Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10–11 класах»
МОУ СШ №1 р.п. Новоспасское
Рабочая программа рассмотрена на заседании ШМО учителей русского языка и литературы протокол № ___ от ________ Руководитель ШМО _________ Вдовина В.Н. |
Согласовано Зам. директора по УВР _________Рудомётова О.В. «___»__________20___ г. |
Утверждаю Директор школы __________Головченко Г.В. приказ №_____ от_______ |
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку для 10-11 классов
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Учитель русского языка и литературы
Табакова Л.П..
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предложенная программа элективного курса по русскому языку рассчитана на 70 часов: 1 час в неделю в 10 – 11 классах, преподавание в которых ведётся по УМК Н.Г. Гольцовой и др. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи: - овладение основными нормами русского литературного языка;
- создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенции;
- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
Практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги), решение тестов, написание текстов по заданной проблеме.
Ожидаемые результаты: полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся ситуации); практические умения и навыки по самостоятельном анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс – 35 часов в неделю, 11 класс – 35 часов в неделю; всего 70 часов
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к итоговой аттестации, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями итоговой аттестации , анализ и редактирование (рецензирование) работ, тренировочно-диагностические работы, и др.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся.
Оценивание достижений учащихся при изучении курса осуществляется по системе: зачтено (более50%), незачтено (менее 50%).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по русскому языку. Особенности экзамена по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
изучения элективного курса «Ещё один шаг к успеху» (русский язык)»
№ п/п |
Тематика курса |
кол-во часов |
теоретическая часть |
практическая часть |
10 класс |
||||
1 |
Введение в курс. Нормативные документы. |
2 |
1 |
1 |
2 |
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Орфоэпические нормы русского языка |
1 |
1 |
|
4 |
Словообразовательные нормы |
2 |
2 |
|
5 |
Лексические нормы |
3 |
3 |
|
6 |
Морфологические нормы и орфография |
10 |
10 |
|
7 |
Синтаксические нормы и пунктуация |
16 |
16 |
|
Всего в 10 кл. |
35 |
1,5 |
1,5 |
|
11 класс |
||||
1 |
Повторение трудных тем орфографии и пунктуации |
3 |
3 |
|
2 |
Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка |
10 |
10 |
|
3 |
Исходный текст (проблемы, авторская позиция) |
5 |
5 |
|
4 |
Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения. |
11 |
0,5 |
9,5 |
5 |
Итоговая проверочная работа |
4 |
4 |
|
6 |
Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ. Обобщающее повторение |
2 |
2 |
|
Всего в 11 кл |
35 |
0,5 |
33,5 |
|
И т о г о |
70 |
2 |
67 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программного материала элективного курса по русскому языку «Ещё один шаг к успеху» .
10-11 классы (70 час.)
№ п/п |
Дата провед. |
Тема занятия |
Кол-во час. |
форма занятия |
10 класс – 35 часов |
||||
1 |
6.09 |
Введение. Нормативные и методические документы Особенности экзамена по русскому языку |
1 |
лекция |
2 |
13.09 |
Спецификация, кодификатор и демонстрационная версия экзаменационной работы. |
1 |
практикум |
3 |
20.09 |
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. |
1 |
лекция практикум |
4 |
27.09 |
Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. |
2 |
работа с тестами
|
5-6 |
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. |
2 |
практикум |
|
7 |
Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике. |
1 |
самост.работа |
|
8-9 |
Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. |
2 |
работа с тестами |
|
10 |
Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. |
1 |
практикум |
|
11 |
Морфологический анализ слов разных частей речи. |
1 |
исслед.работа
|
|
12 |
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. |
1 |
самост.работа
|
|
13 |
Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. |
1 |
практикум |
|
14 |
Правописание корней и приставок. |
1 |
практикум |
|
15 |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. |
1 |
исслед.работа
|
|
16 |
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). |
1 |
тренинг
|
|
17 |
Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. |
1 |
работа с тестами |
|
18 |
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. |
1 |
исслед.работа |
|
19 |
Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. |
1 |
самост.работа |
|
20-21 |
Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. |
2 |
тренинг |
|
22 |
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. |
1 |
практикум |
|
23 |
Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. |
1 |
практикум |
|
24 |
Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) |
1 |
тренинг |
|
25 |
Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. |
1 |
практикум |
|
26 |
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. |
1 |
практикум
|
|
27 |
Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы» |
1 |
самост.работа |
|
28-29 |
Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) |
2 |
работа с тестами |
|
30 |
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
1 |
работа с тестами
|
|
31 |
Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях |
1 |
практикум
|
|
32-33 |
Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью |
1 |
работа с тестами
|
|
34-35 |
Итоговая зачетная работа (с самопроверкой и взаимопроверкой по окончании работы) |
2 |
||
11 класс- 35 часов |
|
|||
1 |
Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы) |
1 |
тренинг |
|
2 |
Повторение трудных тем орфографии |
1 |
тренинг |
|
3 |
Повторение трудных тем синтаксиса |
1 |
тренинг
|
|
4 |
Микротекст (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста. |
1 |
работа / текст |
|
5 |
Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста. |
1 |
исслед.работа |
|
6 |
Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические). |
1 |
работа / текст |
|
7 |
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. |
1 |
практикум. |
|
8-9 |
Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. |
2 |
практикум |
|
10 |
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) |
1 |
мини-исслед. |
|
11 |
Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония др.) Умение находить их в тексте. |
1 |
мини-исслед. |
|
12 |
Стилистические фигуры, их роль в тексте. |
1 |
||
13 |
Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» |
1 |
||
14 |
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) |
1 |
лекция практикум |
|
15 |
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста. |
1 |
работа / текст |
|
16 |
Формулировка проблем исходного текста. Пробле-матика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов. |
1 |
практикум |
|
17 |
Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление. |
1 |
мини-сочин. |
|
18 |
Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции. |
1 |
мини-сочин. |
|
19-20 |
Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. |
2 |
мини-сочин. |
|
21 |
Анализ письменных работ . |
1 |
исслед.работа |
|
22 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы |
1 |
практикум |
|
23 |
Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. |
1 |
практикум |
|
24-25 |
Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения) |
2 |
сочинение
|
|
26 |
Анализ и редактирование своих работ |
1 |
самост.работа |
|
27-28 |
Анализ и редактирование сочинений. Повторение изученного. |
2 |
тренинг |
|
29-32 |
Итоговая зачетная работа. |
4 |
||
33-34 |
Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ |
1 |
мини-исслед. |
|
35 |
Психологическая подготовка к экзамену- письменная работа с аргументацией уверенности. |
1 |
психологич. практикум, мини-сочинение |
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература для учителя.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2014.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2012. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2012.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2009;
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2003;
Е.П. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Краснодар, 2007г.;
Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет;
Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет;
Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
Литература для учащихся.
Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. Приложение 1
«Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2008, 2009 гг.;
2. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Учебное пособие. Краснодар, 2007 г.
3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.
Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2008, 2009 гг.
Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.,1983.
Словари:
1. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
2. Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарь – справочник. – М., 2003.
Интернет-ресурсы:
http://russkiiyazik2010.blogspot.com/
http://ege-legko.livejournal.com/
КТТ
Входящий контроль.
Грамотность на Руси
(1)Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. (2)Введение христианства и приобщение её к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3)Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности ещё на заре её цивилизации.
(4)Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5)Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. (6)Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.
(7)Наука недаром придаёт огромное значение изучению старинных предметов. (8)Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности. (9)В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. (10)Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги.
(По И. Голуб.) (169 слов.)
Задания
I вариант
В1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
В2. Среди предложений 5−6 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 4−6 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.
В4. Из предложения 4 выпишите все предлоги.
В5. Из предложений 1–3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В6. Из предложений 4−6 выпишите обособленное определение.
В7. Укажите способ образования слова недаром (предложение 7).
В8. Выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе примыкания.
В9. Выпишите грамматические основы предложения 8.
II вариант
В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
В2. Среди предложений 1−4 найдите предложение с вводной конструкцией. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 7−10 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.
В4. Из предложения 9 выпишите все предлоги.
В5. Из предложений 4–6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В6. Из предложений 7−10 выпишите обособленное обстоятельство.
В7. Укажите способ образования слова письменности (предложение 3).
В8. Выпишите словосочетание (предложение 4), построенное на основе примыкания.
В9. Выпишите грамматические основы предложения 5.
Контрольная работа МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Вариант 1 1. Сделайте письменный морфемный разбор слов.
Десантник - _________________________________________________ Сотрудник - _________________________________________________ Бездорожье - ________________________________________________ Сверхмощный - ______________________________________________ Издалека - __________________________________________________ Перелет - ___________________________________________________ ООН - ______________________________________________________ По-новому - _________________________________________________
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? 4. Какое слово образовано суффиксальным способом? 5. Какое слово образовано приставочным способом?
7. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова? 8. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ 9. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую? Прочитайте текст и выполните задания.
(Н. В. Гоголь) 10. Из выделенного предложения выпишите слова, не имеющие окончания: _____________________________________________________
суффиксальным _____________________________________________________ приставочным -______________________________________________________ приставочно-суффиксальным -_________________________________________ |
Контрольная работа МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Вариант 2 1. Сделайте письменный морфемный разбор слов.
Приморье - _______________________________________________ Беспомощный - ____________________________________________ Зелень - ___________________________________________________ Скучный - __________________________________________________ АТС - _____________________________________________________ что-то - __________________________________________________ подавать - ________________________________________________ наколенник - _______________________________________________ 3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? 4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
6. Какое слово образовано бессуффиксным способом? 7. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова? 8. Укажите способ образования слова ВОСХОД 9. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
(Н. В. Гоголь)
10. Из выделенного предложения выпишите слова с нулевым окончанием:
суффиксальным - ______________________________________________________ приставочным - ________________________________________________________ приставочно-суффиксальным - ___________________________________________ |
Контрольный диктант.
Цели:
-проверить навыки пунктуации простого осложнённого предложения;
-развивать навыки грамматического разбора;
-воспитывать чувство единения с природой.
Гроза.
Гроза застигла нас на середине дороги. Началась она неожиданно, как это часто случается в степи. Подул тугой холодный ветер. В одно мгновение он рассеял остатки дневной духоты, содрал дорожную пыль, швырнул её в приподнятое ветровое стекло, ослепил шофёра.*** Не удовлетворившись этим, вихрь грохнул о землю тяжёлой тучей.* Да, именно такое впечатление было у меня, потому что на степь не каплями и не струями, а сплошной водяной стеной вдруг обрушился потопный ливень. Молнии резали, рвали чёрное – уже не поймёшь, от непогоды или от внезапно наступившей ночи, - небо, выхватывали из темноты то голубую в их непрерывном сиянии вершину далёко сопки, то ковыль на обочине, с подрагивающими, пригнутыми к земле султанчиками, то набухшие, принявшие антрацитовый блеск комья летней пашни. А потом на какую-то долю минуты открыли моему взгляду распластавшегося в безумном беге сайгака. Степной козёл нёсся навстречу машине по ветру, мокрый, скользкий, блестящий. Нёсся, весь вытянувшись в струну, почти не касаясь ногами земли. И его округлившиеся глаза выражали, кажется, не испуг, а младенческое недоумение.**
И когда позже мне приходилось вспоминать ту грозу, я видел именно этого освещённого и ослепленного молниями сайгака.
(По В.Кривенченко) (178 слов)
Карточки по теме: «Обособленные члены предложения»
1.Расставьте знаки препинания и обозначьте графически обособленные определения.
Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный между зелёными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо но наверху ещё лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий он тихо колыхался и перекатывался словно и ему было раздольнее на высоте.
День давно погас и вечер сперва весь огнистый потом ясный и алый потом бледный и смутный тихо таял и переливался в ночь. А беседа наша всё продолжалась мирная и кроткая как воздух.
2. Расставьте знаки препинания, подчеркните волнистой линией приложения.
Горький назвал «На дне» пьесой симфонией. Нам беззаботным счастливым всё-таки понятны беды героев пьесы. Этот человек известный всем музыкант и поэт был дружен с Горьким. Ночлежники как опустившиеся окончательно люди не способны на борьбу за жизнь. Алкоголик Актёр окончил жизнь самоубийством. Максима Горького как великого писателя широко и шумно чествовали после его возвращения с Капри. В интерьере ночлежки преобладают цвета мрачные в том числе серый и чёрный.
3.Расставьте знаки препинания, подчеркните как члены предложения однородные и неоднородные определения.
Усадьба Лысых Гор была вновь отстроена но уже не на ту ногу на которой она была при покойном князе.
Постройки начатые во времена нужды были более чем просты. Огромный дом на старом каменном фундаменте был деревянный оштукатуренный только снутри. Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был мебилирован самыми простыми жёсткими диванами и креслами столами и стульями. Дом был поместителен с комнатами для дворни и отделениями для приезжих. Родные Ростовых и Болконских иногда съезжались гостить в Лысые горы семьями на своих лошадях с десятками слуг и жили месяцами. Кроме того четыре раза в год в именины и рожденья хозяев съезжались до ста человек гостей на один-два дня. Остальное время года шла ненарушаемая правильная жизнь с обычными занятиями чаями обедами ужинами.
4. Расставьте знаки препинания, подчеркните обстоятельства.
1.Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.
2.Порой скользила меж камней смеясь неловкости своей.
3.У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо: С добрым утром.
4. Он говорил смущаясь. Он говорил смущаясь и краснея всё сильнее.
5.Ребята бежали на горку сломя голову.
6.Давыдов решил проверить действительно ли бригада вопреки его указаниям боронует вдоль борозды.
7.Нет нам не было грустно нам было не жаль несмотря на дождливую даль.
8.Опять над полем Куликовым взошла и растворилась мгла
и словно облаком суровым грядущий день заволокла.
Проверочная работа 11 класс.
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
1.Орфоэпическая разминка. Расставьте ударение.
1 вариант. Сняла, создала, сорвала, убрала, убыстрить, углубить, укрепит, щемит,
2 вариант. Черпать, щёлкать, балованный, включённый, довезённый
2. Выделите грамматические основы, составьте схемы предложений.
1 вариант. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. (М.Горький)
2 вариант. Первый зимний путь, если снег выпал ровно, если он достаточно покрывает все неровности дороги, бывает у нас на Руси великолепно хорош. (С.Аксаков)
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1 вариант.
Люси была мягко настойчива(1) и(2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала(4) как было дело.
1)1,2,3 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)2,4
2 вариант
Ганин вышел на берег (1) и(2) когда увидел у пристани синего турка на огромней груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.
1)1,3 2)2,3 3)1,2,4 4)2,3,4
4.Резервное задание. Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора(3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны. 1)1.2,4 2)1,2,3,4 3)1,3 4)2,3