Положение об адаптированной рабочей программе воспитателя группы продлённого дня коррекционной школы-интерната
ПОЛОЖЕНИЕ
об адаптированной рабочей программе воспитателя группы продлённого дня
коррекционной школы-интерната
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение составлено в соответствии с законом Российской
Федерации «Об образовании», и регламентирует порядок разработки и реализации адаптированных рабочих программ воспитателей школы-интерната.
1.2. Адаптированная рабочая программа воспитателя (далее – Программа) - нормативно-правовой документ школы, характеризующий систему организации образовательной деятельности воспитателя определяющий объем, порядок, содержание воспитательной работы, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса, составляющийся с учетом особенностей школы и особенностей воспитанников конкретной группы.
1.3. Рабочая программа - индивидуальный инструмент воспитателя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определённой
группы обучающихся содержание, формы, методы и приёмы организации воспитательного процесса с целью получения ожидаемого результата.
1.4. При составлении адаптированной рабочей программы учитываются такие факторы, как:
коррекционная направляющая, состояние здоровья обучающихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, качество учебных достижений, воспитательные потребности;
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения школы-интерната;
цели и задачи Образовательной программы школы-интерната.
1.5. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации, руководства и контроля воспитательного процесса в определенной группе.
1.6 Задачи программы:
конкретно определить содержание, объем, порядок осуществления воспитательной работы с учетом целей, задач и особенностей организации образовательного процесса в школе-интернате, контингента обучающихся.
2. Функции рабочей программы.
2.1. Нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную воспитательную область;
2.2. Определения содержания воспитания, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
2.3. Процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия воспитания;
2.4. Оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня воспитанности обучающихся.
3. Технология разработки рабочей программы.
3.1. Рабочая программа составляется воспитателем для определенной группы на учебный год.
3.2. Разрабатывается программа воспитателем группы с учетом планирования воспитательной работы классного руководителя, рабочей программы учителя-дефектолога группы.
4. Структура рабочей программы.
4.1. Структура Программы является формой представления работы воспитателя как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
титульный лист (название программы);
пояснительную записку;
тематический план;
календарно-тематический план занятий;
содержание тем направлений воспитательной деятельности;
требования к уровню подготовки обучающихся, воспитанников по дан-
ной программе;
список литературы;
приложения к программе.
4.2. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в воспитательном процессе, адресность. (приложение №1)
Содержит:
полное наименование образовательного учреждения, место расположения;
название рабочей программы;
ФИО разработчика программы, должность, квалификационная категория;
грифы согласования с руководителем МО, заместителем директора, гриф утверждения программы директором школы; год составления программы.
4.3. Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняю-
щий актуальность воспитательной работы, её задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задание, самостоятельная работа, беседа и т.д.), рекомендации по их проведению.
В тексте пояснительной записки следует указать:
соответствие рабочей программы Теме работы школы-интерната и Образовательной программе школы-интерната;
цели воспитательной работы на конкретной ступени обучения;
используемый методический комплект (в соответствии с Образовательной программой школы-интерната);
4.4. Тематический план – структурный элемент программы, отражающий, направления воспитательной работы школы-интерната, виды деятельности, формы работы, распределение часов по направлениям и видам деятельности, количество экскурсий, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). (Приложение №2)
4.5. Календарно-тематический план - структурный элемент программы, содержащий наименование направлений, видов деятельности и темы занятия (серии занятий), корректировка, результативность (по четвертям). Составляется в виде таблицы с учетом расписания внеклассных занятий по видам деятельности.
В столбике «Форма занятия» целесообразно указать формы проведения
учебных занятий: лекции, проект, дискуссия, исследование и пр. В столбике «Раздел» указываются разделы работы (СБО, ОБЖ, внеклассное чтение и др.)
В столбике «Информационное сопровождение» необходимо указать информационные источники, используемые воспитателем для проведения занятия, в том числе ИКТ.
Занятия в 1-5 классе проводятся 15-20 мин., в 6-11 классов – 20-25 мин.
Форма структурного элемента ежедневного плана и занятия в одной таблице. (Приложение №3).
4.6. Содержание рабочей программы - структурный элемент программы, включающий толкование направлений и видов деятельности. Указать направления и формы работы с родителями. При использовании в работе авторской программы без изменения её содержания воспитатель прикладывает изданную программу, ксерокопию авторского тематического планирования с уточнением дат проведения занятий.
4.7. Требования к уровню подготовки выпускников, воспитывающихся по данной программе, - структурный элемент программы, определяющий основные компетенции, знания, умения в навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе реализации воспитательной программы в данном классе-группе: знать/понимать, уметь, использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни. Указать результативность.
В соответствии с учебным планом проверок проводится учёт уровня восприятия неслышащими обучающимися контрольного речевого материала по видам деятельности. Результаты контрольно-измерительных действий отражены в протоколах ассистентов проверок, в документации воспитателя в форме сравнительных диаграмм. Материал программы считается усвоенным, если воспитанники в объёме 60% точно опознают и воспроизводят предложенные на слух речевые конструкции, грамотно и вариативно используют модули речевых высказываний. Контроль за уровнем развития личности неслышащего обучающегося проводится 1 раз в год (май).
4.8. В списке литературы указываются:
материалы учебно-методического комплекта (учебники, учебные пособия
и т.д.), обеспечивающие полноту овладения воспитанниками умений и навыков;
рекомендуемые для воспитателя печатные и электронные источники (методические рекомендации по изучению курса).
Список литературы, медиаресурсов указывается в алфавитном порядке по
разделам в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.
4.9. Приложения – структурный элемент программы, носящий факультативный характер. В качестве приложений могут выступать измерители качества ЗУН (тесты, анкеты), авторские разработки занятий и дидактических материалов.
5. Оформление рабочей программы.
5.1. Требования к оформлению адаптированной рабочей программы.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, выравнивание по ширине, выделение абзацев, поля (рекомендуемое) верхнее и нижнее – 1,5 см, левое и правое - 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4.
5.2. Календарно-тематический план составляется в виде таблицы.
5.3.Список литературы (основной и дополнительной) оформляется в соответствии с ГОСТом, элементы описания каждого учебного пособия должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
6. Рассмотрение и утверждение рабочей программы.
6.1 Порядок рассмотрения и утверждения АРП:
1) рассмотрение и обсуждение на заседании школьного методического объединения воспитателей на предмет соответствия примерной программе. Решение методического объединения педагогов отражается в протоколе заседания, а на титульном листе АРП ставится гриф согласования. После рассмотрения АРП педагог представляет курирующему заместителю директора на согласование;
2) экспертиза заместителя директора: проверяет на соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, оформление титульного листа, наличие разделов пояснительной записки, на соответствие данному Положению. Согласовывает программы воспитателей и представляет на утверждение директору школы-интерната. В случае несоответствия требованиям, АРП возвращается педагогу на доработку;
3) утверждение рабочей программы директором школы-интерната.
После утверждения директором школы-интерната АРП становится нормативным локальным документом, реализуемым педагогом в образовательном процессе.
6.2. При несоответствии адаптированной рабочей программы установленным данным Положением требованиям, может быть наложена резолюция о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
6.3. Все изменения, дополнения, вносимые воспитаетелем в адаптированную рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией школы-интерната.
6.4. АРП предоставляется заместителю директора в 2-х печатных экземплярах и электронном варианте.
6.5. Один экземпляр адаптированной рабочей программы хранится в кабинете курирующего заместителя директора.
6.6. Второй экземпляр находится у воспитателя.
6.7.Электронный вариант программы размещается на сайте школы-интерната.
7. Права и обязанности педагогических работников.
7.1. Воспитатель имеет право разрабатывать авторскую рабочую программу, которая проходит внешнюю экспертизу.
7.2. Воспитатель имеет право вносить изменения в форму предлагаемого календарно-тематического плана.
7.3. Педагог имеет право корректировать АРП в период учебного года после согласования с заместителем директора.
7.4. Педагог обязан:
1) разрабатывать АРП по своему направлению в соответствии с данным Положением;
2) по завершении учебного года, в установленные сроки, предоставлять годовой отчет об исполнении АРП заместителю директора;
3) предоставляет АРП в установленные сроки на рассмотрение и согласование руководителю школьного методического объединения, на согласование и утверждение заместителю директора;
4) устраняет замечания, выявленные руководителем школьного методического объединения, заместителем директора, директором школы-интерната в установленные сроки;
5) предоставляет заместителю директора отчет о прохождении АРП и выполнении программного материала по окончанию каждой учебной четверти.
7.5. Руководитель школьного методического объединения (далее ШМО):
1) проводит заседание по рассмотрению и согласованию программ педагогов;
2) проверяет АРП на соответствие примерной программе;
3) устанавливает педагогу сроки устранения замечаний по программе.
7.6. Заместитель директора:
1) устанавливает сроки проведения процедуры согласования и утверждения программ по завершению учебного года;
2) проверяет программы на соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, даты контрольных работ и их количество в классе на одной неделе, процент внесенных изменений примерной программы в календарно-тематическом планировании, оформление титульного листа, наличие разделов пояснительной записки, на соответствие данному Положению;
3) устанавливает педагогу сроки устранения замечаний по программе;
4) представляет АРП на утверждение директору школы-интерната.
8. Контроль реализации рабочих программ
8.1. Контроль реализации адаптированных рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.
Приложение №1
Титульный лист
Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « »
Рассмотрена на заседании МО Протокол №____ от «__»________20__г. |
Согласована зам. директора по УВР ______ «_____»________20__г. |
Утверждаю Директор школы-интерната __________ Приказ № ___ от «_____»__________20__г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитателя ____________________группы_____________
ФИО
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
на _______ - ________ учебный год (годы)
Принята |
Разработана |
Протокол педагогического совета |
_____________________, |
От «_____» __________ |
воспитателем первой квалификационной категории |
№ _____ |
20__
Приложение №2
№ |
Вид деятельности |
Формы работы |
Количество часов в неделю |
1. |
Проблемно-ценностное общение (ПЦО) |
Беседы Дискуссии Дебаты Диспуты |
|
2 |
Познавательная (ПД) |
Беседа Инфоормация Сообщение |
|
3 |
Спортивно-оздоровительная (СОЗ) |
Инструктирование Практикум |
|
4 |
Игровая (ИД) |
Подвижная Сюжетно-ролевая Деловая |
|
5 |
Художественное творчество (ХТ) |
Рисунки Поделки |
|
6 |
Досугово-развлекательная (ДРД) |
Праздничные программы |
|
7 |
Трудовая деятельность |
Беседа Инструктирование Практикум |
|
8 |
Социальное творчество (СТ) |
Проекты |
|
Всего часов |
Приложение №3.
Форма ежедневного плана
Время |
Режимные моменты |
Цели и деятельность |
Словарь |
||||||
Приём обучающихся |
|||||||||
Переодевание |
|||||||||
Приём пищи. Обед. |
|||||||||
ОДО. Прогулка. Отдых и деятельность на воздухе. |
. |
||||||||
Полдник. |
|||||||||
Наименование видов деятельности, направлений работы |
Раздел. Тема занятия |
Тип занятия |
Форма занятия |
Элементы содержания |
Результативность |
Информационное сопровождение по плану |
Корректировка |
||
|
Самоподготовка |
||||||||
|
Отпуск обучающихся домой |