Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по химии (8 класс)
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8а класса общеобразовательной школы для детей с ОВЗ создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089), Федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 10.04.2002 №29/2065) и Примерных программ по учебным предметам. Химия. 8-9 классы: проект.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2011.-44с.) и авторской программы (Н.Н.Гара, Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8-9 классы . –Москва, Просвещение, 2011-46с.)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения химии, которые определены стандартом. В программе сохранена коррекционная направленность педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Структура документа
Рабочая программа по химии представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; учебно-тематический план.
Общая характеристика учебного предмета.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками образовательного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся, а также в достижении главных целей основного общего образования:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено:
• на освоение важнейших знаний об основных понятиях химии, о химической символике;
•на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
•на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
•на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
•на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, в сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В задачи обучения химии входят:
изучение основ науки: важнейших фактов, понятий, химических законов, теорий, химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;
ознакомление с технологиями, применяемыми на химическом производстве;
воспитание нравственности, бережного отношения к природе;
формирование умений сравнивать, вычленять в изученном существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, связно излагать учебный материал;
формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием;
соблюдать правила техники безопасности;
наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и повседневной жизни;
формирование умений организовывать свой труд;
пользоваться учебником, справочной литературой;
соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте;
развитие слухового восприятия и коррекция произношения.
Коррекционные задачи:
• различение и опознавание знакомых фраз на слух;
• восприятие учебного материала слухо-зрительно;
• тренировка навыков чтения с губ;
• коррекция звукопроизношения;
• соблюдение правил орфоэпии;
• развитие речевого слуха;
• закрепление навыков устной речи;
• развитие словесно-логического мышления;
• совершенствование всех видов речевой деятельности неслышащих учащихся.
Общая характеристика рабочей программы и учебного процесса.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Особенности:
Согласно действующему Базисному учебному плану образовательных учреждений (2002г.), рабочая программа для 8-10 классов предусматривает обучение химии в объёме 3 часов в неделю, 105 часов за учебный год и изучается 3 года (в отличие от общеобразовательной школы, где на изучение данного материала отводится 2 года).
Содержание рабочей программы по химии для 8 класса (глухие) адаптировано с учетом общего уровня развития учащихся, особенностей и закономерностей обучения детей с нарушением слуха.
Использование специфических принципов, учитывающих особенности и закономерности обучения детей с нарушенным слухом:
единства обучения основам науки и словесной речи
интенсификации речевого общения.
В календарно- тематическое планирование введён речевой материал (термины и понятия). Работа со словарём особенно необходима для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухие).
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. В организации учебного процесса и выборе методов обучения педагог руководствуется системой дидактических принципов: научности, сознательности и активности, доступности, наглядности, прочности, индивидуального подхода и др. При этом, предполагается своеобразие их реализации в школе для глухих детей.
Применяются разнообразные типы уроков: комбинированный, изучение нового материала, обобщения и систематизации знаний, применения знаний и умений и урок контроля и оценки знаний учащихся. После каждой контрольной работы запланирована работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся через выполнение заданий, тестов, самостоятельных и контрольные работы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены все виды школьного химического эксперимента - демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, расчётные задачи, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
На уроках применяется: индивидуальная, групповая и фронтальная работа.
Формы и способы контроля:
контрольная работа
самостоятельная работа
тест
реферат
Раздел II. Содержание учебного предмета.
(105 часов, 3 часа в неделю)
Основное содержание курса химии 8 класса - изучение раздела «Основные понятия химии (уровень атомно- молекулярных представлений)» -94 часа; раздел «Химия и жизнь» -3 часа; раздел «Обобщение по курсу химии 8 класс»- 5 часов; резерв- 3 час.
Темы, раскрывающие данный раздел программы |
Основное содержание (распределение химического эксперимента приведено в календарно - тематическом планировании) |
Кол.час. |
Особенности основного содержания |
Предмет химии |
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ. Физические и химические явления. Признаки и условия возникновения и течения химических реакций. |
10 |
|
Первоначальные химические понятия |
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный анализ вещества. Простые и сложные вещества. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. |
30 |
Вводится понятие «кристаллическая решетка», подробное изучение в 9 классе |
Кислород |
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства. Химические свойства кислорода. Оксиды. Применения Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям |
11 |
Вводится понятие «оксиды», подробное изучение в теме «Классы неорганических соединений» |
Водород |
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода Химические свойства водорода. Применение. |
5 |
Вводится понятие «кислоты», подробное изучение в теме «Классы неорганических соединений» |
Растворы. Вода. |
Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе. |
13 |
|
Основные классы неорганических соединений |
Оксиды. Составление формул, их название. Основные и кислотные оксиды, характеристика важнейших соединений. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Состав и названия оснований, их классификация Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Способы получения и применение. Кислоты. Состав и названия кислот, их классификация. Изменение окраски индикаторов. Химические свойства кислот. Соли как производные кислот и оснований. Состав и названия солей Химические свойства солей. Растворимость солей в воде. Способы получения солей. Генетическая связь между классами неорганических веществ. |
25 |
Вводится понятие «амфотерные оксиды», подробное изучение в 9 классе |
Вариативная часть программы отводится на изучение раздела «Химия и жизнь» -3 часа.
Темы, раскрывающие данный раздел программы |
Основное содержание |
Колчас. |
Особенности основного содержания |
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. |
Химия и здоровье: Лекарственные препараты, проблемы, связанные с их применением. Химия и пища. Консерванты пищевых продуктов |
2 |
При изложении тем подразумевается проектная деятельность учащихся: работа с источниками химической информации. |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия |
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. |
1 |
В программу введен раздел «Обобщение по курсу химии 8 класс»- 5 часов, который позволит повторить и обобщить ЗУН, полученные при изучении тем по курсу химии 8 класс. Резерв- 3 час.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, получить знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира. Историко-научный материал, представленный в курсе, даёт возможность показать школьникам, что развитие науки - это многовековая история становления знаний об окружающем мире. Это позволит раскрыть общеобразовательное значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.
Раздел III. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Требования к усвоению теоретического учебного материала.
Знать основные положения атомно-молекулярного учения, в свете которого уметь применять следующие понятия: относительная атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём, относительная плотность газов, простые и сложные вещества, химический элемент, валентность, оксиды, основания, кислоты, соли, химическая реакция, типы реакций (разложения, соединения, замещения, обмена).
Знать формулировку закона сохранения массы веществ, уметь разъяснять на примерах его значение, применять закон при составлении уравнений и проведении расчетов.
Требования к усвоению фактов.
Знать состав изученных оксидов, оснований, кислот, солей.
Уметь сравнивать состав и свойства изученных веществ, анализировать результаты наблюдаемых опытов, классифицировать вещества и реакции, объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий и причины многообразия химических соединений на основе атомно-молекулярного учения.
3. Требования к усвоению химического языка.
Знать химические символы элементов (не менее 20), уметь разъяснять смысл химических формул и уравнений.
Уметь на основании знания валентности элементов составлять формулы соединений, состоящих из двух элементов, формулы оснований и солей по известной валентности металлов и кислотных остатков; давать названия изученным оксидам, основаниям, кислотам, солям; составлять уравнения изученных реакций.
Требования к выполнению химического эксперимента.
Знать правила работы с веществами и простейшим оборудованием. Уметь обращаться с пробирками, мерными сосудами, лабораторным штативом, спиртовкой; растворять твёрдые вещества, проводить нагревание, отстаивание, фильтрование.
Требования к решению расчетных задач.
Уметь вычислять относительную молекулярную массу вещества.
Уметь вычислять массовую долю химического элемента в веществе по его формуле. Производить расчёты с использованием физических величин «количество вещества» и «молярная масса».
Раздел IV. Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Учебники: «Химия 8»Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва, «Просвещение»,2011г.;
Рабочая тетрадь по химии 8 класс к учебнику Рудзитис Г.Е., Боровских Т.А., «Экзамен», 2010
Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М: Глобус,2008-224с.
Для учителя:
Учебники: «Химия 8»Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва, «Просвещение»,2011г.;
Рабочая тетрадь по химии 8 класс к учебнику Рудзитис Г.Е., Боровских Т.А., «Экзамен», 2010
Тесты по химии 8 класс к учебнику Рудзитис Г.Е., Боровских Т.А., «Экзамен», 2012
Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 классы 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 88 с.
Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Брейгер Л.М., Баженова А.Е., Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Волгоград, Учитель, 2009
Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М: Глобус,2008-224с
Все лабораторные работы. 6-11 класс. Физика, химия/биология. Н.Э. Варрава, Ростов/на Д: Феникс, 2010,286 с.
Мультимедийные пособия:
Электронное приложение к учебнику Химия. Неорганическая химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.
Интернет-источники:
http://school-collection.edu.ru
Тематическое планирование
по химии в 8а классе на 2018-2019 учебный год
Кол-во часов:
всего ___105______ч; в неделю____3________ч.
По основным разделам:
Содержание |
Кол-во часов в рабочей программе |
Предмет химии |
10 |
Первоначальные химические понятия |
30 |
Кислород |
11 |
Водород |
5 |
Растворы. Вода. |
13 |
Основные классы неорганических соединений |
25 |
Химия и жизнь |
3 |
Обобщение по курсу химии 8 класс |
5 |
Резерв |
3 |
Всего |
105 |
Плановых контрольных уроков - 4.
Планирование составлено на основе Примерных программ по учебным предметам. Химия. 8-9 классы: проект.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2011.-44с.) и авторской программы (Н.Н. Гара, Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы . –Москва, Просвещение, 2011-46с.)
Учебник: «Химия 8»Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва, «Просвещение»,2011г.
V. Развернутое календарно-тематическое планирование уроков химии в 8а классе
№ |
Колчас. |
Тема урока |
Дата |
Тип урока |
Основные понятия/речевой материал |
Компетенции. Планируемый результат |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности. Контрольно-измерительные материалы. |
|
Тема 1: «Предмет химии» (10 ч.) |
||||||||
1 |
1 |
Химия как часть естествознания. Методы познания в химии. Вводный инструктаж по ТБ. Правила ТБ. Первая доврачебная помощь пострадавшему. |
3.09 |
Усвоение новых знаний |
химия, вещества, свойства веществ. превращения веществ. вводный инструктаж по ТБ. первая доврачебная помощь пострадавшему |
Знать: правила ТБ. Уметь: оказать первую доврачебную помощь, определять основные задачи науки химии. |
Беседа с учителем по новой теме. Знакомство с электронным учебником. Прослушивание вводного инструктажа по ТБ. (2- стр.11 таб.1) |
|
2,3 |
2 |
Практическая работа№1. Правила техники безопасности при работе химическом кабинете. Знакомство с лабораторным оборудование. Строение пламени. |
6.09 7.09 |
Усвоение новых знаний |
правила т/б при работе с химическими веществами. лабораторное оборудование, штатив. нагревательные приборы, лабораторная посуда |
Знать: правила ТБ при работе в химической лаборатории; лабораторное оборудование. Уметь: применять правила ТБ при работе с лабораторным оборудованием |
Выполнение практической работы: знакомство с лабораторным оборудованием, изучение строения пламени (2- стр.8-9 вопр.1-10) |
|
4,5 |
2 |
Понятие о веществе. Чистые вещества и смеси. Лаб. работа№1 «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами» ТБ |
10.09 13.09 |
Комбинированный урок |
физические свойства веществ признаки, отличия вещества от тела. смеси веществ, чистые вещества. классификация веществ |
Знать: классификацию веществ, индивидуальные свойства(физические) веществ Уметь: различать понятия тело и вещество, простое вещество, сложное вещество; описывать свойства веществ |
Беседа с учителем по новой теме. Выполнение лабораторной работы. Просмотр видео- Цифровая база видео 1.1 - демонстрация (2- стр.11 таб.2) |
|
6 |
1 |
Способы разделения смесей. Лаб. работа №2 «Разделение смеси с помощью магнита» ТБ |
14.09 |
Комбинированный урок |
отстаивание, фильтрование, выпаривание , кристаллизация , дистилляция , хроматография |
Знать: способы разделения смесей Уметь: экспериментально разделять смеси |
Беседа с учителем по теме, работа со схемой «Основные способы разделения смесей» Выполнение лабораторной работы, разделение смеси серы и железа с помощью магнита (2- стр.12 вопр.1-4) |
|
7 |
1 |
Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли. ТБ |
17.09 |
применение знаний и умений |
правила Т/Б при работе с химическими веществами, растворение соли, фильтровальная бумага, фильтрат |
Знать: способы разделения смесей .Уметь: следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием. |
Практическая работа: разделение смеси методами отстаивания, фильтрования, выпаривания. (2- стр.13-14 вопр.7-14) |
|
8-10 |
2 |
Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций. Лаб. работа№3 «Примеры физических явлений» ТБ Лаб. работа№4 «Примеры химических явлений» ТБ. Лаб. работа №5 «Разложение основного карбоната меди (2)» ТБ Лаб. работа№6 «Реакция замещения меди железом» ТБ |
20.09 21.09 |
Комбинированный урок |
таяние льда, испарение плавление, изменение цвета, выделение газа образование осадка , выделение воды поглощение (выделение) тепла и света |
Знать: признаки химических реакций и условия их протекания. Уметь: по характерным признакам отличать химические реакции от физических явлений веществ и экспериментально подтверждать. |
Беседа с учителем по новой теме. Просмотр видео- Цифровая база видео 1.2 Выполнение лабораторной работы. (2- стр.15-16 вопр.1-7) |
|
Тема 2 «Первоначальные химические понятия» (30 ч.) |
||||||||
11,12 |
2 |
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. |
24.09 27.09 |
Усвоение новых знаний |
Атом, молекула, химически неделимые частицы. молекулярное строение, кристаллическая решетка температура кипения и плавления |
Знать: понятия химический элемент, атом, молекула. Уметь: записывать химические элементы, применяя символику – знаки, и правильно их произносить. |
Беседа с учителем по новой теме. Просмотр видео-Цифровая база видео 1.3..3 Работа с таблицей (электронный учебник) «Сравнительная характеристика веществ молекулярного и немолекулярного строения» (2- стр.16 зад.1-6 ) |
|
13,14 |
2 |
Качественный и количественный анализ вещества. Простые и сложные вещества. Лаб. работа №7 «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ». ТБ |
28.09 |
Комбинированный урок |
анализ качественный и количественный, классификация, простые и сложные вещества. |
Знать: понятия простое вещество, сложное вещество, химическое соединение Уметь: определять по составу молекулы простое и сложное вещество; характеризовать качественный и количественный состав молекулы вещества |
Беседа с учителем по новой теме. Выполнение лабораторной работы, выполнение заданий (2- стр.17 зад.9) |
|
15,16 |
2 |
Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. |
01.10 04.10 |
Усвоение новых знаний |
химический алфавит, произношение, русские названия, атомная единица массы |
Знать: определения: относительная атомная масса; знаки химических элементов Уметь: определять относительную атомную массу. |
Беседа с учителем по новой теме., работа с электронным учебником- «Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева», таб. «Формы существования химических элементов» (2- стр.19 зад.1-3) |
|
17,18 |
2 |
Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. |
05.10 08.10 |
Усвоение новых знаний |
практическое значение свойства пропорций химический знак индекс |
Знать: понятия простое вещество, сложное вещество, количественный и качественный состав вещества, химическая формула, индекс. Уметь: объяснять закон постоянства состава вещества. |
Беседа с учителем по новой теме. Просмотр видео-Цифровая база видео 1.3.3 Выполнение заданий (2- стр.12 зад. 6-7) |
|
19-21 |
3 |
Относительная молекулярная масса. Решение расчетных задач по теме «Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле» |
11.10 12.10 15.10 |
Комбинированный урок |
относительная молекулярная масса , математический алгоритм нахождения |
Знать: определение относительной молекулярной массы Уметь: вычислять относительную молекулярную массу. |
Беседа с учителем по новой теме. Работа с электронным учебником- «Периодическая таблица хим.элементов.» (2- стр.23 зад.6) |
|
22-24 |
3 |
Массовая доля химического элемента в соединении. Решение расчетных задач по темам «Вычисление массовой доли элемента химическом соединении», «Установление простейшей вещества по массовым долям элемента». Самостоятельная работа№1 |
18.10 19.10 22.10 |
Применение знаний и умений |
массовая доля , образец , омега, практическое значение , метод проверки расчетная формула , проценты, оформление задачи , дано, решение |
Знать: расчетную формулу нахождения массовой доли элементов в соединенияхУметь: характеризовать вещество по химической формуле; вычислять массовую долю элементов в соединении. |
Беседа с учителе м, работа с электронным учебником (2- стр.25 зад. 1-4) |
|
25-27 |
3 |
Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности. Определение валентности элементов по формулам их соединений. |
25.10 26.10 29.10 |
Комбинированный урок |
Способность атомов римские цифры графические формулы |
Знать: понятие валентность.Уметь: определять валентность элементов в соединениях; составлять формулы соединений по валентности. |
Рассказ учителя, работа с электронным учебником (2- стр.29 зад.1-4) |
|
28 |
1 |
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. |
08.11 |
Усвоение новых знаний |
Теория многообразия веществ Уравнение химической реакции Продукты реакции Реагирующие вещества |
Знать: основные положения атомно-молекулярного учения. Уметь: объяснять химические явления с позиции атомно-молекулярного учения. |
Беседа с учителем по новой теме, работа с электронным учебником- портрет Ломоносова. Просмотр видео-Цифровая база видео 1.3.4 (2- стр.33 зад.8-10) |
|
29,30 |
2 |
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. |
09.11 12.11 |
Комбинированный урок |
Типы химических реакций, реакции разложения, соединения, замещения, обмена |
Знать: 4 основных типа химических реакций. Уметь: определять тип химической реакции по химическому уравнению. |
Беседа с учителем по новой теме, работа с электронным учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.39 зад.2) |
|
31-33 |
3 |
Моль – единица количества вещества. Молярная масса. |
15.11 16.11 19.11 |
Усвоение новых знаний |
Физическая величина, структурная частица, число Авогадро, молярная масса, количество вещества |
Знать: единицу измерения количества вещества – моль; понятие молярная масса; формулу вычисления количества вещества по молярной массе вещества и массе вещества. Уметь: вычислять количество вещества; вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества по количеству вещества, использования единицы измерения – моль, ммоль, кмоль. |
Рассказ учителя, работа с электронным учебником– табл. «Физические величины, используемые при решении задач» Просмотр презентации «Моль» Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.39 зад.1-3) |
|
34-36 |
3 |
Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций. |
22.11 23.11 26.11 |
применение знаний и умений |
Расчётные задачи по уравнения химических реакций Уравнения химических реакций. Расчётные задачи на закон сохранения массы веществ. |
Знать: единицы важнейших величин; алгоритм решения расчётных задач по уравнениям реакций. Уметь: решать расчётные задачи по уравнениям реакций и находить количества вещества, массу и объём продуктов реакции по количеству вещества, объёму и массе исходных веществ. |
Рассказ учителя, работа с электронным учебником Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.43 зад.2-3,5-7) |
|
37-38 |
2 |
Обобщение и систематизация знаний по теме |
29.11 30.11 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Расчётные задачи по уравнения химических реакций Уравнения химических реакций. Расчётные задачи на закон сохранения массы веществ. |
Знать: единицы важнейших величин; алгоритм решения расчётных задач по уравнениям реакций. Уметь: решать расчётные задачи по уравнениям реакций и находить количества вещества, массу и объём продуктов реакции по количеству вещества, объёму и массе исх. веществ |
Работа с электронным учебником Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.54 тест) |
|
39 |
1 |
Контрольная работа№1 по теме «Первоначальные химические понятия». |
03.12 |
Урок контроля |
Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме 1: «Первоначальные химические понятия» |
Самостоятельное выполнение работы по вариантам |
||
40 |
1 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе №1 по теме «Первоначальные химические понятия». |
06.12 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Систематизация ЗУН при изучении материала темы 2 |
Самостоятельное исправление ошибок по вариантам |
||
Тема 3: «Кислород» (11 ч.) |
||||||||
41,42 |
2 |
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства. |
07.12 10.12 |
Усвоение новых знаний |
Гидросфера, атмосфера, литосфера, гниение, фотосинтез малорастворим, лучинка, «образующий кислоты» |
Знать: состав молекулы кислорода; физические свойства кислорода; способы получения и собирания кислорода. Уметь: различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода; описывать свойства и физиологическое действие озона на организм |
Рассказ учителя, работа с электронным учебником -табл. «Распространение элементов в природе», схема «Кислород», «Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды» (2- стр.57 зад.3) |
|
43,44 |
2 |
Химические свойства кислорода. Оксиды. Применения. Лаб. работа №8 «Ознакомление с образцами оксидов» ТБ Круговорот кислорода в природе. |
13.12 14.12 |
Комбинированный урок |
Окисление, горение Исторические названия, систематическая номенклатура Экологические проблемы |
Знать: химические свойства кислорода; Уметь: записывать уравнения реакций кислорода с простыми веществами; связь между свойствами кислорода и сферами его применения |
Беседа с учителем по новой теме, работа с электронным учебником- видео «Горение S,P,Fe в кислороде» Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.60 зад.13) |
|
45 |
1 |
Практическая работа №3.«Получение и свойства кислорода» ТБ |
17.12 |
применение знаний и умений |
Реакция разложения Правила ТБ Штатив Лабораторная посуда |
Знать: способы получения и собирания кислорода. Уметь: следовать правилам получения и собирания кислорода, распознавать опытным путем кислород; следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием. |
Практическая работа : исследование свойств водорода, наблюдение химических превращений изучаемых веществ.; описание химических реакций, наблюдаемых в ходе лабораторных экспериментов. (2- стр.60 зад.5) |
|
46 |
1 |
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения |
20.12 |
Комбинированный урок |
Углекислый газ, инертные газы, компоненты Антуан Лоран Лавуазье Благородные газы |
Знать: состав воздуха, объемную долю кислорода в воздухе. Уметь: описывать способы защиты окружающей среды от загрязнения. |
Беседа с учителем по новой теме, работа с электронным учебником-портрет и биография Лавуазье, таб. «Объемный состав воздуха»; Д. «Определение состава воздуха». Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.65 вопр. 1-3) |
|
47,48 |
2 |
Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций |
21.12 24.12 |
Усвоение новых знаний |
Скорость протекания реакции Экзотермическая реакция, эндотермическая реакция, тепловой эффект |
Знать: понятия реакция горения, экзотермическая и эндотермическая реакции; признаки химических реакций и условия их протекания. Уметь: описывать условия горения и способы его прекращения |
Беседа с учителем по новой теме, работа с электронным учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.69 зад.7-9) |
|
49-51 |
3 |
Расчеты по термохимическим уравнениям. Самостоятельная работа№2 |
10.01 11.01 14.01 |
Комбинированный урок |
термохимические уравнения |
Знать: алгоритм составления химического уравнения- правила подбора коэффициентов. Уметь: составлять уравнения химических реакций; решать расчётные задачи. |
Беседа с учителем по новой теме, работа с электронным учебником Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.70 зад.10-12) |
|
Тема 4: «Водород» (5 ч.) |
||||||||
52,53 |
2 |
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода. |
17.01 18.01 |
Усвоение новых знаний |
Вода, аммиак, метан, гидриды |
Знать: состав молекулы водорода; физические свойства водорода; Уметь: различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере водорода |
Беседа с учителем по новой теме. Работа с электронным учебником-просмотр видео «Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды». Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.72 зад.2) |
|
54,55 |
2 |
Химические свойства водорода. Применение. Лаб. работа №9 «Получение водорода и изучение его свойств». ТБ Лаб. работа №10 «Взаимодействие водорода с оксидом меди(2)». ТБ |
21.01 24.01 |
Комбинированный урок |
Восстановитель, реакции с металлами, реакции с неметаллами |
Знать: химические свойства водорода Уметь: записывать уравнения реакций водорода с простыми веществами; связь между свойствами водорода и сферами его применения |
Беседа с учителем по новой теме. Выполнение заданий в рабочей тетради: исследование свойств водорода, наблюдение химических превращений изучаемых веществ; описание химических реакций, наблюдаемых в ходе лабораторных экспериментов. (2- стр.73 зад.5,7) |
|
56 |
1 |
Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород». |
25.01 |
Комбинированный урок |
Закрепление, систематизация ЗУН при изучении материала |
Знать: химические свойства кислорода и водорода. Уметь: записывать уравнения реакций кислорода и водорода с простыми веществами; |
Работа с электронным учебником- Табл. «Сравнительные свойства кислорода и водорода» Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.72 зад.3) |
|
Тема 5: « Растворы. Вода» (13 ч.) |
||||||||
57,58 |
2 |
Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. |
28.01 31.01 |
Усвоение новых знаний |
физико-химический процесс, растворение насыщенные и ненасыщенные растворы, концентрация, доля, объемная доля, безразмерная величина |
Знать: растворимость веществ; факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Уметь: вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества; |
Беседа с учителем по новой теме. Работа с электронным учебником- схема «Кривые растворимости некоторых солей» Цифровая база- просмотр видео (2- стр.78 зад.1-4) |
|
59-61 |
3 |
Решение расчетных задач по теме «Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе». «Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации». |
01.02 04.02 07.02 |
Комбинированный урок |
Массовая доля, растворенное вещество, концентрация, взвешивание, определенная концентрация |
Знать: растворимость веществ; факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Уметь: вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества. |
Рассказ учителя, работа с электронным учебником Выполнение заданий в рабочей тетради: проведение расчетов (2- стр.79 зад. 7-9) |
|
62 |
1 |
Практическая работа №4. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества. |
08.02 |
применение знаний и умений |
Молярная концентрация |
Знать: способы выражения концентрации растворов. Уметь: проводить вычисления концентрации растворов. |
Практическая работа: сделать выводы из результатов проведенных экспериментов (2- стр.81 зад.10) |
|
63,64 |
2 |
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе. |
11.02 14.02 |
Усвоение новых знаний |
Анализ, синтез, методы определения, геохимические значения, сточные воды, водоочистительные станции |
Знать физические и химические свойства воды. Уметь различать методы определения состава воды – анализ и синтез. |
Беседа с учителем по новой теме, работа с электронным учебником -просмотр видео «Химические свойства воды» Выполнение заданий в рабочей тетради. (2- стр.83 зад.1) |
|
65-67 |
3 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислород. Водород. Растворы. Вода» |
15.02 18.02 21.02 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Закрепление, систематизация ЗУН при изучении материала темы 3-5 |
Знать: алгоритм составления химического уравнения- правила подбора коэффициентов. Уметь: составлять уравнения химических реакций; решать расчётные задачи. |
Работа с электронным учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.89, тест) |
|
68 |
1 |
Контрольная работа №2 «Кислород. Водород. Растворы. Вода» по темам 2 – 4 |
22.02 |
Урок контроля |
Закрепление и контроль ЗУН при изучении материала тем 3-5 |
Самостоятельное выполнение работы по вариантам |
||
69 |
1 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе №2 «Кислород. Водород. Растворы. Вода» по темам 3 – 5 |
25.02 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Коррекция звукопроизношения. Систематизация ЗУН при изучении материала темы 3-5 |
Самостоятельное исправление ошибок по вариантам |
Тема 6. «Основные классы неорганических соединений» (25 ч) |
|||||||||
70-72 |
3 |
Оксиды. Составление формул, их название. Основные и кислотные оксиды, характеристика важнейших соединений. |
28.02 01.03 04.03 |
Усвоение новых знаний |
Оксид , основной оксид ,оксиды металлов, кислотный оксид , оксиды неметаллов |
Знать: определение оксидов, способы их получения, иметь представление о процессе окисления. Уметь: составлять формулы оксидов, называть их составлять уравнения реакций получения оксидов |
Беседа с учителем по новой теме, работа с электронным учебником- табл. «Исторические названия некоторых оксидов», «Физические свойства оксидов». Д.1. Образцы оксидов: P2O5, CO2, SiO2, H2O, CuO.- наблюдение и описание . Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.92 зад.1-3) |
||
73,74 |
2 |
Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов |
07.03 11.03 |
Комбинированный урок |
Взаимодействие с растворимыми основаниями, кислотные оксиды |
Знать: химические свойства оксидов. Уметь: записывать уравнения реакций взаимодействия оксидов со сложными веществами; называть продукты реакций |
Д. «Взаимодействие оксида кальция с водой»- наблюдение химических реакций и описывание их с помощью языка химии. Электронный учебник-просмотр видео: «Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами», «Растворение оксида фосфора в воде» Работа со схемой «Общие способы получения оксидов» Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.92 зад.4-6) |
||
75 |
1 |
Основания. Состав и названия оснований, их классификация. |
14.03 |
Усвоение новых знаний |
Гидроксогруппа растворимые в воде основания, щелочи, действие на индикаторы |
Знать: определение оснований; состав, классификацию. Уметь: составлять формулы оснований по валентности металла, определять основания с помощью индикаторов |
Д. Образцы: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3-- наблюдение и описание образцов. Беседа с учителем по новой теме, работа с электронным учебником –схема «Связи между неорганическими веществами». Выполнение заданий в рабочей тетради (2- стр.94 зад.1-3) |
||
76, 77 |
2 |
Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Способы получения. Применение. |
15.03 18.03 21.03 |
Комбинированный урок |
Действие на индикаторы, процесс получения, соль, электролиз |
Знать: определение оснований, классификацию, реакцию нейтрализации. Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства оснований. |
Д. «Взаимодействие натрия с водой»- наблюдение химических реакций и описание их с помощью языка химии. Электронный учебник – просмотр видео: «Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами» (2- стр.95 зад.6-8) |
||
78,79 |
2 |
Кислоты. Состав и названия кислот. Их классификация. Изменение окраски индикаторов. Лаб.раб.№11 «.1. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.2. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.3. Изменение окраски индикаторов в нейтральной среде» |
22.03 01.04 |
Комбинированный урок |
Соляная, азотная, серная, угольная, ортофосфорная, уксусная кислота, лимонная кислота, щавелевая кислота, лакмус, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага |
Знать: определение кислот; состав кислот, классификацию кислот. Уметь: определить формулу кислоты, называть некоторые кислоты. |
Рассказ учителя, работа с электронным учебником –табл. «Формулы и названия кислот» Д: Образцы: H2SO4, HCl, H3PO4 Табл. «Изменение Окраски индикаторов в щелочной, кислотной и нейтральной среде». Выполнение лабораторной работы: наблюдение и описание (2- стр.99 зад.1-4) |
||
80,81 |
2 |
Химические свойства кислот. Применение кислот Лаб.раб.№12 «Отношение кислот к металлам» Лаб.раб.№13 «Взаимодействие кислот с оксидами металлов» Лаб.раб.№14 «Свойства растворимых и нерастворимых оснований» Лаб.раб.№15 «Взаимодействие щелочей с кислотами» Лаб.раб.№16. «Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами» |
04.04 05.04 |
Комбинированный урок |
Ряд Н.Н. Бекетова, ряд кислот, соль |
Знать: химические свойства кислот. Уметь: записывать уравнения реакций взаимодействия кислот с металлами и со сложными веществами; называть продукты реакций; определять среду раствора. |
Беседа с учителем по новой теме, работа с электронным учебником –Схема «Связи между неорганическими веществами». Выполнение лабораторной работы: наблюдение химических реакций и описание их с помощью языка химии. (2- стр.100 зад.6-8) |
||
82,83 |
2 |
Соли как производные кислот и оснований. Состав и названия солей |
08.04 11.04 |
Усвоение новых знаний |
Нитрат, хлорид, фосфат, сульфат, карбонат, силикат, сульфид |
Знать: определение соли, состав солей, классификацию солей. Уметь: составлять химические формулы солей, давать им название. |
Беседа с учителем по новой теме, работа с электронным учебником –табл. «Номенклатура солей». Знание состава изучаемых веществ. (2- стр.105 зад.2-5) |
||
84,85 |
2 |
Химические свойства солей. Растворимость солей в воде. Способы получения Лаб. раб. №17 «Разложение гидроксида меди (2)» |
12.04 15.04 |
Комбинированный урок |
Реакции с металлами, реакции с кислотами, реакции, с щелочами, разложение при нагревании, реакции с водой, кристаллогидрат, действие кислотами на металлы, реакция кислотных оксидов со щелочами взаимодействие солей с кислотами |
Знать: определение соли, состав солей, классификацию солей. Уметь: доказывать химические свойства солей, записывать уравнения реакций. |
Рассказ учителя, работа с электронным учебником –схема «Связи между неорганическими веществми».Демонстрация:1. Взаимодействие солей с металлами.2. Взаимодействие солей с солями. 3. Взаимодействие солей с кислотами и щелочами. Наблюдение химических реакций и описание их с помощью языка химии. (2- стр.106 зад.8-9) |
||
86-87 |
2 |
Выполнение упражнений |
18.04 19.04 |
Комбинированный урок |
Нитрат, хлорид, фосфат, сульфат, карбонат, силикат, сульфид, соляная кислота, азотная кислота, серная кислота, угольная кислота |
Знать: способы получения оксидов, кислот, оснований, солей; химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Генетический ряд металлов Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства основных классов неорганических веществ, взаимосвязи металл, его оксид и гидроксид. |
.Объяснение учителя, работа с электронным учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради Знание состава изучаемых веществ. (2- стр.107 зад.9-11) |
||
88 |
1 |
Генетическая связь между классами неорганических веществ. |
22.04 |
Комбинированный урок |
Взаимная связь, генетическая связь, основной оксид, кислотный оксид, кислота, основание, соль |
Знать: понятие генетической связи. Уметь: доказывать химические свойства соединений |
Рассказ учителя Схема «Связи между неорганическими веществами» Знание состава изучаемых веществ. (2- стр.109 зад.1,2) |
||
89 |
1 |
Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорганических соединений». |
25.04 |
Применение знаний и умений |
опытный путь, осуществить практически превращения, правила ТБ |
Знать: понятие генетической связи. Уметь: составлять технологическую карту для пр/р №5, соблюдать технику безопасности. |
практическая работа: наблюдение и исследование химических реакций и описывание их с помощью языка химии. (2- стр.111 зад. 1-5) |
||
90-92 |
3 |
Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме. |
26.04 29.04 06.05 |
Комбинированный урок |
Повторение и обобщение ЗУН, полученных при изучении данных тем |
Уметь: применять ЗУН, полученные при изучении данных тем при выполнении тренировочных заданий и упражнений. |
Выполнение заданий в рабочей тетради Работа с электронным учебником (2- стр.113, тест) |
||
93 |
1 |
Контрольная работа№3 «Основные классы неорганических соединений |
10.05 |
Урок контроля |
Контроль ЗУН, полученных при изучении данных тем |
Уметь: применять ЗУН, полученные при темы №5 |
Самостоятельное выполнение работы по вариантам |
||
94 |
1 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе№3 |
13.05 |
Урок обобщения знаний |
Закрепление ЗУН, полученных при изучении данных тем |
Уметь: применять ЗУН, полученные при темы №6 |
Самостоятельное исправление ошибок по вариантам |
||
Тема 7. «Химия и жизнь» ( 3 ч.) |
|||||||||
95,96 |
2 |
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. |
16.05 17.05 |
Комбинированный урок |
Химия и здоровье: Лекарственные препараты, проблемы, связанные с их применением. Химия и пища. Консерванты пищевых продуктов |
Знать: о лекарственных препаратах, консервантах в продуктах. Уметь: разбираться в выборе продуктов питания, соответствующих сбалансированному правильному питанию. |
Беседа с учителем по новой теме, просмотр презентации «С точки зрения химии»- участие в совместном обсуждении |
||
97 |
1 |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия |
20.05 |
Комбинированный урок |
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. |
Знать: современные экологические проблемы Уметь: описывать способы защиты окружающей среды от загрязнения; |
Беседа с учителем по новой теме, просмотр презентации «Макро- и микроэлементы на химической кухне» - участие в совместном обсуждении |
||
Обобщение по курсу химии 8 класс (5ч.) |
|||||||||
98 |
1 |
Итоговая контрольная работа по курсу химии 8 класс |
23.05 |
Урок контроля |
Повторение и обобщение ЗУН, полученных при изучении данных тем |
Уметь: применять ЗУН, полученные при изучении данных тем курса за курс 8 класса при выполнении тренировочных заданий и упражнений. Уметь: применять ЗУН, полученные при изучении предмета химии в 8 классе |
Работа с тренировочными тестами (3-тестирование по темам) |
||
99-102 |
4 |
Повторение по курсу химии 8 класс |
24.05 27.05 30.05 31.05 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Резерв 3 часа (8 марта, 2 мая, 9 мая)
Трефилова Раиса Поликарповна