Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу «Разговор о здоровом питании» (3 класс)
Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.
РП "Разговор о правильном питании"
DOCX / 44.51 Кб
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование по курсу
« Разговор о здоровом питании»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Разговор о здоровом питании» для 1-4 классов разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);
- Письма МО и Н РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего начального образования»;
- Приказа МО и Н РТ от 13.12.2010 № 10745/10 «Об организации внеурочной деятельности в 1-х классах общеобразовательных учреждений в условиях реализации ФГОС НОО»;
- Положения о внеурочной деятельности.
В Конвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.
Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.
Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.
Как показывают исследования специалистов, только 20% родителей знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Реализация программы «Разговор о здоровом питании» в начальной школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение в массы правила питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности, т.е. все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Учащиеся должны иметь представление о
продуктах, являющихся источниками витаминов, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д. Ученик может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и таким образом осваивать простейшие правила сервировки, т.е. получать реальное практическое значение.
Обучение строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Значение имеет и учет традиций питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни.
Для оценки эффективности программы будет проведено анкетирование детей и родителей, с целью выявления предпочтений продуктов в начале и в конце учебного года. Результаты покажут – изменился ли качественный и количественный состав продуктов ежедневного рациона питания детей.
Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса и к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Цель программы:
создание условий для формирования представлений о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, об основных принципах гигиены питания, о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. Дать представление о необходимости и важности регулярного питания и соблюдение режима питания.
Задачи программы:
ознакомления обучающихся с необходимостью заботы о своём здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
овладения системой знаний о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;
приобретения опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах здорового образа жизни;
способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни;
чувства ответственности за своё здоровье.
Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Общая характеристика программы
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе «Разговор о здоровом питании» является дидактическая система деятельностного метода. Суть её заключается в том, что педагог, используя систему дидактических принципов и технологию деятельностного метода, создаёт для обучающихся условия, в которых они не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт познавательной деятельности и осваивают систему знаний по курсу «Разговор о здоровом питании».
Одна из задач программы – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
На прохождение программы отводится 1 час в неделю.
Формы обучения
В программе используются разнообразные формы проведения занятий. Формы занятий разнообразны: познавательные беседы, экскурсии, наблюдения, решение ситуативных задач по экологической тематике.
Методы обучения:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
Проблемный
Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
Объяснительно-иллюстративный.
Форма учебной работы: внеурочная деятельность
Форма организации - кружок.
В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая, игровая, практическая.
Формы работы учащихся на занятиях:
коллективные;
групповые;
индивидуальные.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
участие в олимпиадах, международной игре «Кенгуру»;» Эму» и др.
знакомство с научно-популярной литературой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Содержание программы
«Разговор о здоровом питании»
1 час в неделю, всего 34 часа
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
|
Разнообразие питания |
10 |
|
Гигиена питания и приготовление пищи |
8 |
|
Этикет |
9 |
|
Рацион питания |
7 |
Итого 34 часа |
№ |
Название раздела |
теоретическая |
практическая |
1 |
Разговор о здоровом питании |
16 |
18 |
Содержание курса «Разговор о здоровом питании» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами освоения программы являются:
принятие установки на здоровый образ жизни;
принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Метапредметными результатами освоения программы являются:
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
планирование технологического процесса труда;
выраженная готовность в потребности здорового питания;
осознание ответственности за качество правильного питания;
дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
освоение навыков сервировки стола;
публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.
Предметными результатами освоения программы являются:
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
Тематическое планирование
№ п\п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
|
Разнообразие питания
|
10 |
|
1 |
Из чего состоит наша пища?
|
1 |
|
2 |
Как правильно есть.
|
1 |
|
3 |
Что нужно есть в разное время года?
|
1 |
|
4 |
Праздник чая |
1 |
|
5 |
Что надо есть, если хочешь стать сильнее?
|
1 |
|
6 |
Самые полезные продукты.
|
1 |
|
7 |
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
|
1 |
|
8 |
Где найти витамины весной?
|
1 |
|
9 |
Каждому овощу своё время.
|
1 |
|
10 |
Особенности национальной кухни.
|
1 |
|
|
Гигиена питания и приготовление пищи
|
8 |
|
11 |
Гигиена школьника.
|
1 |
|
12 |
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
|
1 |
|
13 |
Здоровье – это здорово!
|
1 |
|
14 |
Где и как готовят пищу.
|
1 |
|
15 |
Продукты быстрого приготовления.
|
1 |
|
16 |
Вредные и полезные привычки в питании.
|
1 |
|
17 |
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты.
|
1 |
|
18 |
Конкурс рисунков «Любимые продукты и блюда». |
1 |
|
|
Этикет
|
9 |
|
19 |
Правила поведения в столовой.
|
1 |
|
20 |
Предметы сервировки стола.
|
1 |
|
21 |
Как правильно вести себя за столом.
|
1 |
|
22 |
Что надо есть, если завтра контрольная?
|
1 |
|
23 |
Режим питания школьника.
|
1 |
|
24 |
Кухни разных народов.
|
1 |
|
25 |
Как питались на Руси?
|
1 |
|
26 |
Правила поведения в гостях.
|
1 |
|
27 |
Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
|
1 |
|
|
Рацион питания
|
7 |
|
28 |
Молоко и молочные продукты.
|
1 |
|
29 |
Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее.
|
1 |
|
30 |
Какую пищу можно найти в лесу.
|
1 |
|
31 |
Правила сбора грибов и ягод.
|
1 |
|
32 |
Дары моря.
|
1 |
|
33 |
На вкус и цвет товарищей нет
|
1 |
|
34 |
Плох обед, если хлеба нет.
|
1 |
|
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
« Разговор о здоровом питании»
№ п\п |
|
Тема занятия |
Формы проведения занятий |
Кол – во часов |
Сроки |
||||||
план |
факт |
||||||||||
|
Разнообразие питания ( 10 ч ) |
|
|
|
|
|
|||||
1 |
|
Из чего состоит наша пища? |
Практическое занятие с элементами игр |
1 |
|
|
|||||
2 |
|
Как правильно есть. |
Практические занятия с элементами игр, загадок, головоломок |
1 |
|
|
|||||
3 |
|
Что нужно есть в разное время года? |
Практическое занятие с элементами игр,загадок |
1 |
|
|
|||||
4 |
|
Праздник чая |
Практическое занятие с элементами игр |
1 |
|
|
|||||
5 |
|
Что надо есть, если хочешь стать сильнее? |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
6 |
|
Самые полезные продукты. |
Практические занятия с элементами игр, загадок, головоломок |
1 |
|
|
|||||
7 |
|
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
8 |
|
Где найти витамины весной? |
Практические занятия с элементами игр,конкурсов |
1 |
|
|
|||||
9 |
|
Каждому овощу своё время. |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
10 |
|
Особенности национальной кухни. |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
|
Гигиена питания и приготовление пищи ( 8ч ) |
|
|
|
|
|
|||||
11 |
|
Гигиена школьника. |
Практические занятия с элементами игр,конкурсов |
1 |
|
|
|||||
12 |
|
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. |
Практические занятия с элементами игр, загадок, головоломок |
1 |
|
|
|||||
13 |
|
Здоровье – это здорово! |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
14 |
|
Где и как готовят пищу. |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
15 |
|
Продукты быстрого приготовления. |
Практические занятия с элементами игр,конкурсов |
1 |
|
|
|||||
16 |
|
Вредные и полезные привычки в питании. |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
17 |
|
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. |
Практические занятия с элементами игр,конкурсов |
1 |
|
|
|||||
18 |
|
Конкурс рисунков «Любимые продукты и блюда». |
Практические занятия |
1 |
|
|
|||||
|
Этикет (9ч ) |
|
|
|
|
|
|||||
19 |
|
Правила поведения в столовой. |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
20 |
|
Предметы сервировки стола. |
Практические занятия |
1 |
|
|
|||||
21 |
|
Как правильно вести себя за столом. |
Практические занятия с элементами игр,конкурсов |
1 |
|
|
|||||
22 |
|
Что надо есть, если завтра контрольная? |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
23 |
|
Режим питания школьника. |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
24 |
|
Кухни разных народов. |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
25 |
|
Как питались на Руси? |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
26 |
|
Правила поведения в гостях. |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
27 |
|
Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
|
Рацион питания (7ч) |
|
|
|
|
|
|||||
28 |
|
Молоко и молочные продукты. |
Практические занятия с элементами игр,конкурсов |
1 |
|
|
|||||
29 |
|
Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. |
Практические занятия с элементами игр,конкурсов |
1 |
|
|
|||||
30 |
|
Какую пищу можно найти в лесу. |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
31 |
|
Правила сбора грибов и ягод. |
Практические занятия с элементами игр,конкурсов |
1 |
|
|
|||||
32 |
|
Дары моря. |
Практические занятия с элементами игр,конкурсов |
1 |
|
|
|||||
33 |
|
На вкус и цвет товарищей нет. |
Практические занятия с элементами игр,конкурсов |
1 |
|
|
|||||
34 |
|
Плох обед, если хлеба нет. |
Лекция, занятие с элементами игр. |
1 |
|
|
|||||
Информационно – методическое обеспечение
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28
Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8
Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47
КондоваС.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с
Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
Интернет-ресурсы
1.Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
2. Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/
3. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
4. CD «Детский энциклопедический словарь».