12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мадюкова Галина Ильинична27
3

Рабочая программа кружка «Экология в жизни школьника».

Рабочая программа кружка "Экология в жизни школьника"

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Экология в жизни школьника» составлена для учащихся 6 В класса.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, всего 36 часов.

Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». (Википедия)

Задачи программы:

1)развитие способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни;

2)учить осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и

экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению;

3)ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья,

материального благополучия.

Ожидаемый результат.

Личностные результаты предусматривают умения:

- оценивать значимость для личности опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

- позиционировать себя в роли популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

- выражать нетерпимое отношение к случаям экологического вандализма, вредным привычкам;

- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе, к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

- находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

- представлять информацию в кратком виде, публично представлять ее своими словами без искажения её смысла;

- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

- выполнять проект;

В ходе реализация программы кружка «Моя экологическая грамотность» обучающиеся 6 класса должны узнать:

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

- о способах ресурсосбережения;

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека.


Содержание занятий кружка.

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.

Развитие ценностей бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, в художественных произведениях, в верованиях разных народов. Необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении, здоровья человека и его долголетия. В области ресурсосбережения- бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого.

Экологическая безопасность в природной среде - формирование экологической безопасности человека в условиях местной природы, формирование своего отношения к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования, возможности духовного общения с природой у разных народов. Аргументировать суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.

Раздел 3. Формула правильного питания.

Формирование грамотного правильного питания, умение обосновывать и аргументировать свой выбор, полезные и вредные для здоровья человека продукты питания. Участие в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований.

Раздел 4. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.

Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, продуктов питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы ее проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения ее смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.

Раздел 5. Мой вклад в экологическое просвещение:

Участие в акциях: экологические субботники, публичные выступления с презентациями, выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок.

Технические средства.

Компьютер, принтер, интерактивная доска, доступ в Интернет.


Литература.

Мамин, Р.Г. Безопасность природопользования и экология здоровья: Учеб.пос. /Р.Г.Мамин. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2003. 

«Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 год.

Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997.






Тематическое планирование



п/п

Название занятия

Кол-во часов

1.

Экология как область научного знания. Развиваем экологическую зоркость

1

2.

Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявление и решение экологических проблем, необходимых

каждому человеку.

1

3.

Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность.

2

4.

Потребность человека в благоприятной среде жизни. (Практика раздельного сбора бытовых отходов, участие в озеленении дворовых территорий и территории своей школы.)

3

5.

Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. (Вредные выбросы промышленных отходов, стихийные мусорные свалки.)

3

6.

Переработка твердых бытовых отходов. (На примере Новочебоксарского завода по переработке твердых бытовых отходов.)

2

7.

Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (употребление экологически чистых продуктов питания, отсутствие вредных привычек и др.)

2

8.

Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или ее устранение.

2

9.

Способы предупреждения населения об экологической опасности.

2

10.

Экологические традиции и обычаи народов Западной Сибири и Крайнего Севера, отраженные в предметах быта, народных промыслах

2

11.

Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы.

2

12.

Народная мудрость об экологической грамотности.

2

13.

Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Этнографическая деревня в Ибресинском районе ЧР.

2

14.

Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному

природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

2

15.

Важность достоверности информации («предупрежден

- значит вооружен»). Причины недостоверности или заведомой

ложности экологической информации.

2

16.

Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания,

используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы ее проверки на достоверность, представление проверенной

информации в кратком виде без искажения ее смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.

2

17.

Надежные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов.

2

18.

Конкурс плакатов на тему «Они нуждаются в защите».

2

Итого 36 часов

Формы организации деятельности учащихся

Виды деятельности учащихся

Просмотр презентаций «Экологические опасности в окружающем мире». Поиск и подбор информации в Интернете, эциклопедиях. Сбор, фиксация информации, ее обобщение и преобразование в популярный текст.

Обсуждение презентаций. Необходимость

экологического мышления для

каждого человека. Приводить

доказательства относительности величины

экологического риска для разных людей в

зависимости от их экологической

грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек

Трудности нахождения необходимой

экологической информации, проблемы

понимания информации, правильного

ее использования в целях экологической безопасности. Правила работы в малых

группах сотрудничества. Развитие рефлексии и навыков коммуникативной культуры. Участие во всех мероприятиях школьного уровня.

Сюжетная игра «Экология питания моей семьи», поиск нужной информации в интернете. Плюсы школьного питания.

Знакомство с экологическими традициями и обычаями народов России, отраженных в

предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре.

Изучение экологической культуры коренных

народов своего региона. Особенности

питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма.

Возможность использования традиций

прошлого в современном мире.

Сообщения, просмотр презентаций, участие в конкурсе рисунков, мини – сочинений на тему «Экология жилища, питания моих предков».

Формирование понимания ценности экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам.

Подобрать примеры из фольклора,

художественных произведений, религиозных текстов нерасточительного отношения к природным ресурсам.

Понимание необходимости энергосбережения, экономного использования изделий из дерева,

бережного расходования пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни.

Выполнить проект в области ресурсосбережения, где обосновывать роль

ресурсосбережения для безопасности

государства, развития экономики, роста

благосостояния населения, его здоровья.

Сформулировать свое мнение по вопросам

самоограничения при потреблении

материальных благ в целях сохранения

качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представить проект в виде презентаций.

Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, выступления и др.). Правила

экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.

Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления, участие в экологических субботниках, выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.