Рабочая программа «Изобразительное искусство» (1 класс, УМК «Школа России»)

17
4
Материал опубликован 9 September 2018 в группе

МБОУ « Кишертская СОШ им. Л. П. Дробышевского»

 

Рассмотрена на МО      Согласовано                           Утверждаю 

________________       Заместитель директора по УР    Директор МБОУ «Кишертская СОШ»

Протокол№ ______       ________________                   ____________________

«__»_________2018г.   «___»_______________2018г.    Приказ №____ от «___»______2018г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По изобразительному искусству

для 1-х классов

(УМК «Школа России»)

на 2018-2019 учебный год


 

 

Учитель: Ватолина Светлана Анатольевна


 

с. Усть-Кишерть , 2018г.


 

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Изобразительное искусство» для 1–го "Б" , 1-го "В" классов образовательных учреждений на основе:

Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (2009 г.);

Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598);

примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, образовательной системы «Школа России» (Москва, «Просвещение», 2012 г.);

положения о рабочих программах МБОУ «Кишертская СОШ»;

учебного плана ОО на 2018-2019 учебный год.

В 1 «Б», 1 «В» классах инклюзивное образование, в классе учатся дети с задержкой психического развития.

На изучение предмета по программе 33 часа в учебном году. По учебному плану 33 часа, 1 час в неделю, количество учебных недель 33.

 

Для реализации программного содержания используются:

- Изобразительное искусство общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей Москва, «Просвещение», 2012 г.

- Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2012 г.

-Л.А.Неменская под редакцией Б.М.Неменского. Учебник «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» 1кл.М.;Просвещение, 2011 г.

-Поурочное планирование начальная школа. Изобразительное искусство 1 класс. Система уроков по учебнику Л.А.Неменской. - Волгоград «Учитель» 2014 г.


 

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

(33 ч.)

Тема года «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч.)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.

Художники и зрители.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч.)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч.)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

Выставка детских работ (1 ч.)

 

 

Планируемые предметные результаты изучения предмета

«Изобразительное искусство».

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник научится:

-понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

-различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

-различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

-сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

-использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);

-применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

-выполнять простейшие композиции из бумаги.

Первоклассник получит возможность научиться:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

-воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

-оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

-применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

 

Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 33ч.


 

уро-ка


 

Тема урока

Кол-во час.


 

Планируемые предметные результаты.

 

дата

Раздел «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения» (8ч.)

1

Изображения всюду вокруг нас.

1

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками; рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми; рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах; придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

 

2

Мастер Изо­бражения учит видеть.

1

Уметь рассматривать красоту в обыкновенных явлениях (деталях) природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы; выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев); сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

 

3

Изображать

можно

пятном.

1

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости; воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Владеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

 

4

Изображать можно в объеме.

1

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.); воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином)

 

5

Изображать

можно

линией.

1

Владеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии. Находить и наблюдать линии и их ритм в природе; сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

 

6

Разноцветные краски.

1

Владеть первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры; экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

 

7

Изображать можно и то, что невидимо –настроение.

1

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями; осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.д.); изображать радость или грусть (работа гуашью).

 

8

Художники и зрители (обобщение темы) урок - проект.

1

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников; участвовать в обсуждении выставки.

 

Раздел «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» (8ч.)

9

Мир полон украшений.

1

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице); создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью); составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

 

10

Красоту надо уметь замечать.

1

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.), выражать в беседе свои впечатления. Изображать птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Владеть простыми приемами работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д.

 

11

12

Узоры, которые создали люди.

2

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека. Находить в орнаментах природные и геометрические мотивы. Анализировать украшения как знаки, обереги, помогающие и характеризирующие героев. Изображать сказочных героев с характерными украшениями.

 
 

13

14

Как украшает себя человек.

2

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их; изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах.

 
 

15

16

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение).

2

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы); выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

 
 

Раздел «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» (11ч.)

17

Постройки в нашей жизни.

1

Сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности; изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов

 

18

Дома бывают разными.

1

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением; анализировать, из каких основных частей состоят дома; конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

 

19

Домики,

которые построила природа.

1

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, раковины, стручки, орешки и т.д.). Анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п.

 

20 21

Дом снаружи и внутри.

2

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

 

22 23

Строим город.

2

Владеть первичными навыками конструирования из бумаги; конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

 
 

24

Все имеет свое строение.

1

Анализировать различные предметы с точки зрения их формы, конструкции; составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации; понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

 

25

 

Строим вещи.

1

Конструировать (строить) из бумаги простые различные бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

 
 

26

Город, в котором мы живем .

1

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления; делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

 

27

Город, в котором мы живем (Обобщение темы).

1

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц; овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя; участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

 

Раздел «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (6ч.)

28

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

1

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы); определять задачи, которые решает автор в своей работе.

 

29

«Сказочная страна».

Создание панно.

1

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя; создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

 

30

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

1

Наблюдать и анализировать природные формы; овладевать художественными приемами работы с бумагой, красками; придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов

 

31

Урок любования. Умение видеть.

1

Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел; сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

 

32

Здравствуй лето! (Обобщение темы.)

1

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности; характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин; выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

 

33

Выставка работ.

1

Анализировать собственные работы и работы одноклассников.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Светлана Анатольевна, за обновление в группе " Учителя изо, объединяйтесь!", а то давно не было новых материалов. А вот еще интересно, судя по тому, что в третьей четверти у Вас расчет на 11 часов, у вас не бывает дополнительных каникул у первоклассников?

9 September 2018

Да, есть дополнительные каникулы, но этот час по программе должны выдать, вот и умудряемся с предметниками компоновать тему рассчитанную в два часа, выдать за час.

9 September 2018

Чудеса! А у нас такого нет. Зато в 4 четверти у нас обычно 7 уроков. Заканчиваем 25 мая.И требования к оформлению более жесткие. Содержание и планируемые результаты пишем точно из стандарта, слово в слово. И пояснительная записка одна на всю начальную школу.

9 September 2018

У нас тоже единые требования к пояснительной записке , и оформляем программу по положению администрации школы. Раньше рабочие программы купим и все, а теперь сами пишем, а книжные программы идут, как приложения.

9 September 2018