Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

6
0
Материал опубликован 13 November 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа города Багратионовска»

238420 Россия, Калининградская обл., г. Багратионовск, ул. Пограничная, д. 68 тел. 8 (40156) 3-22-63, . 8 (40156) 3-27-46

 

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______ Шульженко В.В.

Протокол № ____

«___» __________ 201_ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______ Афанасенко А.Г.

«___» __________ 201_ г.

«Утверждаю»

Директор школы

________ Жаркова Г.Р.

«___» __________ 201_ г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

элективного курса по обществознанию

«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

для 11 класса

 

Составлена на основе: демоверсии, спецификации, кодификатора ЕГЭ по обществознанию, методических рекомендаций ФИПИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Багратионовск 2017 г.

 


Рабочая программа Сомовой С.Г.
DOC / 259.5 Кб

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» составлена на основе методических материалов ФИПИ, демоверсии, спецификации и кодификатора КИМ ЕГЭ по обществознанию 2018.

  Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.

   Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.

    Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.

Программа рассчитана на  1 учебный год 34 учебных часа. Занятия проходят по расписанию элективных курсов и курсов по выбору, составленному администрацией образовательного учреждения.

           

   Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

   Задачи курса:

- повышение предметной компетентности учеников;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

- краткое изложение и повторение курса обществознания;

- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;

- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию

Содержание курса включает:

- Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию.

- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления.

- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

Программа курса строится на серьезной самостоятельной подготовке выпускников. Занятия по программе проводятся 1 раз в две недели по 2 урока подряд. Уроки по 40 минут. Каждый  урок делится на  периоды по 13-15 минут (в зависимости от количества тем). За этот временной промежуток 6-7 минут учитель отвечает на подготовленные заранее вопросы учеников по одной из тем, и 6-7 минут ученики решают задания по данной теме. На решение заданий первой части ученик должен тратить не более 1 минуты, решение заданий второй части (за исключением эссе) ученики должны тратить не более 5 минут.  Теоретические знания учитель на уроке не объясняет. Все знания ученики черпают из учебника и справочников для подготовки к экзамену. К каждому новому уроку ученики обязаны решить набор заданий по прошлой теме урока, прочитать новые темы по плану и подготовить вопросы, к учителю.  Кроме этого ученики должны решить минимум один вариант из книги с типовыми тестовыми заданиями. С алгоритмом решения заданий ученики знакомы еще с 10 класса. У каждого есть памятки.

В начале и в конце курса ученики проходят диагностическое тестирование, которое показывает их уровень знаний, уровень готовности к ЕГЭ. Промежуточное тестирование не предусмотрено, т.к. в школе в декабре ученики 10-11 классов сдают промежуточный экзамен.

Результаты освоения программы

Личностными результатами факультатива являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты  факультатива: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.

Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.

Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию

КИМ ЕГЭ по обществознанию  разрабатываются с опорой на требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего общего образования по обществознанию (базовый  и  профильный  уровни) (приказ  Минобразования  России  от 05.03.2004 № 1089). 

  Знать и понимать:       

1.1  биосоциальную сущность человека

1.2  основные этапы и факторы социализации личности

1.3  место и роль человека в системе общественных отношений

1.4  закономерности  развития  общества  как  сложной  самоорганизующейся системы

1.5  тенденции развития общества в целом как сложной динамичной  системы,  а  также  важнейших  социальных институтов

1.6  основные социальные институты и процессы

1.7  необходимость  регулирования  общественных  отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

1.8  особенности социально-гуманитарного познания

  Уметь:

2.1  характеризовать  с  научных  позиций  основные  социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их  место  и  значение  в  жизни  общества  как  целостной системы 

2.2  анализировать  актуальную  информацию  о  социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать  соответствия  между  существенными  чертами  и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

2.3  объяснять  внутренние  и  внешние  связи (причинно-следственные  и  функциональные)  изученных  социальных  объектов (включая  взаимодействия  человека  и  общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем  и  структурных  элементов  социальной  системы, социальных качеств человека)

2.4  раскрывать  на  примерах  изученные  теоретические  положения и понятия социально-экономических и  гуманитарных наук

2.5  осуществлять  поиск  социальной  информации,  представленной  в  различных  знаковых  системах (текст,  схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных  текстов (правовых,  научно-популярных, публицистических  и  др.)  знания  по  заданным  темам; систематизировать,  анализировать  и  обобщать  неупорядоченную  социальную  информацию;  различать  в  ней факты и мнения, аргументы и выводы 

2.6  оценивать  действия  субъектов  социальной  жизни, включая личность,  группы, организации, с точки  зрения социальных норм, экономической рациональности 

2.7  формулировать на основе приобретённых обществоведческих  знаний  собственные  суждения  и  аргументы  по определённым проблемам

2.8  подготавливать  аннотацию,  рецензию,  реферат,  творческую работу

2.9  применять  социально-экономические  и  гуманитарные знания  в  процессе  решения  познавательных  задач  по актуальным социальным проблемам 

 

Краткий перечень нормативных правовых актов,

 

которые раскрывают отдельные аспекты тем, заявленных в кодификаторе элементов

содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных

организаций для проведения единого государственного экзамена

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

 

Содержание программы

Программа подготовки к ЕГЭ по истории соответствует перечню   элементов  содержания,  проверяемых  на  едином  государственном  экзамене  по  истории,  составлена  на  основе  раздела «Обязательный минимум  содержания  основных  образовательных  программ» Федерального компонента  государственного  стандарта  среднего общего  образования по истории (базовый и профильный уровни).  И предусматривает входное и итоговое тестирование. Кроме этого ученики на каждом занятии получают набор заданий по определенной теме для тренировки своих знаний и умений.

Вводное занятие, диагностическое тестирование – 2ч.

  Человек и общество      6

1.1  Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

1.2  Мировоззрение, его виды и формы

1.3  Виды знаний

1.4  Понятие истины, её критерии

1.5  Мышление и деятельность 

1.6  Потребности и интересы

1.7  Свобода  и  необходимость  в  человеческой  деятельности. Свобода и ответственность

1.8  Системное  строение общества:  элементы и подсистемы

1.9  Основные институты общества 

1.10  Понятие  культуры.  Формы  и  разновидности культуры

1.11  Наука. Основные особенности научного мышления.  Естественные  и  социально-гуманитарные науки

1.12  Образование, его значение для личности и общества 

1.13  Религия

1.14  Искусство

1.15  Мораль

1.16  Понятие общественного прогресса

1.17  Многовариантность  общественного  развития (типы обществ)

1.18  Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

  Экономика 6 часов

2.1  Экономика и экономическая наука

2.2  Факторы производства и факторные доходы

2.3  Экономические системы 

2.4  Рынок  и  рыночный  механизм.  Спрос  и  предложение

2.5  Постоянные и переменные затраты

2.6  Финансовые институты. Банковская система 

2.7  Основные источники финансирования бизнеса

2.8  Ценные бумаги

2.9  Рынок труда. Безработица

2.10  Виды, причины и последствия инфляции

2.11  Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

2.12  Роль государства в экономике

2.13  Налоги

2.14  Государственный бюджет

2.15  Мировая экономика

2.16  Рациональное  экономическое  поведение  собственника,  работника,  потребителя,  семьянина, гражданина

  Социальные отношения 6 часов

3.1  Социальная стратификация и мобильность

3.2  Социальные группы

3.3  Молодёжь как социальная группа

3.4  Этнические общности

3.5  Межнациональные  отношения,  этносоциальные конфликты, пути их разрешения

3.6  Конституционные  принципы (основы)  национальной политики в Российской Федерации

3.7  Социальный конфликт

3.8  Виды социальных норм

3.9  Социальный контроль

3.10  Семья и брак

3.11  Отклоняющееся поведение и его типы

3.12  Социальная роль

3.13  Социализация индивида

  Политика 6 часов

4.1  Понятие власти

4.2  Государство, его функции

4.3  Политическая система

4.4  Типология политических режимов

4.5  Демократия, её основные ценности и признаки

4.6  Гражданское общество и государство

4.7  Политическая элита

4.8  Политические партии и движения

4.9  Средства массовой информации в политической системе

4.10  Избирательная  кампания  в  Российской Федерации

4.11  Политический процесс

4.12  Политическое участие

4.13  Политическое лидерство

4.14  Органы  государственной  власти  Российской Федерации

4.15  Федеративное  устройство  Российской  Федерации                 

  Право 6 часов

5.1  Право в системе социальных норм

5.2  Система  российского  права.  Законотворческий процесс 

5.3  Понятие и виды юридической ответственности

5.4  Конституция  Российской  Федерации.  Основы конституционного строя Российской Федерации

5.5  Законодательство  Российской Федерации  о  выборах

5.6  Субъекты гражданского права. 

5.7  Организационно-правовые  формы  и  правовой режим предпринимательской деятельности

5.8  Имущественные и неимущественные права

5.9  Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора

5.10  Правовое  регулирование  отношений  супругов. Порядок  и  условия  заключения  и  расторжения брака

5.11  Особенности административной юрисдикции

5.12  Право  на  благоприятную  окружающую  среду  и способы его защиты

5.13  Международное  право (международная  защита прав  человека  в  условиях  мирного  и  военного времени)

5.14  Споры, порядок их рассмотрения

5.15  Основные  правила  и  принципы  гражданского процесса

5.16  Особенности уголовного процесса

5.17  Гражданство Российской Федерации

5.18  Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

5.19  Права и обязанности налогоплательщика

5.20  Правоохранительные органы. Судебная система

 

 Итоговое тестирование – 2 ч.

 

 

Шкала соответсвия первичного балла за выполнение экзаменационной работы тестовому  баллу и примерный перевод ее в оценки.

С 2009 года тестовые баллы ЕГЭ не переводятся в стандартные школьные оценки по пятибалльной системе. Это сделано потому, что баллы ЕГЭ больше не влияют на оценку, которая ставится в аттестат, и пересчитывать их незачем. Но до сих пор очень тяжело отказаться от пятибалльного эквивалента отметок ЕГЭ. Поэтому ниже приводится таблица, по которой можно провести соответствие баллов ЕГЭ стандартной школьной отметке. 

В Демоверсии и КИМах для подготовки к ЕГЭ за выполнение того или иного задания выставляется определенное количество баллов. Это первичные баллы, которые по специальной формуле шкалирования переводятся в тестовые баллы. Однако, при работе по подготовке выпускников учитель не может переводить первичные баллы в тестовые, поэтому при подведении итогов за тест используется первичный балл.

 

Оценка

2

3

4

5

первичный балл

0-18

19-33

34-45

46-62

тестовый балл

0-40

42-57

58-69

70-100

 

 Методическое обеспечение программы

 

1.                              Распоряжение Рособрнадзора № 794-10 от 23.03.2015 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования»

2.                              Унифицированные учебные материалы для подготовки председателей и экспертов предметных комиссий ЕГЭ 2017

3.                              Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017

4.                              Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года

5.                              Демоверсия, спецификация, кодификатор ЕГЭ по обществознанию 2018 год

Список литературы:           

ЕГЭ 2018. Обществознание. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Коваль Т.В. (2018, 184с.)   

 ЕГЭ 2018. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В. (2018, 152с.) 

 Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ. Барабанов В.В., Грибанова Г.И. и др. (2017, 320с.)

ЕГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. (2017, 128с.)

 ЕГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Коваль Т.В. (2017, 184с.)

ЕГЭ 2017. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. Котова О.А., Лискова Т.Е. (2017, 176с.)

ЕГЭ 2017. Обществознание. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А., Шевченко С.В. (2016, 104с.)

ЕГЭ 2017. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий + 80 дополнительных заданий части 2. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. (2017, 352с.)

 ЕГЭ 2017. Обществознание. 35 вариантов типовых тестовых заданий. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С., Коваль Т.В. (2017, 424с.)

 ЕГЭ 2017. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А., Шевченко С.В. (2017, 484с.)

 ЕГЭ 2017. Обществознание. Тематические тестовые задания. Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. (2017, 192с.)

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания с кратким ответом. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. (2017, 176с.)

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания части 2. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. (2017, 96с.)

 ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. (2017, 144с.)

  ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Политика. Право. Королькова Е.С. (2017, 144с.) 

 ЕГЭ 2017. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Котова О.А., Лискова Т.Е. (2017, 232с.)

 ЕГЭ 2017. Обществознание. Алгоритм написания сочинения. Кишенкова О.В. (2017, 192с.)

 ЕГЭ 2017. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Котова О.А., Лискова Т.Е. (2017, 232с.)

 

 

Тематическое планирование курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» (34 часа)

 

 

Тема занятия

Кол. часов

1

Вводное занятие по теме: «ЕГЭ по обществознанию»

1

2

Диагностическое тестирование

1

3-4

Человек и общество (1.1 – 1.6)

1.1  Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

1.2  Мировоззрение, его виды и формы

1.3  Виды знаний

1.4  Понятие истины, её критерии

1.5  Мышление и деятельность 

1.6  Потребности и интересы

 

2

5-6

Человек и общество (1.7– 1.12)

1.7  Свобода  и  необходимость  в  человеческой  деятельности. Свобода и ответственность

1.8  Системное  строение общества:  элементы и подсистемы

1.9  Основные институты общества 

1.10  Понятие  культуры.  Формы  и  разновидности культуры

1.11  Наука. Основные особенности научного мышления.  Естественные  и  социально-гуманитарные науки

1.12  Образование, его значение для личности и общества 

 

2

7-8

Человек и общество (1.13 – 1.18)

1.13  Религия

1.14  Искусство

1.15  Мораль

1.16  Понятие общественного прогресса

1.17  Многовариантность  общественного  развития (типы обществ)

1.18  Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

 

2

9-10

Экономика (2.1 – 2.6)

2.1  Экономика и экономическая наука

2.2  Факторы производства и факторные доходы

2.3  Экономические системы 

2.4  Рынок  и  рыночный  механизм.  Спрос  и  предложение

2.5  Постоянные и переменные затраты

2.6  Финансовые институты. Банковская система 

 

2

11-12

Экономика (2.7 – 2.12)

2.7  Основные источники финансирования бизнеса

2.8  Ценные бумаги

2.9  Рынок труда. Безработица

2.10  Виды, причины и последствия инфляции

2.11  Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

2.12  Роль государства в экономике

 

2

13-14

Экономика (2.13 – 2.18)

2.13  Налоги

2.14  Государственный бюджет

2.15  Мировая экономика

2.16  Рациональное  экономическое  поведение  собственника,  работника,  потребителя,  семьянина, гражданина

 

2

15-16

Социальные отношения (3.1 – 3.4)

3.1  Социальная стратификация и мобильность

3.2  Социальные группы

3.3  Молодёжь как социальная группа

3.4  Этнические общности

 

2

17-18

Социальные отношения (3.5 – 3.8)

3.5  Межнациональные  отношения,  этносоциальные конфликты, пути их разрешения

3.6  Конституционные  принципы (основы)  национальной политики в Российской Федерации

3.7  Социальный конфликт

3.8  Виды социальных норм

 

2

19-20

Социальные отношения (3.9 – 3.13)

3.9  Социальный контроль

3.10  Семья и брак

3.11  Отклоняющееся поведение и его типы

3.12  Социальная роль

3.13  Социализация индивида

 

2

21-22

Политика (4.1 – 4.5)

4.1  Понятие власти

4.2  Государство, его функции

4.3  Политическая система

4.4  Типология политических режимов

4.5  Демократия, её основные ценности и признаки

 

2

23-24

Политика (4.6 – 4.11)

4.6  Гражданское общество и государство

4.7  Политическая элита

4.8  Политические партии и движения

4.9  Средства массовой информации в политической системе

4.10  Избирательная  кампания  в  Российской Федерации

4.11  Политический процесс

 

2

25-26

Политика (4.12 – 4.15)

4.12  Политическое участие

4.13  Политическое лидерство

4.14  Органы  государственной  власти  Российской Федерации

4.15  Федеративное  устройство  Российской  Федерации

2

27-28

Право (5.1 – 5.7)

5.1  Право в системе социальных норм

5.2  Система  российского  права.  Законотворческий процесс 

5.3  Понятие и виды юридической ответственности

5.4  Конституция  Российской  Федерации.  Основы конституционного строя Российской Федерации

5.5  Законодательство  Российской Федерации  о  выборах

5.6  Субъекты гражданского права. 

5.7  Организационно-правовые  формы  и  правовой режим предпринимательской деятельности

 

2

29-30

Право (5.8 – 5.13)

5.8  Имущественные и неимущественные права

5.9  Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора

5.10  Правовое  регулирование  отношений  супругов. Порядок  и  условия  заключения  и  расторжения брака

5.11  Особенности административной юрисдикции

5.12  Право  на  благоприятную  окружающую  среду  и способы его защиты

5.13  Международное  право (международная  защита прав  человека  в  условиях  мирного  и  военного времени)

 

2

31-32

Право (5.14 – 5.20)

5.14  Споры, порядок их рассмотрения

5.15  Основные  правила  и  принципы  гражданского процесса

5.14  Споры, порядок их рассмотрения

5.15  Основные  правила  и  принципы  гражданского процесса

5.16  Особенности уголовного процесса

5.17  Гражданство Российской Федерации

5.18  Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

5.19  Права и обязанности налогоплательщика

5.20  Правоохранительные органы. Судебная система

2

33-34

Диагностическое тестирование.

2

 

Итого

34

 Примеры работ, созданных в системе "РешуЕГЭ", которые выдаются ученикам для самостоятельного решения:

 

  • Постоянные и переменные затраты (издержки): Вариант № 3101694
  • Факторы производства и факторные доходы: Вариант № 3101633
  • Спрос и предложение: Вариант № 2460024 

 


Бланк контроля за подготовкой ученика.
DOC / 124 Кб
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации