час. Игры по выбору учащихся. | |
167. | Беседа: «Хороший ли я ученик?». Спортивный час. Игра «Кот в мешке». | |
168. | Рисование на тему «Летний день». Спортивный час. Игра «Пионербол». | |
169. | Беседа: «Хороший ли я друг?». Спортивный час. Игры на свежем воздухе. | |
170. | Беседа: «Скоро каникулы». Спортивный час. Игры на свежем воздухе. | |
Список литературы
1. В.Н. Касаткина. Педагогика здоровья
2. М.Хасанова, Г.М.Сафиуллина, М.Я. Гарифуллина. Риторика 1-4 классы.
3. В. Казыйханов. Уроки нравственного воспитания.
4. Народные сказки и сказки разных писателей.
5. Детские газеты и журналы.
6. Д.Н.Сафарова. Виртуальный мир для мальчиков и девочек.
7. В.П Трушина. Уроки труда в начальных классах.
8. И.С. Ильин. Сто лучших моделей оригами.
9. Рэй Гибсон. Поделки папье-маше и бумажные цветы.
10. Л. Ганус. Уроки занимательного труда.
11. Э.К. Гульянс. Что можно сделать из природного материала.
12. А.И. Гукасова. Внеклассная работа по труду.
Анна Крамарова