Рабочая программа «Изобразительное искусство» (2 класс, УМК «Школа России»)
МБОУ « Кишертская СОШ им. Л. П. Дробышевского»
Рассмотрена на МО Согласовано Утверждаю
________________ Заместитель директора по УР Директор МБОУ "Кишертская СОШ"
Протокол №_____ ______________ ______________
«__»_________2018г. «___»_______________2018г. Приказ №____ от «___»______2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
для 2-х классов
(УМК «Школа России»)
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Ватолина Светлана Анатольевна
с. Усть-Кишерть , 2018г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Изобразительное искусство» для 2–го «А» класса, 2-го «В» класса образовательных учреждений на основе:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (2009 г.);
примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, образовательной системы «Школа России» (Москва, «Просвещение», 2012 г.);
положения о рабочих программах МБОУ «Кишертская СОШ им. Л.П.Дробышевского»;
учебного плана ОО на 2018-2019 учебный год.
2 «В» класс инклюзивного образования, в классе учатся дети с задержкой психического развития.
На изучение предмета по программе 34 часа в учебном году. По учебному плану 34 часа, 1 час в неделю, количество учебных недель 34.
Для реализации программного содержания используются:
-Елена Коротеева: Изобразительное искусство: Искусство и ты. Под ред. Б.М. Неменского. Учебник. 2 класс. М.: «Просвещение», 2012 г.
-Неменская, Неменский, Коротеева: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2012 г.
-Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская. Москва, «Просвещение», 2012 г. - Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: Просвещение, 2012 г.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
(34 ч.)
Тема года « ИСКУССТВО И ТЫ».
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.
Как и чем работает художник? (8 ч.)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Реальность и фантазия (7 ч.)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.
Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.
Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
О чём говорит искусство (11 ч.)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.
Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Как говорит искусство (8 ч.)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Планируемые предметные результаты изучения предмета
«Изобразительное искусство».
Второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в эмоциональных различных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 34 ч.
№ уро-ка |
Тема урока |
Кол-во час. |
Планируемые предметные результаты |
дата |
Раздел «Как и чем, работает художник?» (8 ч.) |
||||
1 |
«Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира. |
1 |
Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска». Владеть живописными первичными навыками. Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. |
|
2 |
«Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона. |
1 |
Учиться сравнивать и различать тёмные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и чёрной, для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий. |
|
3 |
«Осенний лес». (пастель, мелки, акварель, их выразительные возможности). |
1 |
Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы. Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. |
|
4 |
«Осенний листопад - коврик аппликаций. Урок проект. |
1 |
Владеть техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. |
|
5 |
«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. |
1 |
Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания художественного образа. Осваивать приёмы работы графическими материалами. Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы, зимний лес. |
|
6 |
«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме. |
1 |
Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности художественных различных материалов, которые применяются в скульптуре. Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Владеть приёмами работы с пластилином. Создавать объёмное изображение животного с передачей характера. |
|
7 |
«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. |
1 |
Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Владеть приёмами работы с бумагой. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. |
|
8 |
«Композиция из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» |
1 |
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. |
|
Раздел «Реальность и фантазия» (7 ч.) |
||||
9 |
Изображение и реальность. «Наши друзья: птицы». |
1 |
Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. |
|
10 |
Изображение и фантазия «Сказочная птица». |
1 |
Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путём соединения элементов разных животных и растений. Развивать навыки работы гуашью. |
|
11 |
Украшения и реальность «Веточки деревьев с росой и паутинкой». |
1 |
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углём, мелом. |
|
12 |
Украшения и фантазия «Кружевные узоры», «Кокошник». |
1 |
Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях на посуде. Осваивать приёмы создания орнамента. Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книги и т.д.), используя узоры. Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины. |
|
13 |
Постройка и реальность «Подводный мир». |
1 |
Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. |
|
14 |
Постройка и фантазия Коллективная работа «Городок-коробок», «Фантастический замок». |
Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приёмы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы. |
||
15 |
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. |
1 |
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их триединство). Конструировать и украшать ёлочные украшения. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. |
|
Раздел «О чём говорит искусство» (11 ч.) |
||||
16 |
«Четвероногий друг». Изображение характера изображаемых животных. |
1 |
Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. |
|
17 |
Изображение характера человека: мужской образ. «Весёлый и грустный клоуны», «Сказочный мужской образ». |
1 |
Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств, для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами контрастные образы доброго или злого героя. |
|
18 |
Изображение характера человека: женский образ русских сказок. |
1 |
Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. |
|
19 |
Образ сказочного героя, выраженный в объёме. |
1 |
Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств, для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами контрастные образы доброго или злого героя. |
|
20 |
«Море». Изображение природы в различных состояниях |
1 |
Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. |
|
21 |
«Человек и его украшения». Украшение богатырских доспехов. |
1 |
Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы. Украшать оружие для добрых и злых сказочных героев. |
|
22 23 |
«Морской бой царя Салтана и пиратов» |
2 |
Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, которые раскрывают намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. |
|
24 25 |
Замок Снежной королевы. Образ здания. |
2 |
Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы |
|
26 |
Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство». |
1 |
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. |
|
Раздел «Как говорит искусство» (8 ч.) |
||||
27 |
Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. «Перо жар-птицы», «Костер». |
1 |
Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костёр вечером, сказочная жар-птица и т.п.). |
|
28 |
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. «Весенняя земля». |
1 |
Уметь составлять на бумаге тихие и звонкие цвета. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого и звонкого цветов. Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Закреплять умение работать кистью. |
|
29 |
Графическое изображение весеннего лесного пейзажа. |
1 |
Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные. Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. |
|
30 |
Линия как средство выражения: характер линий. «Ветка», «Весенний ручеек». |
1 |
Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определённым материалом можно создать художественный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроение. |
|
31 |
Ритм пятен как средство выражения. «Птицы». |
1 |
Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Передавать расположение летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. |
|
32 |
Пропорции выражают характер. «Смешные человечки». |
1 |
Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. |
|
33 |
«Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. |
1 |
Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу «Весна. Шум птиц». Сотрудничать с одноклассниками в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, выполнять работу в границах заданной роли. |
|
34 |
Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров». |
1 |
Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ одноклассников и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето. |