Рабочая программа «Изобразительное искусство» во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века»
МБОУ « Кишертская СОШ им. Л. П. Дробышевского»
Рассмотрена на МО Согласовано Утверждаю
________________ Заместитель директора по УР Директор МБОУ «Кишертская СОШ»
Протокол№ ______ ____________ ____________
«__»_________2018г. «___»_______________2018г. Приказ №____ от «___»______2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
для 2-го «Б» класса
(УМК «Начальная школа XXI века»)
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Ватолина Светлана Анатольевна
с. Усть-Кишерть , 2018г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Изобразительное искусство» для 2–го «Б» класса образовательных учреждений на основе:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (2009 г);
авторской программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова образовательной системы «Начальная школа ХХI века» (3- е изд. исправленное и доп. – М: Вентана – Граф, 2014 г.). Авторская программа не изменена;
положения о рабочих программах МБОУ «Кишертская СОШ им. Л.П. Дробышевского»;
учебного плана ОО на 2018-2019 учебный год.
На изучение предмета по программе 34 часа в учебном году. По учебному плану 34 часа,1 час в неделю, количество учебных недель 34.
Для реализации программного содержания используются:
-Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1- 4 классы/Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская.- М.: Вентана - Граф, 2014 г.
-Методическое пособие для учителей 1-4 кл. /Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская.- М.: Вентана - Граф, 2013 г.
-Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство 2 класс Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская.- М.: Вентана - Граф, 2016 г.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» (34 ч.)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч.)
Работа художественными различными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.
Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах теплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение предмета в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа свое природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.
Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках – графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте. Создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование изобразительных средств декоративно- прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объеме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путем складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трех - четырех цветов (передача симметрии, линии, пятна).
Развитие фантазии и воображения (11 ч.)
Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объемно - пространственной композиции в технике бумажной пластики и лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно - цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно - цветовые образы. Создание плоских или глубинно-пространственных композиций – карт достопримечательностей родного города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного – в музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме).
Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 ч.)
Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объединение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника - иллюстратора.
Участие в обсуждении на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре (балета, в музыкальном, кукольном, драматическом). Общее и индивидуальное в работе разных художников.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, поисковой - экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная деятельность, которая завершает каждый содержательный блок.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство».
Второклассник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно - прикладное искусство) и участвовать в художественно - творческой деятельности, используя художественные различные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла. Различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно - творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений. Приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру. Использовать художественные различные материалы для воплощения собственного художественно - творческого замысла;
- различать основные составные, теплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебной, творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно - творческой деятельности специфику стилистики произведений художественных народных промыслов в России;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы; цветоведения, усвоенные способы действия.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях. Видеть проявление прекрасного в произведениях искусства;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в эмоциональных различных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свои отношения;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. Применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно - практических задач. Использовать в творчестве различные ИКТ – средства.
Календарно - тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 34ч.
№ уро-ка |
Тема урока |
Кол- во час. |
Планируемые предметные результаты |
дата |
Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)» (17 ч.) |
||||
1 |
Что значит быть художником. Свободное рисование на тему «За лесами, за горами». |
1 |
Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.). Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур. |
|
2 |
Предметный мир. «Ковер - самолёт». |
1 |
Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, - радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. |
|
3 |
Снимаем отпечаток с фактуры предметов. «Живые листья». |
1 |
Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению. |
|
4 |
Рисуем натюрморт. |
1 |
Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. Ознакомиться с жанром искусства «натюрморт». |
|
5 |
Что могут рассказать вещи о своём хозяине? |
1 |
Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер. |
|
6 |
Многообразие открытого пространства. «Я путешествую». |
1 |
Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживания. Ознакомиться с жанром искусства «пейзаж». |
|
7 |
«Моя улица утром и вечером». |
1 |
Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). |
|
8 |
«Дом и окружающий его мир природы». |
1 |
Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры. Ознакомиться с видом искусства «архитектура». |
|
9 |
«Куда ты тропинка меня привела». |
1 |
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Передавать в рисунках красоту линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определять пропорции. |
|
10 |
«Сказочное пространство». |
1 |
Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии. |
|
11 |
«Город на сказочной планете». |
1 |
Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии. Умение украшать, используя подручный материал. Узнавать в деятельности человека (архитектура) заимствование у природы форм, объемов, цвета. |
|
12 |
«Комната сказочного героя». |
1 |
Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Создавать объёмную композицию, используя упаковки, пластмассовые бутылки. Украшать поделки с помощью цветной бумаги, красок, цветных ниток. Приобретать опыт работы с разными материалами. |
|
13 |
Проект «Детская площадка». Урок проект. |
1 |
Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию. Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте. Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. |
|
14 |
Волшебство искусства. « Мой первый кукольный театр». |
1 |
Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета. Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения. |
|
15 |
«Фантастический замок». |
1 |
Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения. Выполнять задания в технике компьютерной графики. |
|
16 |
«Фантазии снежинок». |
1 |
Научиться рисовать шестигранные снежинки по схеме. |
|
17 |
«Подражание мастеру. Лепим игрушки». |
1 |
Получить навыки лепки способом вытягивания Ознакомиться с видом искусства «скульптура». |
|
Раздел «Развитие фантазии и воображения» (11 ч.) |
||||
18 |
О чём и как рассказывает искусство? «Заколдованный лес». |
1 |
Формирование основ эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве. Создавать художественные зрительные образы. Работать с литературными произведениями. |
|
19 |
О чём говорят на картине цвета? Передаём настроение цветом. |
1 |
Передавать настроение с помощью цвета. Писать крупными раздельными мазками, способом примакивания кисти или ударом кисти о бумагу. Ознакомиться с видом искусства «живопись». |
|
20 |
Учимся рисовать с натуры. « Разговор двух предметов». |
1 |
Получить навыки рисунка с натуры. Последовательно выполнять работу с натуры. Формирование умения с помощью формы передавать характер предмета |
|
21 |
«Моя мама». |
1 |
Иметь представление об особенностях построения лица человека. Составлять палитру оттенков для портрета. Ознакомиться с жанром искусства «портрет». |
|
22 |
«Карнавальные маски». |
1 |
Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики. Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги. Применять созданные маски в театральном и кукольном представлении . |
|
23 |
Графические иллюстрации к любимой сказке «Огниво» |
1 |
Представлять работу художника иллюстратора. Иллюстрировать сказку по представлению. Иметь представление о понятиях: «буквица», «вставка», «заставка», «концовка», «обложка». |
|
24 |
Черно – белая планета (контраст) |
1 |
Ознакомиться с графическим видом искусства. Получать навыки работы графическими материалами. Иметь представление о понятиях « контраст» , «гравюра», «граттаж» . |
|
25 |
«Тучки небесные» ( пятно и тон как средства выразительности). |
1 |
Получать навыки работы графическими средствами - пятно, тон. |
|
26 |
Штрих как средство выразительности в графике. «Вальс» |
1 |
Получать навыки работы графическими средствами -штрих, точки, черточки и т. д.. |
|
27 |
«Ветер на равнине». |
1 |
Пользоваться навыками работы с графическими изобразительными средствами выразительности. |
|
28 |
Передаем движение в аппликации. « На перемене». Урок проект. |
1 |
Создавать эскизы по теме. Пользоваться навыками работы в аппликации. Работать в паре и в коллективе. Создавать коллективное панно. Рисовать людей в движении. |
|
Раздел «Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства» (6 ч.) |
||||
29 |
Виртуальная экскурсия «Музеи мира». |
1 |
Ознакомиться с ведущими художественными музеями России. Иметь представление об основных видах и жанрах искусства. Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. |
|
30 |
Бумажная пластика «Дерево». |
1 |
Получать начальные навыки работы в бумажной пластике. Использовать навыки аппликации. |
|
31 |
«Мое любимое животное». |
1 |
Представлять анималистический жанр искусства. Строить фигуру животного с помощью фигур. |
|
32- 33 |
Коллективная работа. «Весенние ручьи» Урок проект. |
2 |
Формирование основ эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве. Красота и необычное в природе. Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве. Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природе. |
|
34 |
Выставка лучших работ. |
1 |
Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству. |
Трефилова Раиса Поликарповна
Ватолина Светлана Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна