Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века»)
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 2 класс разработана на основе примерной программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования с учетом авторской программы Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой «Окружающий мир» курса УМК «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
Общая характеристика учебного предмета
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека.
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество), воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и системы общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во – первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира
2. Педацентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям – о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих учёных, деятелях искусства.
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность, перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
– Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
– Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
– Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
– Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
– Человечество как многообразие народов, культур, религии.
– Международная основа мира на земле.
– Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся к любви к России, народу, малой Родине, в осознанном желании служить Отечеству.
– Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
– Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
– Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.
– Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
– Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
– Здоровый образ жизни в единстве составляющих здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
– Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и к окружающим людям.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира во 2 классе отводится 68 часов (по 2 часа в неделю, 34 учебных недели).
Результаты изучения курса
Изучение окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
— различать основные нравственно-этические понятия;
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
— называть царства природы;
— описывать признаки животного и растения как живого существа;
— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
— «читать» информацию, представленную в виде схемы;
— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:
— характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;
— моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
— устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
— оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
— описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
— составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
— различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
— соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
— называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
— различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;
— описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
— называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:
— применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
— различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
— раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.
Тема раздела |
№ урока Тема урока |
Планируемые результаты обучения |
|
Освоение предметных знаний (базовые понятия) |
УУД (личностные и метапредметные)
Р- регулятивные П- познавательные К – коммуникативные Л- личностные |
||
Введение. Что тебя окружает? |
1.Что окружает человека. |
Научатся работать с учебником и рабочей тетрадью; определять, что такое окружающий мир; понимать, что человек тоже тело живой природы, но его нужно рассматривать отдельно, как особо организован- ный объект природы. Получат возможность научиться: отличать, какие объекты относятся к живой и неживой природе |
Р.- выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; понимают, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа, уточняют понятия: «объект природы», «живая и неживая природа. К.- рассказывают о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления. Л.- Самоопределение- принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения. |
Кто ты такой? |
2.Я, ты, он, она…все мы – люди. |
Научатся находить внешние отличия одного человека от другого. Получат возможность научиться: составлять словесный портрет человека. |
Р.- выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. К.- строят понятные для партнёра высказывания; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь. Л.- Самоопределение- проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование - осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. |
|
3-4. Наши помощники – органы чувств. |
Научатся определять органы чувств и понимать их необходимость для полноценной жизни человека. Получат возможность научиться определять роль и специфику разных органов чувств. |
Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения об органах чувств человека. К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество. Л.-Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются в поведении на моральные нормы, принятые в обществе |
|
5-6. Поговорим о здоровье.
|
Научиться понимать, что такое здоровье, что хороший показатель органов чувств является показателем здоровья. Получат возможность научиться: научиться заботиться о своё здоровье. |
Р.- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представления о том, как заботится о своём здоровье. К. – проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; координируют и принимают позицию партнёра во взаимодействии. К.- договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строят монологическое высказывание. Л.- Самоопределение- осознают ответственность человека за общее благополучие; Смыслообразование- понимают чувства других людей и сопереживают им. |
|
7-8. Режим дня. |
Научатся составлять режим дня. Получат возможность научиться: организовывать собственный труд и отдых. |
Р.- контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. П.- используют общие приёмы решения учебных задач; определяют время по часам как условие правильной организации труда и отдыха. К.- договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строят монологическое высказывание. Л.- Самоопределение- принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности. |
|
9- 10. Физическая культура. |
Научатся: понимать возможность развития физических способностей и здоровьесбережения. Получат возможность научиться: правилам закаливания. |
Р.- действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. П.- контролируют и оценивают процесс и результат деятельности, осознают необходимость в развитии силы, ловкости и быстроты. К.- предлагают помощь в сотрудничестве; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Л.- Самоопределение- следуют норма здоровьесберегающего поведения; Нравственно-эстетическая ориентация- проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций. |
|
11-13. Почему нужно правильно питаться. |
Научатся: определять полезные и вредные для здоровья продукты. Получат возможность научиться: определять, что полезно ест на завтрак, обед или ужин. |
Р.- выполняют задание в соответствии с целью, отвечают на поставленный вопрос. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; обсуждают правила закаливания, осознавая, что занятия спортом тоже закаливают организм. К.- строят понятные для партнёра высказывания. Л. – Самоопределение — принимают установку на здоровый образ жизни. |
|
14-15. Почему нужно быть осторожным. |
Научатся: соблюдать правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках; правила пользования транспортом. Получат возможность научиться: называть свой домашний адрес; идти безопасным путём от дома до школы и обратно. |
Р.- выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; принимают и сохраняют учебную задачу. П.- анализируют путь от дома до школы: замечают опасные участки, знаки дорожного движения; различают дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. К.- реализуют в процессе парной работы правила совместной деятельности. Л.- Самоопределение- осознают ответственность человека за общее благополучие. |
Кто живёт рядом с тобой. (6ч) |
16-18. Что такое семья. |
Научатся: понимать, что семья-это коллектив близких людей; определять членов семьи и количество поколений, проживающих в семье. Получат возможность научиться: определять и называть родственников. |
Р.- выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. Готовят рабочее место для выполнения разных видов работ. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. К.- строят понятные для партнёра высказывания; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь. Л.- Самоопределение- проявляют ценностное отношение к природному миру; Смыслообразование- осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. |
|
19-21. О правилах поведения. |
Научатся соблюдать правила поведения. Получат возможность научиться: формулировать и соблюдать правила дружбы. |
Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о правилах поведения. К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество. Л. - Нравственно-эстетическая ориентация- ориентируются в поведении на принятые моральные нормы в поведении человека. |
Россия –твоя Родина. (13ч) |
22. Родина – что это значит. |
Научиться определять слова «родина», «отчизна», «родная сторона». Получат возможность научиться: понимать, что значит выражение «малая родина». |
Р.- переносят навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют смысловое чтение; уточняют название нашей страны (Россия, Российская Федерация). К.- предлагают помочь в сотрудничестве. Л.- Нравственно-эстетическая ориентация- осознают гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. |
|
23-24. Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась. |
Научиться понимать, что история изучает прошлое; как учёные изучают прошлое. Получат возможность научиться: сравнивать слова «история» и «случай». |
Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о прошлом нашей страны. К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество; строят монологическое высказывание. Л.- Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе. |
|
25-26. Москва – столица России. |
Научатся: перечислять главные достопримечательности нашей Родины. Получат возможность научиться: узнать об истории строительства российской столицы. |
Р.- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представления о достопримечательностях Москвы. К.- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; координируют позицию партнёра во взаимодействии. Л.- Смыслообразование- понимают чувства других людей и сопереживают им. |
|
27. Города России. |
Научатся пользоваться дополнительными источниками информации. Получат возможность научиться: готовить сообщения о старинных городах России и их достопримечательностях, используя дополнительные источники информации. |
Р.- выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество. Л.- Самоопределение - проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование - осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. |
|
28. Родной край – частица Родины». |
Научатся рассказывать о родном крае. Получат возможность научиться: использовать дополнительные источники информации. |
Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о своей малой родине. К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество, строят монологическое высказывание. Л. - Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе. |
|
29-30. Как трудятся россияне. |
Научатся понимать, что труд необходим для жизни и благополучия людей, что трудом человека создаются ценности культуры. Получат возможность научиться: рассказывать о занятиях наших предков. |
Р.- контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. П.- используют общие приёмы решения учебных задач; определяют время по часам как условие правильной организации труда и отдыха. К.- договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строят монологическое высказывание. Л.- Самоопределение- принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности. |
|
31. Все профессии важны. |
Научатся понимать, что труд необходим для жизни и благополучия людей, что трудом человека создаются ценности культуры. Получат возможность научиться: различать профессии людей. |
Р.- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно. П.- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица) ; анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием. К.- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (готовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед с родителями, со старшими, родственниками, местными жителями). Л.- Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе. |
|
32-33. Мы- граждане России. |
Научатся понимать, что каждый человек-гражданин какой-либо страны, он имеет права и обязанности, что каждый ребёнок как гражданин тоже имеет права. Получат возможность научиться: с основными правами и обязанностями граждан РФ. |
Р.- действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. П.- контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; имеют представление о том, кто может стать гражданином государства. К.- предлагают помощь в сотрудничестве; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
|
|
34. Россия – многонациональная страна. |
Научатся понимать, что в России живёт более ста народностей. Получат возможность научиться: |
Р.- действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. П.- контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; имеют представление о многонациональном составе РФ. К.- предлагают помощь в сотрудничестве; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Л.-Нравственно-эстетическая ориентация- проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций. |
Мы – жители Земли (9ч) |
35-36. Твое первое знакомство со звездами.
37-38. Чем Земля отличается от других планет. |
Научатся понимать, что звёзды имеют разный цвет, а Земля отличается от других планет, Луна является спутником Земли. Получат возможность узнать что думали люди о Солнечной системе в разные исторические эпохи. |
Р.- выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. Готовят рабочее место для выполнения разных видов работ. П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представления о планетах Солнечной системы. К.- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; координируют позицию партнёра во взаимодействии. Л.- Самоопределение- осознают ответственность человека за общее благополучие; Смыслообразование- понимают чувства других людей и сопереживают им. |
|
39. В некотором царстве… |
Научатся определять четыре царства живой природы. Получат возможность познакомиться с разнообразием живой природы.
|
Р.- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; К.- предлагают помочь в сотрудничестве. Л.- Самоопределение- принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности. |
|
40. Грибы. |
Научатся определять названия грибов. Получат возможность познакомиться с разнообразием живой природы, съедобных и несъедобных грибов. |
Р.- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно. П.- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица) ; анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием. К.- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (готовить рассказ о съедобных и несъедобных грибах). Л.- Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе. |
|
41. Какие животные живут на Земле. |
Научатся определять животных по классам по главным признакам. Получат возможность познакомиться с разнообразием животного мира. |
Р.- выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. Готовят рабочее место для выполнения разных видов работ. П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представления о животных, живущих на Земле. К.- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; координируют позицию партнёра во взаимодействии. Л.- Самоопределение- осознают ответственность человека за общее благополучие; Смыслообразование- понимают чувства других людей и сопереживают им.
|
|
42-43. Разнообразие растений |
Научатся определять основные положения по теме урока: растение – живое существо; сходства и различия с животными. Получат возможность познакомиться с разнообразием растительного мира. |
Р.- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно. П.- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица) ; анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием. К.- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, готовить рассказ о растениях. Л.- Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе. |
Природные сообщества (23ч) |
44. Среда обитания – что это такое. |
Научатся различать природные сообщества. Получат возможность познакомиться с понятиями «пищевая цепь». |
Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о прирдных сообществах. К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество, строят монологическое высказывание. |
|
45. Лес и его обитатели. Экскурсия в лес. |
Научатся различать разные виды леса. Получат возможность научиться определять лесные ярусы. |
Р.- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; К.- предлагают помочь в сотрудничестве. Л.- Самоопределение- принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности. |
|
46.Деревья леса. |
Научатся различать хвойные и лиственные деревья. Получат возможность научиться отличать деревья от других растений леса. |
Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о лесе. К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество, строят монологическое высказывание. Л. - Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе. |
|
47. Кустарники леса. |
Научатся определять растения, относящиеся ко второму ярусу леса. Получат возможность научиться отличать кустарники от других растений леса. |
Р.- выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. К.- строят понятные для партнёра высказывания; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь. Л.- Самоопределение- проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование - осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. |
|
48-49. Травянистые растения леса.
|
Научатся определять ярус леса, на котором растут травянистые растения; находить отличия травянистых растений от кустарников и деревьев. |
Р.- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представление о лекарственных травах. К.- предлагают помочь в сотрудничестве. Л.- Самоопределение- принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности. |
|
50-54. Животные леса. |
Научатся определять где и как животные строят себе жилища. Получат возможность научиться описывать внешние признаки животных леса. |
Р.- контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. П.- используют общие приёмы решения задач, определяют, как животные строят себе жилища. К. – договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строят монологические высказывания. Л.- Самоопределение - принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности |
|
55-56. Что мы знаем о воде. Экскурсия на водоём. |
Научатся понимать, что вода –одно из самых важных в природе веществ; имеет разные состояния. Получат возможность научиться определят свойства воды с помощью опытов. |
Р.- выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. К.- строят понятные для партнёра высказывания; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь. Л.- Самоопределение- проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование - осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. |
|
57-61. Водоемы и их обитатели. |
Научатся различать водоёмы (река, озеро, море). Получат возможность узнать обитателей различных водоёмов. |
Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о водоёмах. К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество, строят монологическое высказывание. Л. - Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе. |
|
62-63. Луг и его обитатели. |
Научатся рассказывать о своём крае. Получат возможность научиться использовать дополнительные источники информации. |
Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о лесе. К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество, строят монологическое высказывание. Л. - Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе. |
|
64-65. Поле и его обитатели Экскурсия на поле. |
Научатся понимать, что поле это природное сообщество растений и животных, за которыми ухаживает человек. Получат возможность научиться определять, какие растения относятся к зерновым культурам. |
Р.- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища. П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представление о лекарственных травах. К.- предлагают помочь в сотрудничестве. Л.- Самоопределение- принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности. |
|
66. Сад и его обитатели
|
Научатся определять, что сад – это природное сообщество растений и животных, за которыми ухаживает человек. Получат возможность узнать о размножении садовых культур. |
Р.- выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. Готовят рабочее место для выполнения разных видов работ. П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представления о животных и растениях, обитающих в саду. К.- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; координируют позицию партнёра во взаимодействии. Л.- Самоопределение- осознают ответственность человека за общее благополучие; Смыслообразование- понимают чувства других людей и сопереживают им. |
Природа и человек. |
67-68. Человек – часть природы. |
Научатся понимать, что человек – часть природы. Получат возможность узнать, почему необходимо беречь природу, и какие животные и растения нашей страны занесены в Красную книгу. |
Р.- выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; понимают, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа, уточняют понятия: «объект природы», «живая и неживая природа. К.- рассказывают о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления. Л.- Самоопределение- принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник. 2 кл. Ч. 1, 2
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Ч. 1, 2
авторская программа по курсу «Окружающий мир»// автор Виноградова Н.Ф.,
Включён в федеральный перечень
Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.Вентана – Граф, 2015
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания.
Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера)
Портреты выдающихся людей России(писателей, поэтов)
Таблица «Природные зоны»
Таблица «Круговорот веществ в природе»
Физическая картаполушарий.
Карта «Природные зоны»
Технические средства обучения
- магнитная доска;
-персональный компьютер;
Экранно- звуковые пособия
-авторские презентации Power Point;
-учебные фильмы и программы;
Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование.
Термометр для измерения температуры воздуха.
Цифровой микроскоп
Натуральные объекты.
Коллекция полезных ископаемых.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты (комнатные растения)
Оборудование класса.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник. 2 кл. Ч. 1, 2 -Вентана-Граф, 2013;
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Ч. 1, 2-Вентана-Граф, 2013;
Лихолат Т.В.. Наблюдаем и трудимся. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Вентана-Граф, 2017;
Виноградова Н.Ф. Тетрадь для проверочных и контрольных работ. Окружающий мир. 2 класс. Вентана-Граф, 2017;
Литвиненко С.В. Думаем и фантазируем. Рабочая тетрадь. Вентана-Граф, 2013;
авторская программа по курсу «Окружающий мир»// автор Виноградова Н.Ф.,
Медиатека
- мультимедийный учебник «Окружающий мир. 2 класс» издательства «Кирилл и Мефодий»;
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Курс ЦДО (начальная школа). - Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru
Начальная школа Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://www.nachalka.info
Образовательный портал «Учеба». - Режим доступа: http://uroki.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.lseptember/ru