Рабочая программа индивидуально-групповых занятий с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство» для учащихся 5 – 9 классов

2
0
Материал опубликован 5 February 2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуально-групповых занятий

с одаренными детьми

по предмету

«Изобразительное искусство»

для учащихся 5 – 9 классов




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В сфере образования традиционно большое внимание уделяется академической одарённости. При этом, наряду с общей интеллектуальной академической одарённостью выделяют специальные виды одарённости (музыкальную, художественную, хореографическую, вокальную, социальную, лидерство и т.п.). Одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям (актуальная одарённость) и как возможность достижения (потенциальная одарённость) в любой социально-значимой сфере человеческой деятельности. Во внимание необходимо принимать и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”


Цели курса:


Углубить знания учащихся о понятии - «язык искусства» и обладание эмоционально-образным, ассоциативным мышлением обеспечивающий человеку информационную связь с людьми различных эпох и национальностей;

Изучить _ основные жанры и виды изобразительного искусства, великие произведения мирового искусства;

Показать нестандартные методы - Проблемные, исследовательские, поисковые, практические;

Изучить некоторые методы __ поискового характера, для выбора и применения средств художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Развить системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта.

Сформировать действующие системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми. Обратить внимание на скрытую одаренность детей.

Сформировать системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

Показать методы решения олимпиадных задач.


Обозначенная цель определяет задачи курса:


Образовательные: - систематизировать знания учащихся по курсу «Изобразительное искусство»,

углубить понятие- «язык изобразительного искусства»,

дать представление об основных средствах художественной выразительности в графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, применение их в творческих работах.

познакомить учащихся с нестандартными методами проблемные, исследовательские, поисковые, практические, и показать их применение при решении конкурсных задач,

показать методы поискового характера,

показать методы решения олимпиадных задач

Воспитательные: - создать наиболее комфортные организационные и психологические условия для успешной подготовки к участию в различных олимпиадах и конкурсах по предмету «Изобразительное искусство». Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Развивающие: - создать условия для дальнейшего развития творческого мышления учащихся.


Принципы построения курса:

учёт индивидуальных особенностей личности обучающихся,

дифференцированный подход к обучению,

вовлечение учеников в различные формы самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Выстраивание уроков таким образом, чтобы этим детям было не скучно, предоставление возможности реализовать себя в разных формах деятельности.

Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность. Отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления

Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми предметами и стимулами с целью развития его любознательности

Поощрение высказывания оригинальных идей

Предоставить свободу в выборе материала для изготовления объектов

Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно

Использования личного примера творческого подхода к решению проблем

Дать возможность реализовать себя с другой стороны творчества (презентации, творческие тексты, лекции о творческом пути художников, помощь в оформлении праздников, школьных выставок и др.)

Помещать на сайт школы творческие работы детей – «Виртуальный вернисаж»

Вовлекать детей в городские конкурсы и олимпиады

Включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.


Можно использовать такую распространенную в настоящее время систему отслеживания результатов, как портфолио (у каждого ученика была творческая папка).

Конкурс «Портфолио» для 7-9 классов

В представленной программе, рассчитанной на 34 часа, рассматриваются следующие темы:

Выявление и поддержка детей, проявляющие творческие способности. Скрытая одаренность. Тесты ( 2 часа).

Подготовка к городским и областным выставкам (18 часов)

Подготовка к олимпиадам (школьный, городской этап) (8 часов)

Предметные конкурсы (3 часов).

Оформление школьных выставок, праздников (3 часа).


В течении года программа проведение выставок, конкурсов обновляется, добавляются новые конкурсы, поэтому в календарно-тематическом и поурочном планировании рекомендуется оставить резервные часы на подготовку учащихся.



Основные мероприятия по реализации курса

I. Диагностика:

1.Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности емкости.

2.Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 7 по 9 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3.Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4.Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.

5.Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6.Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:

1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3.Знакомство учащихся с новинками литературы.

4.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.

7.Организация помощи ученикам в подборе литературы.

8.Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.

9.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III.  Развитие творческих способностей:

1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2.проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- назначение ответственными за проведение предметных недель;

- повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

4.Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов, работа НОУ.

IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1.Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, краевых олимпиад.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3.Отправление благодарственных писем родителям.

4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

5.Награждение отличников учебы по итогам года стипендиями.

Основная идея программы внеурочной деятельности детей в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уж потом на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность детей в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества и позволяет выявить скрытую одаренность, работая с ребенком индивидуально.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социальных одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта, занятия объединений художественного творчества.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это организация и проведение художественных выставок, фестивалей искусств, спектаклей в классе и школе, участие в художественных конкурсах и олимпиадах.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Это художественные акции школьников в окружающем школу социуме.


Формы контроля: домашние самостоятельные работы (6 ч.).


Программа рассчитана на 34 часа.


Программа по индивидуально-групповой работы с одаренными детьми рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Возраст детей 11-16 лет.


Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны:

знать/понимать

основные жанры и виды произведений изобразительного ис-кусства;

известные центры народных художественных ремесел России;

ведущие художественные музеи России;

уметь

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Овладевать базовыми компетенциями:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Четверть

Дата

занятия.

ТЕМА

Кол-во часов

Формы контроля.



Сентябрь, октябрь


9



1-2

Выявление и поддержка детей, проявляющие художественные способности.


2



3-4

Подготовка и проведение олимпиады школьного этапа

2



5-6

Выставка-конкурс “Вдохновение». Подготовка и оформление творческих работ по живописи, графике, ДПИ и др.

2

См. р.


7-8

Подготовка к Всероссийской выставке-конкурсу “Для творчества нет преград», посвященной Году литературы

2

См. р.



9

Подготовка к областной выставке-конкурсу «Рождественская сказка».

1

См. р.

2




8



10-11

Подготовка к муниципальной олимпиаде. Законы композиции на примере шедевров мирового искусства.

2



12-13

Подготовка к муниципальной олимпиаде. Колористическое решение в произведениях мирового искусства.

2



13-14


Подготовка к муниципальной олимпиаде. Создание эскизов к поэтическим произведениям и прозе.

2

См. р.


15-16

Проведение школьных мероприятий

Школьная выставка к Новому 2016 году, украшение школы. Создание новогодней композиции. Оформление вставки.

2

















3




10



17-18

«Души исполненный полет» городской фестиваль детского творчества «Когда прекрасное рядом». Подготовка

2




19

Подготовка к областной выставке-конкурсу

«Россия-матушка, Урал-батюшка»

1




20-21

Подготовка к областной выставке-конкурсу

«Россия-матушка, Урал-батюшка»

2




22-23

Резерв:





2




24-25

Подготовка к областной выставке-конкурсу «Хоккей глазами детей»

2




26

Подготовка к областной выставке-конкурсу «Хоккей глазами детей»

1


4




8



27-28

«Юный дизайнер». Городской очный конкурс по ИЗО

2




29-30

«Вы подарили нам мир». Городская выставка – конкурс, посвященная Великой победе

2

См. р.



31-32

Резерв:






2




33-34

Конкурс проектов – ДПИ, ИЗО, МХК. Создание проектов.

2

См. р.

ИТОГО

34











Материально методическое оснащение

Специализированный кабинет изобразительного искусства. Магнитная доска, столы, мольберты, парты.

Технические средства обучения:

Интерактивная доска

С диагональю 150 см

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Устройство для затемнения окон

Мультимедиа проектор


Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций



Методические таблицы, наглядные пособия, фонд предметов для рисования с натуры.

Репродукции художественных произведений отечественных и зарубежных художников



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. М.. 2000.


2. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под ред. В.П. Лебедевой. В.И. Панова. М.. 1997.


3. Лебедева В. П.. Орлов В. А., Панов В. И. Практико- ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. N 5.


4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.; Воронеж, 1997.


5. Матюшкин А.М. Одаренность и творчество // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.


6. Панов В. И. Одаренность, диагностика, тренинг // Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997.


7. Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой. В.И. Панова. М., 1997.

8. Юркевич B.C. Дети. чьи особые возможности не сразу видны // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.


9. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И. Панова. М., 1997.


10. Альбомы по искусству 100 томов. М., Издательский дом «Комсомольская правда» 2011

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.