Рабочая программа коррекционного курса «Учимся для жизни» для обучающихся 6 классов (ОВЗ: ЗПР, НОДА)
ГОУ ЯО «Центр помощи детям»
Школа дистанционного обучения
Рассмотрено
Руководитель методического объединения учителей
Протокол № 1 от «29» августа 2020 г.
Согласовано
Методист
****
«_30__»__августа___ 2020 г
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
*****
Приказ №**/** от 30.08.20г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Учимся для жизни»
для обучающихся 6 классов
(ОВЗ: ЗПР, НОДА)
Болдина О.Г., учитель обществознания
Ярославль, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по коррекционному курсу составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГОУ ЯО «Центр помощи детям» (утверждена приказом № **-**/ *** от 31.08.18);
Приказа № **-**/** от 31 августа 2020 года «О внесении изменений в образовательную программу ГОУ ЯО «Центр помощи детям»
С учетом особенностей образовательного процесса в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», рекомендациями ПМПК ГОУ ЯО «Центр помощи детям» в отношении организации обучения обучающихся.
Место коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане образовательной программы основного общего образования находится в части формируемой участниками образовательных отношений в разделе «Внеурочная деятельность, включая коррекционно-развивающую область». На коррекционный курс в 6 БВ классах отводится 35 часов (1 час в неделю).
Элективный курс «Учимся для жизни» проводится в целях обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей, обучающихся и призван реализовать следующую функцию: создание условий для достижения метапредметных результатов образования в контексте ФГОС общего образования.
Цель обучения: корректировать выявляемые пробелы сформированных компетенций, развивать спектр УУД в целом, независимо от предметного содержательного наполнения, обеспечить переход от школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к формированию умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями для жизни.
Курс обеспечен дидактическими материалами, адаптируемыми учителем в соответствии с задачами уроков:
Основные тексты
Обществознание. 6 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016.
Дополнительные тексты (адаптация учителя) с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, истории, географии, литературы и др.
Личностное портфолио. Компакт-диск для компьютера: Воспитай в себе человека
moscow@uchmag.ru.C-244
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. Пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х частях. Ч.1/ [Г.С. Ковалева и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020. – 63 с. Ил. – (Функциональная грамотность. Учимся для жизни). – ISBN 978-5-09-075984-7
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. Пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х частях. Ч.2/ [Г.С. Ковалева и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020. – 79 с. Ил. – (Функциональная грамотность. Учимся для жизни). – ISBN 978-5-09-075986-1
Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. Пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х частях. Ч.2/ [Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко, С.Г. Яковлева]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. -; СПб.: Просвещение, 2020. –126с. Ил. – (Функциональная грамотность. Учимся для жизни). – ISBN 978-5-09-075993-9.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
предметно-практический характер обучения и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с окружающей действительностью;
специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации на уроках;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
необходимо использование опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору содержания программного материала учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей детей с ЗПР на уровне основного общего образования;
включение коррекционно-развивающего компонента в процесс обучения при реализации образовательных программ основного общего образования с учетом преемственности уровней начального и основного общего образования;
применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков, компетенций (использование «пошаговости» при предъявлении учебного материала, при решении практико-ориентированных задач и жизненных ситуаций; применение алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки, опорных схем при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; разносторонняя проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций применительно к различным жизненным ситуациям; увеличение доли практико-ориентированного материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и переработки информации и т.д.);
организация образовательного пространства, рабочего места, временной организации образовательной среды с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающегося с ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной среды с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности, сниженной работоспособности, сниженной произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема памяти и пониженной точности воспроизведения);
специальная помощь в развитии осознанной саморегуляции деятельности и поведения, в осознании возникающих трудностей в коммуникативных ситуациях, использовании приемов эмоциональной саморегуляции, в побуждении запрашивать помощь взрослого в затруднительных социальных ситуациях; целенаправленное развитие социального взаимодействия обучающихся с ЗПР;
учет функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с ЗПР (замедленного темпа переработки информации, пониженного общего тонуса, склонности к аффективной дезорганизации деятельности, «органической» деконцентрации внимания и др.);
стимулирование к осознанию и осмыслению, упорядочиванию усваиваемых на уроках знаний и умений, к применению усвоенных компетенций в повседневной жизни;
применение специального подхода к оценке образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) с учетом психофизических особенностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР; использование специального инструментария оценивания достижений и выявления трудностей усвоения образовательной программы;
формирование социально активной позиции, интереса к социальному миру с позиций личностного становления и профессионального самоопределения;
развитие и расширение средств коммуникации, навыков конструктивного общения и социального взаимодействия (со сверстниками, с членами семьи, со взрослыми), максимальное расширение социальных контактов, помощь подростку с ЗПР в осознании социально приемлемого и одобряемого поведения, в избирательности в установлении социальных контактов (профилактика негативного влияния, противостояние вовлечению в антисоциальную среду); профилактика асоциального поведения.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Результаты обучения, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками обучающегося, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений, обучающихся с НОДА в различных средах:
1. Психологическая коррекция познавательных процессов
Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений.
Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности.
Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
2. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений:
Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.
Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих.
Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими.
Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
3. Психологическая коррекция социально-психологических проявлений:
Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели.
Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
4. Коррекция нарушений речи:
Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом.
Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
5. Коррекция нарушений чтения и письма:
Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.
Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений, обучающихся с ЗПР в различных средах:
1.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий.
2.Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
3.Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия, обучающегося с миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности.
Требования к личностным результатам освоения курса:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях, стремление к осуществлению природоохранной деятельности.
Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы проводится с помощью мониторинговых процедур. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и особенностей обучающихся с ОВЗ для выявления исходного уровня показателей развития познавательной, эмоциональной, регулятивной, личностной, коммуникативной и речевой сфер, свидетельствующих о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и социальную адаптацию. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на основном уровне образования. Целью итоговой диагностики, приводящейся на заключительном этапе, выступает оценка достижений обучающегося с ОВЗ в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Требования к предметным результатам освоения курса:
весь спектр метапредметных результатов, заявленных в Примерной образовательной программе ФГОС ООО. к Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, истории, географии, литературы и др.
Требования к предметным результатам освоения курса:
Обучающиеся при сопровождении, помощи и поддержке научатся:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях, стремление к осуществлению природоохранной деятельности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающиеся при сопровождении, помощи и поддержке научатся:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся при сопровождении, помощи и поддержке научатся:
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действии н суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечания в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающиеся при сопровождении, помощи и поддержке научатся:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ— компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий:
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия:
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Тематическое планирование
6 класс. 35 ч
№п/п |
название раздела |
кол-во часов |
характеристика видов деятельности (прописывается с учетом специфики предмета) с учетом выявляемых дефицитов с сопровождением, поддержкой и помощью учителя |
|||
теория |
самостоятельные практические работы |
|||||
1 |
Познай себя |
5 |
5 |
формулировать собственные представления о внутреннем мире человека, о самопознании и саморазвитии; уметь определять свое собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние другого человека по внешним проявлениям; уметь свободно выражать свои чувства и переживания; осваивать навыки самопознания, доступные возрасту; понимать необходимость самопознания для саморазвития человека; осознавать уникальность своей личности и личности другого осознавать самоценность каждого человека и ценность общения характеризовать особенности собственной учебной деятельности |
||
2 |
Учимся планировать свою деятельность |
3
|
3
|
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
||
3 |
Учимся оценивать свою работу |
6 |
6 |
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
||
4 |
Развиваем теоретическое мышление |
6 |
6 |
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
||
5 |
Развиваем читательскую компетентность |
8 |
8 |
Смысловое чтение; находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. |
||
6 |
Учимся сообща |
6 |
6 |
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ— компетенции); мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. |
||
7 |
Итоговая диагностическая работа |
1 |
1 |
метапредметные умения (разделы 1-6) |
||
ИТОГО |
35 |
Содержание элективного курса
35 часов
6 класс
Познай себя (5 час)Кто я? Какой я? (1 час)
Знакомство обучающихся с психологическими явлениями, характеризующими особенности личности человека, а также исследование и развитие своего внутреннего потенциала посредством работы с текстами, выполнения тренингов и заданий, организации совместных бесед и обсуждений. Умение отвечать на вопросы о познании мира и себя, о самосознании, о своей индивидуальности, способностях. Умение узнавать и оценивать себя. Умение формировать собственный стиль обучения.
Идеальный Я (1 час)
Знакомство обучающихся с психологическими явлениями, характеризующими особенности личности человека, а также исследование и развитие своего внутреннего потенциала посредством работы с текстами, выполнения тренингов и заданий, организации совместных бесед и обсуждений.
Я и другие (1 час)
Знакомство обучающихся с психологическими явлениями, характеризующими особенности личности человека, а также исследование и развитие своего внутреннего потенциала посредством работы с текстами, выполнения тренингов и заданий, организации совместных бесед и обсуждений.
Умение отвечать на вопросы о познании мира и себя, о самосознании, о своей индивидуальности, способностях. Умение узнавать и оценивать себя. Умение формировать собственный стиль обучения.
Профессия- ученик (1 час) Умение отвечать на вопросы о познании мира и себя, о самосознании, о своей индивидуальности, способностях. Умение узнавать и оценивать себя. Умение формировать собственный стиль обучения.
Диагностическая работа. (1 час) Первичная диагностика сформированности УУД (письменные и устные ответы), методика выявления рефлексивности самооценки школьников; решение кейсов (методика «Как поступить?»);
Учимся планировать свою деятельность (3 час)
Учимся задавать вопросы и выбирать цель исследования (2 час) |
Работа над умением самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучение умению формулировать вопросы. Значение и приёмы формулировки вопросов разного уровня. Вопросы, помогающие сформулировать цель работы, структурировать информацию, найти и верный ответ. Приёмы, которые помогают работу по поиску альтернативных путей планирования, поиску оптимального пути достижения целей. Содержание: кейсы с любой жизненной ситуацией, школьными событиями (праздник, экскурсия), или текст, предложенный учителем (по выбору учащихся).
Самостоятельная работа. «Проверяем и закрепляем свои умения» (1 час)
Учимся оценивать свою учебную работу (6 час)
Учимся оценивать свою работу (2 час)
Обучение стратегии «ИНСЕРТ», приёмам взаимопроверки.
Важность проверки (2 час)
Обсуждение важности проверки, (приём «Обратный путь»), работа над формированием умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Самостоятельная работа. Обучение основам самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (2 час). Выработка различных стратегий и критериев оценки своей работы, методов и правил само- и взаимооценки, применение на практике освоенных стратегий и приёмов.
Развиваем теоретическое мышление (6 час).
«Рисуя, узнаем о своих мыслях и самостоятельно определяем понятия», приёмы «Кластер», Интеллект-карта, «Концептуальное колесо» (3 час)
Освоение метапредметных умений когнитивного характера: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач («Рисуя, узнаем о своих мыслях и самостоятельно определяем понятия», приёмы «Кластер», Интеллект-карта, «Концептуальное колесо».
Самостоятельная работа. Проверяем и закрепляем свои умения. Само- и взаимопроверка. (3 час) Содержание: текст об экологии Ярославского региона, позволяющий организовать интересную работу и поработать на формирование и развитие экологического мышления или текст, предложенный в пособии (по выбору учащихся).
Развиваем читательскую компетентность (8 час)
«В поисках смысла» (3 час)
Освоение приемов «Ромашка Блума», чтение с остановками, «Дерево предсказаний».
Развитие и корректировка умений находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.
«Смысловое чтение» (2час)
Освоение стратегий «Рисунокобраз», таблица «МУВ» (мнение-утверждение-вопрос)
Развитие и корректировка умений устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста.
Самостоятельная работа. Проверяем и закрепляем свои умения (1 час)
Содержание: любой художественный текст или текст, предложенный в пособии (по выбору учащихся).
Диагностическая работа (2 час) Уровень сформированности навыков смыслового чтения
Учимся сообща (6 час)
«Поиск общего. Интернет-серфинг» (2 час)
Формирование коммуникативных умений (приемы «Интернет-серфинг», «ЗХУ»: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
«Цели и последствия» (2 час)
Формирование коммуникативных умений (прием «Фишбоун»): умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Самостоятельная работа. «Проверяем и закрепляем свои умения» (1 час).
Формирование коммуникативных умений: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Диагностическая работа (1 час). Составление текста, по ключевым словам, /фразам.
Итоговая диагностическая работа (1 час)
Задания, основанные на выбранном педагогом тексте и включающие все метапредметные результаты.
Содержание текста, его предметная направленность (несколько вариантов, в каждом - представлен различный оценочный материал, диагностирующий освоение приёмов само- взаимооценки, для определения продвижения обучающихся в метапредметной сфере.
Перечень диагностических работ
№ |
Содержание
|
1 |
Входная диагностическая работа (1 час) первичная диагностика сформированности УУД; методика выявления рефлексивности самооценки школьников; решение кейсов (методика «Как поступить?») |
2 |
Диагностическая работа (2 час). Уровень сформированности навыков смыслового чтения |
3 |
Диагностическая работа (1 час). Составление текста, по ключевым словам, /фразам.
|
4 |
Итоговая диагностическая работа (1 час)
|
Календарно-тематическое планирование
6Б,В классы
№ п/п |
Дата
|
Разделы программы и темы уроков с учетом выявляемых дефицитов с сопровождением, поддержкой и помощью учителя |
|||
план |
факт |
||||
Познай себя (5 час) | |||||
1 |
|
|
Содержание |
Практические работы |
|
Кто я? Какой я? (1 час) Знакомство обучающихся с психологическими явлениями, характеризующими особенности личности человека, а также исследование и развитие своего внутреннего потенциала посредством работы с текстами, выполнения тренингов и заданий, организации совместных бесед и обсуждений. Умение отвечать на вопросы о познании мира и себя, о самосознании, о своей индивидуальности, способностях. Умение узнавать и оценивать себя. Умение формировать собственный стиль обучения. |
Выявление дефицитов компетенций: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста - чтение с остановками
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §1 |
||||
2 |
|
|
Идеальный Я (1 час) Знакомство обучающихся с психологическими явлениями, характеризующими особенности личности человека, а также исследование и развитие своего внутреннего потенциала посредством работы с текстами, выполнения тренингов и заданий, организации совместных бесед и обсуждений. Умение отвечать на вопросы о познании мира и себя, о самосознании, о своей индивидуальности, способностях. Умение узнавать и оценивать себя. Умение формировать собственный стиль обучения. |
Выявление дефицитов компетенций: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста - чтение с остановками
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание, 6 кл §1,2 |
|
3 |
|
|
Я и другие (1 час) Знакомство обучающихся с психологическими явлениями, характеризующими особенности личности человека, а также исследование и развитие своего внутреннего потенциала посредством работы с текстами, выполнения тренингов и заданий, организации совместных бесед и обсуждений. Умение отвечать на вопросы о познании мира и себя, о самосознании, о своей индивидуальности, способностях. Умение узнавать и оценивать себя. Умение формировать собственный стиль обучения. |
Выявление дефицитов компетенций: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста - чтение с остановками
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §2 |
|
4 |
|
|
Профессия- ученик (1 час) Умение отвечать на вопросы о познании мира и себя, о самосознании, о своей индивидуальности, способностях. Умение узнавать и оценивать себя. Умение формировать собственный стиль обучения. |
Выявление дефицитов компетенций: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста - чтение про себя с вопросами
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §2,3 |
|
5 |
|
|
Диагностическая работа. Диагностика учебной мотивации с учетом выявленных дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации); выявление рефлексивности самооценки школьников |
Методика выявления рефлексивности самооценки школьников; решение кейсов (методика «Как поступить?») Первичная диагностика сформированности УУД (устные и письменные ответы) |
|
Учимся планировать свою деятельность (3 час.) |
|||||
6 |
|
|
Работа над умением самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучение умению формулировать вопросы (приёмы «Толстый и тонкий вопросы» или «Таблица вопросов»). |
Выявление дефицитов компетенций: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста - чтение про себя с вопросами Тесты:
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §3 |
|
7 |
|
|
Учимся выбирать цель исследования (1 час) Значение и приёмы формулировки вопросов разного уровня. Вопросы, помогающие сформулировать цель работы, структурировать информацию, найти и верный ответ. Приёмы, которые помогают работу по поиску альтернативных путей планирования, поиску оптимального пути достижения целей. Содержание: кейсы с любой жизненной ситуацией, школьными событиями (праздник, экскурсия), темы будущего исследования или текст, предложенный учителем (по выбору учащихся). |
Выявление дефицитов компетенций: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста - чтение про себя с вопросами; приёмы «Толстый и тонкий вопросы» или «Таблица вопросов» Кейсы: модели любой жизненной ситуации, школьных событий (праздник, экскурсия) или тексты, предложенные учителем (по выбору учащихся).
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §4 |
|
8 |
|
|
Самостоятельная работа. «Проверяем и закрепляем свои умения» (1 час). Микро-проект: интервью с… |
Выявление дефицитов компетенций: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста - объяснять порядок частей инструкций, содержащихся в тексте Инструкция: Как провести интервью с…
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §5 |
|
Учимся оценивать свою учебную работу (6 час) |
|||||
9 |
|
|
Стратегия «ИНСЕРТ». Учимся оценивать свою работу (1 час) Обучение» |
Выявление дефицитов компетенций: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста - объяснять порядок частей инструкций, содержащихся в тексте; инсерт
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §5 |
|
10 |
|
|
Приемы взаимопроверки. Учимся оценивать свою работу (1 час)
|
Выявление дефицитов компетенций: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста - объяснять порядок частей инструкций, содержащихся в тексте; инсерт
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §4,5 |
|
11 |
|
|
Важность проверки (1 час) Обсуждение важности проверки, работа над формированием умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований |
Выявление дефицитов компетенций: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: формулировать тезис, выражающий важность проверки - объяснять порядок частей инструкций, содержащихся в тексте; прием «Обратный путь»
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §4 |
|
12 |
|
|
Важность проверки (1 час) Обсуждение важности корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. |
Выявление дефицитов компетенций: осуществлять выбор форм и способов самоконтроля, самопроверки - вопросы после текста
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §6 |
|
13 |
|
|
Самостоятельная работа. Обучение основам самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Выявление дефицитов компетенций: самоконтроль, самооценка, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности – Проверочный Лист
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §6 |
|
14 |
|
|
Самостоятельная работа. Выработка различных стратегий и критериев оценки своей работы, методов и правил само- и взаимооценки, применение на практике освоенных стратегий и приёмов. |
Выявление дефицитов компетенций: самоконтроль, самооценка, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности - Тайм - аут
Работа с фрагментами дополнительных источников |
|
Развиваем теоретическое мышление (6 час). |
|||||
15 |
|
|
«Рисуя, узнаем о своих мыслях и самостоятельно определяем понятия» Освоение метапредметных умений когнитивного характера: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, |
Выявление дефицитов компетенций: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач - рисунки, подбор иллюстраций, рисуночные схемы и планы, логические цепочки
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §7 |
|
16 |
|
|
Осваиваем приёмы «Кластер», «Интеллект-карта» Освоение метапредметных умений когнитивного характера: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
Выявление дефицитов компетенций: работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации; оценка информации; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач - Список тем книги, Кластер, Интеллект-карта
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §7 |
|
17 |
|
|
Осваиваем приём «Концептуальное колесо» Освоение метапредметных умений когнитивного характера: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
Выявление дефицитов компетенций: работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации; оценка информации - Концептуальное колесо
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §7 |
|
18 |
|
|
Самостоятельная работа. Проверяем и закрепляем свои умения. Содержание: текст об экологии Ярославского региона, позволяющий организовать интересную работу и поработать на формирование и развитие экологического мышления или текст, предложенный в пособии (по выбору учащихся). |
Выявление дефицитов компетенций: работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации; оценка информации
Работа с дополнительными источниками |
|
19 |
|
|
Самостоятельная работа. Самопроверка. Взаимопроверка. Микро-проект: Моя страничка в учебнике Обществознания об экологии с использованием схем, кластеров и интеллект-карт. |
Выявление дефицитов компетенций: работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации; оценка информации; оформление конечного продукта микро-проекта
Работа с дополнительными источниками |
|
20 |
|
|
Самостоятельная работа. Микро-проект (завершение: защита) Моя страничка в учебнике Обществознания об экологии с использованием схем, кластеров и интеллект-карт. |
Выявление дефицитов компетенций: работа с текстом: комментирование и защита конечного продукта микро-проекта
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §8 |
|
Развиваем читательскую компетентность (8 час) |
|||||
21 |
|
|
Освоение приемов «Ромашка Блума» |
Выявление дефицитов компетенций: решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста - Ромашка Блума
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §8 |
|
22 |
|
|
Закрепление техники чтения с остановками. «Дерево предсказаний» |
Выявление дефицитов компетенций: решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста - Чтение в кружок, Дерево предсказаний
Работа с дополнительными источниками |
|
23 |
|
|
Развитие и корректировка умений находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст. |
Выявление дефицитов компетенций: решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста - таблица «3 - X - У», «Чтение про себя»
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §9 |
|
24 |
|
|
«Смысловое чтение». Освоение стратегий «Рисунокобраз», таблица «МУВ» (мнение-утверждение-вопрос) |
Выявление дефицитов компетенций: решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих преобразования и интерпретации информации - таблица «3 - X - У», «Чтение про себя», Синквейн
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §9 |
|
25 |
|
|
«Смысловое чтение». Развитие и корректировка умений устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста. |
Выявление дефицитов компетенций: откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других откликаться на форму текста: оценивать лист Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §10 |
|
26 |
|
|
Самостоятельная работа. Проверяем и закрепляем свои умения Содержание: любой художественный текст или текст, предложенный в пособии (по выбору учащихся). |
Выявление дефицитов компетенций: откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других откликаться на форму текста: оценивать лист
Работа с дополнительными источниками |
|
27-28 |
|
|
Диагностическая работа на выявление уровня сформированности навыков смыслового чтения Индивидуальный выбор стратегий Освоение стратегий «Рисунокобраз», таблица «МУВ» (мнение-утверждение-вопрос) Фиксирование в избранной индивидуально форме установленные взаимосвязи описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмирование главной идеи текста |
Работа с дополнительными источниками |
|
Учимся сообща (6 час) |
|||||
29 |
|
|
«Поиск общего. Интернет-серфинг» Формирование коммуникативных умений (приемы «Интернет-серфинг», «ЗХУ»: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Интерактивные подходы (упражнения. задания)
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §11 |
|
30 |
|
|
«Поиск общего. Интернет-серфинг» Формирование коммуникативных умений: работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
Интерактивные подходы (кейсы)
Работа с дополнительными источниками |
|
31 |
|
|
«Цели и последствия» Формирование коммуникативных умений (прием «Фишбоун»): умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Интерактивные подходы (упражнения. задания) Фишбоун
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §11 |
|
32 |
|
|
«Цели и последствия» Формирование коммуникативных умений: работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
Интерактивные подходы (упражнения. задания)
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §12 |
|
33 |
|
|
Самостоятельная работа. «Проверяем и закрепляем свои умения» (1 час). Формирование коммуникативных умений: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
Интерактивные подходы (упражнения. задания)
Решение модельных ситуаций Анализ ситуаций общения в классе на уроках
Работа с дополнительными источниками |
|
34 |
|
|
Диагностическая работа (1 час). Составление текста, по ключевым словам, /фразам. |
Работа с фрагментами текста учебника Обществознание,6 кл. §12 |
|
35 |
|
|
Итоговая диагностическая работа (1 час) Задания, основанные на выбранном педагогом тексте и включающие все метапредметные результаты. Содержание текста, его предметная направленность (несколько вариантов, в каждом - представлен различный оценочный материал, диагностирующий освоение приёмов само- взаимооценки, для определения продвижения обучающихся в метапредметной сфере. |
Работа с вопросами итогового повторения учебника Обществознание,6 кл. С.106 |