12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Елена Петровна68
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тогучинского района

«Владимировская средняя школа»

«Согласовано»

Педагог-организатор


«___» ___________ 2018г.



«Утверждаю»

Директор школы


Приказ№___от«___»_______2018г.

.














Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Традиционные народные куклы»

Возраст учащихся 11-15 лет(5-9 класс)





Руководитель: Кузнецова Е.П.





















2018 - 2020 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса

Рабочая программа «Традиционные народные куклы» представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников и разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности.

Актуальность программы, заключается и в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиции проведения досуга и воспитания девочек в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству народной куклы оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, этническая культура.

Знание народных традиций прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.

В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие кукол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.

Курс изучения традиционных кукол начинается со знакомства с календарем, обрядами, традициями. Затем изучаются типы кукол и осваивается технология их изготовления: от простых к сложным.

Специфика данного курса в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол.

При изучении данного курса возможно формирование разновозрастных групп обучающихся. Такой подход позволяет воспитывать у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу.

Наиболее важным результатом занятий по курсу «Куклы» должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования.

Занятие конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.



На реализацию программы в соответствии с учебным планом МКОУ «Владимировской средней школы» на внеурочную деятельность «Традиционные народные куклы» в каждом классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 2 года обучения (70 часов) для более углубленного изучения курса. Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективное творчество.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приѐмы обучения: словесные (беседа, диалог и рассказ педагога, обсуждение), наглядные (наблюдение, показ), практические (работа с тканью, нитками, моделирование), игровые.

Цель программы – создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической основе изучения народного искусства и этнографического материала.



Задачи:

Социализирующие личность обучающегося – (преодоление всевозможных психологических барьеров, общение, активная, созидательная, общественно-одобряемая деятельность, развитие общего культурного уровня)

Воспитывающие: формирование мировоззрения, трудовое, гражданское и патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся.

Обучающие: знакомство с народными традициями, их месте в сфере современного декоративно-прикладного искусства, с эстетикой и смысловой нагрузкой народного творчества; обучение техническим навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол.

Развивающие: развить склонности и способности детей к художественному творчеству, дать возможность реализовать свой творческий потенциал;

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Народное творчество является наиболее понятным для большинства детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания через народное искусство, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Кроме того, работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.

Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего народа;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие уважительного отношения к труду, формирование трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, развитие навыков творческого оформления результатов своего труда);

ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труд);

ценностное отношение к здоровью, освоение приемов безопасной работы с ножницами, иглами, тканью; понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов.



Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.



Предметные результаты:

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессии и важности правильного выбора профессии.

2. Формирование первоначальных представлений о материальной куль туре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.



Учебно-тематический план

(количество часов в неделю – 1, количество часов за два года обучения – 70)

Название темы

Количество часов

1

Введение. Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол.

3

2

Тема 1. Календарные праздники. Типы и виды кукол.

2

3

Тема 2. Культовые и обрядовые куклы. Куклы-обереги.

30

4

Тема 3. Игровые куклы.

9

5

Тема 4. Русский народный костюм, его орнаментика и семантика.

5

6

Тема 5. Этнографические куклы.

14

7

Тема 6. Авторские художественные куклы.

6


Выставка работ

2


Итого

70





Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел

Дата план

Дата факт



1 год обучения





Введение – 2 ч


1

1

Куклы в культуре и традициях народов России.

Правила безопасности труда. Организация рабочего места.



2

1.2

История кукол.




Календарные праздники. Типы и виды кукол- 2ч


3

2.1

Календарные праздники.



4

2.2

Типы и виды кукол.




Культовые и обрядовые куклы. Куклы-обереги – 30ч


5

3.1

Культовые и обрядовые куклы.



6

3.2

Кукла «Купавка».



7

3.3

Изготовление куклы «Купавки».



8

3.4

Кукла «Покосница»



9

3.5

Изготовление куклы «Покосница»



10

3.6

Кукла «Крупеничка»



11

3.7

Изготовление куклы «Крупеничка»



12

3.8

Кукла «Коляда»



13

3.9

Изготовление куклы «Коляда»



14

3.10

«Домашняя Масленица»



15

3.11

Изготовление куклы «домашняя Масленица»



16

3.12

«Веснянка»



17

3.13

Изготовление куклы «Веснянка»



18

3.14

Кукла «Коза»



19

3.15

Изготовление куклы «Коза»



20

3.16

Куклы – обереги.



21

3.17

Кукла «Пеленашка»



22

3.18

Изготовление куклы «Пеленашка»



23

3.19

«Неразлучники»



24

3.20

Изготовление куклы «Неразлучники»



25

3.21

Кукла на счастье и удачу



26

3.22

Изготовление куклы «Счастье»



27

3.23

«Кубышка – Травница»



28

3.24

Изготовление куклы «Кубышка – Травница»



29

3.25

«Желанница»



30

3.26

Изготовление куклы «Желанница»



31

3.27

«Подорожница»



32

3.28

Изготовление куклы «Подорожница»



33

3.29

Кукла «Колокольчик»



34

3.30

Изготовление куклы «Колокольчик»



35

1

Выставка работ






2 год обучения






Введение -1ч




36

1

Куклы в культуре и традициях народов России.

Правила безопасности труда. Организация рабочего места.




Игровые куклы – 9ч


37

4.1

Игровые куклы. «Зайчик на пальчик»



38

4.2

«Птичка»



39

4.3

Изготовление куклы «Птичка»



40

4.5

«Дружка»



41

4.6

Изготовление куклы «Дружка»



42

4.7

«Куклы – хороводницы»



43

4.8

Изготовление кукол «Хороводниц»



44

4.9

Выставка работ




Русский народный костюм, его орнаментика и семантика – 5ч


45

5.1

Сведения о традиционном народном костюме.



46

5.2

Орнаменты – обереговая символика и семантика.



47

5.3

Ворот.



48

5.4

Подол.



49

5.5

Пояса.




Этнографические куклы – 14ч


50

6.1

Этнографические куклы – обереги. Куклы, характерные для разных культурных традиций, различая в зависимости от особенностей костюма и быта губернии России.



51

6.2

Куклы с ликами. Вывязанными традиционными узорами.



52

6.3

Куклы – маклавицы в народных костюмах различных российских губерний.



53

6.4

Этнографические куклы азиатских народов.



54

6.5

Способы изготовления кукол, материалы и технологические приемы.



55

6.6

Кукла «Северная Берегиня»



56

6.7

Изготовление куклы «Северная Берегиня»



57

6.8

Кукла «Акань»



58

6.9

Изготовление куклы «Акань»



59

6.10

«Оренбургская казачка»



60

6.11

Изготовление куклы сувенира «Оренбургская казачка»



61

6.12

«Толстушка – Костромушка»



62

6.13

Изготовление куклы «Толстушка – Костромушка»



63

6.14

Выставка работ




Авторские художественные куклы -6ч


64

7.1

Авторские художественные куклы, сувенирные промысловые куклы.



65

7.2

Куклы с керамическими головками и тряпичным телом, тряпичные куклы.



65

7.3

Куклы деревянные: матрешки, резные куклы, калмыцкие и японские куклы.



67

7.4

Изготовление собственной куклы



68

7.5

Изготовление собственной куклы



69

7.6

Изготовление собственной куклы



70

1

Выставка работ





Материально техническое обеспеченье

Мультимедийный пректор

Экспозиционный экран размером не менее 150 х 150 см

Компьютер

Швейные электрические машины



Список литературы и интернет ресурсов

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла

4. Шайдурова, Н. В. Традиционная тряпичная кукла:

5. Цыгвинцевой О.А. Мастерская народных кукол

6. О.Я. Воробьева. Декоративно-прикладное творчество

6. http://tn-kukla.livejournal.com

7. http://stranamasterov.ru

8. http://www.treeland.ru

9. http://www.rukukla.ru

10. https://gigabaza.ru/doc/68447.html

1 1.https://studbooks.net/1532111/tovarovedenie/obryadovye_kukly

12. http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/slavjanskie_kukly_oberegi_iz_tkani/10-1-0-1439#a8

13https://www.livemaster.ru/topic/1219925-master-klass-zhenskaya-sut-8212-oberezhnaya-kukla




t1580645211aa.gif

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.