Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Готовлюсь к школьной олимпиаде. Окружающий мир» (4 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа курса внеурочнй деятельности «Готовлюсь к школьной олимпиаде. Окружающий мир» (4 класс)
Составитель: Пономарева
Ольга Борисовна
учитель начальных классов
Верхняя Пышма, 2024 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Готовлюсь к школьной олимпиаде. Окружающий мир» (4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа «Готовлюсь к школьной олимпиаде. Окружающий мир» разработана для обучающихся 4 класса. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, изучение окружающего мира предусматривает освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация); развития навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Обучающимся предлагаются интеллектуальные задания выше базового уровня, поэтому данный курс в качестве приоритетной задачи развития личности школьника определяет общеинтеллектуальное направление.
Программа связана с предметной областью учебного плана «Обществознание и естествознание (окружающий мир)».
Ценность программы заключается в том, что знания и умения, которые закрепляются и углубляются на занятиях, помогут ученикам уверенно чувствовать себя в окружающем мире, а формы работы на занятиях вызовут интерес к предлагаемым вопросам, таким образом расширят кругозор учеников, способствуют развитию интереса к таким предметам, как история, география, в будущем, способствуют формированию умения учиться. К тому же в центре внимания обучающихся на занятиях находится родной край, Россия, её природа, история, культура, что способствует формированию личности, которая любит свою Родину, понимает и принимает её ценности, готова трудиться на её благо и готова её защищать.
Цель программы — обеспечить подготовку младших школьников к успешному участию в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах по окружающему миру (школьный, муниципальный).
Задачи программы:
- содействовать достижению личностных результатов,
- содействовать формированию мыслительных навыков, а именно ставить вопросы, обобщать, устанавливать закономерности, делать умозаключения,
-формировать универсальные учебные действия обучающихся (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
-создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика,
-создавать условия для развития у детей познавательных интересов,
-формировать стремление ученика к размышлению и поиску,
-формировать уважительное отношение к природе, к истории нашей страны, ее современной жизни; понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
-выявлять талантливых, способных детей и организовать индивидуальную работу с ними.
Основными формами работы являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической части, причём большее количество времени занимает практическая часть, что способствует развитию у обучающихся познавательных действий: логических, а также таких, как систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных признаков.
Планируемые результаты
Личностные:
-формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
-освоение способов решения задач и заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера;
- формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- использование различных способов поиска информации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Содержание программы.
1. Живая и неживая природа. «Что такое природа?» Называть объекты живой и неживой природы. Знать, что совокупность всего живого называется биосфера, чем живые организмы отличаются от живых?
2. Вода. Примеры явлений природы каждого состояния воды. Почему лед не тонет, а некоторые виды деревьев тонут? Почему вода в морях и океанах солёная? Испаряется ли соль вместе с водой? Что общего у облаков и тумана? Когда вода издает звук? Вода – растворитель.
3.Воздух. Состав воздуха, свойства воздуха. Воздух давит на предметы- это и есть атмосферное давление. Большинство предметов, которые выглядит пустыми, заполнены воздухом. Почему свеча гаснет, когда её накрывают стаканом?
4.Почва. Рассказ М. Ильина и Е. Сегала «Чудесная кладовая» Может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые влияли бы на её образование? Какие существуют почвообразующие факторы? Круговорот веществ в природе. Состав почвы. (воздух, вода, перегной, минеральные соли). Почвы в Свердловской области – подзолистые, состоят из 3 слоев: верхнего темного, перегнойного, среднего- светло-серого, подзолистого, нижнего – коричневого, глинистого или песчаного. Роль кислоты, образующейся при сгнивании хвои, листьев, мелких животных. Роль воды.
5. Космос. Звёзды. Солнце. Планеты Солнечной системы. Что такое Космос, Галактика? Невесомость. Звёзды, как об огромные шары. Цвет звезды зависит от её температуры. Почему днём не видно звёзд? Использование воды на космическом корабле. Почему температура на планетах Солнечной системы разная?
6. Земля. Почему Земля находится на самом подходящем расстоянии от Солнца? Что такое «озоновый слой»? Причина смены времён года и смены дня и ночи. Как возникла наша планета Земля? Какое строение имеет планета Земля? Модель Земли в разрезе.
7.Океаны. Определение океана. Особенности 5 океанов. История их названий. Как образовались первые океаны? Почему вода в морях и океанах солёная? Причины загрязнения Мирового океана. «Сказкой о нефтяной рыбке». Стихотворение С. Михалкова «Стон Земли»
8. Материки. Шесть материков на карте. Очертания материков. Что происходит внутри Земли, как движется магма? Как происходило образование материков. Гипотеза о том, что материки раньше были единым целым.
9. Карта. Что такое план, карта, глобус, масштаб? Как называются линии на карте? Океаны и материки на карте полушарий. Физическая карта России и Свердловской области. Единство условных обозначений на картах. Очертания материков, страны, области.
10. Горизонт. Линии горизонта. Почему можно Солнце увидеть за несколько минут до восхода солнца? (опыт) Стороны горизонта, рассказывать о некоторых способах ориентирования (В полдень –тени падают в северную сторону. Если встать лицом к северу, за спиной –юг. Полярная звезда всегда показывает на север. У муравейника – южный склон более пологий)
11. Полезные ископаемые. Что такое полезные ископаемые? Рудные (железная, медная руда) и нерудные (строительные и горючие). Использование полезных ископаемых. Модель вулкана. Пемза – камень вулканического происхождения. Чем пемза отличается от речной гальки? Соль впитывает в себя жиры, расщепляя их. Соль можно использовать как чистящее средство.
13.Грибы. Какую роль играют грибы в экосистеме?
14. Растения. Зарождении жизни на Земле: Мировой океан. Бактерии - самое древнее царство органического мира. Почему растения появились вперёд животных? Части цветковых растений. Для чего растению корни, стебли, листья. Способ движения воды по стеблю (опыт с трубочкой). Геотропизм- положительный и отрицательный. Условия для роста и развития растений. Последовательность развития растений из семени.
15.Животные. Палеонтология - наука, которая изучает останки живых организмов. Почему большим динозаврам было легче бороться холодом? Группы животных. Особенности некоторых животных. (Кто может пить ногой? Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? Какая рыба «вьет» гнездо? Какой зверь самый чистоплотный? И т. д.)
16. Равнины и горы России. Песня О. Высотской и В. Локтева «Песня о России», фото разных видов земной поверхности нашей страны. Вулкан Ключевская Сопка, горы Алтай- объекты Всемирного наследия. Горы и равнины России. Самые высокие точки гор нашей страны. Что доказывает высота гор на Урале –Народная(1895м) и на Алтае – Белуха(4506м)? Какие горы называют «Каменным поясом» страны? Почему их так назвали? Части горы. Как образуются горы? Причина образования гор – это движение земной коры и деятельность вулканов. Называть причины разрушения гор. «Плоскогорье» - определение в словаре С. И. Ожегова. Почему так много болот на Западно-Сибирской равнине?
17. Моря, озера и реки России. Моря, трёх океанов, омывающих Россию. Реки Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнины. Стихи и песни о сибирских реках, о реке Волге. Половодье. В каком порядке проходит половодье? У кого из русских поэтов есть строчки, иллюстрирующие половолье?( Некрасов «Дед Мазай и зайцы» 2 часть)2млн. озер на территории страны. Самое глубокое озеро Байкал, крупнейшие озера Европы (Ладожское, Онежское) на территории страны. Каспийское море. Меры защиты водоёмов от загрязнения.
18. Природные зоны России. Стихотворения Т. Боковой «Необъятная страна». Почему природа нашей страны разнообразна? Природные зоны. Литературные описания природных зон. (Например, отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева», отрывок о степи из произведения М.А.Шолохова). Вопросы почему, выясняющие приспособляемость растений и животных к особенностям той или иной природной зоны. (Почему все растения в тундре имеют короткие корни? Почему сосну называют пионером леса? Почему леса растут южнее тундры? Почему березу называют няней ели? и т. д.)
19. «Природное сообщество» «Ярусность леса» Особенности растений и животных леса, луга, обитателей пресных водоёмов. Лекарственные растения.
20. Родной край. Стихи Л. Татьяничевой «Любить Урал», Н. Куштума «Мой Урал». Фото видов уральской природы. Свердловская область на карте России. (Большая её часть протянулась к востоку от Уральских гор). «Соседи» нашей области. Площадь области составляет 200 тысяч кв. км. Граница между Европой и Азией – по главному хребту. У города Тавды местность понижается до 54 м над уровнем моря. Особенности погоды и сезонных изменений в природе в Свердловской области. П. П. Бажов – уральский писатель. По разнообразию полезных ископаемых наша область занимает одно из первых мест в России, добываются в большей степени, на восточном склоне Уральских гор. Стихотворение К. Рождественской «Богатства Урала». П. П. Бажов – уральский писатель о самоцветах.
Реки Свердловской области. Тысячи рек, большая часть несёт свои воды в реку Обь. И только Чусовая и Уфа впадают в Каму. Крупные реки – Тавда, Тура, Лозьва, Пышма, Исеть, Чусовая. Источники питания рек (зимой-грунтовые воды, выходящие на поверхность, в теплое время года- дождевое, а в основном – от таяния снегов весной.) Причины половодья и наводнений. Озеро Таватуй (Легенда об охотнике Таватуе и его возлюбленной Нейве). Любимое место отдыха верхнепышминцев – озеро Балтым.
Природная зона, в которой находится Свердловская область – зона южной тайги. Особенности погоды и сезонных изменений в природе в Свердловской области. Полезные ископаемые (железная руда, много меди, золото, платина, асбест (горный лен), самоцветы, мрамор, гранит, известняк, огнеупорные глины, кварцевые пески, на дне озер – лечебные грязь –сапропель). Предприятия Свердловской области (808) санатории(Например, «Самоцвет»- грязелечение, «Обуховский»-лечение минеральной водой) Профессии, востребованные в нашем крае. Рассказывать о значении рек (нужны населению, нужны производственным предприятиям) Лес - богатство нашего края.
21. Организм человека. Системы органов. Три главных компонента, из которых состоит пища (белки, жиры, углеводы), витамины. «Полезное меню». Движение – это жизнь. Молочная кислота, вырабатываемая в мышцах. Здоровый сон. Использование гаджетов (мнение учёных)
22. Страницы Всемирной истории. История – дорога во времени. «Отец истории» (2.5 тыс. лет назад грек Геродот представил свой труд и назвал труд «История»). Первобытный человек. Древние цивилизации (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Фото с древними сооружениями. Картина К. П. Брюлова «Последний день Помпеи». События Средних веков. Происхождение некоторых правил этикета. События Нового времени (открытие Америки, первое Кругосветное путешествие Магеланна). Некоторые события Новейшего времени (Октябрьская революция, Вторая мировая война, применение ядерного оружия, атомные элекростанции, полёт Ю. Гагарина в космос, достижения науки и техники. Почему наша страна создала и имеет ядерное оружие?
23. Страницы истории Отечества. Стихотворение Н. Кончаловской «Наша древняя столица» Отрывок из «Повести временных лет» монаха Нестора.(Вступление) Древние славяне. Где чаще селились? Чем занимались? Чем пользовались во время охоты? Жилище, одежда. Язычество. Праздники, дошедшие до наших дней- Масленица, день Ивана Купала.
Древняя Русь. Стихотворение А. Блока «Русь». Князь - конный воин. Князь Владимир и Крещение Руси. Русское государство (862 год). Легенда о Долгоруком. Основание Москвы в 1147г.
Кирилл и Мефодий-создатели славянской письменности. Летописи. Враги Руси -– набеги монголо-татарских войнов , шведские завоеватели(1240г) и рыцари-крестоносцы(1242г). Ледовое побоище. Почему Александра прозвали Невский? Александр Невский- победитель. Заслуги Князя Ивана Калиты. Князь Дмитрий. Русский монах (святой) Сергий Радонежский. Куликовская битва(1380г) Условие победы – объединение сил всех князей. Заслуга Ивана III. Иван Федоров – первый книгопечатник. Подвиг К. Минина и Д. Пожарского. Почему в Современной России появился праздник «День народного единства»? Почему наши предки одолели всех врагов?
Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Медный всадник». Город Санкт-Петербург. Основатель города –Петр I. Почему его прозвали царь- реформатор? Почему Петр I император? Почему Пушкин назвал Петра I Великим? М.В. Ломоносов - по словам А.С.Пушкина «Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор». Басня Ломоносова «Лишь только дневной шум замолк». Екатерина II- царица, правила 34 года. Почему её прозвали Великой? А. Суворов и Ф. Ушаков - великие полководцы.
Отечественная война 1812года. М.И. Кутузов- главнокомандующий русской армией. Героизм русских войнов и простых крестьян.
Страницы истории IХI века. Почему Александр II вошёл в русскую историю как царь - освободитель? Манифест 1861года. Отмена крепостного права. Россия в XX веке. Первая Мировая война. Февральская революция. Октябрьская революция. Гражданская война. В. И. Ленин- основатель первого Советского государства. СССР- новое государство (1922-1991год)
Герб, гимн СССР. Строительство новых заводов, фабрик, электростанций. Великая Отечественная война (1941-1945) Песня «Священная война» (Слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова) Героический вклад армии, работников тыла в Победу. Полководцы - Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский. Битва за Москву. Оборона Ленинграда. Сталинградская битва. Курская дуга. Почему советский народ победил страшного врага? День Победы- Великий праздник для всех народов страны. Песня «День Победы» (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова). К. Э.Циолковский, С. П. Королев –основоположники космонавтики. Космодром Байконур. Искусственный спутник (1957г), полёт Ю. А. Гагарина (12 апреля 1961г). Современная Россия. Российская Федерация. Что означает «гимн»? Гимн, флаг, герб России, столица страны –Москва. Что символизируют цвета флага и изображение на гербе России, гербе Свердловской области, гербе города Верхняя Пышма? Граждане России. Конституция. Права и обязанности. «Служба в вооружённых силах страны»-обязанность каждого молодого человека. Рассказы об армии для детей.
Моя малая родина. Достопримечательности нашего города Верхняя Пышма. Исторический музей города. Музей военной техники .Их именами названы улицы. (Талыков М.И. , Кривоусов Б.А., Спицын Ю.Е.) Город Верхняя Пышма – город возможностей. Промышленное предприятие «Уралэлектромедь», Дворец спорта, Ледовая арена, Кванториум, Трамвайная линия. Моя школа- МАОУ»СОШ№22»
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Деятельность учеников |
1 | Живая и неживая природа. | 1 | Обозначить природные объекты. Разделить слова на группы |
2 | Вода | 1 | Ответы на вопросы. Опыты- а) испаряется ли соль вместе с водой, б)влияет ли добавление соли на испарение воды? Работа воды. Экскурсия в Музей воды (Екатеринбург) |
3 | Воздух | 1 | Ответы на вопросы. Опыты. Почему свеча гаснет, когда её накрывают стаканом? |
4 | Почва | 1 | Составить кроссворд(вариант).Рассказать об охране почвы. Тест«Что влияет на плодородие?» Опыт – наблюдать за каплей уксусной кислоты, которую капнули на черный лоскуток ткани. Роль кислоты. |
5 6 | Космос. Звёзды. Солнце. Планеты Солнечной системы | 1 1 | Астрономический тест «Узнать планету по описанию» Опыт «Почему днём не видно звёзд? Сформулировать определение космоса. Читать в энциклопедии о невесомости. Использование воды на космическом корабле. |
7 | Земля | 1 | Ответы на вопросы. Как возникла наша планета Земля? Выполнять модель Земли в разрезе. Работа с Детской энциклопедией по вопрос: «Что такое озоновый слой?» |
8 | Океаны | 1 | Узнавать океаны по описанию из Энциклопедии. Отгадывать загадки. Показывать на Физической карте полушарий. |
9 | Материки | 1 | Работа с Физической картой полушарий. Узнать по очертанию. «Что происходит внутри Земли, как движется магма?» опыт |
10 | Карта | 1 | Работа с картами. Узнать по очертанию. Интерактивный тест «Масштаб. План. Карта. Построить план школьного участка. |
11 | Горизонт | 1 | Опыт Почему можно Солнце увидеть за несколько минут до восхода солнца? (опыт) Практическая работа с компасом. Определять на карте направление от заданной точки до географического объекта. |
12 | Полезные ископаемые | 1 | Ответы на вопросы. Рассматривание коллекции «Полезные ископаемые» Работа в группах- Используя таблицу «Полезные ископаемые» придумать загадки. Составлять схему «Полезные ископаемые» Моделировать вулкан. Опыт с солью. (Засыпать солью кусок ткани, на который капнули маслом. Вывод). Царица – соль. Почему? Экскурсия в Минералогический музей |
13 | Растения | 1 | Работа с информацией видеоролика Опыт «Для чего растению корни, стебли». Угадать растение по косточкам их плодов, рассматривать семена клубники. «Угадай на вкус» Определять по рисункам названия растений( с использованием гаджетов) |
14 | Грибы | 1 | Распределить картинки грибов на группы. Игра--викторина. Рисунок, отражающий связь корней деревьев и грибницы |
15 | Животные | 1 | Опыт с нагретыми банками ( большой и маленькой).Наблюдаем время остывания. Вывод «Почему большим динозаврам было легче бороться холодом?» Викторина о животных |
16 | Равнины и горы России | 1 | Работа с физической картой России. Моделирование «Как образуются горы?» ( Положи руки под ткань, поочерёдно поднимай то одну руку, то другую, словно приводишь в движение земную кору. Сдвинь ладони на встречу друг другу, что происходит? «Земля» горбится, начинают расти горы, а между ними образуются ущелья.). Моделирование «Образование болот » (Налить четверть стакана воды на твердую поверхность, немного присыпанную почвой т. е, «на землю, где под слоем почвы вечная мерзлота», что происходит.?) |
17 | Моря, озера и реки России. | 1 | Работа с картой России. Просмотр видео, фото. Тест . Нарисовать плакат или придумать слоган в защиту водоёмов. |
19 20 | Природные зоны России. | 2 | Узнавать зону по ее описанию, в том числе литературному. Найти верное утверждение. Работа в группах: «Составить игру про обитателей природной зоны «Четвёртый лишний» Викторина «Почему?» |
21 22 | Родной край. | 2 | Чтение стихов (см. ссылки выше) Работа в группах -Выбор информации из разных источников, подготовка мини-сообщений о водоёмах области. Работа с картой Свердловской области. Экскурсия в Музей Золота (г.Берёзовский) |
23 | Природные сообщества | 1 | Составить схему «Ярусы в лесу». Разгадывать 1) кроссворды, ребусы, отгадывать загадки об обитателях леса, луга, водоёма, 2)вариант |
24 25 | Организм человека | 2 | Таблица. Подписывать органы систем организма человека. Разработать примеры «Здорового меню», найти ошибки в предложенных меню. Подобрать комплекс упражнений для глаз, осанки, для развития выносливости. |
26 27 | Страницы Всемирной истории | 2 | «Узнай сооружения Древности» Отметить на Карте полушарий географические открытия. Работа Онлайн-Тест. Демонстрация правил этикета. Игра «Верите ли вы…» Называть значимые события Нового и Новейшего времени. Рассуждать на тему: «Почему наша страна создала и имеет ядерное оружие?» |
28 29 | Страницы истории Отечества | 3 | Аппликация «Убранство жилища древних славян» Одежда жителей древней Руси (раскраска). Разгадывание кроссвордов. Заполнение Календаря исторических событий, анализировать последствия событий для государства и его граждан. Игра «Имена. Прозвища и даты.» Игры «Неотосланная депеша» ( Какой исторической личности могут принадлежать высказывания), «Историческое лото» и т.д. Узнай историческую личность по памятнику, по картине или фото. Узнай историческое событие по описанию, по отрывку из художественного произведения, по картине или фото. Решение задачи «Мир глазами историка». Экскурсия в Музей Боевой Славы Урала. Ответы на вопросы. |
30 | Современ-ная Россия | 1 | Петь гимн России. Раскрашивать флаг России. Выбирать из предложенных герб страны, Свердловской области, Верхней Пышмы. Конституция. |
31 32 | Достопримечательности города Верхняя Пышма | 2 | Автобусная экскурсия по городу «Улицы нашего города». Экскурсии в Исторический музей города, Музей военной техники, Школьный музей. Конкурс экскурсоводов по достопримечательностям города Верхняя Пышма. Профессии моего края. Профессии родителей. |
33 34 | Подготовка к Олимпиаде. | 2 | Решение вариантов Олимпиад по окружающему миру. |
Результативность
Итогом реализации программы стали результаты, которые показали обучающиеся 4-го класса в 2021-2022 учебном году:
Школьная олимпиада по окружающему миру (1 чел.-победитель, 2 чел.-призёры)
Муниципальная олимпиада ГО Верхняя Пышма по окружающему миру среди обучающихся 4-х классов (2 место – 1 человек, 3 место -2 человека)
Источники информации
VK.RU, OK. RU, - социальные сети
Fabrikators.ru-Промышленность Свердловской области
Ria.ru- новости
Bogislavjan.ru- отрывки из произведений писателей
MyShared -Презентации
Testu.ru- тесты и тестирование
Kupidonia.ru - кроссворды, эрудит
Школа.АБВ, Стихи. Ру, СтудоПедия -литературные произведения
STOOD.WOOD
Bistory- vp.ru- Исторический музей Верхней Пышмы
Культура.РФ
Русская историческая библиотека
Данин.град- сайт для детей и родителей
Сказочный портал –литературные произведения для детей
Академик.ру
Bistory- vp.ru
УРАЛОВЕД
Официальный сайт Свердловской области
Официальный сайт г. Верхняя Пышма
Список литературы
1.Максимова Т.Н. «Интеллектуальный марафон» Москва: «Вако»,2017
2. Максимова Т.Н «Олимпиадные задания» Москва: «Вако», 2017
3. Мельчаков Л.Ф.,Чудинов В.Г. «Родной край»Свердловск: Средне-Ураальское книжное издательство. 1971.
4.Окружающий мир.4 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику А.А. Плешакова, Е.А.Крючковой/ автор-составитель Арнгольц И.В./ -Волгоград: Учитель, 2014