Рабочая программа «Изобразительное искусство» в 4 классе по УМК «Школа России»

18
1
Материал опубликован 11 September 2018 в группе

МБОУ «Кишертская СОШ им. Л. П. Дробышевского»


 

Рассмотрена на МО      Согласовано                           Утверждаю

_________________     Заместитель директора по УР    Директор МБОУ «Кишертская СОШ»

Протокол № ______     ____________                          ____________

«__»_________2018г.   «___»___________ ____2018г.   Приказ №____ от «___»______2018г

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 4-х классов

(УМК «Школа России»)

на 2018-2019 учебный год


 


 

 

Учитель: Ватолина Светлана Анатольевна


 

с. Усть-Кишерть , 2018г.

 

 

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Изобразительное искусство» для 4–го «Б» класса, 4-го «В» класса образовательных учреждений на основе:

Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (2009 г.);

примерной программы начального общего образования, авторской программы « Изобразительное искусство». 1 – 4 классы» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, образовательной системы «Школа России» (Москва, «Просвещение», 2012 г.). Авторская программа не изменена;

положения о рабочих программах МБОУ «Кишертская СОШ им. Л.П.Дробышевского»;

учебным планам ОО на 2018-2019 учебный год.

4 «Б» класс инклюзивного образования. В классе учатся дети с задержкой психического развития.

На изучение предмета по программе 34 часа в учебном году. По учебному плану 34 часа, 1 час в неделю, количество учебных недель 34.

 

Для реализации программного содержания используются:

-Л.А.Неменская: Изобразительное искусство « Каждый народ художник». Под ред. Б.М. Неменского. Учебник. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014 г.

-Неменская, Неменский, Коротеева: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2012 г.

-Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская. Москва, «Просвещение», 2012 г. - Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. М.: Просвещение, 2012 г.

 

 

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

(34 ч.)

 

Тема года «Каждый народ художник».

Истоки родного искусства (8 ч.)

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изобра­жение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей.

Единство в работе трех Мастеров. Магические представле­ния как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, воро­та, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество.

У каждого народа складывается свой образ женской и муж­ской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены пред­ставления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В об­разе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индиви­дуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в дет­ских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изго­товление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки Праздник — это об­раз идеальной, счастливой жизни.

Древние города твоей земли (8 ч.)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отража­ясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен горо­дов. Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма.

Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Нов­города, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и не ­похожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, израз­цы.

Каждый народ-художник (10 ч.)

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интерес­но «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в кон­тексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения. например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осозна­ние детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрез­вычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к миро­восприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по раз­ным странам (Садко, Синдбад - мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем парамет­рам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Разме­ры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым чело­веком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олим­пийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шест­вия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих хра­мов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (тор­жественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Характерное для японских художников изображение приро­ды через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; тра­ва с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с пе­редачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Искусство объединяет народы (8 ч.)

Последняя тема завершает программу начальной школы, за­канчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завер­шить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года раскрывали богатство и разнообразие представле­ний народов о красоте явлений жизни. Здесь все - и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что че­ловечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противо­положны—от представлений о великом многообразии к пред­ставлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто вос­принимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.

Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных. Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения ис­кусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их

колыбельная песня .Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Глав­ное — это стремление выразить его внутренний мир. С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопере­живание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чу­жому горю, чужому страданию.

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят про­явление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искус­ства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой те­ме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости дет­ства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, откры­тиях.

 

 

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

«Изобразительное искусство».

Выпускник научится:

- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя художественные различные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

- называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; художественные различные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Смешивать цвета с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта. Использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений художественных народных промыслов в России (с учетом местных условий) - осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

-высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в эмоциональных различных состояниях.

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

-моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

-видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

-понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

-изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

 


 

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 34ч.

уро-

ка

Тема урока

Кол-во час.

Предметные результаты

дата

Раздел «Истоки родного искусства» (8ч.)

1

Пейзаж родной земли.

1

Давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Учиться видеть разнообразие природной среды и особенности сред­нерусской природы.

Учиться видеть красоту природы в разное время года и в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Сав­расов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Гра­барь и др.). Роль искусства в понима­нии красоты природы.

Представлять изменчивость природы в разное время года и в течение дня.

Овладевать живописными навыками работы с гуашью.

 

2

Пейзаж родной земли.

1

 

3

Деревня – деревянный мир.

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром природы.

Называть различные виды изб и сельских построек.

Объяснять особенности конструкции русской избы, ее частей, сельских деревянных, построек.

Овладевать навыками конструирования и работы в коллективе.

 

4

Деревня – деревянный мир.

1

 

5

Красота человека.

1

Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию народного костюма.

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни.

 

6

Красота человека.

1

 

7

Народные праздники.

1

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Создавать индивидуальные композиции и коллективные панно на тему народного праздника. Осваивать алгоритм выполнения коллективного панно. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

 

8

Народные праздники. Обобщение темы.

1

 

Раздел «Древние города нашей земли» (7ч.)

9

Родной угол.

1

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Анализировать роль пропорций в архитектуре.

Создавать макет древнерусского города.

 

10

Древние соборы.

1

Получать представление о конструкции здания древнерусского храма.

Понимать роль пропорции и ритма в архитектуре древних соборов.

Моделировать здание храма.

 

11

Города Русской земли.

1

Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции и назначение.

Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

Интересоваться историей своей страны.

 

12

Древнерусские воины-защитники.

1

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать древнерусских воинов.

 

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1

Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Создавать образ древнерусского города.

 

14

Узорочье теремов.

1

Видеть развитие декора городских архитектурных построек и декоративного украшения интерьера теремных палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.

 

15

Пир в теремных палатах (Обобщение темы).

1

Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.

Создавать изображение на тему праздничного пира в теремных палатах.

Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.

 

Раздел «Каждый народ художник» (11ч.)

16

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Изображение природы.

1

Привить интерес к изучению иной и необычной художественной культуре.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы, понимания женской красоты.

Иметь представление о традиционных японских постройках, предметов интерьера, украшениях.

Приобретать новые навыки в изображении природы, человека, новых форм архитектуры.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

 

17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Изображение японок в кимоно.

1

 

18

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Создание коллективного панно. Урок проект.

1

 

19

Народы гор и степей.

1

Принимать и объяснять разнообразие и красоту различных регионов нашей страны.

Изображать сцены жизни людей в различных природных условиях.

Передавать красоту природы гор и степей.

Овладевать живописными навыками.

 

20

Народы гор и степей.

1

 

21

Города в пустыне.

1

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Объяснять связь архитектуры с особенностями природы и природных материалов.

Создавать образ древнего среднеазиатского города.

Овладевать навыками орнаментальной графики.

 

22

Древняя Эллада.

Изображение греческого храма.

1

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорции постройки.

Изображать олимпийских спортсменов.

 

23

Древняя Эллада.

Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник».

1

 

24

Европейские города средневековья.

Изображение костюма и предметов быта.

1

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении.

Развивать навыки изображения человека.

Создавать коллективное панно.

 

25

Европейские города средневековья.

Создание панно «Площадь средневекового города».

Урок проект.

1

 

26

Многообразие художественных культур в мире.

Обобщение темы.

1

Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.

Узнавать по предъявленным произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

 

Раздел «Искусство объединяет народы» (8ч.)

27

Материнство. Изображение образа матери.

1

Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.

Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

 

28

Материнство.

Изображение образа матери и дитя.

Урок проект.

1

 

29

Мудрость старости.

1

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Создавать в процессе творческой работы выразительный образ пожилого человека.

 

30

Сопереживание.

Создание драматического сюжета.

1

Эмоционально откликаться на образы сострадания.

Уметь объяснить, как выразить печальное и трагическое содержание.

Выражать свое отношение при изображении печального события. Создание драматического сюжета.

 

31

Герои-защитники.

1

Приобретать творческий композиционный опыт.

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Овладевать навыками изображения в объеме.

 

32

Юность и надежды.

Урок проект.

1

Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства.

Развивать композиционные навыки.

 

33

Искусство народов мира. Обобщение темы.

2

Объяснять и оценивать свои впечатления.

Узнавать и называть художественные культуры предлагаемых произведений искусства.

 

34

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за качественный ресурс!

2 February 2019