12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Листопадова Евгения Васильевна28 Россия, Ростовская обл. |
Рабочая программа учебного курса «Углубленное изучение математики» для обучающихся 5-6 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 82 им. А.Н. Знаменского р.п. Каменоломни
Утверждаю:
Директор МБОУ лицея № 82
им. А.Н. Знаменского
__________/Марусина Л.И./
Приказ №___ _______г
Рабочая программа
учебного курса «Углубленное изучение математики»
(для обучающихся 5-6 классов)
Составитель:
учитель математики и информатики
высшей квалификационной категории
Листопадова Е.В.
стаж работы: 15 лет
2017-2018 год
Пояснительная записка.
Основная цель курса «Углубленное изучение математики»:
создание условия для побуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Специфика курса «Углубленное изучение математики» состоит в том, что он направлен на расширение и углубление знаний по предмету, разработан в соответствии с интересами учащихся 5-6 класса, их возможностями. Программа курса включает информацию не входящую в базовую программу основной школы, но необходимую для решения олимпиадных задач, задач повышенного уровня сложности. Решение нестандартных задач будет способствовать развитию логического мышления; приобретению опыта работы с заданием более высокого уровня сложности по сравнению с обязательным уровнем; развитию навыков познавательной деятельности, формированию математической культуры учащихся.
Задачи курса по математике «Углубленное изучение математики»:
• создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
• пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
• углубление и расширение знаний учащихся по математике;
• развитие математического кругозора, мышления, научно-исследовательских умений учащихся;
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
• воспитание высокой культуры математического мышления, чувства коллективизма, трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Программа курса 5-6 класса разработана на основе:
примерной программы основного общего образования по математике для классов с углубленным изучением математики;
требований федерального компонента государственного стандарта общего образования
Место учебного курса в учебном плане.
Согласно учебному плану и годовому календарному учебному графику лицея по реализации дополнительных платных услуг на 2017-2018 учебный год рабочая программа курса «Углубленное изучение математики» для 5-6 класса рассчитана на 30 часов (1 час в неделю). Рабочая программа по курсу «Углубленное изучение математики» обучающимися 5-6 класса будет освоена полностью за 30 часов.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В результате изучения курса «Углубленное изучение математики» обучающийся должен
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы,; примеры их применения для решения математических и практических задач;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
усвоить основные приемы решения линейных уравнений;
решать текстовые задачи арифметическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни.
бегло и уверенно выполнять арифметические действия над числами (в том числе над приближенными значениями), без помощи каль- кулятора производить прикидку и оценку результатов вычислений;
овладеть общими методами геометрии и применять их при решении геометрических задач.
Содержание учебного занятия
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основное содержание | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности | |||
1 | Арифметика | 7 | Различные системы счисления. Действия над числами. Решение нестандартных задач на признаки делимости. Решение олимпиадных задач с числами. Арифметические ребусы. | Исследование деловая игра интегрированное занятие тренинги по использованию методов поиска решений | Решение познавательных задач (проблем), работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума, анализ результатов, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий, умение излагать собственные рассуждения при решении задач | |||
2 | Текстовые задачи | 7 | Движение в одном направлении. Движение в разных направлениях. Движение по замкнутой дороге. Задачи с переводом европейских единиц измерения скорости движения в наши. Движение по реке. Задачи олимпиадного характера. | Лекция семинар практикум исследование деловая игра тренинги по использованию методов поиска решений | Решение познавательных задач (проблем), работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума, анализ результатов, вывод основных формул, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснований, умение излагать собственные рассуждения при решении задач, применение эвристических приемов. | |||
3 | Логические задачи | 9 | Логические задачи. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Несерьезные задачи. Логика и рассуждения. Задачи с «подвохом». Задачи на переливание и способы их решения. Парадоксы | Семинар практикум интегрированное занятие исследование деловая игра | Решение познавательных задач (проблем), работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума, анализ результатов, вывод основных формул, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий. | |||
4 | Геометрические фигуры | 4 | Треугольник. Четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Определение основания фигуры. Классификация геометрических фигур. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм». Конструирование фигур из треугольников. Решение олимпиадных задач. | Практикум интегрированное занятие исследование деловая игра | Решение познавательных задач (проблем), работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума, анализ результатов, вывод основных формул, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий, установление причинно-следственных связей, применение эвристических приемов. | |||
5 | Принцип Дирихле и его применение при решении задач | 3 | Принцип Дирихле. Формулировки, аналогичные принципу Дирехле. Применение принципа при решении задач. | Кунсультация тренинги по использованию методов поиска решений практикум | Решение познавательных задач (проблем), работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума, анализ результатов, вывод основных формул, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий. | |||
ИТОГО: 30 ч | ||||||||
Применение принципа при решении задач. | ||||||||
Решение олимпиадных задач. | ||||||||
Парадоксы |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов |
Арифметика | 7 | ||
1 | 2.10 | Различные системы счисления. | 1 |
2 | 9.10 | Действия над числами. | 1 |
3-4 | 16.10,23.10 | Решение нестандартных задач на признаки делимости. | 2 |
5 | 13.11 | Решение олимпиадных задач с числами. | 1 |
6-7 | 20.11,27.11 | Арифметические ребусы. | 2 |
Текстовые задачи | 7 | ||
8 | 4.12 | Движение в одном направлении. | 1 |
9 | 11.12 | Движение в разных направлениях. | 1 |
10 | 18.12 | Движение по замкнутой дороге. | 1 |
11 | 25.12 | Задачи с переводом европейских единиц измерения скорости движения в наши. | 1 |
12 | 15.01 | Движение по реке. | 1 |
13-14 | 22.01,29.01 | Задачи олимпиадного характера. | 2 |
Логические задачи | 9 | ||
15 | 5.02 | Логические задачи. | 1 |
16 | 12.02 | Задачи на определение возраста. | 1 |
17 | 19.02 | Задачи, решаемые с конца. | 1 |
18 | 26.02 | Задачи на взвешивание. | 1 |
19-20 | 5.03,12.03 | Несерьезные задачи. Логика и рассуждения. Задачи с «подвохом». | 2 |
21 | 19.03 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 |
22 | 2.04 | Задачи на переливание и способы их решения. | 1 |
23 | 9.04 | Парадоксы. | 1 |
Геометрические фигуры | 4 | ||
24 | 16.04 | Треугольник. Четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. | 1 |
25 | 23.04 | Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Определение основания фигуры. | 1 |
26 | 28.04 | Классификация геометрических фигур. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм». | 1 |
27 | 7.05 | Конструирование фигур из треугольников. Решение олимпиадных задач. | 1 |
Принцип Дирихле и его применение при решении задач | 3 | ||
28 | 14.05, 21.05 | Принцип Дирихле. | 2 |
29-30 | 28.05 | Формулировки, аналогичные принципу Дирихле. | 1 |
Итого: 30 ч |
Лист согласования.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ____________/________________/
МБОУ лицея № 82 им. А.Н. Знаменского ФИО
От «___»__________20__ г№____
______________/____________________/ «____»________________20___г.
Подпись руководителя МС, ФИО