Рабочая программа экологического кружка «Pro экологию» (6 класс)
Рабочая программа
экологического кружка
“Pro экологию”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Pro Экологию» составлена на основании:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования. – М.: Просвещение, 2009 г.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №17326-р).
Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897;
Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 №413;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года) №1008.
Письма Минобрнауки России от 18 ноября 2015 года №09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организацию режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 №41)
Программа обеспечивает формирование у обучающихся представлений о специфике природы, архитектуры и культуры различных уголков нашей планеты, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир. Систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию курса с помощью рассмотрения природного и историко-культурного наследия.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие задачи:
Познакомить учащихся с основными закономерностями науки географии на примере уникальности и разнообразия всемирного наследия человечества;
Сформировать целостный географический образ нашей планеты.
Раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство и многообразие природы;
Воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
Общая характеристика курса
При изучении этого курса продолжается формирование географической культуры и обучение географическому языку, а также приобретают умение использовать источники географической информации.
Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие уникальных природных ландшафтов. Изучение историко-культурного и природного наследия используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.
Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем.
Содержание программы является предметным. Обучающиеся смогут изучить природные и историко-культурные достопримечательности нашей планеты. Смогут оценить значение того или иного памятника в истории и культуре человечества. Научится основным правилам поведения на природе, охраны и бережного отношения к ней.
Приобретённые теоретические знания и практические навыки помогут успешно пройти учебную программу географии.
Программа предполагает использование различных форм обучения.
Программа рассчитана на учеников 6 класса, возраст 12 лет. На изучение данного курса отводится 34 час (1 час в неделю) в течение года.
Результаты освоения курса
обучающийся научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблемы;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, культуры и традициях изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
получит возможность научиться
приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
Основное содержание курса.
Введение (1ч)
Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Глобальные экологические проблемы. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Предмет, методы исследования науки по изучению окружающей природной среды.
«Окружающая среда и сохранение здоровья человека» (33ч) Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире.
Оценка экологического состояния среды обитания, влияние природной среды на здоровье человека. Демографическая ситуация в Смоленске. Пути решения проблем взаимодействия человека и природы. Социологический опрос местного населения об отношении к окружающей среде, своему здоровью. Мониторинг состояния здоровья учащихся (классных коллективов школы). Влияние вредных привычек на здоровье человека (наркомания, алкоголизм, табакокурение).
Экскурсии.
Экскурсия в школьный музей. (Оформление результатов исследования, презентация).
Экскурсия в музей. (Оформление результатов исследования, презентация).
Экскурсия в районную участковую больницу. (Оформление результатов исследования, презентация).
Календарно-тематическое планирование
№ |
Темы занятий |
Теория |
Практика |
Всего |
Дата пров. |
Изм-я |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. |
1 |
1 |
|||
«Окружающая среда и сохранение здоровья человека. |
||||||
2 |
Оценка экологического состояния среды обитания. |
1 |
1 |
|||
3 |
Влияние природной среды на здоровье человека. |
1 |
1 |
|||
4 |
Демографическая ситуация в городе Смоленск. |
1 |
1 |
|||
5 |
Экологическая обстановка в Смоленской области. |
1 |
1 |
|||
6 |
Экология и заболевания людей в посёлке и округе. |
1 |
1 |
|||
7 |
Экскурсия в районную участковую больницу. (Оформление результатов исследования, презентация). |
1 |
1 |
|||
8 |
Мониторинг состояния здоровья учащихся (классных коллективов школы). |
1 |
1 |
|||
9 |
Влияние вредных привычек на здоровье человека (алкоголизм, наркомания, табакокурение). Видеолекция. |
1 |
1 |
|||
10 |
Оформление материала (стенд). |
1 |
1 |
|||
11-12 |
Что мы едим. Экскурсия в музей, анализ и оформление результатов. |
2 |
2 |
|||
13 |
Лес в нашей жизни. Типы лесов и их значение. |
1 |
1 |
|||
14 |
Влияние человека на мировые лесные ресурсы. |
1 |
1 |
|||
15 |
Влияние леса на окружающую среду. |
1 |
1 |
|||
16 |
Основные виды загрязнений на территории города Струнино и окрестностей. Проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов. Сбор материала. Подготовка презентации, фото свалок. |
1 |
1 |
|||
17-18 |
Подготовка проекта «Я и природа» |
2 |
2 |
|||
19 |
"Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель. |
1 |
1 |
|||
20 |
"Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование. |
1 |
1 |
|||
21 |
"Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе. |
1 |
1 |
|||
22 |
"Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. |
1 |
1 |
|||
23 |
"Бомба замедленного действия" - химикаты |
1 |
1 |
|||
24 |
Пугающий призрак АЭС. |
1 |
1 |
|||
25 |
Экология и экономика. |
1 |
1 |
|||
26-27 |
Обсуждаем экологические катастрофы. |
2 |
2 |
|||
28-29 |
Экомир моей семьи. Подготовка и защита проекта |
1 |
1 |
2 |
||
30 |
Экология человека. |
1 |
1 |
|||
31 |
Экология и генетика. |
1 |
1 |
|||
32 |
Экология насекомых. |
1 |
1 |
|||
33 |
Экологическая игра «Мир вокруг нас». |
1 |
1 |
|||
34 |
Экологический марафон. |
1 |
1 |
|||
Итого: |
19 |
15 |
34 |