Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука Ямала глазами детей» (3 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Азбука Ямала глазами детей»
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Азбука Ямала глазами детей»
Личностные результаты
принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной, духовной жизни своей страны;
формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты
Коммуникативные результаты:
умение противостоять вредному влиянию, придерживаться общечеловеческих ценностей и правовых норм поведения;
умение общаться без конфликтов, выбирать эффективные способы и средства общения, на основе взаимоуважения и понимания других взглядов;
умение помогать другим и принимать помощь товарищей;
строить правильные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми.
Регулятивные результаты:
умение контролировать свое поведение и эмоции, принимать волевое решение и следовать ему, отвечать за свои поступки;
устанавливать причину и следствия неправильного поведения в социуме, корректировать своё поведение в связи с целями и задачами общения;
решать поставленные задачи в коллективе, осуществлять контроль и оценку действий.
Познавательные результаты:
знать права, обязанности и нормы культурного поведения и следовать им;
знать о многообразии культур народов России и принимать уважительно традиции и правила поведения людей других культур;
знать важнейшие исторические события страны, защитников своей Родины и её героев, устанавливать связь разных поколений.
Требования к результатам первого уровня:
элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями этносами, носителями разных убеждений, представителями разных социальных групп;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной и народной культуры.
Требования к результатам второго уровня:
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к старшим поколениям, родителям (законным представителям), заботливое отношение с младшим;
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
ценностное отношение к природе;
первоначальное умение видеть красоту в окружающем мире;
первоначальное умение видеть красоту в поведении и поступках людей;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Требования к результатам третьего уровня:
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной межкультурной коммуникации;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, социальных проектах;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Мониторинг эффективности программы
На протяжении всего процесса реализации программы планируется взаимодействие с музеями (школьным, краеведческим, музеем изобразительных искусств).
По ходу работы составляется «Азбука Ямала», которая содержит в себе творческие работы детей, их сообщения, исследовательские и проектные работы по основным блокам программы. Составляется электронная «Азбука Ямала» . Она может пополняться и в будущем.
Подведение итогов может быть в виде: конкурса, викторины, презентации творческих работ, защиты проекта.
Воспитательные результаты
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Первый уровень воспитательных результатов достигается к концу первого года обучения.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Второй уровень воспитательных результатов достигается к концу первого года обучения.
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде. Третий уровень воспитательных результатов достигается к концу второго года обучения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
Основные виды деятельности учащихся:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, викторина, выступление, дискуссия, рассказ);
практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, чтение стихов и сказок; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования);
индивидуальные (работа над сообщением, проектом).
II. Содержание курса «Азбука Ямала глазами детей»
Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщение и углубление знаний о нём. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностное отношение к своей стране, краю, району, посёлку; дети научатся работать с различными источниками информации; анализировать, обобщать и представлять готовый продукт деятельности.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность понять и принять нравственно-этические нормы общения и поведения, познавать себя и учиться понимать других, рассмотреть различные вопросы с точки зрения науки, культуры, искусства и т.д. и получить собственную позицию видения окружающего мира.
Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе сочетаются взаимодействие школы с семьей, наука, творчество и развитие. Так как в основе программы лежит исследовательская и проектная деятельность, способствующая обучению в действии, то она побуждает детей и взрослых к наблюдениям и экспериментированию, развитию коммуникативных умений и навыков. Актуальность организации проектной деятельности определяется сегодня как одно из условий реализации ФГОС. Программа позволяет так же реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к обучению и воспитанию школьников.
Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Содержание программы
1 год обучения
Страницы северного фольклора. (8 ч)
Народные сказки коренных народов Севера: ненецкие, мансийские, хантыйские.
Мансийская сказка «Сказка про богатырей Ваиц-отыро»;
Ненецкая сказка: «Рассерженный кит»; «Иго воробей»;
Хантыйские сказки: «Аки Черное сердце», «Золотой город»;
Творчество писателей Ямала. (7ч)
Л.Лапцуй «Как собака стала другом человека».
В. Лебедев « Почему у глухаря брови красные».
А.П. Пырерка «Первый ненецкий ученый, писатель, переводчик», « Заслуженный учитель России»
П.Явтысый «Сказка про дядюшку лемминга и про летнего писца»
Чудеса Ямала.(2ч)
Крупные города Ямала. Мой любимый город Новый Уренгой.
Праздники народов Севера.(2ч)
Праздники народов Севера. История их возникновения. Традиции проведения.
Народы Севера. Особенности быта северных кочевых народов(3ч)
Народы, населяющие наш край. Особенности быта. Устройство чума, назначение некоторых предметов быта.
Традиции народов Севера. Традиции наших семей.(2ч)
Народы Севера, история возникновения, традиции. Обряды народов Ямала. Рассказ о традициях своих семей.
О детях коренных народов Севера. Игры, забавы, особенности воспитания. (2ч)
Игрушки и игры, копирующие жизнь взрослых.
Изучаем растительный мир тундры.(3ч)
Растения тундры, занесенные в Красную Книгу. Сказки народов Севера о природе.
Изучаем животный мир тундры.(3ч)
Животные тундры, занесенные в Красную Книгу. Сказки народов Севера о природе.
Путешествие по городам Ямала.(2ч)
Крупные города Ямала. Мой любимый город Новый Уренгой.
Содержание программы
2 год обучения
Вводное занятие. Чудеса Ямала(1ч)
Географическое положение на карте, особенности флоры и фауны. Население Ямала. Крупные города Ямала.
Ими гордится Ямал(5ч)
Познакомить с биографиями известных людей Ямала. Названия улиц городов Салехард и Новый Уренгой. История памятников людям-первопроходцам Ямала, ветеранам ВОВ, ученым, писателям, спортсменам Ямала. Профессии людей северного края.
Самобытность северных кочевых народов(4ч)
Уникальность народов, населяющих этот край. Формировать толерантность к народам Севера и уважение к их культуре, природе, традициям. Особенности быта. Особенности воспитания детей у северных народов. Обряды народов Ямала.
Богатство Ямала. (5ч)
Реки Ямала. Природные богатства Ямала. Природные памятники Ямала. Заповедники и заказники федерального и регионального значения. Экологические проблемы.
Растительный мир тундры.(5ч)
Растения тундры, занесенные в Красную Книгу. Охрана растений. Создание иллюстрированного «банка данных» о редких и исчезающих видах растений. Экологические проблемы. Сказки народов севера о природе.
Животный мир тундры.(5ч)
Животные тундры, занесенные в Красную Книгу. Охрана животных. Создание иллюстрированного «банка данных» о редких и исчезающих видах животных. Экологические проблемы. Сказки народов севера о природе.
Праздники народов севера.(2ч)
Праздники народов севера. Традиции проведения. Участие детей в праздновании.
Творчество писателей Ямала. (6ч)
Л.Лапцуй «Пастух» «Человеку поклон», «Лов на Оби», «Врач»
Р.Ругин «Путина» «Обские рыбаки», «Хозяин тайги», «Есть обычай добрый у народа»
Л.Лапцуй«Сова», «Крик гагары», «Смерть совы»
Р.Ругин «Баллада об орле» «Мольба природы» «Материнская любовь»
Ю.Вэлла «Боль вторая»
П.Явтысый «Песец»
Ю.Афанасьев «В морозный день»
Ю.Шесталов «Сначала была сказка», «Когда качало меня солнце»
III. Тематическое планирование курса «Азбука Ямала глазами детей» 1 год обучения
Тема |
Кол-во час |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Формы контроля |
||||
Личностные |
Метапредметные |
|||||||
Страницы северного фольклора. (8 ч) |
||||||||
Народные сказки коренных народов севера: 1.Мансийская сказка: «Сказка про богатырейВаиц-отыро»; 2.Ненецкая сказка: «Рассерженный кит»; «Иго воробей»; 3.Хантыйские сказки: «Аки Черное сердце», «Золотой город» |
8ч |
Научатся находить материал на заданную тему. Изучают северный фольклор, учатся находить сказку, пословицу, поговорку, загадку в русском фольклоре, учатся сравнивать их. Придумывают свои загадки, сказки, аналогичные прочитанным, выполняют рисунки к прочитанным сказкам. |
Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. |
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, сочиняют сказку, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению. |
Выразительное чтение, выставка рисунков |
|||
Творчество писателей Ямала. (7ч) |
||||||||
Творчество писателей: Р.Ругин Л.Лапцуй В. Лебедев А.П. Пырерка П.Явтысый |
7ч |
Воспроизводить основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных произведений; Перечислять основные исторические даты, произошедшие события; Участвовать в диалоге; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. |
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, сочиняют сказку, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Выразительное чтение наизусть, пересказ, ответы на вопросы, описание героя или события |
|||
Чудеса Ямала (2 ч) |
||||||||
Крупные города Ямала. Мой любимый город Новый Уренгой. |
2 ч |
Читать материал на заданную тему; Отвечать на вопросы по прочитанному материалу. |
Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной, духовной жизни своей страны; формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма. |
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Тестирование Викторины |
|||
Праздники народов Севера (2ч) |
||||||||
Праздники народов Севера, их история, традиции |
2ч |
Познакомятся с осенними и зимними праздниками народов Севера, изучат историю их возникновения, познакомятся с традициями. Узнают названия праздников. |
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России; формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. |
Познавательные УУД; осознанно строить речевое высказывание; учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами. Регулятивные УДД: осваивать способы решения проблем поискового характера; определять способы решения поставленной задачи; осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; Коммуникативные УДД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других; формировать мотивацию к работе на результат; учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса |
Викторины Мини-проекты Творческие задания |
|||
Народы Севера. Особенности быта северных кочевых народов (3ч) |
||||||||
Народы, населяющие наш край.Особенности быта. |
3 ч |
Научатся находить материал на заданную тему. Самостоятельно создадут викторину «Переносной дом – чум». Создадут презентацию с использованием музыкального, художественного материала и собственных рисунков в электронном виде. |
Развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. |
Познавательные УДД: соблюдать нормы этики и этикета; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Регулятивные УДД: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осваивать начальные формы рефлексии. Коммуникативные УДД: учиться аргументировать, доказывать; учиться вести дискуссию. |
Презентации Творческие задания Викторина |
|||
Традиции народов Севера. Традиции наших семей.(2 ч) |
||||||||
Традиции народов севера. История их возникновения. Обряды народов Ямала. |
2 ч |
Научатся находить материал на заданную тему. Познакомятся с традициями народов севера, изучат историю их возникновения, составят мини-проект на заданную тему. Научатся составлять презентации и рассказывать о своей семье. |
Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. |
Познавательные УДД: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; соблюдать нормы этики и этикета. Регулятивные УДД: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осваивать начальные формы рефлексии. Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера); учиться аргументировать, доказывать; учиться вести дискуссию. |
Конкурсы творческих работ. Презентация Мини-проект |
|||
О детях коренных народов Севера. Игры, забавы, особенности воспитания. (2ч) |
||||||||
Игрушки и игры, копирующие жизнь взрослых. |
2 ч |
Научатся находить материал на заданную тему. Воспроизводить народные игры и забавы детей севера. Сделают детскую игрушку северных народов, Изучат народные игры детей севера. |
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России; формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
|
Познавательные УУД; осознанно строить речевое высказывание; учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами. Регулятивные УДД: осваивать способы решения проблем поискового характера; определять способы решения поставленной задачи; осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; Коммуникативные УДД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других; формировать мотивацию к работе на результат; учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. |
||||
Растительный мир тундры. (3ч) |
||||||||
Растения тундры, занесенные в Красную Книгу. Сказки народов севера о природе. |
3 ч |
Научатся находить материал на заданную тему. Создадут кроссворд «Растения тундры», рисунки по теме. Подберут материал для экологического журнала «Жалобная книга природы» (растения). |
Развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир. Создание иллюстрированного «банка данных» о редких и исчезающих видах растений. |
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить информацию в словарях и справочниках Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
|
Конкурсы творческих работ. Кроссворд Викторины |
|||
Животный мир тундры. (3ч) |
||||||||
Животные тундры, занесенные в Красную Книгу. Сказки народов севера о природе. |
3ч |
Научатся находить материал на заданную тему. Создадут кроссворд «Животные тундры», рисунки по теме. Подберут материал для экологического журнала «Жалобная книга природы» (животные). Создание иллюстрированного «банка данных» о редких и исчезающих видах животных. |
Развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир.
|
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить информацию в словарях и справочниках Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Конкурсы творческих работ. Кроссворд Викторины |
|||
Путешествие по городам Ямала.(2ч) |
||||||||
Крупные города Ямала. Мой любимый город Новый Уренгой. |
2ч |
Научатся находить материал на заданную тему. Создадут презентацию про города Ямала. |
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, архитектуре и культуре народов России; формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
|
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Конкурсы творческих работ. Викторины |
III. Тематическое планирование курса «Азбука Ямала глазами детей», 2-ой год обучения
Тема |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Формы контроля |
||||
Личностные |
Метапредметные |
|||||||
Чудеса Ямала -1ч |
||||||||
Вводное занятие. Географическое положение на карте, особенности флоры и фауны. Население Ямала. Крупные города Ямала. |
1 ч |
Повторить материал на заданную тему. |
Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной, духовной жизни своей страны; формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма. |
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё пред-положение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по пред-ложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. |
Тестирование Викторины |
|||
Ими гордится Ямал – 5ч |
||||||||
Биографии известных людей Ямала. Названия улиц городов Салехард и Новый Уренгой. История памятников людям-первопроходцам Ямала, ветеранам ВОВ, ученым, писателям, спортсменам Ямала. Профессии людей северного края. |
5ч |
Познакомятся с биографиями известных людей Ямал, их достижениями в различных сферах, с названиями улиц городов Салехард и Новый Уренгой. Повторят историю памятников людям-первопроходцам Ямала, ветеранам ВОВ, спортсменам, ученым, писателям Ямала. Познакомятся с профессиями людей северного края. Научатся создавать мини-проекты. |
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России; формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. |
Регулятивные УДД: осваивать способы решения проблем поискового характера; определять способы решения поставленной задачи; осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание; учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами. Коммуникативные УДД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других; формировать мотивацию к работе на результат; учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
|
Викторины Мини-проекты Конкурсы чтецов Творческие задания |
|||
Самобытность северных кочевых народов-4ч |
||||||||
Особенности быта народов Севера. Особенности воспитания детей у северных народов. Обряды народов Ямала. |
4 ч |
Научатся находить материал на заданную тему. Создадут презентацию с использованием музыкального, художественного материала и собственных рисунков в электронном виде. |
Развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. |
Регулятивные УДД: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД: соблюдать нормы этики и этикета; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Коммуникативные УДД: учиться аргументировать, доказывать; учиться вести дискуссию. |
Презентации Творческие задания Тестирование |
|||
Богатство Ямала-5ч |
||||||||
Реки Ямала. Природные богатства Ямала. Природные памятники Ямала. Заповедники и заказники федерального и регионального значения. Экологические проблемы. |
5 ч |
Познакомятся с природными богатствами Ямала, их использованием; заповедниками и заказниками; с экологическими проблемами края. |
Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. |
Регулятивные УДД: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; соблюдать нормы этики и этикета Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера); учиться аргументировать, доказывать; учиться вести дискуссию. |
Конкурсы творческих работ. Тестирование Викторины |
|||
Растительный мир тундры-5ч |
||||||||
Растения тундры, занесенные в Красную Книгу. Охрана растений. Экологические проблемы. Сказки народов севера о природе. |
5 ч |
Научатся находить материал на заданную тему. Составят викторину «Растения тундры», рисунки по теме. Продолжат подбор материала для экологического журнала «Жалобная книга природы» (растения). Создание иллюстрированного «банка данных» о редких и исчезающих видах растений. |
Развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир. |
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё пред-положение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложен-ному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить информацию в словарях и справочниках Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Конкурсы творческих работ. Тестирование Викторины |
|||
Животный мир тундры-5ч |
||||||||
Животные тундры, занесенные в Красную Книгу. Охрана животных. Экологические проблемы. Сказки народов севера о природе. |
5ч |
Научатся находить материал на заданную тему. Составят викторину «Животные тундры», подберут ребусы и загадки, рисунки по теме. Продолжат подбор материала для экологического журнала «Жалобная книга природы» (животные). Создание иллюстрированного «банка данных» о редких и исчезающих видах животных. |
Развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир.
|
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё пред-положение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложен-ному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить информацию в словарях и справочниках Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Конкурсы творческих работ. Тестирование Викторины |
|||
Праздники народов севера-2ч |
||||||||
Праздники народов севера. Традиции проведения. Участие детей в праздновании. |
2ч |
Воспроизводить названия праздников. Продолжат изучать историю их возникновения, традиции праздника. Создадут электронный иллюстрированный каталог праздников. |
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России; формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
|
Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Конкурсы творческих работ. Тестирование Викторины |
|||
Творчество писателей Ямала-7ч |
||||||||
Творчество и биография писателей Ямала: Р.Ругин Л.Лапцуй Р.Ругин Ю.Вэлла П.Явтысый Ю.Афанасьев Ю.Шесталов |
7ч |
Воспроизводить основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных произведений; Перечислять основные исторические даты, произошедшие события; Участвовать в диалоге; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
|
Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Выразительное чтение наизусть, пересказ, ответы на вопросы, описание героя или события. |
Для реализации программы используется следующая литература:
Ямальский калейдоскоп / Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс / Автор-составитель Л. В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003.
Безруких М.М., Макеева А.Г. и др. Все цвета, кроме чёрного. М.:Изд.центр Вентана-Граф, 2012
Быковский В.А. Азбука Ямала, М.: БАСКО, 2010
Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013, Ямало-Ненецкий автономный округ, для учителей начальных классов, ЗАО «ФРЕГАТ»
Этнокалендарь России, 2013. Ямало-Ненецкий автономный округ, ЗАО «ФРЕГАТ»
Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия 5-7 классы / Составители Ю. И. Попов, Н. В. Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002
Северные родники. (Составитель Л. В. Фёдорова). – Сыктывкар, 1995
Федорова Л. В. Родная литература (ненецкая, хантыйская, мансийская, селькупская, коми). Часть 1. – Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1995.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
Страницы северного фольклора Народные сказки коренных народов севера. Вводное занятие. |
1 |
07.09 |
2 |
Мансийская сказка «Сказка про богатырей Ваиц-отыро» |
1 |
14.09 |
3 |
Ненецкая сказка «Рассерженный кит» |
1 |
21.09 |
4 |
Хантыйская сказка «Аки Черное сердце» |
1 |
28.09 |
5 |
Хантыйская сказка «Золотой город» |
1 |
05.10 |
6 |
Ненецкая сказка «Иго воробей» |
1 |
12.10 |
7 |
Ненецкая сказка «Два брата» |
1 |
19.10 |
8 |
Ненецкая сказка «Как могучий орел вернул ненцам солнце» |
1 |
2.11 |
9 |
Творчество писателей Ямала Обзорное занятие. |
1 |
9.11 |
10-11 |
Писатели Ямала. Р. Ругин. Биография и творческая деятельность. |
2 |
16.11, 23.11 |
12-13 |
Писатели Ямала. Л. Лапцуй. Биография и творческая деятельность. |
2 |
30.11, 07.12 |
14-15 |
Писатели Ямала. П. Явтысый. Биография и творческая деятельность. |
2 |
14.12, 21.12 |
16 |
Чудеса Ямала. Крупные города Ямала. |
1 |
28.12 |
17 |
Мой любимый город Новый Уренгой. |
1 |
18.01 |
18-19 |
Праздники народов Севера, их история, традиции |
2 |
25.01 |
20 |
Народы Севера. Особенности быта северных кочевых народов. Народы, населяющие наш край. |
1 |
01.02 |
21 |
Переносной дом – чум. Особенности быта коренных народов Севера. |
1 |
08.02 |
22 |
Главный помощник человека в тундре – северный олень. |
1 |
15.02 |
23 |
Традиции народов Севера. Традиции наших семей. Традиции народов севера. История их возникновения. |
1 |
22.02 |
24 |
Обряды народов Ямала. |
1 |
01.03 |
25 |
О детях коренных народов Севера. Игры, забавы, особенности воспитания. Игрушки и игры, копирующие жизнь взрослых. |
1 |
15.03 |
26 |
Изготовление народной игрушки. |
1 |
22.03 |
27 |
Растительный мир тундры. Растения тундры. |
1 |
05.04 |
28 |
Растения тундры, занесенные в Красную Книгу. |
1 |
12.04 |
29 |
Сказки народов севера о природе. |
1 |
19.04 |
30 |
Животный мир тундры. Животные тундры. |
1 |
26.04 |
31 |
Животные тундры, занесенные в Красную Книгу. |
1 |
03.05 |
32 |
Сказки народов севера о природе. |
1 |
10.05 |
33 |
Путешествие по городам Ямала. Крупные города Ямала. |
1 |
17.05 |
34 |
Мой любимый город Новый Уренгой. |
1 |
24.05 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
Вводное занятие. Чудеса Ямала. Географическое положение на карте, особенности флоры и фауны. Население Ямала, особенности их быта. (Повторение сведений) |
1 |
07.09 |
2 |
Ими гордится Ямал. Мини-проекты Памятники первопроходцам. Биографии известных людей Ямала. |
1 |
14.09 |
3 |
История памятников людям-первопроходцам Ямала, ветеранам ВОВ, ученым, писателям, спортсменам Ямала. |
1 |
21.09 |
4 |
В их честь названы улицы нашего города. |
1 |
28.09 |
5 |
Профессии людей северного края. |
1 |
05.10 |
6 |
Места, где родились и выросли поэты Ямала. |
1 |
12.10 |
7 |
Самобытность северных кочевых народов. Уникальность народов, населяющих этот край. |
1 |
19.10 |
8 |
Самобытность северных кочевых народов. Толерантность к народам Севера и уважение к их культуре, природе, традициям. Особенности быта.. |
1 |
26.10 |
9 |
Самобытность северных кочевых народов. Олень в жизни народа |
1 |
9.11 |
10 |
Самобытность северных кочевых народов. Особенности воспитания детей у северных народов.Рассказ об игрушках и играх. |
1 |
16.11 |
11 |
Богатство Ямала. Реки Ямала. |
1 |
23.11 |
12 |
Богатство Ямала. Природные богатства Ямала. |
1 |
30.11 |
13 |
Богатство Ямала. Реки Ямала. |
1 |
07.12 |
14 |
Богатство Ямала. Природные памятники Ямала. Заповедники и заказники. |
1 |
14.12 |
15 |
Богатство Ямала. Экологические проблемы. |
1 |
21.12 |
16 |
Растительный мир тундры. Минипроекты. |
1 |
28.01 |
17 |
Растения тундры, занесенные в Красную Книгу. |
1 |
18.01 |
18 |
Охрана растений. Создание иллюстрированного «банка данных» о редких и исчезающих видах растений. |
1 |
25.01 |
19 |
Охрана растений. Создание иллюстрированного «банка данных» о редких и исчезающих видах растений. |
1 |
01.02 |
20 |
Экологические проблемы. |
1 |
08.02 |
21 |
Изучаем животный мир тундры. Мини-проекты. |
1 |
15.02 |
22 |
Животные тундры, занесенные в Красную Книгу. |
1 |
22.02 |
23 |
Охрана животных. «Банк данных» о редких и исчезающих видах животных. |
1 |
01.03 |
24 |
Охрана животных. «Банк данных» о редких и исчезающих видах животных. |
1 |
09.03 |
25 |
Экологические проблемы. |
1 |
15.03 |
26 |
Праздники народов севера. |
1 |
22.03 |
27 |
Праздники народов севера. |
1 |
05.04 |
28 |
Л.Лапцуй «Пастух» «Человеку поклон», «Лов на Оби», «Врач» |
1 |
12.04 |
29 |
Р.Ругин «Путина» «Обские рыбаки», «Хозяин тайги», «Есть обычай добрый у народа» Л.Лапцуй«Сова», «Крик гагары», «Смерть совы» |
1 |
19.04 |
30 |
Р.Ругин «Баллада об орле» «Мольба природы» «Материнская любовь» |
1 |
26.04 |
31 |
Ю.Вэлла «Боль вторая» |
1 |
10.05 |
32 |
П.Явтысый «Песец» |
1 |
17.05 |
33-34 |
Ю.Шесталов «Сначала была сказка», «Когда качало меня солнце» |
2 |
24.05 |
Приложение 2
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности должна происходить на трех уровнях:
•представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, курса, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.);
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр.
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио –накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
.
Для представления результатов достижений используются такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.
Система оценки результатов внеурочной деятельности
Индивидуальная оценка |
Коллективный результат |
Оценка эффективности по направлениям внеурочной деятельности |
|
Основные функции оценки |
Диагностирующая |
Диагностирующая и корректирующая |
Диагностирующая и контролирующая |
Форма предоставления результатов результатов |
Портфолио |
Творческий отчет / презентация и пр. |
Карта достижений (суммирование индивидуальных результатов обучающихся в рамках одного направления). Оценка проекта. |
Содержание |
1.Оценка освоения программы внеурочной деятельности (педагог). 2.Участие в мероприятиях различного уровня. 3.Дипломы, сертификаты, награды. 4.Самоанализ |
1.Продукт совместной деятельности / проекта. 2.Внешняя экспертиза коллективного творчества 3.Награды, сертификаты, поощрения. 4.Материалы рефлексии. |
1.Индивидуальные результаты в рамках одного направления |
Этапы диагностики |
Входная диагностика, диагностика в конце года и по окончании освоения программы (как показатели динамики) |
В конце года или отчетного периода. |
В конце года. По окончании мультипроекта. |
Формы оценивания |
Персонифицированная и не персонифицированная |
Не персонифицированная |
Не персонифицированная |
Инструменты оценивания |
Критерии оценки портфолио |
Критерии оценки продуктов деятельности |
Технологическая карта оценки эффективности Критерии оценки проекта |
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит и на любом внеурочном занятии. Приведём пример одного из них.
Дидактическая игра «111 вопросов для знатоков краеведения»
Настольная игра «111 вопросов для знатоков краеведения ЯНАО» предназначена для учащихся 3-4 классов, изучающих литературное краеведение, увлекающихся историей и культурой родного края.
Цель игры: расширить и обогатить знания школьников о родном крае, прививать любовь и уважение к истории и культуре коренных народов Севера, воспитывать чувство гордости за свою малую родину – Ямал.
Задачи:
· Привлечение внимания школьников к истории округа); вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по краеведению.
· Ознакомление с обычаями и традициями коренных жителей Ямала.
· Воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к малой Родине, её народу.
· Выявление эрудированных и наиболее подготовленных учащихся в области краеведения.
Ход занятия:
Дорогой друг!
Ты держишь в руках настольную игру «111 вопросов для знатоков краеведения». Мы предлагаем тебе отправиться в путешествие по Ямалу. Вспомнить обычаи и традиции коренных жителей, разгадать северные загадки, приобщиться к мудрости скромного и работящего народа.
Во время игры вы побываете в стойбище оленеводов, погостите в чуме, обогатите знания об основных занятиях коренных жителей ЯНАО (оленеводстве, рыболовстве, охоте, рукоделие). Узнаете о самобытности и разнообразии ненецких колыбельных песен, игр. Убедитесь в бережном отношении к природе жителей тундры, восхититесь разнообразием животного и растительного мира нашего округа.
Надеемся, что игра поможет воспитать чувство уважения к традициям и обычаям народов ЯНАО, повысит чувство ответственности за состояние окружающей среды, разовьёт интерес к изучению родного края.
Игра может проводиться по трем вариантам. Значком * отмечен дополнительный вопрос, вопрос повышенной трудности.
1 вариант. Каждый игрок по очереди кидает кубик и ходит на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. На дорожке есть номера вопросов, на которые надо дать ответ. Вопросы задаёт ведущий и следит за правильностью ответов. При правильном ответе игрок получает 2 балла и продвигается вперёд на 2 кружка. В случае неполного ответа игрок получает 1 балл и продвигается вперёд на 1 кружок. При неправильном ответе игрок остаётся на месте. Побеждает тот, кто первым доберётся до конца пути.
2 вариант. Перед броском кубика игроки (или команда игроков) сами выбирают категорию вопросов. За правильный ответ получают то количество баллов, которое выпало на кубике. Баллы суммируются. Побеждает тот, кто набрал больше баллов.
3 вариант. Вопросы игры могут быть использованы для проведения викторины «Мой северный край». В викторине может одновременно участвовать весь класс, предварительно поделившись на команды. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Тематический блок вопросов
1 |
Ямал – России младший брат |
10 |
В гостях у охотников |
2 |
В гости, в тундру! (стойбище) |
11 |
В мире северных загадок |
3 |
Жилище кочевника |
12 |
Аптека под ногами |
4 |
В краю оленьих троп (об оленеводах) |
13 |
Кто в северном краю живёт |
5 |
Ямальские мастерицы (рукоделие) |
14 |
Царство брусники и морошки (ягоды) |
6 |
Колыбельная для тундровичка |
15 |
По законам предков (обычаи и традиции) |
7 |
Игры и игрушки ненецких детей |
16 |
«Голубое» золото Ямала |
8 |
Собиратели фольклора |
17
|
«Войди в природу другом!» |
9 |
В краю голубых озёр |
блока |
Вопросы |
|
«Ямал – России младший брат» |
||
1 |
1 |
Как называется наш округ? |
2 |
2 |
В каком году был создан наш округ? |
3 |
3 |
Как переводится с ненецкого языка слово Ямал? |
4 |
4 |
Как называется столица, главный город нашего края? |
5 |
5 |
Найди на рисунке флаг нашего округа |
6 |
6 |
Что изображено на гербе нашего округа? |
|
* |
Как назывался Салехард до 1933 года |
«В гости, в тундру!» |
||
7 |
1 |
Назовите коренных жителей ЯНАО |
8 |
2 |
Перечислите основные занятия коренных жителей |
9 |
3 |
Как называется временное поселение ненцев-пастухов? |
10 |
4 |
Как называется жилище ненцев? |
11 |
5 |
На сколько человек рассчитан чум кочевника? |
12 |
6 |
Сколько километров в год проезжают оленеводы, следуя за стадом? А) 200 км; Б) 500 км; В) около 1000 км; |
|
* |
Знаете ли вы, что обозначают названия национальностей коренных жителей? |
«Жилище кочевников» |
||
13 |
1 |
Из чего строят чум? |
14 |
2 |
Чем отличается зимний чум от летнего? |
15 |
3 |
Кто занимается сборкой чума? |
16 |
4 |
Сколько требуется времени, чтобы установить чум? |
17 |
5 |
Сколько нужно шестов для установки чума? |
18 |
6 |
Сколько нужно оленьих шкур для покрытия чума? |
|
* |
Что такое в чуме место СИ ? |
«В краю оленьих троп» |
||
19 |
1 |
Что служит основным кормом северному оленю? |
20 |
2 |
Почему оленеводы ведут кочевой образ жизни? |
21 |
3 |
Как долго стадо может находиться на одном пастбище? |
22 |
4 |
Какую пользу приносит оленеводство человеку? |
23 |
5 |
Как оленеводы заботятся о стаде? |
24 |
6 |
Кто такой авка? |
|
* |
Назовите любимое лакомство северного оленя? |
«Ямальские мастерицы» |
||
25 |
1 |
Исключи неправильный ответ. О мастерстве хозяйки судят: А) по умению петь и рассказывать сказки; Б) по обшивке чума; В) по одежде детей и мужа |
26 |
2 |
Какие орудия труда нужны мастерице для изготовления традиционной одежды? |
27 |
3 |
С помощью чего украшается одежда ненцев?
|
28 |
4 |
Для чего, по мнению жителей тундры, нужен орнамент на одежде?
|
29 |
5 |
Как называется мужская национальная одежда ненцев? |
30 |
6 |
Как называется женская национальная одежда ненцев? |
«Колыбельная для тундровичка» |
||
31 |
1 |
Что характерно для ненецкой колыбельной? А) одна песня пишется для всех детей семьи; Б) колыбельная сочиняется каждому ребёнку; В) колыбельная песня передаётся по наследству. |
32 |
2 |
Меняются ли со временем слова и музыка колыбельной песни? |
33 |
3 |
Каких песен нет в ненецком фольклоре? |
34 |
4 |
Из чего изготавливается люлька для тундровичка? |
35 |
5 |
Для чего центр тяжести ненецкой люльки находится в низу? (По принципу Ванька-встаньки) |
36 |
6 |
Исключите неправильный ответ. К шапке малыша пришивается колокольчик чтобы: А) чтобы малыш с детства привыкал к музыке; Б) чтобы звон колокольчика отгонял злых духов; В) чтобы его легко было найти, если он отошёл далеко от чума; |
«Игры и игрушки ненецких детей» |
||
37 |
1 |
В какие подвижные игры любят играть ненецкие мальчики? |
38 |
2 |
Из чего изготавливается ненецкая кукла? |
39 |
3 |
Какими игрушками играют в чуме? |
40 |
4 |
Назови одну из любимых детских игр, в которую играют вместе девочки и мальчики. |
41 |
5 |
Какие праздники коренных жителей вы знаете? |
42 |
6 |
Как часто ненцы празднуют День рождения? |
«Собиратели фольклора» |
||
43 |
1 |
В какой сказке мать превратилась в птицу, не дождавшись помощи от детей? |
44 |
2 |
Кто такой Менкв или Менкв-ики? А) добрый волшебник; Б) ямальский Дед Мороз; В) великан – людоед. |
45 |
3 |
Продолжи примету. Звёзды искрятся – становятся яркими к … |
46 |
4 |
Какая из пословиц принадлежит народам Ямала: А) Волка бояться – и от белки бежать. Б) Робкого и тень страшит. В) Волков бояться, в лес не ходить. |
47 |
5 |
Продолжи примету. Солнце в туманном круге к … |
48 |
6 |
Какая из пословиц не принадлежит народам Ямала: А) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Б) Без труда, не выловить рыбку из пруда. В) Не рыба, не сети, а руки кормят. |
«В краю голубых озёр» |
||
49 |
1 |
Как называется самая большая река нашего округа? |
50 |
2 |
В какое море впадает Обь? |
51 |
3 |
Как называется лодка ненца-рыбака? |
52 |
4 |
Из какого растения вязали сети? |
53 |
5 |
Какие виды рыб водятся в водах нашего округа? |
54 |
6 |
Назови основную заповедь ненцев- рыбаков. |
|
* |
О чём идёт речь? Идёт, идёт, а следов не видать |
«В гостях у охотников» |
||
55 |
1 |
Назовите животных, на которых разрешена промысловая охота в нашем округе? |
56 |
2 |
Какие животные нашего края занесены в Красную книгу ЯНАО? |
57 |
3 |
Почему в народе говорят: «Куда мышь бежит, туда и охотнику поспешить нужно». |
58 |
4 |
Какие заповедники (заказники) расположены на территории ЯНАО? |
59 |
5 |
Защищая хозяина, охотничья собака вступает в смертельную схватку с медведем. Назовите породу этой собаки. |
60 |
6 |
Назовите основную заповедь ненцев- охотников. |
|
* |
Не буквы, а записаны в строчку. Без языка, а охотнику всё расскажут. |
«В мире северных загадок» |
||
61 |
1 |
В небе порхает, в воде умирает |
62 |
2 |
Без рук, без ног, а дерево гнёт |
63 |
3 |
Пляшет золотистыми столбами, Плещется искристыми цветами Над землёю радужное пламя |
64 |
4 |
Олень от них всегда убегает, а они никогда не отстают. |
65 |
5 |
Ног нет, а идёт. Глаз нет, а плачет. |
66 |
6 |
Идёт, идёт, а следа не видно |
|
* |
Лежит на земле белый камушек, а внутри сердечко стучит
|
«Аптека под ногами» |
||
68 |
1 |
Назовите лекарственные растения тундры. |
69 |
2 |
Как используют жители тундры целебные свойства багульника? |
70 |
3 |
Из каких растений оленеводы-кочевники готовят витаминный чай? |
71 |
4 |
Почему нельзя растаптывать мухоморы, ведь они ядовитые? |
72 |
5 |
О каком лекарственном растении говориться в загадке: Платье потерялось, а пуговки остались. |
73 |
6 |
Какую из ягод тундры вводят в рацион питания космонавтам?
|
«Кто в северном краю живёт?» |
||
74 |
1 |
Летом серая, а зимой белая |
75 |
2 |
Ушки на макушке, хвостик как пушок Рыжий, симпатичный маленький зверёк. |
76 |
3 |
На тонких ножках под ветром дрожит. Как только обсохнет, за мамой бежит. |
77 |
4 |
В ночь беззвёздную до чума Кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, Если в тундре бездорожье? |
78 |
5 |
Она от солнца прячется, а мышки от неё. |
79 |
6 |
Почему волка называют «санитаром» тундры? |
|
* |
На конце белого холма чернеет уголёк
|
«Царство брусники и морошки» |
||
80 |
1 |
На кустарнике растёт ягодка лесная, Ярко-синенький бочок солнцу подставляя. |
81 |
2 |
Какую ягоду называют северным лимоном? |
82 |
3 |
Какая ягода, произрастающая в нашем крае, улучшает зрение? |
83 |
4 |
В тундре – кусточки, на кусточках листочки, Под листочками ягодки красные блестят |
84 |
5 |
Летом - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка? |
85 |
6 |
Назовите ягоду, варенье из которой называют ямальским мёдом. |
«По законам предков» |
||
86 |
1 |
Какую религию исповедуют ненцы? |
87 |
2 |
Кто такиеНум и Нга? |
88 |
3 |
Кто такие шаманы? |
89 |
4 |
Назовите священное дерево ненцев. |
90 |
5 |
Продолжите ненецкие запреты: А) Не дразни старого человека – Б) Не учись сквернословить - В) Не мучай животного - |
91 |
6 |
Что должен сделать воспитанный человек, выходя из-за стола в чуме? А) поблагодарить хозяев; Б) пригласить к себе в гости; В) предупредить хозяйку, что собирается уходить. |
|
* |
Что такое камлание? А) вид охоты; Б) обряд шамана; В) праздничное мероприятие. |
«Голубое» золото Ямала» |
||
92 |
1 |
Природный газ |
|
2 |
Природный газ – лучший вид топлива. Он обогревает жилища, помогает готовить обед. Множество машин работает и передвигается с помощью газа. Из природного газа производят: пластмассу, красители, моющие средства и даже лекарства. |
93 |
3 |
А) 1972г. Б) 1962г. В) 1982г. |
94 |
4 |
Медвежье |
95 |
5 |
Медвежье, Юбилейное, Ямсовейское, Харасавэйское, Бованенковское. |
96 |
6 |
Нефть, природный газ, железная руда, марганец, медь, хромит, фосфориты. |
«Войди в природу другом!» |
||
97 |
1 |
А) 2-3 года; Б) 12-13 лет; В) 20-30 лет; |
98 |
2 |
Стерх (белый журавль), выращенный в неволе. |
99 |
3 |
А) 20-30 лет Б) 12-13 лет; В) 2-3 года |
100 |
4 |
Высаживают многолетние травы, производят отвод воды, чтобы место не заболачивалось, убирают территорию. |
101 |
5 |
Найди старое кострище. |
102 |
6 |
В) 18 лет |
|
|
|
Блок ответов
№ |
№ вопросов блока |
Ответы |
«Ямал – России младший брат» |
||
1 |
1 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
2 |
2 |
А) декабрь 1930 г. Б)ноябрь 1940 г. В) январь 1950 г. |
3 |
3 |
Край Земли |
4 |
4 |
Салехард |
5 |
5 |
Флаг сине-голубого цвета, в нижней части находится бело-сине-красный национальный орнамент |
6 |
6 |
Герб состоит из щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя, на поле щита изображён идущий белый олень. |
|
* |
Обдорск |
«В гости, в тундру!» |
||
7 |
1 |
Ненцы, ханты, селькупы |
8 |
2 |
Оленеводство, рыболовство (рыбодобыча), охота, рукоделие. |
9 |
3 |
Стойбище |
10 |
4 |
Чум |
11 |
5 |
В среднем на 20 человек. |
12 |
6 |
В) около1000 км; |
|
* |
Ненец – человек. Ханты – медведь, войско. Селькупы – таёжные люди. |
«Жилище кочевников» |
||
13 |
1 |
Из жердей, выделанных оленьих шкур (нюков), летом вываренной и сшитой между собой корой. |
14 |
2 |
Зимний чум покрывается оленьими шкурами, а летний – вываренной и сшитой между собой корой. |
15 |
3 |
А) мужчины Б) женщины В) пожилые люди |
16 |
4 |
А) 1час, Б) 3 часа В) 40-50 минут |
17 |
5 |
А) 30-50 Б) 10-30 В) до 10 |
18 |
6 |
А) 50-60 Б) 60-70 В) 30-40 |
|
* |
Место в чуме, где хранятся семейные святыни. |
«В краю оленьих троп» |
||
19 |
1 |
Ягель (олений мох) |
20 |
2 |
Нельзя долго находиться на одном месте, ведь поедание и вытаптывание ягеля может разрушить природную среду |
21 |
3 |
Одна неделя |
22 |
4 |
Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строится жильё. Мясо оленя – полезный пищевой продукт. Олень – надёжный транспорт в тундре. |
23 |
5 |
Следят, чтобы на пастбище хватало корма, защищают от волков, выявляют и лечат больных животных, следят, чтобы олени не отстали и не заблудились. |
24 |
6 |
Прирученный олень |
|
* |
Грибы |
«Ямальские мастерицы» |
||
25 |
1 |
А) – неправильный ответ |
26 |
2 |
Скребок, колотушка, нож, иглы, напёрсток, ножницы. |
27 |
3 |
Орнамент. Аппликация из меха или цветного сукна. Плетение из бисера. |
28 |
4 |
А) для красоты; Б) для сохранения тепла; В) чтобы через ворот, рукава, края одежды не проникли злые духи. |
29 |
5 |
Малица, совик |
30 |
6 |
Ягушка, паны |
«Колыбельная для тундровичка» |
||
31 |
1 |
Б) колыбельная сочиняется каждому ребёнку; |
32 |
2 |
Да. Меняется характер малыша, меняется и мотив песни. |
33 |
3 |
А) трудовые; Б) дорожные; В) новогодние; Г) колыбельные. |
34 |
4 |
Из вымоченной коры берёзы, а днище из древесины ели. |
35 |
5 |
Чтобы при опрокидывании с нарт в снег, ребёнок находился в вертикальном положении. |
36 |
6 |
А) чтобы малыш с детства привыкал к музыке; |
«Игры и игрушки ненецких детей» |
||
37 |
1 |
Стрельба из лука. Поймай оленя! Прыжки через нарты. |
38 |
2 |
Клюв гуся, утки, лебедя, кусочки разноцветного сукна, остатки меха |
39 |
3 |
Вывко (пуговица на нити), нэсо (кости). |
40 |
4 |
Девочки изготавливают кукольную семью «Нухуко», а мальчики мастерят «Аргиш» для далёкого кочевья. |
41 |
5 |
День оленевода, день рыбака, дни большой радости (свадьба, встреча с родственниками и друзьями). |
42 |
6 |
Один раз за всю жизнь. |
«Собиратели фольклора» |
||
43 |
1 |
Ненецкая сказка «Кукушка» |
44 |
2 |
В) великан – людоед |
45 |
3 |
К сильным морозам |
46 |
4 |
А) Волка бояться – и от белки бежать.
|
47 |
5 |
к метели |
48 |
6 |
Б) Без труда, не выловить рыбку из пруда. |
«В краю голубых и озёр» |
||
49 |
1 |
Обь |
50 |
2 |
Карское море |
51 |
3 |
Калданка |
52 |
4 |
Кустарник тальник. |
53 |
5 |
Ряпушка, сырок, щёкур, муксун, нельма, чебак, щука. |
54 |
6 |
Не вылавливай всю рыбу из озера – оставь потомкам! |
|
* |
Лодка |
«В гостях у охотников» |
||
55 |
1 |
Белки, песцы, соболи, лоси. |
56 |
2 |
Стерх (белый журавль), орлан-белохвост, беркут, сокол-сапсан, дикий северный олень, белый медведь. |
57 |
3 |
Песцы питаются мышами. Где мышь, там и песец. |
58 |
4 |
Всего на Ямале 18 заповедников и заказников, ближайший - Надымский государственный природный охотничий заказник. |
59 |
5 |
Лайка |
60 |
6 |
Не добывай на охоте дичи больше, чем нужно для питания твоей семьи. |
|
* |
Следы |
«В мире северных загадок» |
||
61 |
1 |
Снег |
62 |
2 |
Ветер |
63 |
3 |
Северное сияние |
64 |
4 |
Нарты |
65 |
5 |
Туча |
66 |
6 |
Лодка |
|
* |
Яйцо |
«Аптека под ногами» |
||
68 |
1 |
Багульник, шиповник, рябина, чага – древесный гриб, берёза (почки), брусника, черника, родиола розовая. |
69 |
2 |
Настоем из багульника обрабатывают раны и лечат кашель. |
70 |
3 |
Цветы и листья княженики, иван-чай, листья и плоды брусники, черники, плоды шиповника. |
71 |
4 |
Их употребляют животные для лечения. |
72 |
5 |
Рябина |
73 |
6 |
Морошка |
«Кто в северном краю живёт?» |
||
74 |
1 |
Куропатка |
75 |
2 |
Белка |
76 |
3 |
Оленёнок |
77 |
4 |
Олень |
78 |
5 |
Полярная сова |
79 |
6 |
Охотится на больных, ослабших животных. |
|
* |
Песец |
«Царство брусники и морошки» |
||
80 |
1 |
Голубика |
81 |
2 |
Клюква |
82 |
3 |
Черника |
83 |
4 |
Брусника |
84 |
5 |
Рябина |
85 |
6 |
Морошка |
«По законам предков» |
||
86 |
1 |
Весь мир заселён духами. Поклонение духам (воды, земли, огня, охоты и т.д.) |
87 |
2 |
Это боги. Нум – создатель всего живого. Нга – владыка подземного мира, охотник за душами людей. |
88 |
3 |
Посредники в общении между людьми и духами. |
89 |
4 |
Лиственница |
90 |
5 |
А) вырастешь глупым. Б) плохие слова на языке оставляют запах зловонья. В) тебя могут постигнуть страшные мучения |
91 |
6 |
В) предупредить хозяйку, (чтобы она успела «задержать стол» и гость не унёс бы с собой благополучие этой семьи). |
|
* |
Б) обряд шамана. |
«Голубое» золото Ямала» |
||
92 |
1 |
Природный газ |
|
2 |
Природный газ – лучший вид топлива. Он обогревает жилища, помогает готовить обед. Множество машин работает и передвигается с помощью газа. Из природного газа производят: пластмассу, красители, моющие средства и даже лекарства. |
93 |
3 |
А) 1972г. Б) 1962г. В) 1982г. |
94 |
4 |
Медвежье |
95 |
5 |
Медвежье, Юбилейное, Ямсовейское, Харасавэйское, Бованенковское. |
96 |
6 |
Нефть, природный газ, железная руда, марганец, медь, хромит, фосфориты. |
«Войди в природу другом!» |
||
97 |
1 |
А) 2-3 года; Б) 12-13 лет; В) 20-30 лет; |
98 |
2 |
Стерх (белый журавль), выращенный в неволе. |
99 |
3 |
А) 20-30 лет Б) 12-13 лет; В) 2-3 года |
100 |
4 |
Высаживают многолетние травы, производят отвод воды, чтобы место не заболачивалось, убирают территорию. |
101 |
5 |
Найди старое кострище. |
102 |
6 |
В) 18 лет |