12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Морозова Татьяна9675
Работаю учителем надомного обучения с детками с тяжёлыми нарушениями. Трудно. Но любой успех значительнее вдвойне.
Россия, Костромская обл., Солигалич
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
1

Интегрированная программа по математике для 9 класса коррекционной школы

Интегрированный курс математики для 9 класса коррекционной школы

В статье предлагается интегрированная программа по математике для 9 класса коррекционной школы 8 вида и тематическое планирование на 1 четверть. Программа построена таким образом, что 3 урокам математики соответствует двойной урок СБО. Предлагается три типа задания к каждому блоку СБО-математика: устный счёт, практическое задание, задача. Один раз в месяц проводится практическая работа.

Пояснительная записка.

Содержание образования в школе меняется с учётом социально-экономических потребностей общества и условий его развития. Перед коррекционной школой обучение требует не только направленной учебной деятельности, но не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и со взрослыми, выработка адекватных представлений о повседневной действительности, формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные решения в личной жизни, думать «по-хозяйски». Требования современной действительности предъявляют к коррекционной школе подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья к жизни в новых экономических условиях.

Обучение математике в специальной коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связанно с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Социальная адаптация школьников с ограниченными возможностями здоровья выходит на первое место, т.е. в приспособлении учащихся к условиям социальной среды, путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Ребёнок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии выделить, освоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности существовать в социальной среде. При составлении интегрированного курса математики было решено идти путём установления связи с изучаемым материалом на уроках СБО и окружающей действительностью. Ученикам становится понятней смысл их учебной работы, чем повышается мотивация к познавательной деятельности. Овладение элементарными экономическими понятиями помогают учащемуся успешней адаптироваться в быту, устанавливать адекватные деловые, производственные отношения в современном обществе. Поэтому возникла необходимость на уроках математики включать отработку и автоматизацию уже имеющихся вычислительных навыков для решения конкретных практических задач.

Целью обучения математике в специальной (коррекционной) школе является максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к производственному труду и самостоятельной жизни.

Исходя, из поставленной цели интегрированный курс математики решает следующие задачи:

- дать доступные математические знания, умения и навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях;

- учить распознавать в реальной окружающей жизни математические факты;

- учить применять математические знания в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы;

- использовать процесс обучения математике для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств детей с различной степенью умственной отсталостью.

Решение данных задач и такое построение курса математики повысят адаптивные возможности выпускников и помогут им более успешно интегрироваться в современном обществе.

Интегрированная программа по математике разработана на основе программ по математике и СБО для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (5-9 классы), (Сб.1., под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011, ВЛАДОС, Москва), допущенной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.

Программа рассчитана на 130 часов, 4 часа в неделю (3 часа математики и 1 час геометрии), в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ; практических работ.

Для повышения эффективности обучения математике курс выстроен так, чтобы совпадать по времени и тематике с прохождением учебного материала на уроках социально-бытовой ориентировке (СБО). В зависимости от того, какие знания, умения и навыки будут отрабатываться с учащимися на уроках СБО, учитель математики при подготовке к уроку будет параллельно формулировать и образовательные задачи, и задачи социальной адаптации.

Содержание программы:

- Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трёхзначное число (лёгкие случаи).

- Процент. Обозначение 1%. Замена 5 %; 10 %; 20 %; 25 %; 50 %; 75% обыкновенной дробью.

- Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби для решения которых необходимы дроби одного вида заменять дробями другого вида.

- Простая задача на нахождение процентов от числа, нахождение числа по 1 %.

- Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус (полный и усечённый), пирамида. Грани, вершины.

- Развёртка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности.

- Объём. Обозначение: V. Единицы измерения объёма1 куб мм (1 мм3), 1 куб. см (1 см3), 1 куб. дм (1 дм3); 1 куб. м (1 м3); 1 куб. км (1 км3). Соотношения: 1 куб.дм. = 1 000 куб. см; 1 куб. м = 1 000 куб. дм; 1 куб. м = 1 000 000 куб. см.

-Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).

- Числа, получаемые при измерении и вычислении объёма (рассматриваются случаи, когда крупная единица объёма содержит 1 000 мелких).

- Развёртка цилиндра, правильной, полной пирамиды ( в основании правильный треугольник, четырёхугольник, шестиугольник).

-Шар, сечения шара, радиус, диаметр.

Учебно-методическое обеспечение:

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. – 224 с.

Учебник «Математика» Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).

Антропов А. П. Ходот А. Ю. Ходот Т. Г. Учебник «Математика» 9 класс Москва «Просвещение» 2006 г

Перова М. Н. Учебник «Математика» 9 класс Москва «Просвещение» 2005 г.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

Е. И. Капланская и др. Учебно-методический комплект по русскому языку и математике. Центр «Школьная книга» Москва 2006

Оборудование и наглядность:

Калькуляторы – на каждого

Календарь настенный на весь год, настольные календари – для каждого учащегося

Ксерокопии купюр и монет различного достоинства

Мерная посуда: банки различной ёмкости, мерные кружки; чайная и столовая ложки, стакан

Часы (модели): механические, электронные , будильник

Наборы тары из-под продуктов; косметических средств, моющих и чистящих средств; лекарств

Кухонные весы (1 на парту), безмен (один на парту)

Набор чеков из магазинов (продовольственных, хозяйственных, маркетов, аптеки и т.д.)

Коллекции половых покрытий, штор, обоев (кабинет СБО)

Географические карты, карты Костромской области

Календарный график на 1 четверть

Количество часов по

программе

Математика

Геометрия

Самостоятельные

работы

Контрольные

работы

Практические

работы

36 ч

27 ч

9 ч

4 ч

2 ч

2 ч

Учебно – тематическое планирование по математике на I четверть (27 часов)

Тема урока

математики

Тема урока СБО

Социализирующий учебный компонент

Дата

1

Чтение, запись и сравнение чисел до 1 000 000. (повторение)

Приготовление национальных блюд. (пельмени)

Задача: - сосчитать стоимость Потребительской корзины (вычисления выполнить с помощью калькулятора; воспользоваться данными стенда)

Пр.р.- взвесить на весах муку (учащимся предлагается несколько пакетов с мукой; результаты выразить в граммах)

Ус.сч. – (ИКТ) прочитать вес продуктов, необходимых для приготовления пельменей (данные даны целыми числами, в граммах)

 

2

Таблица разрядов и классов. Сумма разрядных слагаемых.

Приготовление национальных блюд. (пельмени)

 

3

Округление чисел.

Приготовление национальных блюд. (пельмени)

 

4

Счёт различными разрядными единицами. Счёт равными числовыми группами.

Самостоятельная работа.

Приготовление национальных блюд. (борщ)

Задача: - мясо для приготовления борща нужно варить … минут (посмотреть по рецептуре в тетради по СБО). Мясо положили в кипящую воду в 7 ч 10 мин. Во сколько нужно в борщ закладывать… (посмотреть по рецепту, что закладывается в кипящий бульон для борща в первую очередь). (Показать время на часах.)

Пр.р. -взвесить на весах овощи (свёклу, картофель), небходимые для приготовления борща на семью из 4 человек (таблица для расчётов в тетради СБО)

Ус.сч. – прочитать стоимость продуктов, необходимых для приготовления борща (ИКТ, на слайдах даны «лишние» продукты)

 

5

Десятичные дроби. Основное свойство дроби.

Сравнение десятичных дробей.

Приготовление национальных блюд. (борщ)

 

6

Запись целых чисел, полученных при измерении, десятичными дробями.

Приготовление национальных блюд. (борщ)

 

7

Запись десятичных дробей числами, полученными при измерении.

Самостоятельная работа.

Приготовление яблочного компота (консервирование)

Ус.сч. – (ИКТ) выразить стоимость 100 г продуктов, необходимых для приготовления компотов, числами, полученными при измерении. (100 г яблок стоят 4,5 р и т.д.)

 

8

Практическая работа «Стоимость яблочного компота, приготовленного в домашних условиях»

Приготовление яблочного компота (консервирование)

Учащиеся распределяются по группам 2-3 чел. Сосчитать стоимость банки компота (дополнительное задание 4-5 банок). При подсчёте пользоваться стендом «Потребительская корзина». Доп. условие: яблоки выращены у себя в саду, куплены в магазине.

 

9

Сложение и вычитание целых чисел.

Приготовление яблочного компота (консервирование)

Задача: - сосчитать вес одной банки яблочного компота, учитывая вес исходных продуктов. (взвесить банку с компотом. Почему, вес банки с компотом отличается от расчётного веса).

Пр.р.- с помощью мерного стакана, весов взвесить сахар для приготовления одной банки яблочного компота (рецепт компота в тетради по СБО)

 

10

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Меню на день.

Задача: - для приготовления 1 порции картофельного пюре требуется 160 г картофеля, 15 г масла, 50 г молока. Сколько стоит одна порция картофельного пюре? (калькулятор, стенд «Потребительская корзина)

Пр.р.- с помощью мерного стакана замерить манную крупу для приготовления каши на завтрак для семьи из четырёх человек (крупа, мерный стакан, тетрадь СБО)

Ус.сч. – (ИКТ, калькулятор) – в школьный обед входят: помидор натуральный – 6,28 р; суп крестьянский с крупой перловой – 8,36 р; рыбные биточки – 20,47 р; картофель отварной – 3,92 р; компот из свежих груш – 9,19 р; хлеб витаминный белый – 2,62 р; хлеб чёрный- 2,29 р; апельсин – 17,89 р. Сколько стоит школьный обед?

 

11

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Меню на день.

 

12

Нахождение неизвестного.

Меню на день.

 

13

Подготовка к контрольной работе.

Меню на неделю.

Задача: - для приготовления 1 порции яичницы-глазуньи потребуется 2 яйца и 20 г сливочного масла. Сколько будет стоить яичница для завтрака для семьи из трёх человек? (стенд «Потребительская корзина», калькулятор)

Пр.р.- определить вид крупы по внешнему виду(коллекция круп, кабинет СБО); сравнить по весу две различные крупы одинакового объёма

Ус.сч. – с помощью таблицы стоимости готовых блюд и составленного меню (урок СБО) сосчитать стоимость недельного меню на одного человека. (калькулятор)

 

14

Контрольная работа № 1 «Сложение и вычитание натуральных чисел и десятичных дробей»

Меню на неделю.

 

15

Работа над ошибками.

Меню на неделю.

 

16

Умножение и деление целых чисел на однозначное число.

Меню праздничного стола.

Задача: - для праздничного семейного ужина купили: 2 кг 400 г мяса(свинины), 3 кг картофеля, 400 г сыра, 300 г колбасы, 2 торта по цене …. Сколько всего денег потратили на продукты для праздничного стола? (стенд «Потребительская корзина», калькулятор)

Пр.р.- определить срок истечения срока годности торта (набор тары из под продуктов)

Ус.сч. (ИКТ) – определить стоимость одной порции … (например: 3 порции манной каши стоят 21.7 р. Сколько стоит одна порция манной каши и т.д.)

 

17

Умножение и деление целых чисел на двузначное число.

Самостоятельная работа.

Меню праздничного стола.

 

18

Умножение и деление десятичных дробей на однозначное число.

Меню праздничного стола.

 

19

Умножение и деление десятичных дробей на двузначное число.

Самостоятельная работа.

Сервировка праздничного стола.

Задача: - для детского праздничного стола купили 25 зефирок на сумму 212 р и 25 мини-рулетов на сумму 235 рублей. На сколько один мини-рулет дешевле одно зефирки?

 

20

Практическая работа «Расчёт стоимости меню праздничного стола»

Сервировка праздничного стола.

Дети разбиваются на три подгруппы и получают задание: «накрыть» стол для праздничного ужина, обеда, праздничного детского стола. Учащиеся могут воспользоваться тетрадями по СБО, слайдами (ИКТ) и т.д. Затем должны подсчитать стоимость одного из блюд на столе. (рецептура предлагается) При подсчёте используют данные стенда «Потребительская корзина», калькуляторы, тетради по СБО.

 

21

Умножение на трёхзначное число.

Сервировка праздничного стола.

Пр.р. – «купить» предметы, необходимые для сервировки стола и подсчитать стоимость покупки. Дети разбиваются по подгруппам, выбирают в «магазине» «товар» для сервировки стола на данную сумму. (салфетки, скатерти, кольца для салфеток, вазы). (при подсчёте стоимости товара использовать калькулятор)

Ус.сч. – (ИКТ) устно сосчитать стоимость покупаемых сладостей (например: 3 торта по цене 320 р и т.д.)

 

22

Деление на трёхзначное число (простые случаи).

Диетическое питание.

Задача: - для приготовления рыбы на пару купили 1 кг минтая, 300 г моркови и 200 г репчатого лука. Сколько денег заплатили за всю покупку? (воспользоваться данными стенда «Потребительская корзина»)

Пр.р. – с помощью столовой и чайной ложек отмерить необходимое количество крупы для приготовления каши (таблица веса в тетради СБО)

Ус.сч. – (ИКТ) прочитать цены диетических блюд в меню столовой (цены даны в десятичных дробях).

 

23

Решение задач, требующих умножения и деления.

Диетическое питание.

 

24

Решение примеров в 4-5 действий (порядок действий)

Диетическое питание.

 

25

Подготовка к контрольной работе.

Питание детей ясельного возраста.

Задача: - для приготовления фруктового пюре купили 2 кг яблок по цене 54,8 р и 4 кг груш по цене 76.5 р. Сколько стоят все фрукты для приготовления пюре?

Пр.р.- с помощью мерного стакана или весов отмерит необходимое количество манной крупы, чтобы сварить кашу для 6 мес. Ребёнка (воспользоваться записями в тетради СБО)

Ус.сч. – (ИКТ) подсчитать стоимость товара (например: сколько будут стоить 2 баночки детского питания «Бабушкино лукошко» - на слайде картинки и стоимость одной баночки

 

26

Контрольная работа № 2 «Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей».

Питание детей ясельного возраста.

 

27

Работа над ошибками.

Питание детей ясельного возраста.

 

Литература

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. – 224 с.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994

Антропов А. П. Ходот А. Ю. Ходот Т. Г. Учебник «Математика» 9 класс Москва «Просвещение» 2006 г

Е. И. Капланская и др. Учебно-методический комплект по русскому языку и математике. Центр «Школьная книга» Москва 2006

Перова М. Н. Учебник «Математика» 9 класс Москва «Просвещение» 2005 г.

Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).

Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.