12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара



Принято

Педагогическим советом

Протокол №

от «____»_________ 20 г.

Утверждаю Директор МАДОУ «Детский сад №104» _______________Сабинская О.А.

от «____»_________ 20 г.

приказ №







Рабочая программа кружка «Развивайка»








Направленность: социально-педагогическая


Для обучающихся 4 - 6 лет

Срок обучения: 2 года


Составитель: Прошутинская Оксана Александровна,

педагог дополнительного образования












Оглавление




Пояснительная записка


Рабочая программа кружка «Развивайка» (логико-математическое познание окружающего мира) разработана с учётом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» (МАДОУ «Детский сад № 104) и нормативных документах лицензирования.

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

По мнению исследователей (Ж.Пиаже, Г.Дональдсон, Г.Гарднер и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого. Работа по данной программе направлена на подготовку мышления ребенка к конструированию простейших логических умозаключений посредством работы с логическими играми.

А.А.Столяром определены сущностные характеристики логико-математических игр:

-направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнение, классификацию и сериацию;

- возможность моделирования в играх, доступных ребенку 5-7 лет, логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого).

На основе исследований Е.А.Носовой, ученицы А.А. Столяра, направленного на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада, стала возможной разработка системы игр и приемов работы для детей более раннего возраста (3-5 лет). Были определены основные линии движения в предлогическом развитии детей дошкольного возраста (в играх с блоками Дьенеша):

-от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) – к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация);

- от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой).

Е.А.Носовой разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами:

Игры и упражнения на выявление свойств: цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.)

Игры и упражнения на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.

Игры и упражнения на овладение логическими действиями и мыслительными операциями («Загадки без слов», «Где спрятался Джерри», «Помоги фигурам выбраться из леса» и др.)

Так же в программе используются игры, проблемные ситуации на освоение детьми сравнения предметов с целью выявления их общих свойств и зависимостей, на познание и использование знаков-символов (кодов). Их значение – способствовать становлению логико-математического опыта ребенка на основе овладения им действиями сравнения, сопоставления, разбиения; построением логического высказывания, составления алгоритмов.

В качестве средств обучения по программе используются следующие пособия и материалы:

логические блоки Дьенеша (48 штук);

набор геометрических логических фигур (плоские блоки Дьенеша, 24 штуки);

палочки Кюизенера и их аналог – разноцветные полоски

наглядно-дидактически пособия для игр с блоками и палочками.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности.

Работа по данной программе помогает развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создает положительную эмоциональную атмосферу, побуждает детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

Организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счет, измерение, классификация, сериация и др.).

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.

Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.

В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого, уверенными в своих силах.


Цель и задачи программы


Цель: Формирование комплекса мыслительных умений на протяжении всего дошкольного обучения.


Задачи:

Создать предпосылки для наилучшего перехода от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а затем и к словесно – логическому мышлению.

Формировать умение следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше.

Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

Развивать познавательные процессы восприятие память, внимание, воображение.

Тренировать мелкую моторику и глазомер.

Развивать творческие способности и фантазию, способность к моделированию и конструированию.

Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца.


Содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста:

- свойства (форма, цвет, количество, расположение в пространстве);

- отношения (подобия, порядка, части и целого);

- логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества и др.)


Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

отсутствие принуждения;

развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);

поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

переход от простейших форм и способов осуществления игровых действия к сложным.


Ожидаемые результаты

По завершению программы дети могут:

Различать основные геометрические фигуры, называть их отличительные признаки.

Различать и называть основные цвета.

Сравнивать предметы, посредством разных приемов, объединять их по сходным признакам и разделять на группы, обосновывать свой выбор.

Следовать устным инструкциям и работать по схемам.

Освоят элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Научатся работать в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.



Структура программы

Программа рассчитана на два года – на обучение детей от четырёх до шести лет.

Средняя группа (4 – 5 лет) - количество педагогических мероприятий в неделю 2. В год проводится – 46.Длительность в средней группе – 20 мин. Количество детей 10 – 12.


Старшая группа (5 – 6 лет) – количество педагогических мероприятий в неделю 2. В год проводится – 46.Длительность в старшей группе – 25 мин. Количество детей 10 – 12.


Каждый год предполагает

ступенчатое усложнение программного материала,

многократное повторение упражнений для наилучшего развития мыслительных умений всех детей;

разную степень сложности мыслительных задач для учета индивидуального уровня развития каждого ребенка


Первый этап (первый год обучения – дети 4 – 5 лет)

Направлен на первоначальное освоение детьми навыков работы с логическими играми. Задания, используемые в программе разбиты на четыре группы с постепенным усложнением:

Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

Задания для развития действий классификации и обобщения.

Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по трем направлениям:

- от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя свойствами;

- от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточк5ами, которые указывают на отрицание какого-либо свойства;

- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.



Второй этап (второй год обучения – дети 5 – 6 лет)

Задания также разбиты на четыре постепенно усложняющиеся группы:

Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

Задания для развития действий классификации и обобщения.

Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по следующим направлениям:

- от умения оперировать двумя свойствами дети постепенно переходят к умению оперировать тремя свойствами;

- от умения работать с одной карточкой- символом свойства предмета (или карточкой-символом отрицания свойства) дети постепенно переходят к умению работать с 2-3 карточками-символами;

- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.


Так же на втором году обучения усложняются задания для самостоятельной работы и добавляются новые виды знаний, например:

Задания, направленные на освоение детьми нового вида алгоритма – блок-схема;

Задания, направленные на освоение детьми способа выбора одного из предметов на основе варьирования и др.

Формы организации детей:

Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.

Организация и проведение мероприятий:

Происходит в несколько этапов:

В предметно-игровой обстановке, соответствующей сюжету предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам (детям) завязку.

Происходит развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Они:

Осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;

Овладевают системой познавательных действий (способов познания): обследуют, сравнивают, группируют и классифицируют, уравнивают;

Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.

Подводятся итоги, которые обычно представлены:

анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;

акцентированием внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры;

установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения;

созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-математической игры.



Формы и методы организации детей на занятиях

Формы организации детей:

Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультурных пауз.


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- групповой (работа в парах).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).


Учебный план


Этап обучения

Возрастная группа

Количество занятий

В неделю

В год

I год обучения

Средний дошкольный возраст

(4 – 5 лет)


2/20 мин.

56

II год обучения

Старший дошкольный

(5 – 6 лет)


2/25 мин.

56



Учебно-тематический план

Первый год обучения (4 – 5 лет)


Месяц

Тема занятия

Материалы

Октябрь

1

Магазин игрушек.

- логические блоки Дьенеша одной толщины,

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки для игры в магазин: флаг, сундук, яблоко, пирамидка

2

Помогаем пчелке.

- логические блоки Дьенеша,

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: домики, банка, пчелка, набор «рисуем осенний лес»

3

Путешествие в лес.

- логические блоки Дьенеша,

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: вагончики, зонтики, поезд, солнышко, тучка, елки, мяч

4

День рождение Мишки.

- логические блоки Дьенеша,

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: Мишка, бабочка, лягушонок, цыпленок, утенок, обезьянка, зайчонок, тарелочки для печенья, вазочки

Ноябрь

1

Путешествие Колобка.

- логические блоки Дьенеша,

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: Колобок, цветочек, домик, елки, облака, лейка, зеленые прямоугольники.

Схемы «выращиваем волшебный цветок»

Таблицы для самостоятельной работы

2

Прогулка в волшебный лес.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: грибы, деревья, зайчик, бельчонок, солнышко, ель, домик

3

Гномы Бим и Бом.

- логические блоки Дьенеша,

- карточки-символы свойств (цвет)

- картинки: гномики, домики, лужи, рыбки, пруд, стрелки.

4

Красная Шапочка.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: Красная Шапочка, домик, цветы.

Атласная ленточка для бус.

Таблицы для самостоятельной работы

Декабрь

1

Аквариум для рыб.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- «каталог» аквариумных рыбок

- аквариумы

2

Цирк.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (форма)

- картинки: котенок, лисенок, лягушонок, медвежонок, зайчонок, тюлень, фокусник, два стола, цирковая тумба, киоск, воздушные шарики.

- цифры от 1 до 5, стрелки, фишки,

- таблицы для самостоятельной работы

3

Спортивные соревнования.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (размер, форма, отрицание формы)

- картинки: паровоз, вагончик, качели, флажки, деревья

4

В гостях у Золушки.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, толщина, отрицание толщины)

- картинки: Золушка, домик, елки, стрелки

- таблицы для самостоятельной работы

Январь

1

Экскурсия в зоопарк.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- схемы построения загонов для животных

- картинки: медвежонок, зайчонок, лисенок, бельчонок

- таблицы для самостоятельной работы

2

Карнавал.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (форма, цвет, отрицание цвета)

- картинки: поезд, вагончики, королева карнавала

- карточки-схемы разветвленного алгоритма «Выращивание дерева»

- таблицы для самостоятельной работы

3

Новоселье в городе Геометрических фигур.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (толщина, цвет и размер)

- таблицы – «домики»

4

Путешествие в сказку «Красная Шапочка».

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, размер, отрицание размера)

- картинки: Красная Шапочка, волк, домик, бабушка, елки, стрелки, цветы, пчелка, божья коровка, бабочки синего цвета.

- таблицы для самостоятельной работы

Февраль

1

Авиационный праздник.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств

- картинки: самолетики, поезд, вагончики, воздушные шары

- атласная ленточка, 1, 5см на 1,5 см

Таблицы – «домики»

2

Пятачок в городе геометрических фигур.

- логические блоки Дьенеша

- геометрические фигуры черного цвета для логических таблиц

- карточки-символы свойств

- картинки: Пятачок

- таблицы – «домики»

- схемы для строительства игровой площадки: самолет, машина, качели, кораблик

3

Мы – веселые строители.

- логические блоки Дьенеша

- схемы для строительства разных домов

4

Украшаем город Геометрических фигур.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств)

- картинки: домики, пингвиненок, львенок, слоненок, лисенок

- таблицы для самостоятельной работы

Март

1

День рождения мамы Козы.

- логические блоки Дьенеша

- палочки Кюизенера

- схемы в натуральную величину: «Домик для Козы», «Угощение для гостей».

2

День рождения Димы.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет)

- картинки: гаражи, мальчики, машинки, стрелки

- таблицы для самостоятельной работы

3

Прогулка в волшебный лес.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (форма)

- картинки: еж, мышонок, медведь, избушка, елки, сова, цветная клумба, стрелки, цветы

- схемы домов

- схема «этаж»

- таблицы для самостоятельной работы

4

Спасение роботов с планеты Раби-Руби.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы видоизменения свойств, карточки-символы свойств (размер)

- картинки: роботы, камни, волшебные бутылочки, звездолет, планета, злой колдун, стрелки

- карточки - «зеркала»

Карточки-схемы разветвленного алгоритма «выращивания дерева»

Апрель

1

Экскурсия на кондитерскую фабрику.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, размер, форма толщина)

- картинки: утенок, цыпленок, лягушонок, бабочка, медвежонок, обезьянка, домики

- таблицы для самостоятельной работы, тарелочки

2

Путешествие в лес на поезде.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

- картинки: елки, поезд

3

Сказка про Емелю «По щучьему веленью».

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (толщина)

- картинки: Емеля, стрелки, цветы, схема «Дворец» в натуральную величину

- схемы разветвленного алгоритма «Выращивание дерева».

4

Итоговое занятие: Экскурсия на швейную фабрику.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер, толщина)

- карточки-символы свойств пуговиц (цвет: розовая, желтая, голубая, количество дырочек: 1,2,4)



Второй год обучения (5 – 6 лет)


Месяц

Тема занятия

Материалы

Октябрь

1

В гостях у доброй волшебницы.

- логические блоки Дьенеша

- геометрические фигуры

- стрелочки

- картинки: домик, добрая волшебница, гномомобиль, зайчик, белочка, медвежонок, орешек, морковка, бочонок с медом, вазочки, тарелочки, цветы

2

Строительство зоопарка в городе Фигуриус.

- логические блоки Дьенеша

- карточки-символы свойств рыбок

- карточки-бланки

- карточки-инструкции

- каталог «Аквариумные рыбки»

- картинки: фигурки- человечки, аквариум, жираф, зебра

- задания для самостоятельной работы

3

Сказка про ежика Тимошку.

- логические блоки Дьенеша

- геометрические фигуры

- стрелочки

- корзинка

- картинки: деревья, домик, мама-ежиха, ежонок, листья

- таблица «коробка»

4

Парк развлечений.

- логические блоки Дьенеша

- карточки – символы свойств (цвет, форма, размер, толщина)

-карточки-билетики

- картинки: деревья, вагончики, паровоз, мяч, качели-лодочки, машинки

- тематические картинки: девочка прыгает на батуте, мальчик катается на машинке, мальчик катится с горки, дети катаются на каруселях.

Ноябрь

1

В гостях у гномов Бима и Бома.

- логические блоки Дьенеша

- карточки – символы овощей

- картинки: гномики, ящики, банки, овощи

- задания для самостоятельной работы

2

Сказка «Золотой ключик».

- логические блоки Дьенеша

- геометрические фигуры

- стрелочки

- схемы «Бабочка», «Лягушка»

- схемы – подсказки

Аудиозапись спора Мальвины, буратино и Артемона

- логические таблицы

- картинки: домики, Буратино, Мальвина, Артемон

3

Путешествие в волшебный лес.

- логические блоки Дьенеша

- схемы сбора съедобных грибов

- картинки: корзинки, белочка, ежик, зайчонок

4

Экскурсия на машиностроительный завод.

- логические блоки Дьенеша

- таблица – «Развозим строительный материал по цехам»

- карточки-инструкции

- картинки: Винтик и Шпунтик

- надпись «Машиностроительный завод»

Декабрь

1

Поможем жителям планеты Тибу.

- логические блоки Дьенеша

- обручи, диаметром 40 см

- таблица «Заколдованный лес»

- карточки – символы свойств

- карточки-инструкции

- карточки – подсказки

- картинки: Лесовичок, дощечка, книга, грузовик, руины города, деревья, фонтаны, струи воды, цветы

2

Три поросенка.

- логические блоки Дьенеша

- таблица – «Линейный алгоритм строительства дорожки»

- карточки – символы свойств (толщина, цвет, форма)

- картинка: домики поросят, поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф, рыбки, цветы.

3

Поиск клада в средиземном море.

- логические блоки Дьенеша

- геометрические фигуры

- схемы для построения кораблей

- карта сокровищ

- картинки: пират, корабль, остров

4

В гости к маленькой Бабе Яге.

- логические блоки Дьенеша

- логические фигуры Дьенеша

- карточки- символы свойств

- таблица – подсказка

- воздушные шарики трех цветов

- клей-карандаш, ленточка

- картинки: маленькая Баба Яга, воздушные шарики, цветы трех цветов

Январь

1

В гости к профессору Умникусу.

- логические блоки Дьенеша, Таблица «Алгоритм «Блок-сема»»

- пропуска

- карточки- инструкции

- карточки-символы свойств листьев

- карточки-бланки

Карточки-символы видоизменения свойств

- картинки: охранник, здание лаборатории, профессор, колба, листья.

2

Спортивные соревнования фигур.

- логические блоки Дьенеша

- обручи (синий и красный)

- таблица «Спортивная дистанция»

- таблица «Две дорожки»

- таблица «Вагон»

- картинки: поезд

- схемы для самостоятельной работы

3

Завод космического транспорта.

- логические блоки Дьенеша

- карточки- инструкции

- карточки «Инструкция для робота»

- таблица «Компьютер»

- карточки – символы видоизменения свойств (цвет, размер, толщина)

- картинки: директор завода, роботы, пульты управления роботами, половинки космических костюмов

- задания для самостоятельной работы

4

Выручаем Фиксиков из беды.

- логические блоки Дьенеша

- карточки схемы свойств

- схемы починки бытовой техники

Февраль

1

На помощь к Лесовичку.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «Вагон»

- таблица «Лес»

- таблица «Пдсказка»

- карточки – символы свойств (форма, цвет, размер)

- картинки: домик, Лесовичок, деревья, бутылки

2

Экскурсия на швейную фабрику.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «Инструкции»

- таблица «Коробка»

- карточки- символы свойств платьев

- карточки – символы свойств и карточки – символы отрицания свойств (цвет, форма, размер, толщина)

3

Строительная фирма.

- логические блоки Дьенеша

- карточки - схемы для построения разных домов

4

Празднование дня города Фигуриус.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «Алгоритм «Блок-схема»».

- карточки- инструкции

- ленточка для флажков, логические кубики

- мешочек

- цифры от 1 до 6

- цветы 16 шт.

-флажки

- геометрические фигуры черного цвета

- стрелочки

- картинки: домики, горка, карусель, ракета, фигурки- человечки

Март

1

В гости к Звездочету.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «Коробка»

- карточки «письмо-инструкция»

- разветвленный алгоритм – «Выращивание дерева»

- картинки: дом, Звездочет, деревья

2

Путешествие в сказку про доктора Айболита.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «Коробка»

- карточки-символы свойств (цвет, форма, размер, толщина)

- карточки «Рецепт»

- картинки: обезьянка Чита, животные (болеющие), бутылочки (к каждой должна быть приклеена картинка, например: ухо, но, глаза)

- задания для самостоятельной работы

3

Экскурсия на кондитерскую фабрику.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «Развозим конфеты по цехам»

- карточки-символы свойств и карточки-символы отрицания свойств

- коробка конфет

4

Почта.

- логические блоки Дьенеша

- таблица «шкаф»

- карточки- инструкции

- конверты

- клей-карандаш

- карточки-инструкции

- карточки «Маршрутные листы»

- таблица «Подсказки»

- карточки – символы свойства форма и карточки отрицания свойства форма.

- картинки: машины (пронумерованы № 3, № 5, № 6, № 9)

- цифры 3,5,6,9

Апрель

1

Помощь жителям страны Липландии.

- логические блоки Дьенеша

- короба с четырьмя отделениями для первого задания

- ленточки синего и красного цветов, палочки 6 шт. разного цвета

- карточка «Рецепт»

- карточки- подсказки

Цифры, 1,2,3,4

- карточки – символы свойств и карточки отрицания свойств (цвет, форма, размер, толщина)

- картинки: котел, волшебники, деревья, «волшебная книга»

2

Спасение морских жителей от злой колдунья Каракулы.

- логические блоки Дьенеша

- аудиозаписи «Шторм», «Шум моря»

- сундук, к которому нужно прикрепить изображения замков

- «Палочка – выручалочка»

- «Палочки- фонарики»

- таблица «Подсказка 1» в каждую ячейку прикрепить изображение камня

- картинки: фигуры коричневого цвета, круглой, овальной и неопределенной формы, морские животные, мусор, ключи

- карточки-символ свойства «цвет», карточки – символы отрицания свойства «цвет»

3

Праздник в городе Фигуриус.

- логические блоки Дьенеша

- карточки- символы свойств (цвет, форма, размер)

- карточки - символы видоизменения свойств (цвет, форма, размер)

-карточки с изображением логических фигур

- стрелочки

- атласная ленточка, удочка, ведро

- таблица «Дорожка»

- картинки: домики, флажки

4

Итоговое занятие «Игротека».

- логические блоки Дьенеша

- фишки для фиксации правильных ответов

- таблица для подведения итого

Атласные ленточки синего и красного цветов

- карточки – загадки

- карточки для задания 2

- геометрические фигуры

- стрелочки

- логические кубики

- картинка: теплоход






Диагностика освоения детьми программы «Развивайка»


С целью определения эффективности педагогической деятельности, уровня развития воспитанников, выявления изменений в их развитии, дальнейшей работы по результатам проводятся педагогическая диагностика в начале и в конце учебного года, а также мониторинг развития детей по итогам полугодия.

Мониторинг проводится по следующей скрининговой карте:

ФИО ребенка_______________________________________________

Возраст___________________________________________________

Верное обвести:

Показатель обследования

Моторная сфера

Ручная моторика

норма

недостаточное развитие

Темп движений

средний

быстрый

медленный

Ведущая рука

правая

левая

Характеристика внимания

Длительность концентрации внимания

фронтально

чаще индивидуально

Частота отвлечения во время занятий

часто

по возрасту

Способен ли к произвольному вниманию, контролю своей деятельности

нет

да

Влияние интереса на длительность сосредоточения

способен сосредотачиваться в отсутствии выраженного интереса

длительное сосредоточение только на том, что ему интересно

Наличие колебаний внимания

частая смена периодов колебания и сосредоточения

сосредоточен весь период деятельности

Характеристика памяти


медленно запоминает и быстро забывает

быстро запоминает и быстро забывает

Заучивание стихотворений

легко

трудно

Преобладающий вид памяти

зрительный

слуховой

Характеристика мышления

Запас общих сведений об окружающем

в пределах возрастной нормы

ниже возрастной нормы

значительно снижен

Понимает смысл предлагаемых заданий

да

нет

Понимает содержание сюжетных картин

да

нет

Понимает причинно-следственные связи

да

нет

Выполняет операции анализа и синтеза

группирует однородные предметы

исключает лишний предмет

вычленяет общие ключевые признаки

подбирает слово к группе однородных предметов

Выполняет логические операции: «Что сначала?», «Что потом?»

да

нет

Сенсорные эталоны

Восприятие цвета

самостоятельно называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий)

показывает (узнает) цвет по названию

сличает (соотносит) основные цвета, группирует предметы по цвету

знает оттенки цветов (фиолетовый, розовый, голубой)

Восприятие формы

самостоятельно называет основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

показывает (узнает) фигуру по названию

сличает (соотносит) основные формы, группирует предметы по форме

Сформированность элементарных математических представлений

Количество и счет

умеет считать до 5

сравнивает две группы предметов

имеет представление о порядковом счете

Величина

умеет сравнивать предметы по величине, длин, ширине, высоте

умеет устанавливать размерные отношения между предметами, располагать в определенной последовательности

Форма

знает основные геометрические фигуры и формы

умеет соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами

знает как из одной формы можно сделать другую





Список литературы

Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.

Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание  №8 с. 101 2008г.

Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г.

Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, - М., 2006г.

Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 5-6 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс», 2017. – 272с.

Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс», 2016 – 160 с.

КолесниковаЕ.В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,-М2007г

Колягин Ю.М. Учись решать задачи, - М., 2007г.

Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2005г.

Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2005г.

Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс», 2016. – 128с., ил. – (Методический комплект программы «Детство».

Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.

Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений  // Дошкольное воспитание  №8 с. 42 2005г.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, - М., 2004г.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два – ступенька, - М., 2004г.

Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, - «Детство-пресс» 2010г.

Анализ выполнения программы:


Согласно сравнения данных скринингового обследования на начало и конец года у детей можно отметить улучшение работы моторной сферы, показателей произвольного внимания, способность к более длительному сосредоточению, дети стали лучше запоминать предлагаемый материал, улучшились характеристики мышления, дети стали лучше ориентироваться в сенсорных эталонах, сформировались элементарные математические представления.



2


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.