Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Решение практических задач по карте»
Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса «Решение практических задач по карте»
7 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа, вариант 7.1
Разработана Нетесовой Л.В.
учителем географии
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, техническими средствами информации;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов мира;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками организации учебной деятельности;
- формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, выполнять познавательные и практические задания;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, соблюдать нормы информационной избирательной этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать географическую информацию;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
Содержание учебного курса
Источники географической информации
Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Масштаб и его виды. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Географические координаты.
Природа Земли
Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши.
Природные комплексы и регионы
Зональные природные комплексы Земли. Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Части света.
Материки и страны.
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Население материков
Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства.
Тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов |
Источники географической информации | 4 |
Географическая карта: масштаб и условные знаки Пр. работа «Перевод разных видов масштаба» | 1 |
Определение направлений и расстояний по карте | 1 |
Географические координаты Пр. работа «Поиск объектов по заданным координатам» | 2 |
Тематические карты Пр. работа «Описание тематической карты атласа» | 1 |
Природа Земли | 7 |
Рельеф Земли Практическая работа - Анализ карты строения земной коры, сопоставление физической карты и карты строения земной коры | 1 |
Крупнейшие горы и равнины мира Практическая работа – Поиск и нанесение на к/к крупнейших гор и равнин суши | 1 |
Закономерности распределения температуры воздуха на Земле Практическая работа - Анализ климатической карты | 1 |
Закономерности распределения атмосферного давления и осадков на Земле Практическая работа – Работа с климатической картой | 1 |
Атмосферная циркуляция Практическая работа - Работа с климатической картой | 1 |
Климатические пояса Практическая работа - Анализ карты «Климатические пояса и области Земли» | 1 |
Практическая работа – Описание климата отдельных территорий по климатической карте | 1 |
Природные комплексы и регионы | 3 |
Природные зоны Земли Практическая работа – Сопоставлять карту природных зон и физическую карту мира. Составлять описание природной зоны по плану и карте | 1 |
Океаны. Практическая работа – Описание океана по плану. Сравнивать географическое положение океанов | 1 |
Материки Практическая работа – Описание материка по плану. Сравнивать географическое положение материков | 1 |
Материки, океаны и страны | 20 |
Африка. Географическое положение. Практическая работа - Определение географических координат крайних точек материка, протяженности материка в градусах и километрах | 1 |
Рельеф и полезные ископаемые Африки Практическая работа - Выделение на к/к крупных форм рельефа материка | 1 |
Природа Африки Практическая работа - Оценка климатических условий жизни одного из народов Африки. | 1 |
Путешествие по Африке. Характеристика природных условий, населения и хозяйства на основе анализа карт атласа | 1 |
Австралия. Географическое положение. Практическая работа - Сравнение географического положения Африки и Австралии. Работа с к/к | 1 |
Путешествие по Австралии и Океании Характеристика природных условий, населения и хозяйства на основе анализа карт атласа | 1 |
Южная Америка. Географическое положение Практическая работа - Сравнение географического положения Африки, Австралии и Южной Америки | 1 |
Природа Южной Америки Практическая работа - Сравнение рельефа Африки, Австралии и Южной Америки | 1 |
Латинская Америка в мире Практическая работа - Нанесение на к/к полезных ископаемых региона | 1 |
Путешествие по Южной Америке Характеристика природных условий, населения и хозяйства на основе анализа карт атласа | 1 |
Северная Америка. Географическое положение Практическая работа - Определение географических координат крайних точек материка, протяженности с севера на юг и с запад на восток в градусах и километрах. | 1 |
Природа Северной Америки Практическая работа - Сравнение климата отдельных частей материка Северная Америка. Описание крупных речных систем Северной Америки | 1 |
Путешествие по Северной Америке Характеристика природных условий, населения и хозяйства на основе анализа карт атласа | 1 |
Евразия. Географическое положение Практическая работа - Работать с картой, находить на карте и наносить на к/к геогр. объекты | 1 |
Природа Евразии Практическая работа - Сравнение климата Северной Америки и Евразии. Определение типов климата Евразии по климатодиаграммам. | 2 |
Путешествие по Евразии Характеристика природных условий, населения и хозяйства на основе анализа карт атласа | 1 |
Страны Европы Практическая работа - Характеристика природных условий, населения и хозяйства одной из стран Азии | 1 |
Страны Азии Практическая работа - Характеристика природных условий, населения и хозяйства одной из стран Азии | 1 |