Программа внеурочной деятельности «Первые шаги в экономику» (4 класс)

3
0
Материал опубликован 28 August 2017 в группе

 Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

«средняя школа № 26 имени А.С.Пушкина»

города Смоленска

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Первые шаги в экономике»


 


 


 

Учитель начальных классов

                                                                           Мельникова С. Ф.


 

 


 

Пояснительная записка

        Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса составлена на основе:

Закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержден­ного приказом Министерства образования и науки Рос­сийской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

Учебного плана МБОУ «СШ №26 имени А.С. Пушкина» города Смоленска на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом от 01.09.2015 №118-ОД;

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №26 имени А.С. Пушкина» принятой педагогическим советом 29 августа 2015 года;

Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих учебных программ муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26 имени А.С. Пушкина. Приказ № 96-ОД от 29.08.2014.

Для реализации программного содержания используется программа составлена на основе авторской программы «Экономика: первые шаги». О.С. Корнеевой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века)

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:

1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 4 классов.

Общая характеристика факультатива.

Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», её изучение даёт возможность:

Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

Развивать основы потребительской культуры;

Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;

Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

Место факультатива в учебном плане.

Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 4 классах — 2 час в неделю, всего 68 ч.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей. 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему«Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

•   развитие личностных качеств: экономность, бережливость, аккуратность, уважение к человеческому труду;

•    понимание того, что важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи);

•   уважительное отношение к иному мнению. 

Предметные результаты:

•    овладение понятиями: экономный, щедрый, запасливый, бережливый;

•    понимание необходимости бережного отношения к любой собственности;

•   знакомство с различными профессиями;

•    осознание важности домашнего труда для ведения хозяйства;

•    осознание того, что учебный труд, - это не только источник знаний, но залог будущего мастерства. 

Метапредметные результаты:

•    способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

•   умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли.

Содержание программы

1. Я и моя семья 

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;

— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».

Практическая и игровая деятельность:

— игра «Генеральная уборка»;

— игра «Я — хозяин большого дома».

2. Что нам нужно для жизни

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Универсальные учебные действия:

— различать потребности по видам;

— определять потребности домашних питомцев;

— формулировать свои потребности.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;

— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».

3. Хочу, могу и надо. Моё и чужое.

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Универсальные учебные действия:

— определять потребности своих близких;

— оценивать свои желания и возможности их реализации.

— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

Практическая и игровая деятельность:

— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».

— тема исследования «Как становятся собственниками»;

— игра «Страна Обмения».

4. Труд — основа жизни. Почему люди трудятся.

Труд — это полезная деятельность людей. Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ.

Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом, с наукой, финансами).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Оценка труда Заработная плата. Трудовые награды. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы.

Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение — это тоже труд. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Универсальные учебные действия:

— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;

— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда

— уважать труд людей разных профессий;

— классифицировать профессии по предмету труда;

— рассказывать о профессиях;

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— сюжетно-ролевые игры;

— встреча с человеком интересной профессии;

— рисование на тему профессий;

— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»;

— игра «Служба быта»;

5. Как товары производят. Как товары и услуги исполняют желания.

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить, продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары.    

  Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

Универсальные учебные действия:

— различать виды ресурсов;

— обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;

— уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров;

— соотносить виды товаров и место их приобретения;

— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;

— кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— прогулка в парк за природным материалом;

— изготовление изделий из природного материала для подарка;

— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;

— экскурсия в магазин;

— экскурсия на почту;

— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», и т. д.;

— изготовление изделий из природного материала для подарка;

— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;

— экскурсия в магазин;

— экскурсия на почту.

6. Что нужно знать, чтобы товары покупать?

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Универсальные учебные действия:

— устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;

— выделять существенные характеристики товара.

— объяснять, как оплачивают товары и услуги;

— определять размер сдачи при осуществлении покупки.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;

— тема проекта «Реклама продукта»;

— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;

— изготовление упаковки для подарка.

7. «Дом невелик, да лежать не велит»

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.

Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

Универсальные учебные действия:

— планировать результаты экономии и бережливости;

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры

— производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;

— осуществлять простейшие экономические расчёты;

— планировать результаты экономии и бережливости.

Практическая и игровая деятельность:

— путешествие в страну Минуток.

— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;

— нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;

— экскурсия в банк;

— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;

— рисование банковской карты.

8. Богатство и бедность

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Универсальные учебные действия:

— определять источники формирования богатства;

— сравнивать возможные пути распоряжения богатством;

— различать материальные и нематериальные ценности;

— обосновывать важность меценатства и милосердия;

— объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

— тема проекта «Как распорядиться богатством»;

— тема доклада «Русские меценаты».

К концу обучения в 4 классе ученик узнает:

— что такое собственность;

— какие бывают потребности;

— почему все потребности нельзя удовлетворить;

— какие бывают товары и услуги;

— как производят товары;

— где можно приобрести товары и услуги;

— почему потребность в образовании;

—важнейшие потребности человека;

— почему все люди трудятся;

— какие бывают профессии;

— как нужно относиться к своей и чужой собственности.

— о деньгах и их роли в жизни человека и общества;

— о доходах и расходах в семье;

— о формировании бюджета семьи.

— основные виды ресурсов;

— какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;

— почему налоги важны для существования государства.

К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:

— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы;

— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;

— различать товары и услуги;

— составлять свой бюджет;

— планировать результаты экономии и бережливости

— отличать российские деньги от иностранных;

— рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи. 

— определять ресурсы, необходимые для производства товара;

— объяснять важность меценатства и милосердия.

Формы проведения кружка:

Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Формы и методы контроля:

тестирование;

викторины;

конкурсы;

портфолио.

Тематическое планирование «Экономика: первые шаги»

(68 часов)

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Теорети

ческих

Практи

ческих

 

1. Я и моя семья

5

4

1

1

Семья. Дом, в котором мы живём.

1

1

 

2

Хозяйство. Уют.

1

1

 

3

Экономика - правила ведения домашнего хозяйства.

1

1

 

4

Игра:  «Я — хозяин большого дома», «Генеральная уборка»

1

 

1

5

Итоговое занятие

1

1

 
 

2. Что нам нужно для жизни

5

4

1

6

Потребности.

1

1

 

7

Потребности и желания людей разного возраста и профессии.

1

1

 

8

Естественные потребности. Культурные потребности человека.

1

1

 

9

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров», Игра: «Собери портфель»

1

 

1

10

Итоговое занятие

1

1

 
 

3. Хочу, могу и надо. Моё и чужое.

8

6

2

11

Желания человека.

1

1

 

12

Все ли желания исполняются. Рисование на темы:  «Мои желания»

1

1

 

13

Ценность желаний. Ценность желаний, направленных на других людей .

1

1

 

14

Подарок своими руками из природного и бросового материалов.

1

 

1

11

Собственность человека. Как человек становится собственником.

1

1

 

15

Отношение к своей и чужой собственности.

1

1

 

16

Сочинение «Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний».

1

 

1

17

Итоговое занятие

1

1

 
 

4. Труд — основа жизни. Почему люди трудятся.

12

11

4

18

Труд — это полезная деятельность людей.

2

2

 

19

Результат труда и бережное отношение к нему.

1

1

 

20

Оценка труда. Заработная плата.

1

1

 

21

Труд источник материальных и нематериальных благ

1

1

 

22

Какие бывают профессии. Профессии членов семьи.

1

1

 

23

Ценность труда людей разных профессий . Встреча с человеком интересной профессии.

1

1

 

24

Анализ стихов, рассказов, пословиц и поговорок о профессиях и труде.

1

 

1

25

Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в городскую библиотеку.

1

 

1

26

. Важность учебного труда школьников. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

1

1

 

27

 Ролевые игры: «В школу», «В библиотеку»

1

 

1

28

Итоговое занятие

1

1

 
 

5. Как товары производят. Как товары и услуги исполняют желания

9

6

3

29

Виды ресурсов.

2

2

 

30

Производители. Фабрики, заводы, предприятия— места, где производят товары.

1

1

 

31

Доклад: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», и т. Д.

1

 

1

32

Товар. Услуга.

1

1

 

33

Продавец. Покупатель.

1

1

 

34

Экскурсия в магазин, на почту, в парикмахерскую

1

 

1

35

Ролевая – игра « Магазин», «На почте»

1

 

1

36

Итоговое занятие

1

1

 
 

6. Что нужно знать, чтобы товары покупать?

9

6

3

37

Как появились деньги. Монеты, купюры.

1

1

 

38

Деньги России, валюта. Курс валюты.

1

1

 

39

Свойства товаров. Цена товара.

1

1

 

40

Сдача. Чек.

1

1

 

41

Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?» , «От чего зависит цена хлеба?»

1

 

1

42

Реклама.

1

 

1

43

Разработка проектов «Реклама продукта»,  «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»

1

 

1

44

Выгодная покупка.

1

1

 

45

Итоговое занятие

1

1

 
 

7. «Дом невелик, да лежать не велит»

9

7

2

46

Семейное хозяйство.

1

1

 

47

Доходы семьи. Расходы семьи.

1

1

 

48

Бюджет семьи.

1

1

 

49

Экономия и бережливость. Способы экономии

1

1

 

50

Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета»

1

 

1

51

Банк как место сбережения и накопления денег.

1

1

 

52

Кредит.

1

1

 

53

Экскурсия в местное отделение сбербанка.

1

 

1

54

Итоговое занятие

1

1

 
 

8. Богатство и бедность

11

8

3

55

Как создаётся богатство. Источники богатства государства.

2

2

 

56

Налоги. Значение налогов.

1

1

 

57

Источники богатства человека.

1

1

 

58

Важность знаний в создании богатства. Богатство и культура. «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

2

1

1

59

Богатство и милосердие. Меценатство.

2

2

 

60

Проект на тему «Как распорядиться богатством»

2

 

2

61

Итоговое занятие

1

1

 
 

Резервные

     
 

Всего

68

51

17

 

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение:

1) Авторская программа «Экономика: первые шаги». О.С. Корнеевой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века)

2) Воронина М. М. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения. В.: Учитель, 2013

3) Воронина М. М. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников. В.: Учитель, 2013

4) Смирнова Т. В. Экономика для детей в сказках, играх и задачках. Белка и компания. С.: Федоров, 2013


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

Календарно - тематическое планирование «Экономика: первые шаги»

(68 часов)

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Теорети

ческих

Практи

ческих

Дата

проведения

 

1. Я и моя семья

5

4

1

1

Семья. Дом, в котором мы живём.

1

1

 

04.09

02.09

2

Хозяйство. Уют.

1

1

 

08.09

04.09

3

Экономика - правила ведения домашнего хозяйства.

1

1

 

11.09

09.09

4

Игра:  «Я — хозяин большого дома», «Генеральная уборка»

1

 

1

15.09

11.09

5

Итоговое занятие «Я и моя семья»

1

1

 

18.09

16.09

 

2. Что нам нужно для жизни

5

4

1

   

6

Потребности.

1

1

 

22.09

18.09

7

Потребности и желания людей разного возраста и профессии.

1

1

 

25.09

23.09

8

Естественные потребности. Культурные потребности человека.

1

1

 

29.09

25.09

9

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров», Игра: «Собери портфель»

1

 

1

02.10

30.09

10

Итоговое занятие «Что нам нужно для жизни»

1

1

 

06.10

02.10

 

3. Хочу, могу и надо. Моё и чужое.

8

6

2

   

11

Желания человека.

1

1

 

09.10

07.10

12

Все ли желания исполняются. Рисование на темы:  «Мои желания»

1

1

 

13.10

09.10

13

Ценность желаний. Ценность желаний, направленных на других людей .

1

1

 

16.10

14.10

14

Подарок своими руками из природного и бросового материалов.

1

 

1

20.10

16.10

15

Собственность человека. Как человек становится собственником.

1

1

 

23.10

21.10

16

Отношение к своей и чужой собственности.

1

1

 

27.10

23.10

17

Сочинение «Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний».

1

 

1

30.10

28.10

18

Итоговое занятие «Хочу, могу и надо. Моё и чужое.»

1

1

 

10.11

30.10

 

4. Труд — основа жизни. Почему люди трудятся.

12

11

4

   

19

Труд — это полезная деятельность людей.

1

1

 

13.11

11.11

20

Труд — это полезная деятельность людей.

1

1

 

17.11

13.11

21

Результат труда и бережное отношение к нему.

1

1

 

20.11

18.11

22

Оценка труда. Заработная плата.

1

1

 

24.11

20.11

23

Труд источник материальных и нематериальных благ

1

1

 

27.11

25.11

24

Какие бывают профессии. Профессии членов семьи.

1

1

 

01.12

27.11

25

Ценность труда людей разных профессий . Встреча с человеком интересной профессии.

1

1

 

04.12

02.12

26

Анализ стихов, рассказов, пословиц и поговорок о профессиях и труде.

1

 

1

08.12

04.12

27

Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в городскую библиотеку.

1

 

1

11.12

09.12

28

. Важность учебного труда школьников. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

1

1

 

15.12

11.12

29

 Ролевые игры: «В школу», «В библиотеку»

1

 

1

18.12

16.12

30

Итоговое занятие «Труд — основа жизни. Почему люди трудятся.»

1

1

 

22.12

18.12

 

5. Как товары производят. Как товары и услуги исполняют желания

9

6

3

   

31

Виды ресурсов.

1

1

 

25.12

23.12

32

Виды ресурсов.

1

1

 

12.01

25.12

33

Производители. Фабрики, заводы, предприятия— места, где производят товары.

1

1

 

15.01

13.01

34

Доклад: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», и т. Д.

1

 

1

19.01

15.01

35

Товар. Услуга.

1

1

 

22.01

20.01

36

Продавец. Покупатель.

1

1

 

26.01

22.01

37

Экскурсия в магазин, на почту, в парикмахерскую

1

 

1

29.01

27.01

38

Ролевая – игра « Магазин», «На почте»

1

 

1

02.02

29.01

39

Итоговое занятие «Как товары производят. Как товары и услуги исполняют желания»

1

1

 

05.02

03.02

 

6. Что нужно знать, чтобы товары покупать?

9

6

3

   

40

Как появились деньги. Монеты, купюры.

1

1

 

09.02

05.02

41

Деньги России, валюта. Курс валюты.

1

1

 

12.02

10.02

42

Свойства товаров. Цена товара.

1

1

 

16.02

12.02

43

Сдача. Чек.

1

1

 

19.02

17.02

44

Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?», «От чего зависит цена хлеба?»

1

 

1

26.02

19.02

45

Реклама.

1

 

1

26.02

24.02

46

Разработка проектов «Реклама продукта»,  «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»

1

 

1

01.03

26.02

47

Выгодная покупка.

1

1

 

04.03

02.03

48

Итоговое занятие «Что нужно знать, чтобы товары покупать?»

1

1

 

04.03

04.03

 

7. «Дом невелик, да лежать не велит»

9

7

2

   

49

Семейное хозяйство.

1

1

 

11.03

09.03

50

Доходы семьи. Расходы семьи.

1

1

 

15.03

11.03

51

Бюджет семьи.

1

1

 

18.03

16.03

52

Экономия и бережливость. Способы экономии

1

1

 

01.04

18.03

53

Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета»

1

 

1

05.04

01.04

54

Банк как место сбережения и накопления денег.

1

1

 

08.04

06.04

55

Кредит.

1

1

 

12.04

08.04

56

Экскурсия в местное отделение сбербанка.

1

 

1

15.04

13.04

57

Итоговое занятие «Дом невелик, да лежать не велит»

1

1

 

19.04

15.04

 

8. Богатство и бедность

11

7

1

   

58

Как создаётся богатство.

1

1

 

22.04

20.04

59

Источники богатства государства.

1

1

 

26.04

22.04

 

60

Налоги. Значение налогов

1

1

 

29.04

27.04

61

Источники богатства человека.

1

1

 

06.05

29.04

62

Важность знаний в создании богатства. Богатство и культура.

1

1

 

06.05

04.05

63

«Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

1

1

 

10.05

06.05

64

Богатство и милосердие.

1

1

 

13.05

11.05

65

Меценатство.

1

1

 

17.05

13.05

 

66

Проект на тему «Как распорядиться богатством»

1

 

1

20.05

17.05

67

Проект на тему «Как распорядиться богатством»

1

 

1

24.05

20.05

68

Итоговое занятие

«Что я узнал об экономике!»

1

1

 

27.05

24.05

 

Резервные

       

27.05

 

Всего

68

51

17

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.