12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Индира Саитова297
Пока в глазах своих мальчишек я вижу интерес - я буду работать в школе.
Россия, Архангельская обл., г. Мирный
Материал размещён в группе «Вторая жизнь дерева»


Рабочая программа


Курс внеурочной деятельности

Художественная обработка древесины


6-8 классы




Программа рассчитана на 68 часов

Учитель: Саитова И.А.



Пояснительная записка.


Настоящая программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273 (в редакции от 29.12.2017 года);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, внесенными приказами от 29 декабря 2014 г. N 1644, от 31 декабря 2015 г. N 1577;

Программа по учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2015.

Положение о рабочей программе школы.

Региональное содержание учебных предметов допущено областным экспертным советом (протокол заседания № 2 от 25 апреля 2005 года) и опубликовано в сборнике (см. Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области. - Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2005.- 96 с).

Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, разработанные РАО, направленные департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России № 08-1228 от 07.08.2015г.

с требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии федерального компонента государственного образовательного стандарта и с учётом материально технической базы учебной мастерской МКОУ СОШ №4.

Программа модифицирована.


Программа внеурочной деятельности по Художественной обработке древесины рассчитана на 1 год обучения, носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – модифицированная;

По уровню освоения – углубленный уровень.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые все шире используются в системе школьного и дополнительного образования.

Программа разработана для занятий с обучающимися во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения, разработана на основе программы Симоненко В.Д.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание школьников. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

ценностного отношения к природе, окружающей среде;

ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

формирование информационной грамотности современного школьника;

развитие коммуникативной компетентности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Обучающийся всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены технологии выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Данная образовательная программа модифицирована, внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.


Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы по внеурочной деятельности по художественной обработке древесины:

Обучающие

Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;

Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных изделий и предметов быта;

Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

Освоить применение различных материалов;

Научить работать различными инструментами, приспособлениями;


Развивающие:

Развивать художественно – творческие способности обучающихся;

Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

Развить способность видеть в материале основное назначение и умение применить имеющиеся навыки в изготовлении изделий;

Развивать фантазию, воображение, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;


Воспитывающие:

Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.


Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение широкого спектра знаний по художественной обработке древесины и подробным изучением основных приёмов выполнения обработки древесины.

Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений смогут применить новые знания при изготовлении украшений интерьера. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к изделиям народно-художественных промыслов России, а именно промыслов Русского Севера, а также упрощена и стилизована в предметы быта, которые обучающиеся могут изготавливать самостоятельно и украшать быт своего дома. Всё это достигается лично каждым обучающимся через новое восприятие прикладного материала.


В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 12-14 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для обучающихся среднего, так и для старшего звена.


Срок реализации программы - 1 год.


Форма и режим занятий:

Обучение рассчитано на детей 12-14 лет, 68 часов в год (2 часа в неделю).


Форма занятий:

Беседы.

Объяснения

Рассказы

Практические работы

Выставки

Творческие отчеты


Характеристика ожидаемых результатов обучения

В результате прохождения данной программы обучающиеся получат возможность знать и понимать:

принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

основные понятия графического изображения и эскиза;

экологические свойства материалов;

способы разметки по шаблону и чертежу;

принцип подбора инструмента - по назначению и по свойствам материалов;

иметь понятие о конструировании и моделировании;

способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, лакирование, полирование;

основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева;

основы композиции: основные принципы декоративного оформления изделий;

основные приёмы росписи, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

технологический процесс изготовления изделий и их декорирование;

Обучающиеся научатся:

рационально организовывать рабочее мест и соблюдать правила Техники безопасности;

уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

выполнять простейшие отделочные операции;

производить отделку изделий с учётом дизайна;

самостоятельно разрабатывать композиции для росписи, резьбы и выполнять их;

экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Методы обучения

Словесные: рассказ, беседа, объяснение;

Наглядные: иллюстрации, демонстрации;

Практические: практические занятия;

Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование

Эвристический: продумывание будущей работы.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Выставки детского творчества.

Участие обучающихся в выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.


Календарно-тематический план

1 год обучения 68 часов


темы

Тема занятия

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практические

работы

Художественная обработка изделий из древесины


1

Правила ТБ при изготовлении изделий из древесины.

Основы материаловедения.

1

1



2

Виды художественной обработки древесины.

Народные художественные промыслы России.

2

1

1


3

Резьба по дереву. Виды резьбы.

Инструменты и приспособления для резьбы

2

1

1


4

Геометрическая, контурная резьба.

Правила, приёмы и техника выполнения.


2


1


1


5

Плоскорельефная, рельефная резьба

Правила, приёмы и техника выполнения.

2

1

1


6

Прорезная домовая резьба

Правила, приёмы и техника выполнения.

2


2


7

Скульптурная резьба.

Лесная скульптура.

Правила, приёмы и техника выполнения.

6

1

5


8

"Корнепластика - дар природы"

Правила, приёмы и техника выполнения.

Техника корнепластики. Творческие работы.


10


2


8


9

Роспись по дереву. Виды росписи.

Правила, приёмы и техника выполнения.

2

1

1


10

Хохломская роспись

Правила, приёмы и техника выполнения («травный» орнамент, «верховое» письмо, «под фон», «кудрина»

5

1

4


11

Городецкая роспись

Правила, приёмы и техника выполнения.

5

1

4


12

Роспись Полхов-Майдана.

Петриковская роспись

Правила, приёмы и техника выполнения.

3

4

1

1

2

3


13

Роспись Русского Севера. Виды росписи

1

1



14

Мезенская роспись

Правила, приёмы и техника выполнения.

3

1

2


15

Пермогорская роспись

Правила, приёмы и техника выполнения.

2



2


16

Северодвинская роспись

Правила, приёмы и техника выполнения.

2


2


17

Изготовление изделий.

10


10


18

Промежуточная аттестация.

2


2


19

Художественная отделка изделий. Выставка работ.

2


1



Всего

68

17

51



Содержание программы



Тема - Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Основы материаловедения.

Электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Рабочее место и гигиена труда. Инструктаж по ТБ.

Основы материаловедения. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; Основные понятия материаловедения: лесоматериалы, пиломатериалы, древесные материалы (ДСП, ДВП, фанера, шпон), отделочные материалы и клеи.


Тема - Материалы, инструменты и приспособления

Основные свойства материалов; характеристика инструментов и приспособлений. Применение, особенности. Правила безопасной работы инструментом.


Тема - Виды художественной обработки древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы.

Художественная обработка древесины как основной элемент народного творчества. Народные художественные промыслы России. Виды и особенности резьбы по дереву. Региональная составляющая программы - Деревянное зодчество Русского Севера. Технология выполнения плоско-выемчатой, плоскорельефной, рельефной и скульптурной резьбы. Особенности применяемого инструмента. Правила, приёмы и техника выполнения резьбы.

Технология контурной резьбы. Выполнение элементов контурной резьбы.

Технология выпиливания орнаментов домовой прорезной резьбы. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Выпиливание лобзиком простого орнамента.

Особенности работы, использование вспомогательных приспособлений. Технология последовательного выполнения операций по выпиливанию. Выпиливание сложных элементов и композиций. Выполнение изделий усложнённой конструкции. Изготовление изделия собственной композиции.


Тема - Роспись по дереву. Виды росписи.

Роспись по дереву как основной вид художественной обработки древесины.

Виды нижегородской росписи (Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Петриковская).

Региональная составляющая программы - Северные виды росписи по дереву.

Северодвинская, Пермогорская, Ракульская, Мезенская, роспись Пинеги.

Правила, приёмы и техника выполнения росписи.

Отработка приёмов в строку.

Выполнение сложной композиции на бумаге.


Тема - Изготовление изделия. Цели и задачи художественной обработки древесины. Технология создания композиции с использованием изученных технологий. Основы композиции. Основные принципы композиции, форма и конструкция изделия.


Выбор материала для изделия. Изготовление заготовки. Перевод шаблона на заготовку.

Рациональное использование древесного материала. Выбор и изготовление заготовки. Перевод шаблона с применением экономического подхода в разметке.

Изготовление изделия в соответствии с маршрутной картой и с соблюдением правил безопасной работы. Отделочные работы (морение, лакирование, вощение)

Выставка работ.



Оснащение каждого занятия

Каждый обучающийся должен иметь:

Карандаш

Линейка

Ластик

Ручка

Циркуль


Альбом

Калька

Акварель или гуашь

Палитра

Кисти



Лобзик

Полотна для лобзика

Наждачная бумага

Копировальная бумага

Картон

Ножницы

Клей ПВА



Ожидаемые результаты:


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.


Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, а также своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.



Итогом года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление учебной мастерской, участие в различных конкурсах декоративно-прикладного искусства.


Условия реализации программы.

Направление работы внеурочной деятельности в большой степени зависит от материальной базы школы.

В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

Для воплощения творческих идей обучающимся, занимающимся на занятиях декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов: древесина и древесные материалы, лобзики, пилки для лобзиков, наждачная бумага, краски, кисти, лак и др.



УМК для учителя:

Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах /Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. М. : Просвещение, 2013.

Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество:: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – 3-е изд. М. : Просвещение, 2011.

Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978

Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997

Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеринбург, 1995.

Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.

Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

УМК для обучающихся

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

4. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Кн. для учащихся ст.классов. - М.: Просвещение, 1985. - 255 с., ил.

5. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

6. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

7. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.




Составитель: Саитова И.А., учитель технологии МКОУ СОШ № 4,

высшая квалификационная категория по должности "учитель"



Опубликовано в группе «Вторая жизнь дерева»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.