Рабочая программа экологического кружка «Гринпис» (6–9 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №46
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ СЕРГЕЯ АМОСОВА»
Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 46 ______________ Е.А.Стукова «___» _______2016г. Приказ № ____от ___.____2016г. |
Принято на заседании ПС Протокол № _____ От ___августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Экологического клуба «Гринпис»
на 2016- 2017 учебный год
Разработана
учителями географии, биологии и химии.
Рассмотрена на ШМО
учителей естественных наук
Протокол № ___от ___.08.2016г.
г. Новосибирск
Пояснительная записка
ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА
Члены кружка – учащиеся среднего звена.
Автор: Святочевская Мария Александровна
«ГРИНПИС»
Цель: |
- формирование личности XXI века с экологически ориентированным мышлением и стремлением активно участвовать в действиях по защите окружающей среды; - привлечение внимания общественности к экологическим проблемам города и области. |
Задачи: |
- формирование знаний в области экологии и экологической культуры; - изучение учащимися экологической ситуации города и области; - приобщение учащихся к пониманию и решению экологических проблем; - развитие и раскрытие творческих способностей учащихся в интегрированной форме сценического действия; - создать атмосферу заинтересованности и творчества. |
Пояснительная записка.
Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.
Человечество тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счёт. Название экология образовано сочетанием двух греческих слов: «ойкос», что означает «дом, жилище», и «логос» - наука, изучение. Название это ввёл немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 г. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме. Для одних видов дом – это крошечный участок суши, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, а для других – широкое пространство материков и океанов. Для современного человечества – вся планета Земля, теперь уже вместе с прилегающим космическим пространством.
Главное назначение данного кружка – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества.
Также на кружке ребята осваивают умение вести исследовательскую и проектную деятельность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах и побеждать на них.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю, продолжительностью 1 час или более в зависимости от формы проведения (на экскурсии и акции отводится до 3-4 часов).
СОДЕРЖАНИЕ (теоретический материал).
1.Организм и среда.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы организмов. Сообщества и популяции. Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Сообщества и популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и её регуляция в природе.
Практические работы. Строение плодов и семян, распространяемых ветром. Экологические группы птиц. Решение экологических задач.
2. Экосистемы.
Экосистемы. Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем – сукцессии. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем.
Практические работы: Алгоритм решения тестовой задачи по экологии. Решение экологических задач.
3. Биосфера.
Особенности строения, развития биосферы. Биогеоценозы. Природные зоны. Растительность, животный мир, флора, фауна.
4. Экология человека.
Экологические связи человека. Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. Человек разумный. Современность. Будущее. Экологическая демография. Социально-экологические особенности демографии человечества. Демографические перспективы.
Практическое занятие. Дискуссии. Решение экологических задач.
5. Охрана природы.
Современные проблемы охраны природы. Современное состояние и охрана растительного и животного мира. Рациональное использование и охрана животных.
Практические работы: Редкие и охраняемые растения и животные на территории своей волости. Пропаганда экологических знаний. Подкормка диких животных в природе.
6. Работа над экологическим проектом.
Экологический проект – один из видов исследовательской деятельности учащихся.
Научный аппарат исследования: (тема, цель, объект и предмет исследования, актуальность, задачи, гипотеза, методика, оборудование и материалы, статистическая обработка, выводы). Требования к оформлению исследовательской работы (шрифт, ссылки на литературные источники, таблицы, диаграммы, графики). Требования к защите экологического проекта.
Практические работы. Составление научного аппарата исследования для экологического проекта, над которым работает ученик или группа. Работа с литературными источниками по выбранной теме. Анализ полученных результатов. Статистическая обработка данных по результатам экологических исследований, которые выполняют члены кружка. Наглядное представление опытных данных. Выводы в работе. Соответствие задач теме и цели. Окончательное оформление работ. Защита экологического проекта.
Акции, экскурсии и практические занятия:
Название |
Сроки выполнения |
Пикник -посвящение |
Сентябрь 2016 года |
Акция «Больше кислорода в наш общий дом» |
Сентябрь 2016 года |
Акция «Чистые берега» |
Октябрь, апрель 2016 года |
Турпоход с элементами спортивного туризма (ориентирование на местности, разведение костра, установка палаток) |
Сентябрь 2016 года |
Экскурсия «Природа родного края» |
Октябрь 2016 года |
Случай в лесу (урок самообороны) |
Ноябрь 2016 года |
Стенгазета «За стенами учебной аудитории» |
Декабрь 2016 года |
Экскурсия «Зеленый оазис Новосибирска» |
Январь 2016 года |
Конкурс «Природа глазами человека XXII века», фотовыставки |
Октябрь, февраль, май 2016-2017 года |
Викторина «Юный эколог» |
Март 2017 года |
Конкурс «Кодекс туриста» |
Март 2017 года |
Экологический мониторинг района Борки (выполнение проекта) |
Апрель 2017 года |
Школа Пифагора «Учусь видеть боль в природе» (конференция на открытом воздухе) |
Май 2017 года |
Стенгазета «Природа – наш общий дом» |
Май 2017 года |
ЛИТЕРАТУРА
-
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. – М.: АГАР, 2000.
Жигарев И.А. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ. – М.: Дрофа, 2002.
Зверев А.Т. Экология 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.
Криксунов Е.А. и др. Экология: 9класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. _ М.: Дрофа, 1995.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995.
Скорик А.В., Ларина О.В. Экология. Тесты: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Чернова Н.М. Основы экологии: учебник для 10(11) классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.