Рабочая программа кружка по математике «Учимся решать задачи» (4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю»
Директор школы ______________/Л.Н.Промкина/
«____»_______________2016
приказ №____
Рабочая программа
кружка «Учимся решать задачи»
для учащихся 4 «а» класса
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Кликушина Галина Евгеньевна
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Учимся решать задачи» разработана на основе следующих нормативных документов:.
Нормативные документы, лежащие в основе составления рабочей программы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
авторская программа Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой; с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система «Гармония»);
Образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Красный Текстильщик Саратовского района»;
Программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Красный Текстильщик Саратовского района»
Программа кружка «Учимся решать задачи» рассчитана 1 час в неделю (34 недели), каникулярное время 3ч.( всего 37 ч)
Срок реализации 2016 -2017 учебный год.
Новизна программы состоит в том, что данная программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Знакомясь с вариативным решением задач, учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, приобретенные умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее усвоения совершенствуется способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями. Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно тоже приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности.
Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает решение логических задач.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.
Актуальность программы определяется рядом факторов практического характера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика.
Практическая значимость обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия. Занятия построены таким образом, что акцент в них делается на ознакомление с новыми методами, доступными учащимся 4 класса.
Программа практикума по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления, способствует развитию познавательной и умственной активности, умению применять свои знания в новых условиях.
В зависимости от учебной задачи используются следующие методы и формы работы: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Цели и задачи
Цель – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
3. Воспитание высокой культуры математического мышления.
4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики
7. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
8. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Межпредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД :
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учится отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других.
слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
сравнивать между собой предметы и явления
выделять существенные признаки предметов
обобщать, делать несложные выводы
классифицировать явления и предметы
определять последовательность событий
судить о противоположных явлениях
давать определения тем или иным понятиям
Каждый ученик получит возможность
1) относительно текстовых задач научиться:
- представлять условие задачи в виде рисунка, модели, схемы, таблицы, математической записи;
- выбирать наиболее удобный способ для записи условия и обосновывать его;
- осуществлять переход от одной формы представления к другой;
- по условию подбирать, составлять вопросы;
- составлять задачи по определённой теме;
- разбивать текст задачи на смысловые части и анализировать каждую часть;
- переформулировать текст задачи;
- составлять план решения задачи;
- фиксировать решение задачи;
- проверять правильность решения задачи;
- составлять задания по решённой задаче.
2) Относительно коммуникативных задач научиться:
- вести диалог;
- по схеме обосновать логику своего изложения;
- формулировать вопрос на понимание, уточнение;
- высказывать собственное суждение, мнение;
- слушать и понимать другого;
- организовывать работу малых групп и быть их участником.
3) Относительно информационных задач научиться:
- искать информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- отделять известное от неизвестного, главное от второстепенного;
- формулировать познавательные вопросы и задания;
- формулировать собственные выводы.
Формы организации учебного процесса при реализации курса внеурочной деятельности кружка «Учимся решать задачи» могут быть разнообразными:
дидактические игры,
уроки исследования;
уроки-путешествия.
Формы контроля уровня обученности:
Викторины
Кроссворды
Тесты
Формы проверки результатов обучения :
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков;
- участие в различных конкурсах и олимпиадах.
Формы обучения :
- групповые,
- индивидуальные.
-групповая(парная);
-фронтальная;
-коллективная;
Методы обучения :
- исследовательский;
- эвристический (частично- поисковый);
- сравнения
-метод моделирования
-наблюдение, игровой;
Содержание учебного курса
Общее содержание |
Основные виды учебной деятельности учащихся |
Текстовые задачи, при решении которых используются: а) смысл действий сложения и вычитания, умножения и деления; б) понятия: «увеличить на ...», «уменьшить на ...»; в) разностное сравнение и кратное сравнение; г) прямая и обратная пропорциональность; д) нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата; е) нахождение части (доли) от числа и числа по его доле. |
Сравнивать тексты заданий. Выделять в задаче условие и вопрос. Определять, является ли текст задачей. Составлять схему решения задачи. Записывать краткое условие задачи наиболее удобным способом. Определять действие, являющееся решением задачи. Переформулировать вопрос задачи. Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2-4 действия). Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Предметно изображать доли и дроби. Изображать доли отрезка. |
Содержание и компоненты общего приёма решения задач |
|
Компонент приёма |
Содержание компонента приёма |
I. Анализ текста задачи |
1. Семантический анализ направлен на обеспечение содержания текста и предполагает выделение и осмысление: — отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических; — грамматических конструкций («если… то», «после того, как…» и т. д.); — количественных характеристик объекта, задаваемых словами «каждого», «какого-нибудь» и т. д.; — восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации; — выделение обобщенного смысла задачи — о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т. д.). 2. Логический анализ предполагает: — умение заменять термины их определениями; — умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятия, процессы, явления). 3. Математический анализ включает анализ условия и требования задачи. Анализ условия направлен на выделение: • объектов (предметов, процессов): — рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей, — рассмотрение количества объектов и их частей; • величин, характеризующих каждый объект; • характеристик величин: — однородные, разнородные, — числовые значения (данные), — известные и неизвестные данные, — изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются, — отношения между известными данными величин. Анализ требования: — выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов) |
II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств |
1. Выбрать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам. 2. Выбрать знаково-символические средства для построения модели. 3. Последовательно перевести каждую смысловую единицу и структуру их отношений в целом на знаково-символический язык |
III. Установление отношений между данными и вопросом |
Установление отношений между: — данными условия; — данными требования (вопроса); — данными условия и требованиями задачи |
IV. Составление плана решения |
1. Определить способ решения задачи. 2. Выделить содержание способа решения. 3. Определить последовательность действий |
V. Осуществление плана решения |
1. Выполнение действий. 2. Запись решения задачи. Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий (с пояснениями и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного) |
VI. Проверка и оценка решения задачи |
1. Составление и решение задачи, обратной данной. 2. Установление рациональности способа: — выделение всех способов решения задачи; — сопоставление этих способов по количеству действий, по сложности вычислений; — выбор оптимального способа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
|
План |
Факт |
||
1 |
Задачи на нахождение суммы |
||
2 |
Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц |
||
3 |
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого |
||
4 |
Задачи на нахождение остатка |
||
5 |
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого |
||
6 |
Задачи на нахождение уменьшаемого |
||
7 |
Задачи на разностное сравнение |
||
8 |
Задачи с косвенными вопросами |
||
9 |
Составные задачи на нахождение суммы |
||
10 |
Составные задачи на нахождение остатка |
||
11 |
Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого |
||
12 |
Составные задачи на нахождение третьего слагаемого |
||
13 |
Составные задачи на нахождение суммы в 3 - 4 действия |
||
14 |
Составные задачи на нахождение уменьшаемого |
||
15 |
Составные задачи на разностное сравнение |
||
16 |
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. |
||
17 |
Задачи на деление по содержанию и на равные части. |
||
18 |
Задачи на кратное сравнение в несколько раз. |
||
19 |
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма). |
||
20 |
Составные задачи на нахождение суммы. |
||
21 |
Задачи на приведение к единице. |
||
22 |
Составные задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности. |
||
23 |
Составные задачи на разностное и кратное сравнение. |
||
24 |
Задачи на нахождение суммы двух произведений. |
||
25 |
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. |
||
26 |
Составные задачи на деление суммы на число. |
||
27 |
Составные задачи на цену, количество, стоимость. |
||
28 |
Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур. |
||
29 |
Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу. |
||
30 |
Простые задачи на движение. |
||
31 |
Задачи на встречное движение. |
||
32 |
Задачи на движение в одном направлении. |
||
33 |
Задачи на противоположное движение и движение в обратном направлении. |
||
34 |
Задачи на пропорциональное движение. |
||
35 |
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. |
||
36 |
Задачи на нахождение площади |
||
37 |
Проверь, как ты умеешь решать задачи на движение |
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.
Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результаов в начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010
Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. Тетрадь для 3 класса общеобразовательных учреждений. Издательство «Ассоциация ХХ1 век», 2011, 2012, 2013.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
Руководитель ШМО |
Заместитель директора по УВР |
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» __________ (Иноземцева А.В.) |
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» ___________ (Иноземцева Е.Г.) ) |
Протокол заседания ШМО № 1 |
|
от «______» августа 2016 г. |
«______» августа 2016г. |
8