Рабочая программа курса «Мир информатики» для обучающихся 5 классов
Степноозерская муниципальная общеобразовательная средняя школа
Благовещенский район
Алтайский край
Составил: Воробьева О.П.
учитель информатики
Р.п. Степное Озеро
Пояснительная записка
Данный курс рассчитан на обучающихся 5 классов, содержит теоретическую и практическую части. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Всего 34 часа.
Профиль курса: информационно-технологический
Главная идея.
Данная программа рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Цели:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития.
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу представляемого курса положены такие принципы как:
-
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 7-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
Научность в сочетании с доступностью, строгость и системность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо – если что-то слишком сложно для школьников – не учить этому вовсе.
Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представления о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмыслено видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.
Алгоритмическое мышление рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогает школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Содержание программы
1. Введение
Информация- компьютер – информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.
2. Компьютер для начинающих
Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.
Практическая работа №2. Осваиваем мышь.
Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.
Практическая работа №4. Управляем компьютером с помощью меню.
Клавиатурный тренажер.
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
3. Информация вокруг нас
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации.
Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Обработка текстовой информации. Текстовый редактор. Этапы подготовки документа на компьютере. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации.
Форматирование – изменение формы представления документов. Кодирование как изменение формы представления информации.
Инструменты графического редактора. Обработка графической информации.
Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.
Практическая работа №6. Вводим текст.
Практическая работа №7. Редактируем текст.
Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.
Практическая работа №9. Форматируем текст.
Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора.
Практическая работа №11. Начинаем рисовать
Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.
Практическая работа №14. Анимация.
Учащиеся должны:
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.
Формируемые умения и навыки учащихся:
Правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
Различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
Приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
Приводить примеры информационных носителей;
Иметь представление о способах кодирование информации;
Умение кодировать и декодировать простейшее сообщение;
Работать с устройствами компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
Различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
Запускать программы из меню Пуск;
Умение изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
Умение применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
Умение применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
Вычисления с помощью приложения Калькулятор;
Знания о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Литература
Л.Л. Босова. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний .
Л.Л. Босова. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний .
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Планирование кружка «Мир информатики»
при 1 часе в неделю
№ |
Тема урока |
Дата |
1 |
Информация — Компьютер — Информатика. |
|
2 |
Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов |
|
3 |
Ввод информации в память компьютера. |
|
4 |
Основная позиция пальцев на клавиатуре. |
|
5 |
Программы и файлы. |
|
6 |
Рабочий стол. Управление мышью |
|
7 |
Главное меню. Запуск программ. |
|
8 |
Управление компьютером с помощью меню. |
|
9 |
Действия с информацией. Хранение информации. |
|
10 |
Носители информации |
|
11 |
Передача информации |
|
12 |
Кодирование информации |
|
13 |
Формы представления информации |
|
14 |
Текст как форма представления информации. |
|
15 |
Табличная форма представления информации. |
|
16 |
Наглядные формы представления информации. |
|
17 |
Обработка информации. |
|
18 |
Обработка текстовой информации. Ввод текста |
|
19 |
Обработка текстовой информации. Редактирование текста |
|
20 |
Редактирование текста. Работа с фрагментами. |
|
21 |
Редактирование текста. Поиск информации. |
|
22 |
Изменение формы представления информации. Систематизация |
|
23 |
Форматирование — изменение формы представления документов. |
|
24 |
Компьютерная графика. |
|
25 |
Инструменты графического редактора. |
|
26 |
Обработки графической информации. |
|
27 |
Обработка текстовой и графической информации. |
|
28 |
Преобразование информации по заданным правилам. |
|
29 |
Преобразование информации путем рассуждений. |
|
30 |
Разработка плана действий и его запись. |
|
31 |
Разработка плана действий и его запись. |
|
32 |
Контрольная работа. |
|
33 |
Создание движущихся изображений. |
|
34-35 |
Резерв |
|
Перминова Елена Федоровна
Воробьева Оксана Павловна
Перминова Елена Федоровна
Воробьева Оксана Павловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Воробьева Оксана Павловна