Рабочая программа кружка «Экология в жизни школьника»
Рабочая программа кружка "Экология в жизни школьника"
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Экология в жизни школьника» составлена для учащихся 6 В класса.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, всего 36 часов.
Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». (Википедия)
Задачи программы:
1)развитие способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни;
2)учить осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и
экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению;
3)ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья,
материального благополучия.
Ожидаемый результат.
Личностные результаты предусматривают умения:
- оценивать значимость для личности опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
- выражать нетерпимое отношение к случаям экологического вандализма, вредным привычкам;
- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе, к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
- находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
- представлять информацию в кратком виде, публично представлять ее своими словами без искажения её смысла;
- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
- выполнять проект;
В ходе реализация программы кружка «Моя экологическая грамотность» обучающиеся 6 класса должны узнать:
- о научной области экологии, предмете её изучения;
- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
- о способах ресурсосбережения;
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека.
Содержание занятий кружка.
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.
Развитие ценностей бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, в художественных произведениях, в верованиях разных народов. Необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении, здоровья человека и его долголетия. В области ресурсосбережения- бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого.
Экологическая безопасность в природной среде - формирование экологической безопасности человека в условиях местной природы, формирование своего отношения к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования, возможности духовного общения с природой у разных народов. Аргументировать суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.
Раздел 3. Формула правильного питания.
Формирование грамотного правильного питания, умение обосновывать и аргументировать свой выбор, полезные и вредные для здоровья человека продукты питания. Участие в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований.
Раздел 4. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.
Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, продуктов питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы ее проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения ее смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.
Раздел 5. Мой вклад в экологическое просвещение:
Участие в акциях: экологические субботники, публичные выступления с презентациями, выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок.
Технические средства.
Компьютер, принтер, интерактивная доска, доступ в Интернет.
Литература.
Мамин, Р.Г. Безопасность природопользования и экология здоровья: Учеб.пос. /Р.Г.Мамин. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2003.
«Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 год.
Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997.
Тематическое планирование
№ п/п | Название занятия | Кол-во часов |
1. | Экология как область научного знания. Развиваем экологическую зоркость | 1 |
2. | Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявление и решение экологических проблем, необходимых каждому человеку. | 1 |
3. | Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. | 2 |
4. | Потребность человека в благоприятной среде жизни. (Практика раздельного сбора бытовых отходов, участие в озеленении дворовых территорий и территории своей школы.) | 3 |
5. | Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. (Вредные выбросы промышленных отходов, стихийные мусорные свалки.) | 3 |
6. | Переработка твердых бытовых отходов. (На примере Новочебоксарского завода по переработке твердых бытовых отходов.) | 2 |
7. | Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (употребление экологически чистых продуктов питания, отсутствие вредных привычек и др.) | 2 |
8. | Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или ее устранение. | 2 |
9. | Способы предупреждения населения об экологической опасности. | 2 |
10. | Экологические традиции и обычаи народов Западной Сибири и Крайнего Севера, отраженные в предметах быта, народных промыслах | 2 |
11. | Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы. | 2 |
12. | Народная мудрость об экологической грамотности. | 2 |
13. | Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Этнографическая деревня в Ибресинском районе ЧР. | 2 |
14. | Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире. | 2 |
15. | Важность достоверности информации («предупрежден - значит вооружен»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. | 2 |
16. | Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы ее проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения ее смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках. | 2 |
17. | Надежные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. | 2 |
18. | Конкурс плакатов на тему «Они нуждаются в защите». | 2 |
Итого 36 часов
Формы организации деятельности учащихся | Виды деятельности учащихся |
Просмотр презентаций «Экологические опасности в окружающем мире». Поиск и подбор информации в Интернете, эциклопедиях. Сбор, фиксация информации, ее обобщение и преобразование в популярный текст. | Обсуждение презентаций. Необходимость экологического мышления для каждого человека. Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек |
Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, правильного ее использования в целях экологической безопасности. Правила работы в малых группах сотрудничества. Развитие рефлексии и навыков коммуникативной культуры. Участие во всех мероприятиях школьного уровня. | Сюжетная игра «Экология питания моей семьи», поиск нужной информации в интернете. Плюсы школьного питания. |
Знакомство с экологическими традициями и обычаями народов России, отраженных в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Изучение экологической культуры коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма. Возможность использования традиций прошлого в современном мире. | Сообщения, просмотр презентаций, участие в конкурсе рисунков, мини – сочинений на тему «Экология жилища, питания моих предков». |
Формирование понимания ценности экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам. | Подобрать примеры из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов нерасточительного отношения к природным ресурсам. |
Понимание необходимости энергосбережения, экономного использования изделий из дерева, бережного расходования пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. | Выполнить проект в области ресурсосбережения, где обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Сформулировать свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представить проект в виде презентаций. |
Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. | Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления, участие в экологических субботниках, выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок). |