Рабочая программа кружка «Тимуровцы» (9 класс, коррекционная школа)
ОГКОУ Ивановская школа – интернат №3
Рабочая программа
кружка «Тимуровец»
9 класс
2022-2023 учебный год
Г. Иваново
1. Пояснительная записка
Тимуровское движение – это не только массовое патриотическое движение школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, но и действенная (с элементами игры) форма общественно-полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.
Традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сел, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.
Сейчас возникла идея о «возрождении» тимуровского движения. Идеология программы «возрожденного» тимуровского движения «Береги тех, кто жив. Помни тех, кого нет» - это, так же как и само тимуровское движение, хорошо забытое старое. Да и сами запланированные мероприятия – из разряда полезных дел: организация акций, посвященных памятным датам отечественной истории, шефство над воинскими захоронениями, запись на видео воспоминаний ветеранов о пережитом, о военных и трудовых подвигах, пополнение школьных музеев новыми материалами, выявление людей нуждающихся в помощи и так далее.
Юные тимуровцы будут проводить мероприятия, направленные на воспитание патриотической нравственности и духовной культуры молодого поколения.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.
Цель курса: создание условий для формирования у подростков ответственности за свои действия, воспитание у школьников устойчивых положительных качеств, патриотической нравственности и духовной культуры молодого поколения.
Задачи: формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к Родине, своему народу и готовности к его защите.
2. Общая характеристика курса
Кружок «Тимуровец» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей.
Комплекс мероприятий кружка предусматривает охват детей 9 класса и включает: изучение истории России в ходе работы с историческим материалом, ознакомление с историей Российской Федерации, формирование у детей гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.
Занятия проводятся в форме бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведения встреч с интересными людьми, познавательных мероприятий.
3. Описание место курса в учебном плане
На изучение курса отводится 1 час в неделю, рассчитана на 1 год, 34 часа в год.
4. Ценностные ориентиры содержания программы
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.
- воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью;
- воспитание любви и уважения к родному городу, ее героям;
- воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края;
- знакомство с историей и значением государственных праздников;
- ознакомление с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации.
В результате целенаправленной работы по организации тимуровского движения учащиеся приобретут такие духовно-нравственные качества как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность.
Пополнят свои интересы социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений.
Приобщатся к культуре, традициям, общечеловеческим ценностям своего народа. Будут расти ответственными гражданами своей страны, людьми, уважающими себя и других.
Будут расти гражданами своего Отечества, людьми уважающими себя и других. Станут полезными и нужными своей семье, своему обществу.
5. Личностные, метопредметные, предметные результаты.
Личностные результаты освоения курса
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метопредметные результаты освоения курса должны отражать:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
8) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
6. Программа курса включает следующее содержание
Разделы:
· тимуровское движение: изучении истории тимуровского движения, героического прошлого нашего народа, постоянная работа и внимание к ветеранам войны, тыла, вдовам погибших, шефство над памятниками, организация и проведение различных операций и вечеров встреч.
· Историческую подготовку: изучении истории родной земли, истиной истории нашего отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа. Особая роль отводится истории, знакомясь с которой приобщает ребят к трудовому и ратному подвигу народа, учится на героических примерах великих предков, обязательному служению Отечеству.
· Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности: освоение подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и помощь в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
· Поисковая работа: работа с литературой, сбор воспоминаний ветеранов, развитие навыков поисковой работы·
Я- человек, я и другие люди: обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, самовоспитанию. Помочь взрослеющему человеку – главная задача и основной смысл этого раздела.
№ п/п | Тема занятия | Содержание программы | Кол-во часов |
Введение. Составление и утверждение плана работы. | ТБ. Обсуждение. | 1 | |
Трудовой десант | Проведение субботника на территории школы | 2 | |
Эстафета «Малышарики» | Организация и проведение спортивной эстафеты для младших классов | 1 | |
Чистый двор | Проведение субботника на прилегающей к школе территории | 1 | |
Рейд Учебник | Проверка состояния учебников, практическая работа | 1 | |
Экскурсия в музей «Нормандия Неман» | Выход в музей СОШ № 29 | 1 | |
Игровая программа «Забава» | Спортивные состязания для младших школьников | 1 | |
Знакомство с произведением «Партизанка Лара» Надеждиной | Вводная беседа, чтение произведения, творческая работа (рисунок) | 1 | |
Разговор «В наших сердцах этот подвиг бессмертен!» | Презентация, беседа, рефлексия | 1 | |
«Отзовись фотография» | Сбор материалов о родных, переживших ВОВ. Создание творческого отчета. | 2 | |
«Урок трудных дней» | Презентация, фронтальная беседа по вопросам | 1 | |
«Исповедь опаленной души» | Презентация, фронтальная беседа по вопросам | 1 | |
Игра-викторина «Мы помним, мы гордимся!» | Выполнение заданий командами, подведение итогов | 1 | |
Разговор «Спецоперация.Донбасс.Украина» | Обсуждение, просмотр интернет ресурсов, написание письма для защитников. | 1 | |
Встреча с участниками спецопераций | Участие в разговоре | 1 | |
Игра Зарница | Выполнение заданий командами, подведение итогов | 1 | |
Игровая программа «Разгуляй» | Проведение игр для младших школьников | 1 | |
«Что мы знаем о празднике 8 Марта» | Конкурсы, викторина, поздравление девочек класса | 1 | |
«Первые бои. Первые герои» | Презентация, викторина | 1 | |
«Сыны и дочери полка» | Презентация, диалог | 1 | |
«Военные награды» | Презентация, подведение итогов цикла «Уроки Победы» | 1 | |
Акция «Чистый двор» | Проведение субботника на прилегающей к школе территории | 1 | |
Рейд Учебник | Проверка состояния учебников, практическая работа | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Введение. Составление и утверждение плана работы. | 6.09 | | |
Трудовой десант. | 13.09 27.09 | | |
Спортивная эстафета «Малышарики» | 4.10 | | |
Чистый двор | 11.10 | | |
Рейд «Учебник» | 25.10 | | |
Экскурсия в музей «Нормандия Неман» СОШ №29 | 8.11 | | |
Проведение игровой программы «Забавы» | 15.11 | | |
Уроки Победы. Знакомство с произведением «Партизанка Лара» Надеждиной Н.А. | 29.11 | | |
Разговор «В наших сердцах этот подвиг бессмертен!» | 6.12 | | |
«Отзовись фотография» | 20.12 27.12 | | |
«Урок трудных дней» | 10.01 | | |
«Исповедь опаленной души» | 17.01 | | |
Игра – викторина «Мы помним, мы гордимся!» | 24.01 | | |
Разговор «Спецоперация. Донбасс. Украина» | 31.01 | | |
Встреча с участниками спецопераций. | 07.02 | | |
игра Зарница | 21.02 | | |
18. | Игровая программа «Разгуляй» | 28.02 | |
19. | Игровая программа «Что мы знаем о празднике 8 Марта» | 07.03 | |
21. | Разговор «Первые бои. Первые герои» | 04.04 | |
22. | «Сыны и дочери полка» | 11.04 | |
23. | «Военные награды» | 25.04 | |
24. | «Чистый двор» | 2.05 | |
25. | Рейд Учебник | 23.05 | |