Программа внеурочной деятельности «Первые шаги в экономику» (4 класс)
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
«средняя школа № 26 имени А.С.Пушкина»
города Смоленска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Первые шаги в экономике»
Учитель начальных классов
Мельникова С. Ф.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
Учебного плана МБОУ «СШ №26 имени А.С. Пушкина» города Смоленска на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом от 01.09.2015 №118-ОД;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №26 имени А.С. Пушкина» принятой педагогическим советом 29 августа 2015 года;
Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих учебных программ муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26 имени А.С. Пушкина. Приказ № 96-ОД от 29.08.2014.
Для реализации программного содержания используется программа составлена на основе авторской программы «Экономика: первые шаги». О.С. Корнеевой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века)
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:
1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 4 классов.
Общая характеристика факультатива.
Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», её изучение даёт возможность:
Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
Развивать основы потребительской культуры;
Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Место факультатива в учебном плане.
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 4 классах — 2 час в неделю, всего 68 ч.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему«Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
• развитие личностных качеств: экономность, бережливость, аккуратность, уважение к человеческому труду;
• понимание того, что важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи);
• уважительное отношение к иному мнению.
Предметные результаты:
• овладение понятиями: экономный, щедрый, запасливый, бережливый;
• понимание необходимости бережного отношения к любой собственности;
• знакомство с различными профессиями;
• осознание важности домашнего труда для ведения хозяйства;
• осознание того, что учебный труд, - это не только источник знаний, но залог будущего мастерства.
Метапредметные результаты:
• способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
• умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли.
Содержание программы
1. Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
— игра «Я — хозяин большого дома».
2. Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
Универсальные учебные действия:
— различать потребности по видам;
— определять потребности домашних питомцев;
— формулировать свои потребности.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».
3. Хочу, могу и надо. Моё и чужое.
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
— определять потребности своих близких;
— оценивать свои желания и возможности их реализации.
— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Практическая и игровая деятельность:
— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
— тема исследования «Как становятся собственниками»;
— игра «Страна Обмения».
4. Труд — основа жизни. Почему люди трудятся.
Труд — это полезная деятельность людей. Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ.
Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом, с наукой, финансами).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Оценка труда Заработная плата. Трудовые награды. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы.
Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение — это тоже труд. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда
— уважать труд людей разных профессий;
— классифицировать профессии по предмету труда;
— рассказывать о профессиях;
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— сюжетно-ролевые игры;
— встреча с человеком интересной профессии;
— рисование на тему профессий;
— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»;
— игра «Служба быта»;
5. Как товары производят. Как товары и услуги исполняют желания.
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить, продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары.
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Универсальные учебные действия:
— различать виды ресурсов;
— обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
— уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров;
— соотносить виды товаров и место их приобретения;
— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
— кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— прогулка в парк за природным материалом;
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», и т. д.;
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту.
6. Что нужно знать, чтобы товары покупать?
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.
Универсальные учебные действия:
— устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;
— выделять существенные характеристики товара.
— объяснять, как оплачивают товары и услуги;
— определять размер сдачи при осуществлении покупки.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;
— тема проекта «Реклама продукта»;
— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;
— изготовление упаковки для подарка.
7. «Дом невелик, да лежать не велит»
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.
Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.
Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.
Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
Универсальные учебные действия:
— планировать результаты экономии и бережливости;
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры
— производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;
— осуществлять простейшие экономические расчёты;
— планировать результаты экономии и бережливости.
Практическая и игровая деятельность:
— путешествие в страну Минуток.
— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;
— нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;
— экскурсия в банк;
— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;
— рисование банковской карты.
8. Богатство и бедность
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Универсальные учебные действия:
— определять источники формирования богатства;
— сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
— различать материальные и нематериальные ценности;
— обосновывать важность меценатства и милосердия;
— объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
— тема проекта «Как распорядиться богатством»;
— тема доклада «Русские меценаты».
К концу обучения в 4 классе ученик узнает:
— что такое собственность;
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— как производят товары;
— где можно приобрести товары и услуги;
— почему потребность в образовании;
—важнейшие потребности человека;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности.
— о деньгах и их роли в жизни человека и общества;
— о доходах и расходах в семье;
— о формировании бюджета семьи.
— основные виды ресурсов;
— какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
— почему налоги важны для существования государства.
К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:
— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы;
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— различать товары и услуги;
— составлять свой бюджет;
— планировать результаты экономии и бережливости
— отличать российские деньги от иностранных;
— рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.
— определять ресурсы, необходимые для производства товара;
— объяснять важность меценатства и милосердия.
Формы проведения кружка:
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Формы и методы контроля:
тестирование;
викторины;
конкурсы;
портфолио.
Тематическое планирование «Экономика: первые шаги»
(68 часов)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Теорети ческих |
Практи ческих |
1. Я и моя семья |
5 |
4 |
1 |
|
1 |
Семья. Дом, в котором мы живём. |
1 |
1 |
|
2 |
Хозяйство. Уют. |
1 |
1 |
|
3 |
Экономика - правила ведения домашнего хозяйства. |
1 |
1 |
|
4 |
Игра: «Я — хозяин большого дома», «Генеральная уборка» |
1 |
1 |
|
5 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
2. Что нам нужно для жизни |
5 |
4 |
1 |
|
6 |
Потребности. |
1 |
1 |
|
7 |
Потребности и желания людей разного возраста и профессии. |
1 |
1 |
|
8 |
Естественные потребности. Культурные потребности человека. |
1 |
1 |
|
9 |
Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров», Игра: «Собери портфель» |
1 |
1 |
|
10 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
3. Хочу, могу и надо. Моё и чужое. |
8 |
6 |
2 |
|
11 |
Желания человека. |
1 |
1 |
|
12 |
Все ли желания исполняются. Рисование на темы: «Мои желания» |
1 |
1 |
|
13 |
Ценность желаний. Ценность желаний, направленных на других людей . |
1 |
1 |
|
14 |
Подарок своими руками из природного и бросового материалов. |
1 |
1 |
|
11 |
Собственность человека. Как человек становится собственником. |
1 |
1 |
|
15 |
Отношение к своей и чужой собственности. |
1 |
1 |
|
16 |
Сочинение «Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний». |
1 |
1 |
|
17 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
4. Труд — основа жизни. Почему люди трудятся. |
12 |
11 |
4 |
|
18 |
Труд — это полезная деятельность людей. |
2 |
2 |
|
19 |
Результат труда и бережное отношение к нему. |
1 |
1 |
|
20 |
Оценка труда. Заработная плата. |
1 |
1 |
|
21 |
Труд источник материальных и нематериальных благ |
1 |
1 |
|
22 |
Какие бывают профессии. Профессии членов семьи. |
1 |
1 |
|
23 |
Ценность труда людей разных профессий . Встреча с человеком интересной профессии. |
1 |
1 |
|
24 |
Анализ стихов, рассказов, пословиц и поговорок о профессиях и труде. |
1 |
1 |
|
25 |
Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в городскую библиотеку. |
1 |
1 |
|
26 |
. Важность учебного труда школьников. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. |
1 |
1 |
|
27 |
Ролевые игры: «В школу», «В библиотеку» |
1 |
1 |
|
28 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
5. Как товары производят. Как товары и услуги исполняют желания |
9 |
6 |
3 |
|
29 |
Виды ресурсов. |
2 |
2 |
|
30 |
Производители. Фабрики, заводы, предприятия— места, где производят товары. |
1 |
1 |
|
31 |
Доклад: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», и т. Д. |
1 |
1 |
|
32 |
Товар. Услуга. |
1 |
1 |
|
33 |
Продавец. Покупатель. |
1 |
1 |
|
34 |
Экскурсия в магазин, на почту, в парикмахерскую |
1 |
1 |
|
35 |
Ролевая – игра « Магазин», «На почте» |
1 |
1 |
|
36 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
6. Что нужно знать, чтобы товары покупать? |
9 |
6 |
3 |
|
37 |
Как появились деньги. Монеты, купюры. |
1 |
1 |
|
38 |
Деньги России, валюта. Курс валюты. |
1 |
1 |
|
39 |
Свойства товаров. Цена товара. |
1 |
1 |
|
40 |
Сдача. Чек. |
1 |
1 |
|
41 |
Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?» , «От чего зависит цена хлеба?» |
1 |
1 |
|
42 |
Реклама. |
1 |
1 |
|
43 |
Разработка проектов «Реклама продукта», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел» |
1 |
1 |
|
44 |
Выгодная покупка. |
1 |
1 |
|
45 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
7. «Дом невелик, да лежать не велит» |
9 |
7 |
2 |
|
46 |
Семейное хозяйство. |
1 |
1 |
|
47 |
Доходы семьи. Расходы семьи. |
1 |
1 |
|
48 |
Бюджет семьи. |
1 |
1 |
|
49 |
Экономия и бережливость. Способы экономии |
1 |
1 |
|
50 |
Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета» |
1 |
1 |
|
51 |
Банк как место сбережения и накопления денег. |
1 |
1 |
|
52 |
Кредит. |
1 |
1 |
|
53 |
Экскурсия в местное отделение сбербанка. |
1 |
1 |
|
54 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
8. Богатство и бедность |
11 |
8 |
3 |
|
55 |
Как создаётся богатство. Источники богатства государства. |
2 |
2 |
|
56 |
Налоги. Значение налогов. |
1 |
1 |
|
57 |
Источники богатства человека. |
1 |
1 |
|
58 |
Важность знаний в создании богатства. Богатство и культура. «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»; |
2 |
1 |
1 |
59 |
Богатство и милосердие. Меценатство. |
2 |
2 |
|
60 |
Проект на тему «Как распорядиться богатством» |
2 |
2 |
|
61 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
Резервные |
||||
Всего |
68 |
51 |
17 |
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение:
1) Авторская программа «Экономика: первые шаги». О.С. Корнеевой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века)
2) Воронина М. М. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения. В.: Учитель, 2013
3) Воронина М. М. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников. В.: Учитель, 2013
4) Смирнова Т. В. Экономика для детей в сказках, играх и задачках. Белка и компания. С.: Федоров, 2013
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно - тематическое планирование «Экономика: первые шаги»
(68 часов)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Теорети ческих |
Практи ческих |
Дата проведения |
||
1. Я и моя семья |
5 |
4 |
1 |
4в |
4д |
||
1 |
Семья. Дом, в котором мы живём. |
1 |
1 |
04.09 |
02.09 |
||
2 |
Хозяйство. Уют. |
1 |
1 |
08.09 |
04.09 |
||
3 |
Экономика - правила ведения домашнего хозяйства. |
1 |
1 |
11.09 |
09.09 |
||
4 |
Игра: «Я — хозяин большого дома», «Генеральная уборка» |
1 |
1 |
15.09 |
11.09 |
||
5 |
Итоговое занятие «Я и моя семья» |
1 |
1 |
18.09 |
16.09 |
||
2. Что нам нужно для жизни |
5 |
4 |
1 |
||||
6 |
Потребности. |
1 |
1 |
22.09 |
18.09 |
||
7 |
Потребности и желания людей разного возраста и профессии. |
1 |
1 |
25.09 |
23.09 |
||
8 |
Естественные потребности. Культурные потребности человека. |
1 |
1 |
29.09 |
25.09 |
||
9 |
Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров», Игра: «Собери портфель» |
1 |
1 |
02.10 |
30.09 |
||
10 |
Итоговое занятие «Что нам нужно для жизни» |
1 |
1 |
06.10 |
02.10 |
||
3. Хочу, могу и надо. Моё и чужое. |
8 |
6 |
2 |
||||
11 |
Желания человека. |
1 |
1 |
09.10 |
07.10 |
||
12 |
Все ли желания исполняются. Рисование на темы: «Мои желания» |
1 |
1 |
13.10 |
09.10 |
||
13 |
Ценность желаний. Ценность желаний, направленных на других людей . |
1 |
1 |
16.10 |
14.10 |
||
14 |
Подарок своими руками из природного и бросового материалов. |
1 |
1 |
20.10 |
16.10 |
||
15 |
Собственность человека. Как человек становится собственником. |
1 |
1 |
23.10 |
21.10 |
||
16 |
Отношение к своей и чужой собственности. |
1 |
1 |
27.10 |
23.10 |
||
17 |
Сочинение «Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний». |
1 |
1 |
30.10 |
28.10 |
||
18 |
Итоговое занятие «Хочу, могу и надо. Моё и чужое.» |
1 |
1 |
10.11 |
30.10 |
||
4. Труд — основа жизни. Почему люди трудятся. |
12 |
11 |
4 |
||||
19 |
Труд — это полезная деятельность людей. |
1 |
1 |
13.11 |
11.11 |
||
20 |
Труд — это полезная деятельность людей. |
1 |
1 |
17.11 |
13.11 |
||
21 |
Результат труда и бережное отношение к нему. |
1 |
1 |
20.11 |
18.11 |
||
22 |
Оценка труда. Заработная плата. |
1 |
1 |
24.11 |
20.11 |
||
23 |
Труд источник материальных и нематериальных благ |
1 |
1 |
27.11 |
25.11 |
||
24 |
Какие бывают профессии. Профессии членов семьи. |
1 |
1 |
01.12 |
27.11 |
||
25 |
Ценность труда людей разных профессий . Встреча с человеком интересной профессии. |
1 |
1 |
04.12 |
02.12 |
||
26 |
Анализ стихов, рассказов, пословиц и поговорок о профессиях и труде. |
1 |
1 |
08.12 |
04.12 |
||
27 |
Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в городскую библиотеку. |
1 |
1 |
11.12 |
09.12 |
||
28 |
. Важность учебного труда школьников. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. |
1 |
1 |
15.12 |
11.12 |
||
29 |
Ролевые игры: «В школу», «В библиотеку» |
1 |
1 |
18.12 |
16.12 |
||
30 |
Итоговое занятие «Труд — основа жизни. Почему люди трудятся.» |
1 |
1 |
22.12 |
18.12 |
||
5. Как товары производят. Как товары и услуги исполняют желания |
9 |
6 |
3 |
||||
31 |
Виды ресурсов. |
1 |
1 |
25.12 |
23.12 |
||
32 |
Виды ресурсов. |
1 |
1 |
12.01 |
25.12 |
||
33 |
Производители. Фабрики, заводы, предприятия— места, где производят товары. |
1 |
1 |
15.01 |
13.01 |
||
34 |
Доклад: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», и т. Д. |
1 |
1 |
19.01 |
15.01 |
||
35 |
Товар. Услуга. |
1 |
1 |
22.01 |
20.01 |
||
36 |
Продавец. Покупатель. |
1 |
1 |
26.01 |
22.01 |
||
37 |
Экскурсия в магазин, на почту, в парикмахерскую |
1 |
1 |
29.01 |
27.01 |
||
38 |
Ролевая – игра « Магазин», «На почте» |
1 |
1 |
02.02 |
29.01 |
||
39 |
Итоговое занятие «Как товары производят. Как товары и услуги исполняют желания» |
1 |
1 |
05.02 |
03.02 |
||
6. Что нужно знать, чтобы товары покупать? |
9 |
6 |
3 |
||||
40 |
Как появились деньги. Монеты, купюры. |
1 |
1 |
09.02 |
05.02 |
||
41 |
Деньги России, валюта. Курс валюты. |
1 |
1 |
12.02 |
10.02 |
||
42 |
Свойства товаров. Цена товара. |
1 |
1 |
16.02 |
12.02 |
||
43 |
Сдача. Чек. |
1 |
1 |
19.02 |
17.02 |
||
44 |
Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?», «От чего зависит цена хлеба?» |
1 |
1 |
26.02 |
19.02 |
||
45 |
Реклама. |
1 |
1 |
26.02 |
24.02 |
||
46 |
Разработка проектов «Реклама продукта», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел» |
1 |
1 |
01.03 |
26.02 |
||
47 |
Выгодная покупка. |
1 |
1 |
04.03 |
02.03 |
||
48 |
Итоговое занятие «Что нужно знать, чтобы товары покупать?» |
1 |
1 |
04.03 |
04.03 |
||
7. «Дом невелик, да лежать не велит» |
9 |
7 |
2 |
||||
49 |
Семейное хозяйство. |
1 |
1 |
11.03 |
09.03 |
||
50 |
Доходы семьи. Расходы семьи. |
1 |
1 |
15.03 |
11.03 |
||
51 |
Бюджет семьи. |
1 |
1 |
18.03 |
16.03 |
||
52 |
Экономия и бережливость. Способы экономии |
1 |
1 |
01.04 |
18.03 |
||
53 |
Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета» |
1 |
1 |
05.04 |
01.04 |
||
54 |
Банк как место сбережения и накопления денег. |
1 |
1 |
08.04 |
06.04 |
||
55 |
Кредит. |
1 |
1 |
12.04 |
08.04 |
||
56 |
Экскурсия в местное отделение сбербанка. |
1 |
1 |
15.04 |
13.04 |
||
57 |
Итоговое занятие «Дом невелик, да лежать не велит» |
1 |
1 |
19.04 |
15.04 |
||
8. Богатство и бедность |
11 |
7 |
1 |
||||
58 |
Как создаётся богатство. |
1 |
1 |
22.04 |
20.04 |
||
59 |
Источники богатства государства. |
1 |
1 |
26.04 |
22.04 |
||
60 |
Налоги. Значение налогов |
1 |
1 |
29.04 |
27.04 |
||
61 |
Источники богатства человека. |
1 |
1 |
06.05 |
29.04 |
||
62 |
Важность знаний в создании богатства. Богатство и культура. |
1 |
1 |
06.05 |
04.05 |
||
63 |
«Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»; |
1 |
1 |
10.05 |
06.05 |
||
64 |
Богатство и милосердие. |
1 |
1 |
13.05 |
11.05 |
||
65 |
Меценатство. |
1 |
1 |
17.05 |
13.05 |
||
66 |
Проект на тему «Как распорядиться богатством» |
1 |
1 |
20.05 |
17.05 |
||
67 |
Проект на тему «Как распорядиться богатством» |
1 |
1 |
24.05 |
20.05 |
||
68 |
Итоговое занятие «Что я узнал об экономике!» |
1 |
1 |
27.05 |
24.05 |
||
Резервные |
27.05 |
||||||
Всего |
68 |
51 |
17 |