Рабочая программа кружка «Развивайка»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Принято Педагогическим советом Протокол № от «____»_________ 20 г. | Утверждаю Директор МАДОУ «Детский сад №104» _______________Сабинская О.А. от «____»_________ 20 г. приказ № |
Рабочая программа кружка «Развивайка»
Направленность: социально-педагогическая
Для обучающихся 4 - 6 лет
Срок обучения: 2 года
Составитель: Прошутинская Оксана Александровна,
педагог дополнительного образования
_______________Сабинская О.А. 1
Организация и проведение мероприятий: 10
Формы и методы организации детей на занятиях 11
Рабочая программа кружка «Развивайка» (логико-математическое познание окружающего мира) разработана с учётом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» (МАДОУ «Детский сад № 104) и нормативных документах лицензирования.
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.
По мнению исследователей (Ж.Пиаже, Г.Дональдсон, Г.Гарднер и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого. Работа по данной программе направлена на подготовку мышления ребенка к конструированию простейших логических умозаключений посредством работы с логическими играми.
А.А.Столяром определены сущностные характеристики логико-математических игр:
-направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнение, классификацию и сериацию;
- возможность моделирования в играх, доступных ребенку 5-7 лет, логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого).
На основе исследований Е.А.Носовой, ученицы А.А. Столяра, направленного на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада, стала возможной разработка системы игр и приемов работы для детей более раннего возраста (3-5 лет). Были определены основные линии движения в предлогическом развитии детей дошкольного возраста (в играх с блоками Дьенеша):
-от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) – к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация);
- от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой).
Е.А.Носовой разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами:
Игры и упражнения на выявление свойств: цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.)
Игры и упражнения на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.
Игры и упражнения на овладение логическими действиями и мыслительными операциями («Загадки без слов», «Где спрятался Джерри», «Помоги фигурам выбраться из леса» и др.)
Так же в программе используются игры, проблемные ситуации на освоение детьми сравнения предметов с целью выявления их общих свойств и зависимостей, на познание и использование знаков-символов (кодов). Их значение – способствовать становлению логико-математического опыта ребенка на основе овладения им действиями сравнения, сопоставления, разбиения; построением логического высказывания, составления алгоритмов.
В качестве средств обучения по программе используются следующие пособия и материалы:
логические блоки Дьенеша (48 штук);
набор геометрических логических фигур (плоские блоки Дьенеша, 24 штуки);
палочки Кюизенера и их аналог – разноцветные полоски
наглядно-дидактически пособия для игр с блоками и палочками.
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности.
Работа по данной программе помогает развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создает положительную эмоциональную атмосферу, побуждает детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
Организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счет, измерение, классификация, сериация и др.).
В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.
Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.
В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого, уверенными в своих силах.
Цель: Формирование комплекса мыслительных умений на протяжении всего дошкольного обучения.
Задачи:
Создать предпосылки для наилучшего перехода от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а затем и к словесно – логическому мышлению.
Формировать умение следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше.
Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
Развивать познавательные процессы восприятие память, внимание, воображение.
Тренировать мелкую моторику и глазомер.
Развивать творческие способности и фантазию, способность к моделированию и конструированию.
Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца.
Содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста:
- свойства (форма, цвет, количество, расположение в пространстве);
- отношения (подобия, порядка, части и целого);
- логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества и др.)
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
отсутствие принуждения;
развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
переход от простейших форм и способов осуществления игровых действия к сложным.
По завершению программы дети могут:
Различать основные геометрические фигуры, называть их отличительные признаки.
Различать и называть основные цвета.
Сравнивать предметы, посредством разных приемов, объединять их по сходным признакам и разделять на группы, обосновывать свой выбор.
Следовать устным инструкциям и работать по схемам.
Освоят элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
Научатся работать в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Программа рассчитана на два года – на обучение детей от четырёх до шести лет.
Средняя группа (4 – 5 лет) - количество педагогических мероприятий в неделю 2. В год проводится – 46.Длительность в средней группе – 20 мин. Количество детей 10 – 12.
Старшая группа (5 – 6 лет) – количество педагогических мероприятий в неделю 2. В год проводится – 46.Длительность в старшей группе – 25 мин. Количество детей 10 – 12.
Каждый год предполагает
ступенчатое усложнение программного материала,
многократное повторение упражнений для наилучшего развития мыслительных умений всех детей;
разную степень сложности мыслительных задач для учета индивидуального уровня развития каждого ребенка
Первый этап (первый год обучения – дети 4 – 5 лет)
Направлен на первоначальное освоение детьми навыков работы с логическими играми. Задания, используемые в программе разбиты на четыре группы с постепенным усложнением:
Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
Задания для развития действий классификации и обобщения.
Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по трем направлениям:
- от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя свойствами;
- от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточк5ами, которые указывают на отрицание какого-либо свойства;
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.
Второй этап (второй год обучения – дети 5 – 6 лет)
Задания также разбиты на четыре постепенно усложняющиеся группы:
Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
Задания для развития действий классификации и обобщения.
Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по следующим направлениям:
- от умения оперировать двумя свойствами дети постепенно переходят к умению оперировать тремя свойствами;
- от умения работать с одной карточкой- символом свойства предмета (или карточкой-символом отрицания свойства) дети постепенно переходят к умению работать с 2-3 карточками-символами;
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.
Так же на втором году обучения усложняются задания для самостоятельной работы и добавляются новые виды знаний, например:
Задания, направленные на освоение детьми нового вида алгоритма – блок-схема;
Задания, направленные на освоение детьми способа выбора одного из предметов на основе варьирования и др.
Формы организации детей:
Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.
Организация и проведение мероприятий:Происходит в несколько этапов:
В предметно-игровой обстановке, соответствующей сюжету предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам (детям) завязку.
Происходит развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Они:
Осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;
Овладевают системой познавательных действий (способов познания): обследуют, сравнивают, группируют и классифицируют, уравнивают;
Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.
Подводятся итоги, которые обычно представлены:
анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;
акцентированием внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры;
установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения;
созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-математической игры.
Формы организации детей:
Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультурных пауз.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Этап обучения | Возрастная группа | Количество занятий | |
В неделю | В год | ||
I год обучения | Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет) | 2/20 мин. | 56 |
II год обучения | Старший дошкольный (5 – 6 лет) | 2/25 мин. | 56 |
Первый год обучения (4 – 5 лет)
Месяц | № | Тема занятия | Материалы |
Октябрь | 1 | Магазин игрушек. | - логические блоки Дьенеша одной толщины, - карточки-символы свойств (цвет, форма, размер) - картинки для игры в магазин: флаг, сундук, яблоко, пирамидка |
2 | Помогаем пчелке. | - логические блоки Дьенеша, - карточки-символы свойств (цвет, форма, размер) - картинки: домики, банка, пчелка, набор «рисуем осенний лес» | |
3 | Путешествие в лес. | - логические блоки Дьенеша, - карточки-символы свойств (цвет, форма, размер) - картинки: вагончики, зонтики, поезд, солнышко, тучка, елки, мяч | |
4 | День рождение Мишки. | - логические блоки Дьенеша, - карточки-символы свойств (цвет, форма, размер) - картинки: Мишка, бабочка, лягушонок, цыпленок, утенок, обезьянка, зайчонок, тарелочки для печенья, вазочки | |
Ноябрь | 1 | Путешествие Колобка. | - логические блоки Дьенеша, - карточки-символы свойств (цвет, форма, размер) - картинки: Колобок, цветочек, домик, елки, облака, лейка, зеленые прямоугольники. Схемы «выращиваем волшебный цветок» Таблицы для самостоятельной работы |
2 | Прогулка в волшебный лес. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (цвет, форма, размер) - картинки: грибы, деревья, зайчик, бельчонок, солнышко, ель, домик | |
3 | Гномы Бим и Бом. | - логические блоки Дьенеша, - карточки-символы свойств (цвет) - картинки: гномики, домики, лужи, рыбки, пруд, стрелки. | |
4 | Красная Шапочка. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (цвет, форма, размер) - картинки: Красная Шапочка, домик, цветы. Атласная ленточка для бус. Таблицы для самостоятельной работы | |
Декабрь | 1 | Аквариум для рыб. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (цвет, форма, размер) - «каталог» аквариумных рыбок - аквариумы |
2 | Цирк. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (форма) - картинки: котенок, лисенок, лягушонок, медвежонок, зайчонок, тюлень, фокусник, два стола, цирковая тумба, киоск, воздушные шарики. - цифры от 1 до 5, стрелки, фишки, - таблицы для самостоятельной работы | |
3 | Спортивные соревнования. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (размер, форма, отрицание формы) - картинки: паровоз, вагончик, качели, флажки, деревья | |
4 | В гостях у Золушки. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (цвет, толщина, отрицание толщины) - картинки: Золушка, домик, елки, стрелки - таблицы для самостоятельной работы | |
Январь | 1 | Экскурсия в зоопарк. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (цвет, форма, размер) - схемы построения загонов для животных - картинки: медвежонок, зайчонок, лисенок, бельчонок - таблицы для самостоятельной работы |
2 | Карнавал. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (форма, цвет, отрицание цвета) - картинки: поезд, вагончики, королева карнавала - карточки-схемы разветвленного алгоритма «Выращивание дерева» - таблицы для самостоятельной работы | |
3 | Новоселье в городе Геометрических фигур. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (толщина, цвет и размер) - таблицы – «домики» | |
4 | Путешествие в сказку «Красная Шапочка». | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (цвет, размер, отрицание размера) - картинки: Красная Шапочка, волк, домик, бабушка, елки, стрелки, цветы, пчелка, божья коровка, бабочки синего цвета. - таблицы для самостоятельной работы | |
Февраль | 1 | Авиационный праздник. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств - картинки: самолетики, поезд, вагончики, воздушные шары - атласная ленточка, 1, 5см на 1,5 см Таблицы – «домики» |
2 | Пятачок в городе геометрических фигур. | - логические блоки Дьенеша - геометрические фигуры черного цвета для логических таблиц - карточки-символы свойств - картинки: Пятачок - таблицы – «домики» - схемы для строительства игровой площадки: самолет, машина, качели, кораблик | |
3 | Мы – веселые строители. | - логические блоки Дьенеша - схемы для строительства разных домов | |
4 | Украшаем город Геометрических фигур. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств) - картинки: домики, пингвиненок, львенок, слоненок, лисенок - таблицы для самостоятельной работы | |
Март | 1 | День рождения мамы Козы. | - логические блоки Дьенеша - палочки Кюизенера - схемы в натуральную величину: «Домик для Козы», «Угощение для гостей». |
2 | День рождения Димы. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (цвет) - картинки: гаражи, мальчики, машинки, стрелки - таблицы для самостоятельной работы | |
3 | Прогулка в волшебный лес. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (форма) - картинки: еж, мышонок, медведь, избушка, елки, сова, цветная клумба, стрелки, цветы - схемы домов - схема «этаж» - таблицы для самостоятельной работы | |
4 | Спасение роботов с планеты Раби-Руби. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы видоизменения свойств, карточки-символы свойств (размер) - картинки: роботы, камни, волшебные бутылочки, звездолет, планета, злой колдун, стрелки - карточки - «зеркала» Карточки-схемы разветвленного алгоритма «выращивания дерева» | |
Апрель | 1 | Экскурсия на кондитерскую фабрику. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (цвет, размер, форма толщина) - картинки: утенок, цыпленок, лягушонок, бабочка, медвежонок, обезьянка, домики - таблицы для самостоятельной работы, тарелочки |
2 | Путешествие в лес на поезде. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (цвет, форма, размер) - картинки: елки, поезд | |
3 | Сказка про Емелю «По щучьему веленью». | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (толщина) - картинки: Емеля, стрелки, цветы, схема «Дворец» в натуральную величину - схемы разветвленного алгоритма «Выращивание дерева». | |
4 | Итоговое занятие: Экскурсия на швейную фабрику. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств (цвет, форма, размер, толщина) - карточки-символы свойств пуговиц (цвет: розовая, желтая, голубая, количество дырочек: 1,2,4) |
Второй год обучения (5 – 6 лет)
Месяц | № | Тема занятия | Материалы |
Октябрь | 1 | В гостях у доброй волшебницы. | - логические блоки Дьенеша - геометрические фигуры - стрелочки - картинки: домик, добрая волшебница, гномомобиль, зайчик, белочка, медвежонок, орешек, морковка, бочонок с медом, вазочки, тарелочки, цветы |
2 | Строительство зоопарка в городе Фигуриус. | - логические блоки Дьенеша - карточки-символы свойств рыбок - карточки-бланки - карточки-инструкции - каталог «Аквариумные рыбки» - картинки: фигурки- человечки, аквариум, жираф, зебра - задания для самостоятельной работы | |
3 | Сказка про ежика Тимошку. | - логические блоки Дьенеша - геометрические фигуры - стрелочки - корзинка - картинки: деревья, домик, мама-ежиха, ежонок, листья - таблица «коробка» | |
4 | Парк развлечений. | - логические блоки Дьенеша - карточки – символы свойств (цвет, форма, размер, толщина) -карточки-билетики - картинки: деревья, вагончики, паровоз, мяч, качели-лодочки, машинки - тематические картинки: девочка прыгает на батуте, мальчик катается на машинке, мальчик катится с горки, дети катаются на каруселях. | |
Ноябрь | 1 | В гостях у гномов Бима и Бома. | - логические блоки Дьенеша - карточки – символы овощей - картинки: гномики, ящики, банки, овощи - задания для самостоятельной работы |
2 | Сказка «Золотой ключик». | - логические блоки Дьенеша - геометрические фигуры - стрелочки - схемы «Бабочка», «Лягушка» - схемы – подсказки Аудиозапись спора Мальвины, буратино и Артемона - логические таблицы - картинки: домики, Буратино, Мальвина, Артемон | |
3 | Путешествие в волшебный лес. | - логические блоки Дьенеша - схемы сбора съедобных грибов - картинки: корзинки, белочка, ежик, зайчонок | |
4 | Экскурсия на машиностроительный завод. | - логические блоки Дьенеша - таблица – «Развозим строительный материал по цехам» - карточки-инструкции - картинки: Винтик и Шпунтик - надпись «Машиностроительный завод» | |
Декабрь | 1 | Поможем жителям планеты Тибу. | - логические блоки Дьенеша - обручи, диаметром 40 см - таблица «Заколдованный лес» - карточки – символы свойств - карточки-инструкции - карточки – подсказки - картинки: Лесовичок, дощечка, книга, грузовик, руины города, деревья, фонтаны, струи воды, цветы |
2 | Три поросенка. | - логические блоки Дьенеша - таблица – «Линейный алгоритм строительства дорожки» - карточки – символы свойств (толщина, цвет, форма) - картинка: домики поросят, поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф, рыбки, цветы. | |
3 | Поиск клада в средиземном море. | - логические блоки Дьенеша - геометрические фигуры - схемы для построения кораблей - карта сокровищ - картинки: пират, корабль, остров | |
4 | В гости к маленькой Бабе Яге. | - логические блоки Дьенеша - логические фигуры Дьенеша - карточки- символы свойств - таблица – подсказка - воздушные шарики трех цветов - клей-карандаш, ленточка - картинки: маленькая Баба Яга, воздушные шарики, цветы трех цветов | |
Январь | 1 | В гости к профессору Умникусу. | - логические блоки Дьенеша, Таблица «Алгоритм «Блок-сема»» - пропуска - карточки- инструкции - карточки-символы свойств листьев - карточки-бланки Карточки-символы видоизменения свойств - картинки: охранник, здание лаборатории, профессор, колба, листья. |
2 | Спортивные соревнования фигур. | - логические блоки Дьенеша - обручи (синий и красный) - таблица «Спортивная дистанция» - таблица «Две дорожки» - таблица «Вагон» - картинки: поезд - схемы для самостоятельной работы | |
3 | Завод космического транспорта. | - логические блоки Дьенеша - карточки- инструкции - карточки «Инструкция для робота» - таблица «Компьютер» - карточки – символы видоизменения свойств (цвет, размер, толщина) - картинки: директор завода, роботы, пульты управления роботами, половинки космических костюмов - задания для самостоятельной работы | |
4 | Выручаем Фиксиков из беды. | - логические блоки Дьенеша - карточки схемы свойств - схемы починки бытовой техники | |
Февраль | 1 | На помощь к Лесовичку. | - логические блоки Дьенеша - таблица «Вагон» - таблица «Лес» - таблица «Пдсказка» - карточки – символы свойств (форма, цвет, размер) - картинки: домик, Лесовичок, деревья, бутылки |
2 | Экскурсия на швейную фабрику. | - логические блоки Дьенеша - таблица «Инструкции» - таблица «Коробка» - карточки- символы свойств платьев - карточки – символы свойств и карточки – символы отрицания свойств (цвет, форма, размер, толщина) | |
3 | Строительная фирма. | - логические блоки Дьенеша - карточки - схемы для построения разных домов | |
4 | Празднование дня города Фигуриус. | - логические блоки Дьенеша - таблица «Алгоритм «Блок-схема»». - карточки- инструкции - ленточка для флажков, логические кубики - мешочек - цифры от 1 до 6 - цветы 16 шт. -флажки - геометрические фигуры черного цвета - стрелочки - картинки: домики, горка, карусель, ракета, фигурки- человечки | |
Март | 1 | В гости к Звездочету. | - логические блоки Дьенеша - таблица «Коробка» - карточки «письмо-инструкция» - разветвленный алгоритм – «Выращивание дерева» - картинки: дом, Звездочет, деревья |
2 | Путешествие в сказку про доктора Айболита. | - логические блоки Дьенеша - таблица «Коробка» - карточки-символы свойств (цвет, форма, размер, толщина) - карточки «Рецепт» - картинки: обезьянка Чита, животные (болеющие), бутылочки (к каждой должна быть приклеена картинка, например: ухо, но, глаза) - задания для самостоятельной работы | |
3 | Экскурсия на кондитерскую фабрику. | - логические блоки Дьенеша - таблица «Развозим конфеты по цехам» - карточки-символы свойств и карточки-символы отрицания свойств - коробка конфет | |
4 | Почта. | - логические блоки Дьенеша - таблица «шкаф» - карточки- инструкции - конверты - клей-карандаш - карточки-инструкции - карточки «Маршрутные листы» - таблица «Подсказки» - карточки – символы свойства форма и карточки отрицания свойства форма. - картинки: машины (пронумерованы № 3, № 5, № 6, № 9) - цифры 3,5,6,9 | |
Апрель | 1 | Помощь жителям страны Липландии. | - логические блоки Дьенеша - короба с четырьмя отделениями для первого задания - ленточки синего и красного цветов, палочки 6 шт. разного цвета - карточка «Рецепт» - карточки- подсказки Цифры, 1,2,3,4 - карточки – символы свойств и карточки отрицания свойств (цвет, форма, размер, толщина) - картинки: котел, волшебники, деревья, «волшебная книга» |
2 | Спасение морских жителей от злой колдунья Каракулы. | - логические блоки Дьенеша - аудиозаписи «Шторм», «Шум моря» - сундук, к которому нужно прикрепить изображения замков - «Палочка – выручалочка» - «Палочки- фонарики» - таблица «Подсказка 1» в каждую ячейку прикрепить изображение камня - картинки: фигуры коричневого цвета, круглой, овальной и неопределенной формы, морские животные, мусор, ключи - карточки-символ свойства «цвет», карточки – символы отрицания свойства «цвет» | |
3 | Праздник в городе Фигуриус. | - логические блоки Дьенеша - карточки- символы свойств (цвет, форма, размер) - карточки - символы видоизменения свойств (цвет, форма, размер) -карточки с изображением логических фигур - стрелочки - атласная ленточка, удочка, ведро - таблица «Дорожка» - картинки: домики, флажки | |
4 | Итоговое занятие «Игротека». | - логические блоки Дьенеша - фишки для фиксации правильных ответов - таблица для подведения итого Атласные ленточки синего и красного цветов - карточки – загадки - карточки для задания 2 - геометрические фигуры - стрелочки - логические кубики - картинка: теплоход |
С целью определения эффективности педагогической деятельности, уровня развития воспитанников, выявления изменений в их развитии, дальнейшей работы по результатам проводятся педагогическая диагностика в начале и в конце учебного года, а также мониторинг развития детей по итогам полугодия.
Мониторинг проводится по следующей скрининговой карте:
ФИО ребенка_______________________________________________
Возраст___________________________________________________
Верное обвести:
Показатель обследования | |
Моторная сфера | |
Ручная моторика | норма недостаточное развитие |
Темп движений | средний быстрый медленный |
Ведущая рука | правая левая |
Характеристика внимания | |
Длительность концентрации внимания | фронтально чаще индивидуально |
Частота отвлечения во время занятий | часто по возрасту |
Способен ли к произвольному вниманию, контролю своей деятельности | нет да |
Влияние интереса на длительность сосредоточения | способен сосредотачиваться в отсутствии выраженного интереса длительное сосредоточение только на том, что ему интересно |
Наличие колебаний внимания | частая смена периодов колебания и сосредоточения сосредоточен весь период деятельности |
Характеристика памяти | |
| медленно запоминает и быстро забывает быстро запоминает и быстро забывает |
Заучивание стихотворений | легко трудно |
Преобладающий вид памяти | зрительный слуховой |
Характеристика мышления | |
Запас общих сведений об окружающем | в пределах возрастной нормы ниже возрастной нормы значительно снижен |
Понимает смысл предлагаемых заданий | да нет |
Понимает содержание сюжетных картин | да нет |
Понимает причинно-следственные связи | да нет |
Выполняет операции анализа и синтеза | группирует однородные предметы исключает лишний предмет вычленяет общие ключевые признаки подбирает слово к группе однородных предметов |
Выполняет логические операции: «Что сначала?», «Что потом?» | да нет |
Сенсорные эталоны | |
Восприятие цвета | самостоятельно называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) показывает (узнает) цвет по названию сличает (соотносит) основные цвета, группирует предметы по цвету знает оттенки цветов (фиолетовый, розовый, голубой) |
Восприятие формы | самостоятельно называет основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) показывает (узнает) фигуру по названию сличает (соотносит) основные формы, группирует предметы по форме |
Сформированность элементарных математических представлений | |
Количество и счет | умеет считать до 5 сравнивает две группы предметов имеет представление о порядковом счете |
Величина | умеет сравнивать предметы по величине, длин, ширине, высоте умеет устанавливать размерные отношения между предметами, располагать в определенной последовательности |
Форма | знает основные геометрические фигуры и формы умеет соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами знает как из одной формы можно сделать другую |
Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.
Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание №8 с. 101 2008г.
Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г.
Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, - М., 2006г.
Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 5-6 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс», 2017. – 272с.
Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс», 2016 – 160 с.
КолесниковаЕ.В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,-М2007г
Колягин Ю.М. Учись решать задачи, - М., 2007г.
Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2005г.
Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2005г.
Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс», 2016. – 128с., ил. – (Методический комплект программы «Детство».
Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.
Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание №8 с. 42 2005г.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, - М., 2004г.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два – ступенька, - М., 2004г.
Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, - «Детство-пресс» 2010г.
Анализ выполнения программы:
Согласно сравнения данных скринингового обследования на начало и конец года у детей можно отметить улучшение работы моторной сферы, показателей произвольного внимания, способность к более длительному сосредоточению, дети стали лучше запоминать предлагаемый материал, улучшились характеристики мышления, дети стали лучше ориентироваться в сенсорных эталонах, сформировались элементарные математические представления.
2