Рабочая программа учебного курса «Углубленное изучение математики» для обучающихся 5-6 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 82 им. А.Н. Знаменского р.п. Каменоломни
Утверждаю:
Директор МБОУ лицея № 82
им. А.Н. Знаменского
__________/Марусина Л.И./
Приказ №___ _______г
Рабочая программа
учебного курса «Углубленное изучение математики»
(для обучающихся 5-6 классов)
Составитель:
учитель математики и информатики
высшей квалификационной категории
Листопадова Е.В.
стаж работы: 15 лет
2017-2018 год
Пояснительная записка.
Основная цель курса «Углубленное изучение математики»:
создание условия для побуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Специфика курса «Углубленное изучение математики» состоит в том, что он направлен на расширение и углубление знаний по предмету, разработан в соответствии с интересами учащихся 5-6 класса, их возможностями. Программа курса включает информацию не входящую в базовую программу основной школы, но необходимую для решения олимпиадных задач, задач повышенного уровня сложности. Решение нестандартных задач будет способствовать развитию логического мышления; приобретению опыта работы с заданием более высокого уровня сложности по сравнению с обязательным уровнем; развитию навыков познавательной деятельности, формированию математической культуры учащихся.
Задачи курса по математике «Углубленное изучение математики»:
• создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
• пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
• углубление и расширение знаний учащихся по математике;
• развитие математического кругозора, мышления, научно-исследовательских умений учащихся;
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
• воспитание высокой культуры математического мышления, чувства коллективизма, трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Программа курса 5-6 класса разработана на основе:
примерной программы основного общего образования по математике для классов с углубленным изучением математики;
требований федерального компонента государственного стандарта общего образования
Место учебного курса в учебном плане.
Согласно учебному плану и годовому календарному учебному графику лицея по реализации дополнительных платных услуг на 2017-2018 учебный год рабочая программа курса «Углубленное изучение математики» для 5-6 класса рассчитана на 30 часов (1 час в неделю). Рабочая программа по курсу «Углубленное изучение математики» обучающимися 5-6 класса будет освоена полностью за 30 часов.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В результате изучения курса «Углубленное изучение математики» обучающийся должен
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы,; примеры их применения для решения математических и практических задач;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
усвоить основные приемы решения линейных уравнений;
решать текстовые задачи арифметическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни.
бегло и уверенно выполнять арифметические действия над числами (в том числе над приближенными значениями), без помощи каль- кулятора производить прикидку и оценку результатов вычислений;
овладеть общими методами геометрии и применять их при решении геометрических задач.
Содержание учебного занятия
№ п/п |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды деятельности |
|||
1 |
Арифметика |
7 |
Различные системы счисления. Действия над числами. Решение нестандартных задач на признаки делимости. Решение олимпиадных задач с числами. Арифметические ребусы. |
Исследование деловая игра интегрированное занятие тренинги по использованию методов поиска решений |
Решение познавательных задач (проблем), работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума, анализ результатов, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий, умение излагать собственные рассуждения при решении задач |
|||
2 |
Текстовые задачи |
7 |
Движение в одном направлении. Движение в разных направлениях. Движение по замкнутой дороге. Задачи с переводом европейских единиц измерения скорости движения в наши. Движение по реке. Задачи олимпиадного характера. |
Лекция семинар практикум исследование деловая игра тренинги по использованию методов поиска решений |
Решение познавательных задач (проблем), работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума, анализ результатов, вывод основных формул, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснований, умение излагать собственные рассуждения при решении задач, применение эвристических приемов. |
|||
3 |
Логические задачи |
9 |
Логические задачи. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Несерьезные задачи. Логика и рассуждения. Задачи с «подвохом». Задачи на переливание и способы их решения. Парадоксы |
Семинар практикум интегрированное занятие исследование деловая игра |
Решение познавательных задач (проблем), работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума, анализ результатов, вывод основных формул, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий. |
|||
4 |
Геометрические фигуры |
4 |
Треугольник. Четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Определение основания фигуры. Классификация геометрических фигур. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм». Конструирование фигур из треугольников. Решение олимпиадных задач. |
Практикум интегрированное занятие исследование деловая игра |
Решение познавательных задач (проблем), работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума, анализ результатов, вывод основных формул, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий, установление причинно-следственных связей, применение эвристических приемов. |
|||
5 |
Принцип Дирихле и его применение при решении задач |
3 |
Принцип Дирихле. Формулировки, аналогичные принципу Дирехле. Применение принципа при решении задач. |
Кунсультация тренинги по использованию методов поиска решений практикум |
Решение познавательных задач (проблем), работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума, анализ результатов, вывод основных формул, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий. |
|||
ИТОГО: 30 ч |
||||||||
Применение принципа при решении задач. |
||||||||
Решение олимпиадных задач. |
||||||||
Парадоксы |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Дата проведения урока |
Тема урока |
Количество часов |
Арифметика |
7 |
||
1 |
2.10 |
Различные системы счисления. |
1 |
2 |
9.10 |
Действия над числами. |
1 |
3-4 |
16.10,23.10 |
Решение нестандартных задач на признаки делимости. |
2 |
5 |
13.11 |
Решение олимпиадных задач с числами. |
1 |
6-7 |
20.11,27.11 |
Арифметические ребусы. |
2 |
Текстовые задачи |
7 |
||
8 |
4.12 |
Движение в одном направлении. |
1 |
9 |
11.12 |
Движение в разных направлениях. |
1 |
10 |
18.12 |
Движение по замкнутой дороге. |
1 |
11 |
25.12 |
Задачи с переводом европейских единиц измерения скорости движения в наши. |
1 |
12 |
15.01 |
Движение по реке. |
1 |
13-14 |
22.01,29.01 |
Задачи олимпиадного характера. |
2 |
Логические задачи |
9 |
||
15 |
5.02 |
Логические задачи. |
1 |
16 |
12.02 |
Задачи на определение возраста. |
1 |
17 |
19.02 |
Задачи, решаемые с конца. |
1 |
18 |
26.02 |
Задачи на взвешивание. |
1 |
19-20 |
5.03,12.03 |
Несерьезные задачи. Логика и рассуждения. Задачи с «подвохом». |
2 |
21 |
19.03 |
Задачи на разрезание и складывание фигур. |
1 |
22 |
2.04 |
Задачи на переливание и способы их решения. |
1 |
23 |
9.04 |
Парадоксы. |
1 |
Геометрические фигуры |
4 |
||
24 |
16.04 |
Треугольник. Четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. |
1 |
25 |
23.04 |
Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Определение основания фигуры. |
1 |
26 |
28.04 |
Классификация геометрических фигур. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм». |
1 |
27 |
7.05 |
Конструирование фигур из треугольников. Решение олимпиадных задач. |
1 |
Принцип Дирихле и его применение при решении задач |
3 |
||
28 |
14.05, 21.05 |
Принцип Дирихле. |
2 |
29-30 |
28.05 |
Формулировки, аналогичные принципу Дирихле. |
1 |
Итого: 30 ч |
Лист согласования.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ____________/________________/
МБОУ лицея № 82 им. А.Н. Знаменского ФИО
От «___»__________20__ г№____
______________/____________________/ «____»________________20___г.
Подпись руководителя МС, ФИО