Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Визитные карточки былого» для 7 класса
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Визитные карточки былого»
(обще интеллектуальное направление)
для учащихся 5-9-х классов
на 2020-2025 учебные годы
Разработчики рабочей программы курса внеурочной деятельности
Валеева Е.Н. учитель высшей квалификационной категории
2020 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Визитная карточка былого»
содержит:
1) планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Визитные карточки былого»;
2) содержание курса внеурочной деятельности «Визитные карточки былого»;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
У учащихся будут сформированы:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта истории родного края как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
Овладение базовыми знаниями по истории родного края, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
Приобретение опыта историко-культурного, цивилизованного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения истории родного края;
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
Воспитание уважения к историческому наследию родного края, восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение и расширение школьниками исторических знаний, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.
Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений школьника к труду, знаниям, своему внутреннему миру.
Третий уровень результатов — школьник может приобрести опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Визитные карточки былого» рассчитана на изучение в течение трех лет в 7, 8 и 9 классах по пяти направлениям:
– изучение города Липецка - Липецк на карте России, краткий исторический очерк, карта города, архитектурные и исторические памятники, промышленные предприятия и природные объекты.
– Моя малая Родина – Липецкая область – географическое положение, краткий исторический очерк, Липецкая область сегодня, административно-территориальное деление области.
– культурно-историческое наследие – история нашего края, народное творчество, городская культура и быт дворянских усадеб, знаменитые земляки.
– естественнонаучное направление – знакомство с природой и объектами природы Липецкой области.
– историко-экономическое развития края. В программе – знакомство с современными и историческими фактами Липецкого края, его экономикой.
2) Содержание курса внеурочной деятельности
(34 часа в год, 1 час в неделю)
7 класс
Культурно-историческое наследие Липецкого края (34 часа)
Введение (4 часа).
Как мы изучаем историю родного края. Источники информации. Музеи, библиотеки, архивы.
История нашего края (4 часов).
От каменного века до государства Российского. Белгородская засечная черта, причины ее строительства, местоположение. Города, входящие в Белгородскую засечную черту.
Проект (2 часа).
Разработка и изготовление календаря «Наша область, природа и мы».
История нашего края (5 часов).
Липецкий край в Петровскую эпоху. Преобразования в эпоху Петра, влияние его правления на развитие края. Липецкий край в 18-19 веках, развитие края, появление курорта минеральных вод. От Липецкого уезда к Липецкой области. Становление и развитие Липецкой области.
Знаменитые земляки (5 часа).
По литературным местам Липецкой области. Деятели культуры и искусства. Ученые и путешественники. Родина, биография, творческая и научная деятельность.
Проект (2 часа).
Разработка и изготовление буклетов «Хоровод достопримечательностей».
Народное творчество (10 часов).
Отголоски древних представлений о мире в народном творчестве. Русская изба. Предметы домашнего быта, виды предметов, их бытовое назначение. Традиционные ремесла, история их развития. Центры ремесел. Народный костюм, его виды и назначение предметов костюма. Народные праздники вчера и сегодня. Языческие и христианские праздники. История появления праздников и их значение в жизни народа. Фольклор.
Проект (2 часа).
Разработка и проведение семейного праздника «Забавы наших предков».
Таблица 3. Календарно – тематический план (7 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
| Культурно-историческое наследие Липецкого края. Введение (4 часа) | | | |
1 | Как мы изучаем историю родного края | 1 | | |
2 | Источники информации | 1 | | |
3-4 | Музеи, библиотеки, архивы | 2 | | |
| История нашего края (4 часа) | | | |
5 | От каменного века до государства Российского | 1 | | |
6 | Белгородская засечная черта, причины ее строительства, местоположение. | 1 | | |
7-8 | Города, входящие в Белгородскую засечную черту | 2 | | |
| Проект (2 часа) | | | |
9-10 | Разработка и изготовление календаря «Наша область, природа и мы» | 2 | | |
| История нашего края (5 часов) | | | |
11 | Липецкий край в Петровскую эпоху | 1 | | |
12 | Преобразования в эпоху Петра, влияние его правления на развитие края | 1 | | |
13 | Липецкий край в 18-19 веках, развитие края, появление курорта минеральных вод | 1 | | |
14 | От Липецкого уезда к Липецкой области | 1 | | |
15 | Становление и развитие Липецкой области | 1 | | |
| Знаменитые земляки (5 часов) | | | |
16 | По литературным местам Липецкой области | 1 | | |
17 | Деятели культуры и искусства | 1 | | |
18 | Ученые и путешественники | | | |
19-20 | Родина, биография, творческая и научная деятельность | 2 | | |
| Проект (2 часа) | | | |
21-22 | Разработка и изготовление буклетов «Хоровод достопримечательностей» | 2 | | |
| Народное творчество (10 часов) | | | |
23 | Отголоски древних представлений о мире в народном творчестве | 1 | | |
24 | Русская изба | 1 | | |
25 | Предметы домашнего быта, виды предметов, их бытовое назначение | 1 | | |
26 | Традиционные ремесла, история их развития | 1 | | |
27 | Центры ремесел | 1 | | |
28 | Народный костюм, его виды и назначение предметов костюма | 1 | | |
29 | Народные праздники вчера и сегодня | 1 | | |
30 | Языческие и христианские праздники | 1 | | |
31 | История появления праздников и их значение в жизни народа | 1 | | |
32 | Фольклор | 1 | | |
| Проект (2 часа) | | | |
33-34 | Разработка и проведение семейного праздника «Забавы наших предков» | 2 | | |
7