12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Будынина Мария215
Педагог-психолог
Россия, Калининградская обл., Калинград
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»
2

Адаптированная коррекционно-развивающая программа «Учись учиться» для младших школьников с ОВЗ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



адаптированной коррекционно-развивающей программы «Учись учиться» для младших школьников с ОВЗ






I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема особенно остро стоит перед учителями, которые на своих уроках решают задачу интеграции учебных предметов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в адаптации к окружающему миру, восприятию пространства и времени, зрительно-моторной координации, у них нарушены базовые познавательные функции, отчего страдают: память, внимание и все мыслительные операции.

Данная адаптированная коррекционно-развивающая программа «Учись учиться» ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности, направлена на развитие психических процессов у детей имеющих низкий уровень познавательного развития и учащихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированной образовательной, с задержкой психического развития.

Участники программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования, разработанной на основании специальных адаптированных программ с ОВЗ или детей имеющих низкий уровень познавательного развития.


1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Программа решает ряд задач:

развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений;

развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия;

на развитие зрительно-моторной координации;

на развитие умения устанавливать связи между понятиями;

на развитие произвольной сферы.

Основные принципы программы.


Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

1.4. Общая характеристика обучающихся с ЗПР (задержкой психического развития)


Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющие нарушение в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных  факторов  ЗПР дает разные варианты  отклонений  в  эмоционально-волевой  сфере  и  в  познавательной деятельности. Неравномерность  формирования  психических функций,  причем  возможно  как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических  процессов в той или иной степени вызывают выраженные затруднения в усвоении общеобразовательных программ.

Дети с ЗПР характеризуются повышенной  истощаемостью, низкой работоспособностью, незрелостью эмоций, воли, поведения, ограниченным запасом общих сведений и представлений, несформированностью  навыков интеллектуальной деятельности, замедлено восприятие (они многое не замечают в окружающем мире). У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Наглядный материал они запоминают лучше, чем словесный. У таких детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми. Не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь внешне удовлетворяет требованиям бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками     наблюдается бедность словаря,  низкая осведомленность,  преемственность грамматики.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Структура и содержание программы.

Данная программа по развитию познавательных процессов и эмоционального интеллекта младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения:

по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

на работу с эмоционально мотивационной сферой;

на развитие свойств внимания;

на развитие объема механической и смысловой памяти;

ориентацию в пространстве тела;

отвлечённую ориентировку в пространстве;

пространственную ориентировку в плане;

пространственную ориентировку в листе бумаги;

на обучение самоконтролю;

на развитие произвольности.

Программа рассчитана на детей 1 – 4 классов (младший школьный возраст) обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования, разработанной на основании адаптированных программ с ОВЗ или детей имеющих низкий уровень познавательного развития.

Курс программы рассчитан:

1 класс – 33 часа, с периодичностью 2 раз в неделю, время занятия составляет 30-40 минут;

2 – 4 класс – 34 часа, с периодичностью 2 раз в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.

Для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) предусмотрена пролонгация 1 класса.

Формы работы: индивидуальные или групповые до 6 человек занятия.

Методы работы: информирование, объяснение, демонстрация, иллюстрация, видеометод, игровые методы, дискуссии.

Программа имеет следующую структуру:

1 блок – Диагностический – 1 – 2 занятия. Вначале курса занятий проводиться диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

2 блок - Коррекционно-развивающие занятия – 30 занятий (с учетом возрастных особенностей обучающегося). Занятия направлены на развитие и коррекцию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, снятия эмоционального напряжения, формирование и развитие УУД, развитие психических процессов.

3 блок – Диагностический – 2 занятия. По окончанию курса занятий проводиться диагностика динамики коррекции развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

Общая структура занятия:

1 часть: «Вводная часть. Организационный момент». Цель: активизация процессов внимания и включение в деятельность. Наполняемость: приветствие, организация рабочего пространства. Упражнения активацию психомоторных процессов.

2 часть: «Основная часть». Цель: развитие психических познавательных процессов, компонентов эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности. Наполняемость: логические задачи и примеры, копирование, лабиринты, обводки, упражнения на словообразование, аналогии, исключение, обобщение, классификация, раскрашивание, рисование, физкультминутки, разминки, упражнения на запоминание, упражнения на пространственные представления, задания на поиск закономерностей, ребусы, головоломки, групповые игры, совместные дискуссии.

3 часть: «Заключительная часть». Цель: подведение итогов занятия, получение обратной связи.

Наполняемость: обсуждение занятия (рефлексия), оценка выполнения заданий самим учащимся и педагогом-психологом. Уборка рабочего места. Беседа с родителями о содержании и результатах занятия, рекомендации.

Тематическое планирование по коррекционно-развивающей программы «Учись учиться»

1 класс

Темы разделов

Количество часов

1 блок - диагностический

2

2 блок – коррекционно-развивающие занятия

30

3 блок - диагностический

1

Общее количество занятий

33

2 класс

Темы разделов

Количество часов

1 блок - диагностический

2

2 блок – коррекционно-развивающие занятия

30

3 блок - диагностический

2

Общее количество занятий

34

3 класс

Темы разделов

Количество часов

1 блок - диагностический

2

2 блок – коррекционно-развивающие занятия

30

3 блок - диагностический

2

Общее количество занятий

34

4 класс

Темы разделов

Количество часов

1 блок - диагностический

2

2 блок – коррекционно-развивающие занятия

30

3 блок - диагностический

1

Общее количество занятий

34


Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Тема (раздел, кол-во часов)


Тема каждого урока


Количество часов

Дата проведения урока

Форма текущего контроля

1

1 блок диагностический

(2 часа)

Вводное занятие

1


Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

2

Диагностика эмоционально-волевой сферы

1


Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

3

2 блок – коррекционно-развивающие занятия

(30 часов)

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

1


Практические задания, наблюдение


4

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия

1


Практические задания, наблюдение


5

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

1


Практические задания, наблюдение


6

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

1


Практические задания, наблюдение


7

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1


Практические задания, наблюдение


8

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1


Практические задания, наблюдение


9

Упражнения на развитие понятийного мышления.

1


Практические задания, наблюдение


10

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

1


Практические задания, наблюдение


11

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


12

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

1


Практические задания, наблюдение


13

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


14

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


15

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1


Практические задания, наблюдение


16

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1


Практические задания, наблюдение


17

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

1


Практические задания, наблюдение


18

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

1


Практические задания, наблюдение


19

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия

1


Практические задания, наблюдение


20


Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию

1


Практические задания, наблюдение


21

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

1


Практические задания, наблюдение


22

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


23

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

1


Практические задания, наблюдение


24

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта

1


Практические задания, наблюдение


25

Упражнения на развитие внимания

1


Практические задания, наблюдение


26

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


27

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

1


Практические задания, наблюдение


28

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

1


Практические задания, наблюдение



29

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

1


Практические задания, наблюдение


30

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


31

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


32


Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

1


Практические задания, наблюдение


33

3 блок – диагностический

(1 час)

Итоговая диагностика и тестирование

1


Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.


Календарно-тематическое планирование 2 класс

Тема (раздел, кол-во часов)


Тема каждого урока


Количество часов

Дата проведения урока

Форма текущего контроля

1

1 блок диагностический

(2 часа)

Знакомство с программой и обучением. Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.


1


Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

2

Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

1


Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

3














2 блок коррекционно-развивающие занятия

(30 часов)

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

1


Практические задания, наблюдение


4

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями



1


Практические задания, наблюдение


5

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова


1


Практические задания, наблюдение


6

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями


1


Практические задания, наблюдение


7

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза)


1


Практические задания, наблюдение


8

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа


1


Практические задания, наблюдение


9


Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями


1


Практические задания, наблюдение


10

Упражнения на развитие логического мышления


1


Практические задания, наблюдение


11

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями


1


Практические задания, наблюдение


12

Упражнения на развитие быстроты реакции

1


Практические задания, наблюдение


13

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


14

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления

1


Практические задания, наблюдение


15

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

1


Практические задания, наблюдение


16

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления

1


Практические задания, наблюдение


17

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


18

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза)

1


Практические задания, наблюдение


19

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


20


Упражнения на развитие вербально – логического мышления.

1


Практические задания, наблюдение


21

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1


Практические задания, наблюдение


22

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


23

Упражнения на развитие внимания

1


Практические задания, наблюдение


24

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


25

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


26

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


27

Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез

1


Практические задания, наблюдение


28

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

1


Практические задания, наблюдение



29

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


30

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа

1


Практические задания, наблюдение


31

Упражнения на развитие внимания

1


Практические задания, наблюдение


32


Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


33

3 блок – диагностический

(2 час)

Итоговая диагностика и тестирование

1


Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.


Итоговая диагностика и тестирование

1


Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.


Календарно-тематическое планирование 3 класс

Тема (раздел, кол-во часов)


Тема каждого урока


Количество часов

Дата проведения урока

Форма текущего контроля

1

1 блок диагностический

(2 часа)

Знакомство с программой и обучением. Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.


1


Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

2

Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

1


Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

3














2 блок коррекционно-развивающие занятия

(30 часов)

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений

1


Практические задания, наблюдение


4

Упражнения на развитие зрительной памяти

1


Практические задания, наблюдение


5

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти


1


Практические задания, наблюдение


6

Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза

различные виды отношений между понятиями


1


Практические задания, наблюдение


7

Упражнения на развитие вербально - логического мышления


1


Практические задания, наблюдение


8

Упражнения на развитие внимания

1


Практические задания, наблюдение

9


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


10

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1


Практические задания, наблюдение


11

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1


Практические задания, наблюдение


12

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


13

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1


Практические задания, наблюдение


14

Упражнения на установление связи между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


15

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1


Практические задания, наблюдение


16

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания

1


Практические задания, наблюдение


17

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти

1


Практические задания, наблюдение


18

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


19

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1


Практические задания, наблюдение


20


Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


21

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


22

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями

1


Практические задания, наблюдение


23

Упражнения на развитие логического мышления


1


Практические задания, наблюдение


24

Упражнения на развитие зрительной памяти

1


Практические задания, наблюдение


25

Упражнения на развитие зрительной памяти

1


Практические задания, наблюдение


26

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1


Практические задания, наблюдение


27

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1


Практические задания, наблюдение


28

Упражнения на развитие логического мышления.

1


Практические задания, наблюдение



29

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1


Практические задания, наблюдение


30

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1


Практические задания, наблюдение


31

Упражнения на развитие логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


32


Упражнения на развитие ассоциативного мышления

1


Практические задания, наблюдение


33


3 блок диагностический




Итоговая диагностика и тестирование

1


Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

34

Итоговая диагностика и тестирование

1


Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.


Календарно-тематическое планирование 4 класс

Тема (раздел, кол-во часов)


Тема каждого урока


Количество часов

Дата проведения урока

Форма текущего контроля

1

1 блок диагностический

(2 часа)

Вводное занятие.


1


Знакомство с программой и обучением. Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.


2

Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

1


Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

3














2 блок коррекционно-развивающие занятия

(30 часов)

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


4

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

1


Практические задания, наблюдение


5

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


6

Упражнения на классификацию различным способом

1


Практические задания, наблюдение


7

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему

1


Практические задания, наблюдение


8

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1


Практические задания, наблюдение


9


Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему

1


Практические задания, наблюдение


10

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей


1


Практические задания, наблюдение


11

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


12

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти

1


Практические задания, наблюдение


13

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

1


Практические задания, наблюдение


14

Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации

1


Практические задания, наблюдение


15

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

1


Практические задания, наблюдение


16

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

1


Практические задания, наблюдение


17

Упражнения на развитие вербально–логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


18

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания

1


Практические задания, наблюдение


19

Упражнения на развитие вербально–логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


20


Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания

1


Практические задания, наблюдение


21

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1


Практические задания, наблюдение


22

Упражнения на развитие вербально–логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


23

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

1


Практические задания, наблюдение


24

Упражнения на развитие вербально–логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


25

Упражнения на развитие вербально–логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


26

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

1


Практические задания, наблюдение


27

Упражнения на развитие межпонятийных связей

1


Практические задания, наблюдение


28

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

1


Практические задания, наблюдение



29

Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей

1


Практические задания, наблюдение


30

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1


Практические задания, наблюдение


31

Упражнения на развитие вербально–логического мышления

1


Практические задания, наблюдение


32


Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей

1


Практические задания, наблюдение


33


3 блок диагностический




Итоговая диагностика и тестирование

1


Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

34

Итоговая диагностика и тестирование

1


Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

2.2. Оценочные материалы и методы контроля.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся необходимо проводить диагностику этих процессов в начале учебного года и в конце. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.

Сроки

Вид диагностики

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Входящая

Определить уровень сформированности мыслительных процессов.


Диагностика внимания:

методика Тулуз-Пьерона или методика Пьерона-Рузера (исследование устойчивости внимания, возможности его переключения). Зрительно-моторная координация –тест Бендера

Диагностика памяти:

Методика «Запоминание 10 слов»

Диагностика мышления:

Тест Равена (невербальный интеллект).

Вербально-логическое мышление:

«Простые аналогии»,

«Простые невербальные аналогии», «Сравнение понятий»

«Исключение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза).

и

Тестирование

Апрель

Итоговая

Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года.

Тестирование

Методы контроля

Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производится по следующим критериям:

1. Оценка поведения ребенка родителями.

2. Оценка учебной деятельности педагогом.

3. Оценка психологом уровня развития когнитивного развития сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель (школьный психолог) на протяжении 4 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

4. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карте, заполняемой психологом и/или специалистами ПМПк.


2.3. Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

представления о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;

Обучающийся получит возможность для формирования:

умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

умения налаживать контакт с людьми;

умения правильно взаимодействовать с партнерами

умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Обучающийся научится:

Навыкам самоконтроля, самооценки, искать и исправлять свои ошибки;

навыки определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

умениям учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

умениям строить речевое высказывание в устной форме;

умениям концентрировать, переключать своё внимание;

умениям учиться и работать в паре и в группе;

умениям слушать и понимать речь других ребят;

Обучающийся получит возможность научиться:

логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

умениям выделять существенные признаки и закономерности предметов;

умениям учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;

умениям осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Ожидаемые результаты

При условии реализации программы ожидаются следующие результаты:

положительная динамика в развитии у детей общеинтеллектуальных умений (процессов анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков, лабильность когнитивных процессов);

положительная динамика в развитии внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

положительная динамика в развитии памяти (слухоречевое и опосредованное запоминание, формирование приемов запоминания);

положительная динамика в развитии восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

сформированная учебная мотивация;

положительная динамика в развитии личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

положительная динамика в формировании адекватного уровня самооценки и развитии коммуникативных способностей.


2.4. Ресурсы, необходимые для реализации программы.

Для эффективной реализации психолого-педагогической коррекционно-развивающей программы «Учись учиться» необходимо соблюдение следующих условий: кадровые, материально-технические, информационные, управленческие, финансово-экономические, организационные, методические и педагогические.

Материально-техническое оснащение:

кабинет с библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми, дидактическим материалом, современными пособиями;

дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей;

учебная зона кабинетов укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующим числу детей, посещающих занятия, доской.

Материал и оборудование, используемое на занятиях:

Ноутбук;

Принтер-копир-сканер HP;

Столы и стулья;

Доска;

Мягкие игрушки разных размеров;

Цветные счетные палочки Кюизерна;

Игра «Тренируем память»

Карточки «Азбука настроения»

«Волшебный мешочек»;

Карточки «Азбука развития эмоций ребенка»;

Игра «Игры на бумаге»;

Игра «Умные клеточки»;

Ножницы, цветная бумага, акварельная бумага, альбомы для рисования, непроливайки, цветные и простые карандаши, пластилин, широкие кисти, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, клей, фломастеры;

Папка «Найди четвертый», «Найди такое же», «Найди заплатку», «Найди девятый», «Найди слово», «Найди картинку», «Найди отличия», «Найди и отметь», «Аналогии»;

Игра «Волшебные ладошки»;

Игра «Волшебный цветок».​​​​​​​

Список литературы:

1. Пашнев Б. К. Психодиагностика: практикум школьного психолога / Б. К. Пашнев. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 317 с.

2. Солнечные ступеньки. Серия «Папка дошкольника». Знакомство со временем.

3. Солнечные ступеньки. Серия «Папка дошкольника». Ребусы, игры, головоломки.

4. Солнечные ступеньки. Серия «Папка дошкольника». Цвет, форма, величина.

5. Солнечные ступеньки. Серия «Папка дошкольника». Пройди лабиринт.

6. Солнечные ступеньки. Серия «Папка дошкольника». Волшебство в картинках.

7. Солнечные ступеньки. Серия «Папка дошкольника». Учимся находить по схеме.

8. Солнечные ступеньки. Серия «Папка дошкольника». Ориентируемся в пространстве.

9. Солнечные ступеньки. Серия «Папка дошкольника». Играем в слова.

10. Солнечные ступеньки. Серия «Папка дошкольника». Послушный карандашик.

11. Солнечные ступеньки. Серия «Папка дошкольника». Найди противоположности.

12. Солнечные ступеньки. Серия «Папка дошкольника». Логика.

13. Солнечные ступеньки. Серия «Папка дошкольника». Будем внимательны!

14. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс / сост. Е. В. Языканова. – 10-е изд., стереотип. – М.: «Экзамен», 2014. – 79 с.

15. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс / сост. Е. В. Языканова. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2014. – 109 с.

16. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е. В. Языканова. – 11-е изд., стереотип. – М.: «Экзамен», 2014. – 125 с.

17. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е. В. Языканова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2014. – 79










Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.