Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Народная кукла глазами современных младших подростков»

4
0
Материал опубликован 14 February 2017

муниципальное автономное общеобразовательное учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска

Согласовано:

………………Т. В. Лазутина

Заместитель директора по ВР

Утверждено:

Директор

……………… Е.М.Кадушкина

Приказ № ….. от …………….

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Народная кукла глазами современных младших подростков»

срок реализации программы 1 год

Направление: «художественно-эстетическое»

Составитель: Серова Е.М.

2016-2017 учебный год

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

3. Содержание курса внеурочной деятельности.

4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

5. Календарно-тематическое планирование.

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности.

Пояснительная записка

Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей.

Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.

Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты.

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.

Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне - в учреждениях общего и дополнительного образования.

Новизна программы заключается в форме проведения занятий, говорят: «Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Учитель одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

Цели и задачи

Цели:

обеспечить обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам «Изобразительное искусство», «Технология. Художественный труд» и «Иностранный язык»

содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений народного искусств, окружающего мира

приобщить к истокам славянской культуры

изучить истории и традиционной технологии создания народной куклы

обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами

изготовить народную куклу с учетом традиций

Задачи:

обучать навыкам работы с различными материалами

развивать интерес к истории и культуре не только своего народа, но и к истории, культуре и традициям стран изучаемого языка

развивать эстетический вкус, творческое мышление

формировать навыки общения и коллективной деятельности

воспитывать аккуратность и самодисциплину, чувство патриотизма, любовь к природе и окружающему миру

Данная программа включает программы нескольких учебных предметов, таких как «Изобразительное искусство», «Художественный труд. Технология» и «Иностранный язык», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства, художественного труда и знание культурных особенностей стран изучаемого языка. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного освоения учебного материала и осуществляются на основе общности развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач.

Программа внеурочной деятельности «Народная кукла глазами современных младших подростков» имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю). Данная программа предлагается для детей с 9 до 11 лет.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Обучение начинается с самых простых куколок, с учетом возрастных особенностей детей, т. к. некоторые куклы требуют умения и ловкости рук даже для взрослых.

Форма занятия – групповая. Группа от 10 до 15 человек.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты

у учащихся будут сформированы:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

у учащихся могут быть сформированы:

первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;

Метапредметные результаты

у учащихся будут сформированы:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

у учащихся могут быть сформированы:

прогнозирование возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

умение разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

умение координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты

у учащихся будут сформированы:

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательность;

развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания;

развитие положительных эмоций и волевых качеств;

развитие моторики рук и глазомер.

у учащихся могут быть сформированы:

формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Планируемые результаты освоения
обучающимися раздела

Основные виды учебной
деятельности обучающихся, по разделу

План

Факт

 

Вводное занятие

1 ч

       

1

Знакомство детей с целями, задачами и содержанием работы. Введение в образовательную программу. История народной куклы. Беседа о правилах поведения на занятиях. ТБ.

1

   

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Видеть и понимать прекрасное. Познавать мир средствами искусства. Самостоятельно определять цели своего обучения.

 

Игровые куклы

8 ч

       

2

Народная кукла «Пеленашка» на основе квадрата

1

   

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

Развитие потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности.

Овладение различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Оценивать результаты своей деятельности

3

Игровая подвеска в люльку

1

   

4

Узелковая кукла «Зайчик на пальчик»

1

   

5

Игровая обучающая «Хороводница»

1

   

6

Тряпичная кукла «Утешница»

1

   

7

Русская тряпичная кукла с основой из деревянной палочки

1

   

8

Русские тряпичные игровые куклы: Семья

1

   

9

Русская тряпичная игровая кукла «Кукла – столбушка»

1

   

Обережные куклы

9 ч

       

10

Русская традиционная тряпичная кукла «Ангел»

1

   

Приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.

Формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

Развитие потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности.

Овладение различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Оценивать результаты своей деятельности

11

12

Русская тряпичная кукла-оберег «Спиридон-Солнцеворот»

2

   

13

Русская тряпичная кукла-оберег «Счастье»

1

   

14

Русская тряпичная кукла-оберег «Дорожница»

1

   

15

16

Кукла перевертыш «Девка-баба»

2

   

17

Русская кукла добрых вестей «Колокольчик»

1

   

18

Вепсская кукла

1

   

Обрядовые куклы

8 ч

       

19

Тряпичная кукла «Веснянка»

1

   

Приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.

Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Развитие потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности.

Овладение различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Оценивать результаты своей деятельности

20

Русская тряпичная обрядовая кукла Мокридина

1

   

21

22

Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука. «Куватка» и их виды.

2

   

23

Русская тряпичная обрядовая кукла «Неразлучники»

1

   

24

Русская тряпичная кукла «Кубышка-травница»

1

   

25

Русская традиционная обрядовая кукла «Крупеничка (Зернушка)»

1

   

26

Русская традиционная обрядовая кукла «Желанница»

1

   
 

Куклы животные

3 ч

       

27

Соломенная кукла «Козлик»

1

   

Приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.

Формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

Развитие потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности.

Овладение различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Оценивать результаты своей деятельности

28

Соломенная кукла «Лошадка»

1

   

29

Русская тряпичная кукла «Сорока»

1

   
 

Народные куклы в США и Великобритании

2 ч

       

30

Куклы перевертыши и их история

1

   

Приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной. Представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; убежденность в приоритете общечеловеческих ценностей.

Осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран.

Сравнивать культурные ценности разных стран, через чтение и слушание аутентичных текстов на английском языке.

31

Народные английские и американские куклы из подручных материалов

1

   
 

Подготовка проекта (выставки)

2 ч

       

32

Отбор выставочного материала

1

   

Умение самостоятельно планировать, анализировать и контролировать условия достижения цели. Взаимодействие и нахождение общих способов работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Отобрать демонстрационный материал (работы учащихся)

Подготовить выставочные и информационные стенды

33

Подготовка стендов и выставочного материала

1

   
 

Итоговое занятие

1 ч

       

34

Демонстрация достигнутых результатов.

1

   

Умение преподнести усвоенное и выполненное.

Выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Требования к знаниям и умениям:

К концу 34 занятия обучения дети должны знать:

историю русской народной куклы (ее аналоги в культуре стран изучаемого языка)

типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обережная)

технологию изготовления кукол

уметь:

изготовить тряпичную куклу под руководством педагога

Учащиеся должны знать:

правила организации рабочего места

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с используемыми материалами

названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки

последовательность технологических операций

культуру поведения и труда.

Учащиеся должны уметь:

правильно организовать рабочее место

пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами

самостоятельно выполнять изделие

оформлять готовое изделие

оказывать посильную помощь товарищам и взрослым.

Структура учебного занятия:

1.Ознакомительная часть.

Учитель демонстрирует готовое изделие-куклу. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данной куклы, о технологии изготовления, проверяет все необходимое для работы.

2.Процесс изготовление.

Учитель поэтапно показывает, как создается изделие. Ученики повторяют весь процесс шаг за шагом. Учитель после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.

3.Подведение итогов.

Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и самооценивания. Запись последовательности изготовления и зарисовки, по необходимости. Получение готового продукта.

Методы и приемы, используемые при изучении программы.

Ведущим методом, используемым в работе кружка является метод проектов. Проект - это возможность выразить свои собственные идеи в удобной творчески продуманной форме. Творческий проект - это самостоятельная, творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию обучающихся. Выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов, анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму и дизайн объектов.

Методика организации проекта предполагает несколько этапов:

·   планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач)

·   поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);

·   этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);

·   презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников);

·  защита проектов (проходит в форме мастер-класса, который дают обучающиеся или в форме выставки)

Также в работе используются:

технологии личностно-ориентированного обучения,

технология развивающего обучения,

технология критического мышления,

технология индивидуализации обучения (воспитания),

игровая технология,

технология информационно-коммуникативная,

групповая технология,

технология учебного взаимодействия,

технология педагогика сотрудничества,

технология уровневой дифференциации

технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у школьников,

технология организованного общения школьников,

технология проектно-исследовательской деятельности,

технология диалогического обучения,

здоровьесберегающие технологии.

При знакомстве обучающих используются различные наглядно-демонстративные средства: презентация, куклы – образцы, иллюстрации, видеофрагменты, аудиофайлы.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.

Используемая литература

Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Санкт – Петербург «Паритет» 2003

Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях – М; Айрис Пресс, 2003

Шпикалова Т. Я. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера. – М; Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001

Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР – М; «Планета», 1990

Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М; Профиздат,1998

О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999

Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007

И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2007

Берстенева Елена Вениаминовна, Догаева Наталия «Кукольный сундучок»-Москва, «Белый город»,2010

Оборудование кабинета:

персональный компьютер;

принтер;

мультимедийный проектор;

экран;

колонки;

магнитно-маркерная или магнитно-меловая классная доска;

набор приспособлений для крепления плакатов и картинок (магниты);

ученические столы двухместные с комплектом стульев;

стол учительский с тумбой;

шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

подставки для книг, держатели для схем и таблиц.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации