Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса по УМК «Школа России»
МБОУ « Кишертская СОШ им. Л. П. Дробышевского»
Рассмотрена на МО Согласовано Утверждаю
_________________ Заместитель директора по УР Директор МБОУ «Кишертская СОШ»
Протокол№ ______ ____________ ____________
«__»_________2018г. «___»_______________2018г Приказ №____ от«___»______2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 3-го «Б» класса
(УМК «Школа России»)
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Ватолина Светлана Анатольевна
с. Усть-Кишерть , 2018г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Изобразительное искусство» для 3–го «Б» класса образовательных учреждений на основе:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (2009г);
примерной программы начального общего образования, авторской программы
« Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, образовательной системы «Школа России» (Москва, «Просвещение», 2012 г.);
положения о рабочих программах МБОУ «Кишертская СОШ им. Л.П.Дробышевского»;
учебного плана ОО на 2018-2019 учебный год.
3 «Б» класс инклюзивного образования, в классе учатся дети с задержкой психического развития.
На изучение предмета по программе 34 часа в учебном году. По учебному плану 34 часа, 1 час в неделю, количество учебных недель 34.
Для реализации программного содержания используются:
-Н.А.Горяева, Л.А.Неменская: Изобразительное искусство: « Искусство вокруг нас» под редакцией Б.М. Неменского. Учебник. 3 класс. М.: «Просвещение», 2013 г
-Неменская, Неменский, Коротеева: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2012 г.
-Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Б.М. Неменский, Л.А. Неменская. Москва, «Просвещение», 2012 г. - Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь.3 класс. М.: Просвещение, 2016 г.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
(34 ч.)
Тема года « Искусство вокруг нас».
Искусство в твоём доме (8 ч.) В работе каждому художнику помогают три волшебных брата-Мастера: Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы. Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.
Искусство на улицах твоего города (7 ч.) Деятельность художника на улице города или села. Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.
Художник и зрелище (11 ч.) Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театральное зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.
Художник и музей (8 ч.) Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музей страны.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство».
Третьеклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
-понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведение искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе художественной совместной деятельности;
Использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства; активно использовать художественные термины и понятия;
Осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме, в пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных материалов.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 34ч.
№ уро-ка |
Тема |
Кол-во час. |
Предметные результаты |
дата |
Раздел «Искусство в твоем доме» (8ч.) |
||||
1 |
Вводное занятие. «Твои игрушки». |
1 |
Иметь представления о ценности природного мира для практической деятельности человека. Видеть в повседневной жизни труд художника. Знать появление игрушек, посуды в прошлом и современном мире. Знать понятия «ритм», «симметрия», «форма», «объем», «фактура». Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек. Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов. Создавать игрушки из подручных материалов. Лепить посуду (пластилин, глина). |
|
2 |
«Посуда у тебя дома». |
1 |
||
3 |
«Обои и шторы у тебя дома». |
1 |
Видеть красоту труда и творчества художника. Знать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верное выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Правильно строить ритм и чередовать цвет в орнаменте. Создавать эскизы обоев, штор, платка. |
|
4 |
«Мамин платок». |
1 |
||
5-6 |
«Твои книжки». Урок проект. |
2 |
Знать и называть отдельные элементы оформления книги. Знать что такое иллюстрация. Иллюстрировать текст по представлению. |
|
7 |
«Открытки». |
1 |
Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (выбор техники граттаж, гравюра, монотипия) |
|
8 |
«Труд художника для твоего дома». |
1 |
Изображать при помощи рисунка самой красивой вещи в доме. |
|
Раздел «Искусство на улицах твоего города» (7ч.) |
||||
9 |
«Памятники архитектуры». |
1 |
Понимать значение слов «памятники архитектуры». Создавать объемный макет здания. |
|
10 |
«Парки, скверы, бульвары». |
1 |
Называть разновидности парков. Понимать назначение ажурных оград и фонарей на улицах. -создавать декоративные работы в смешанной технике - вырезанка, аппликация; объемное конструирование. Преобразовывать информацию из одной формы в другую ,самостоятельно выполнять творческие задания. |
|
11 |
«Ажурные ограды». |
1 |
||
12 |
«Волшебные фонари». |
1 |
||
13 |
«Витрины». Урок проект. |
1 |
Видеть связь художественного оформления с профилем магазина. Создавать проект оформления витрины любого магазина. |
|
14 |
«Удивительный транспорт». |
1 |
Понимать связь облика машины (техники) с природными формами и явлениями. Знать, как менялся облик машин с их появлением в прошлом и до нашего времени. Придумать образ будущей машины (техники). |
|
15 |
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). |
1 |
Пользоваться языком изобразительного искусства; Работать акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование, коллаж). Знать виды деятельности работы, творчества художника на улицах города и села. |
|
Раздел «Художник и зрелище» (11ч.) |
||||
16- 17 |
«Художник в цирке». |
2 |
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Знать чем заняты художники декораторы, костюмеры, гримеры ,оформители. Изображать фрагмент циркового представления по памяти или по воображению. |
|
18- 19 |
«Художник в театре». Театр на столе. Урок проект. |
2 |
Понимать и уметь объяснить роль художника в театре при создании спектакля. Знать понятия - Театр-балаган, кукольный театр, Драматический театр ,театр оперы и балета, театр теней; декорация, бутафория, реквизит, макет, театральный персонаж. Конструировать создавать объемный макет из цветной и белой бумаги, картона. |
|
20- 21 |
«Театр кукол». Мы художники кукольного театра. |
2 |
Посещать театр (виртуально), смотреть театральные, детские спектакли и постановки. Иметь представления о разных видах кукол. Знать последовательность работы художника кукольника. Уметь создавать простую куклу из подручного материала. |
|
22- 23 |
«Театральные маски». Конструирование масок. |
2 |
Называть виды масок (обрядовые, карнавальные, театральные) Искусство масок разных характеров. Создавать маски из подручных материалов. |
|
24 |
«Афиша», «Плакат». |
1 |
Понимать значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Осваивать навыки лаконичного, декоративного изображения при создании эскиза своего плаката или афиши. |
|
25 |
«Праздник в городе». |
1 |
Понимать и объяснять роль художника при праздничном оформлении здания, улицы, города. Выполнять рисунок проект оформления школьного праздника. Работать с акварелью и гуашью; -конструировать из цветной и белой бумаги, картона. |
|
26 |
«Школьный карнавал». Обобщающий урок. |
1 |
||
Раздел «Художник и музей» (8ч.) |
||||
27 |
«Музей в жизни города». |
1 |
Понимать значение слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Посещать художественные музеи (виртуально). Знать значимые Российские музеи. |
|
28 |
«Картина — особый мир. Картина-пейзаж» |
1 |
Иметь представление о картине как созданном мире художником ,наполненном его мыслями, чувствами и переживаниями. Называть имена известных русских художников пейзажистов. |
|
29- 30 |
«Картина-портрет». |
2 |
Называть имена известных русских художников портретистов. Знать жанр портрета, виды портрета Научиться рисовать автопортрет. |
|
31 |
«Картина-натюрморт». |
1 |
Называть имена известных русских художников работающих в жанре натюрморта. Рисовать натюрморт по представлению. |
|
32 |
«Картины исторические и бытовые». |
1 |
Знать жанры искусства «бытовой», «исторический». Рисование картины на жанровую тему. |
|
33 |
«Скульптура в музее и на улице». |
1 |
Знать вид искусства «скульптура». Называть виды скульптуры. Лепить фигуру в движении. Понимать значение слов: «пьедестал», «монумент», «статуя», «скульптура-памятник», «парковая скульптура», «декоративная скульптура». |
|
34 |
Обобщающий урок. «Художник и музей». |
1 |
Знать виды и жанры изобразительного искусства. Знать значимые мировые и Российские художественные музеи, галереи. |
Горбачёва Марина Юрьевна