Материал на проверке

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (1-4 класс)

6
1
Материал опубликован 6 March в группе
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

1-4 класс













Рассмотрено (обсуждено) Педагогическим

советом МБОУ СОШ № 45

Протокол от 31.08.2023 № 1











Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

На усвоение программы отведено 135 часов: в 1-м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю).

Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.


Содержание программы

1 класс

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

2 КЛАСС

Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

3 КЛАСС

Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.


4 КЛАСС

Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.

Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.


Планируемые результаты освоения курса

1 КЛАСС

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

осознавать личную ответственность за свои поступки;

уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

проявлять познавательную и творческую инициативу;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

способность проводить математические рассуждения;

способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

понимание и правильное использование экономических терминов;

представление о роли денег в семье и обществе;

умение характеризовать виды и функции денег;

знание источников доходов и направлений расходов семьи;

умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

проведение элементарных финансовых расчётов


Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.


2 КЛАСС

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

осознавать личную ответственность за свои поступки;

уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

проявлять познавательную и творческую инициативу;

принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

способность различать тексты различных жанров и типов;

умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

способность проводить математические рассуждения;

способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

понимание и правильное использование экономических терминов;

представление о банковских картах;

умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

представление о различных банковских услугах;

проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.


3 КЛАСС

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

осознавать личную ответственность за свои поступки;

уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

проявлять познавательную и творческую инициативу;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

способность различать тексты различных жанров и типов;

умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

способность проводить математические рассуждения;

способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

понимание и правильное использование финансовых терминов;

представление о семейных расходах и доходах;

умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

представление о различных видах семейных доходов;

представление о различных видах семейных расходов;

представление о способах экономии семейного бюджета.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.


4 КЛАСС

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

осознавать личную ответственность за свои поступки;

уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

проявлять познавательную и творческую инициативу;

принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе;

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

способность проводить математические рассуждения;

способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

понимание и правильное использование финансовых терминов;

представление о семейных расходах и доходах;

умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

представление о различных видах семейных доходов;

представление о различных видах семейных расходов;

представление о способах экономии семейного бюджета.


Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Тематическое планирование

1 класс


п/п

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»

1.

Виталий Бианки. Лис и мышонок

Содержание сказки.

Качество: осторожность, предусмотрительность.

Определять жанр произведения;

называть героев сказки;

дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;

давать характеристику героям;

определять последовательность событий и рассказывать сказку;

составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

различать научно-познавательный текст и художественный;

определять, чему учит сказка.

2.

Русская народная сказка.

Мороз и заяц

Содержание сказки.

Качество: выносливость, упорство.

Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия;

отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

давать характеристику героям сказки;

наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия);

делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);

сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста;

устанавливать истинность и ложность высказываний;

подбирать из текста слова на заданную тему;

определять, чему можно научиться у героя сказки;

строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

3.

Владимир Сутеев. Живые грибы

Содержание сказки.

Качество: трудолюбие.

Давать характеристику героям;

дополнять предложения на основе сведений из текста;

определять последовательность событий и рассказывать сказку;

составлять вопросы по содержанию сказки;

на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.

4

Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко

Содержание сказки.

Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки.

Определять вид сказки;

называть героев сказки, находить среди них главного героя;

определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);

определять последовательность событий сказки;

находить необходимую информацию в тексте;

определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста;

соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку;

объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;

определять, чему учит сказка.

5.

Михаил Пляцковский. Урок дружбы

Содержание сказки.

Дружба, жадность.

Определять лексическое значение слова;

анализировать содержание текста и составлять план;

определять по рисунку содержание отрывка из текста;

давать характеристику героям;

понимать, чему учит сказка;

составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

фантазировать и придумывать продолжение сказки.

6

Грузинская сказка. Лев и заяц

Содержание сказки.

Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

Определять жанр произведения;

называть героев сказки;

выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;

давать характеристику персонажам сказки;

наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;

соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст;

отвечать на вопросы по содержанию сказки;

определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;

строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

7

Русская народная сказка.

Как лиса училась летать

Содержание сказки.

Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

Давать характеристику героям;

определять по рисунку содержание отрывка из текста;

располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение;

соединять части предложений;

задавать вопросы к тексту сказки;

объяснять главную мысль сказки;

дополнять отзыв на прочитанное произведение.

8

Евгений Пермяк. Четыре брата

Содержание сказки.

Семейные ценности.

Определять жанр произведения;

называть героев сказки;

находить в тексте образные сравнения;

отвечать на вопросы по содержанию сказки;

определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;

рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;

разгадывать ребусы;

объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

Блок «Математическая грамотность»

9

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники.

Определять количество предметов при счёте;

составлять и решать выражения с ответом 5;

решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;

решать задачу в два действия.

10

Про козу, козлят и капусту

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная.

Определять количество предметов при счёте;

образовывать число 8;

составлять и решать выражения с ответом 9;

решать задачу в два действия;

находить остаток числа;

соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.


11

Про петушка и

жерновцы

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

Раскладывать число 9 на два слагаемых;

отвечать на вопросы на основе условия задачи;

анализировать данные и отвечать на вопросы;

анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;

работать в группе.

12

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки

Разложение числа 10 на два и три слагаемых.

Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;

раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;

раскладывать число 10 на три слагаемых;

раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

13

Про наливные яблочки


Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20.

Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;

находить недостающие данные при решении задач;

складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;

овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;

выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;

определять истинность/ложность высказываний.

14.

Про Машу и трёх медведей


Состав чисел 9, 10, 11.

Задачи на нахождение суммы.

Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;

решать задачи на нахождение суммы;

овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;

читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;

устанавливать закономерности.

15

Про старика, старуху, волка и лисичку

Задачи на нахождение части.

Состав числа 12.

Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;

решать задачи на нахождение части числа:

читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;

практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы;

сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;

находить прямоугольники на рисунке.

16

Про медведя, лису и мишкин мёд

Задачи на нахождение суммы.

Состав чисел второго десятка.

Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;

читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;

раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;

читать простейшие чертежи.

Блок «Финансовая грамотность»

17

За покупками

Цена, товар, спрос.

Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;

анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;

рассуждать об умении экономно тратить деньги.

18

Находчивый Колобок

Деньги, цена, услуги, товар.

Наблюдать над понятиями: товар и услуга;

определять необходимые продукты и их цены;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

работать в группе.

19

День рождения

Мухи-Цокотухи

Цена, стоимость, сдача, сбережения.

Наблюдать над различием цены и стоимости;

определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;

определять стоимость покупки;

анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

объяснять смысл пословиц.

20

Буратино и карманные деньги

Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;

выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;

анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

рассуждать о правильности принятого решения;

проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

21

Кот Василий

продаёт молоко

Реклама.

Наблюдать над понятием «реклама»;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;

делать выбор на основе предложенной информации;

называть различные виды рекламы.

22

Лесной банк

Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.

Наблюдать над понятием «банк»;

объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне;

анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы:

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

23

Как мужик и медведь прибыль делили

Мошенник, сделка, доход,

выручка, прибыль, продажа оптом.

Наблюдать над понятием «сделка»;

объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;

понимать, почему оптом можно купить дешевле;

выбирать товары для покупки на определенную сумму;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

24

Как мужик золото менял

Услуга, равноценный обмен, бартер.

Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»;

объяснять, что такое бартер;

формулировать правила обмена;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Блок «Естественно-научная грамотность»

25

Как Иванушка хотел попить водицы

Вода, свойства воды.

Наблюдать над свойством воды – прозрачность;

определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;

определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;

объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;

определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;

использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;

делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

26

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

Воздушный шарик, воздух.

Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;

показывать, что шарик можно наполнять водой;

объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;

рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;

объяснять, почему шарик не тонет в воде;

рассказывать, в каком случае шарик может летать;

делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

27

Про репку и другие корнеплоды

Корнеплоды.

Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;

осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;

планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

28

Плывёт, плывёт кораблик

Плавучесть предметов.

Определять плавучесть металлических предметов;

объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;

понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;

объяснять, почему случаются кораблекрушения;

объяснять, что такое ватерлиния;

определять направление ветра.

29

Про Снегурочку и превращения воды

Три состояния воды.

Объяснять, что такое снег и лёд;

объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;

наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;

наблюдать над формой и строением снежинок;

составлять кластер;

проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;

высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

30

Как делили апельсин

Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина.

Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;

объяснять, почему не тонет кожура апельсина;

объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;

определять в каком из апельсинов больше сока;

познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;

проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.

31

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду

Зеркало, отражение, калейдоскоп.

Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;

определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,

наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах;

наблюдать многократность отражений;

проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

32

Иванова соль

Соль, свойства соли.

Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;

составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей;

представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;

анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;

проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

33

Владимир Сутеев. Яблоко

Яблоко.

Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;

доказывать, что существует сила притяжения;

пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;

соединять части текста и рисунки;

называть героев сказки;

отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;

давать характеристику герою;

определять стоимость части от целого;

придумывать рекламу-упаковку;

определять профессию рабочего банка;

объяснять, чему учит сказка.




















2 класс

п/п

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

1.

Михаил Пришвин. Беличья память


Различия научно-познавательного и художественного текстов.

Определять жанр, тему, героев произведения;

объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

озаглавливать прочитанный текст;

находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

давать характеристику герою произведения;

различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.

2.

Про беличьи запасы


Сложение одинаковых слагаемых, решение задач.

Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;

выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;

объяснять графические модели при решении задач;

анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;

строить ломаную линию.

3.

Беличьи

деньги


Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка.

Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;

понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;

находить у монеты аверс и реверс;

выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;

готовить небольшое сообщение на заданную тему.


4

Про белочку и погоду

Наблюдения за

погодой.

Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»;

объяснять, что такое «оттепель», «наст»;

работать с таблицами наблюдений за погодой;

высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;

работать в парах.

5.

И. Соколов-Микитов.

В берлоге

Содержание рассказа.

Отличия художественного,

научно-познавательного и газетного стилей.

Определять жанр, тему, героев произведения;

объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;

составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов;

определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;

разгадывать ребусы;

устанавливать логические связи.

6

Медвежье

потомство

Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи.

Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде;

дополнять недостающие на диаграмме данные;

отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;

анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность;

выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

решать логические задачи на практическое деление;

находить периметр треугольника;

строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

7

Повреждённые и фальшивые деньги

Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги.

Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги;

знать правила использования поврежденных денег;

находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;

находить необходимую информацию в тексте;

отвечать на вопросы на основе полученной информации.

8

Лесные сладкоежки

Медонос, настоящий и искусственный мёд

Проводить несложные опыты с мёдом;

определять последовательность действий при проведении опытов;

делать выводы по результатам опытов;

различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;

анализировать данные таблицы;

строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи;

иметь представление о лечебных свойствах мёда.

9

Лев Толстой. Зайцы

Содержание рассказа. Сравнение научно-познавательного и художественного текстов.

Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;

определение лексического значения слова;

находить необходимую информацию в тексте;

определять объект на рисунке с помощью подсказки;

определять последовательность действий, описанных в рассказе;

различать художественный и научно-познавательный текст;

сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения;

определять по высказываниям информацию, полученную из текста;

строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

10

Про зайчат и зайчиху

Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Диаграмма.

Определять количество часов в сутках;

находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;

подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;

решать логические задачи по данному условию;

составлять элементарную диаграмму.

11

Банковская карта

Банковская карта.

Давать характеристику наличным деньгам;

рассказывать о дебетовой банковской карте;

объяснять, что обозначают надписи на карте;

объяснять, как производить покупку в магазине;

объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;

рассказывать о кредитной банковской карте.

12

Про Зайчишку и овощи

Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста.

Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;

выделять среди овощей корнеплоды;

проводить опыт по проращиванию моркови;

определять цвет сока овощей опытным путём;

сравнивать свойства сырой и варёной моркови.

13

Николай Сладков. Весёлая игра

Содержание рассказа

Определять тип и тему текста, называть его персонажей;

понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;

объяснять лексическое значение слов и выражений;

устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат;

составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.

14

Лисьи забавы

Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж.

Определять дату по календарю;

находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;

записывать краткую запись и решение задач;

решать логические задачи с помощью таблицы;

анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;

составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы;

читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи.

15

Безопасность

денег на

банковской карте

Правила безопасности при использовании банковских карт.

Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение;

находить необходимую информацию в тексте задания;

формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.

16

Лисьи норы


Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы.

Иметь представление об устройстве лисьих нор;

проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;

делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.

17

Обыкновенные

кроты

Содержание научно-познавательного

текста.

Определять тип текста;

составлять описание крота на основе прочитанного текста;

разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;

соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте;

объяснять значение слова;

составлять вопросы по предложенным предложениям;

находить синонимы к предложенному слову;

писать сочинение-рассуждение по заданной теме;

определять название раздела, в котором может быть размещён текст.

18

Про крота

Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Диаграмма.

Решать задачи логического характера;

решать задачи с использованием данных таблицы;

решать задачи на основе данных диаграммы;

решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;

определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.

19

Про кредиты

Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными.

Объяснять, что такое «кредит»;

определять виды кредитов;

понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;

определять сумму переплаты по кредиту;

определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты;

определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты.

20

Корень – часть растения

Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни.

Называть части цветочных растений;

объяснять, для чего растению корень;

доказывать, что рост растения начинается с корня;

называть виды корневых систем;

называть видоизменённые корни.

21

Эдуард Шим.

Тяжкий труд

Содержание художественного текста.

Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст;

определение лексического значения слова;

находить необходимую информацию в тексте;

находить в тексте предложение по заданному вопросу;

разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;

определять главную мысль текста;

определять, чему учит текст;

строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

22

Про ежа

Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев.

Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого;

определять время с помощью скорости и расстояния;

определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;

отвечать на вопросы на основе полученных данных;

определять последовательность маршрута на основе схемы;

записывать слова с помощью кода;

называть месяцы, сравнивать количество месяцев.

23

Про вклады

Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования.

Давать определение вклада;

называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;

объяснять, что такое банковский процент по вкладам;

объяснять, как считают банковский процент по вкладам;

объяснять, почему банки выплачивают проценты.

24

Занимательные особенности яблока

Яблоко, свойства яблока.

Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет;

объяснять, почему яблоко плавает;

объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;

объяснять, почему неспелое яблоко кислое;

находить на срезе яблока рисунок звезды.

25

Полевой

хомяк

Содержание научно-познавательного

текста.

Определять вид текста;

составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;

дополнять описание хомяка на основе рисунка;

придумывать сравнения;

составлять вопросы по данным предложениям;

отвечать на вопросы на основе полученных сведений;

разгадывать ребусы и объяснять значение слова;

определять сведения, которые удивили;

составлять план при подготовке к сообщению.

26

Про полевого

хомяка

Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники.

Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного;

строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;

отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;

находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно;

записывать именованные числа в порядке возрастания;

строить четырёхугольники по заданному условию.

27

Ловушки для денег

Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит.

Определять доходы, расходы и прибыль;

отличать желаемые покупки от необходимых;

рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;

объяснять, что такое дефицит и профицит;

рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

28

Про хомяка и его запасы

Горох, свойства прорастания гороха.

Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;

объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян;

объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;

объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян;

объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян;

объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян;

определять правильную последовательность прорастания семян гороха.

29

Про бобров

Содержание текста,

текст-описание.

Определять тип текста, его тему;

находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение;

находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;

задавать вопросы по содержанию прочитанного;

сравнивать тексты;

определять сведения, которые удивили;

составлять речевое высказывание в письменной форме.

30

Бобры-строители

Диаметр, длина окружности, решение практических задач.

Иметь представление о диаметре окружности;

анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения;

находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности;

заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;

выбирать нужные для проведения измерений инструменты;

работать с чертежом;

решать логические задачи.

31

Такие

разные деньги

Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран.

Иметь представление о валюте как национальной денежной единице;

находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям;

устанавливать принадлежность денежной единицы стране;

иметь представление о банковской операции «обмен валюты».

32

Материал для плотин

Строение древесины дерева, определение возраста дерева.

Иметь представление о составе древесины

проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев;

делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев.

33

Позвоночные животные

Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие.

Называть группы позвоночных животных;

называть признаки пяти групп позвоночных животных;

определять название животного по описанию;

выбирать признаки земноводного животного;

выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;

выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;

составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного;

рассуждать об открытии, сделанном на занятии.

34

Встреча друзей


Находить необходимую информацию в тексте задания;

понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;

анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;

выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.


























3 КЛАСС

п/п

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»

1

Про дождевого червяка

Тип текста. Содержание научно-познавательного текста.

Определять тип текста;

дополнять предложение словами из текста;

определять периоды развития дождевого червя на основе теста;

объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй;

определять на основе теста способ питания дождевых червей;

находить предложение, соответствующее рисунку;

выбирать утверждения, соответствующие тексту;

составлять вопрос по содержанию текста;

называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.

3

Кальций

Содержание научно-познавательного текста.

Работать с кластером;

Дополнять предложение словами из текста;

определять, что такое минерал;

называть стройматериалы, содержащие кальций;

объяснять значение слова;

выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;

составлять предложения по рисунку;

составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.

5

Сколько весит облако?

Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста

Определять тип текста;

определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

находить ответ на вопрос в тексте;

объяснять значение слова;

дополнять предложения;

выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;

дополнять план текста;

рассказывать о прочитанном произведении;

составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;

определять название книг с достоверными сведениями.

7

Хлеб – всему голова

Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста

Определять тип текста;

определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

записывать пословицы о хлебе;

записывать предложение, которое соответствует рисунку;

находить ответ на вопрос в тексте;

объяснять значение слова;

рассказывать о прочитанном произведении;

составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;

работать с толкованием слова;

определять порядок следования предложений;

называть хлебобулочные изделия.

9

Про мел

Главная мысль текста. Содержание текста.

Заполнять кластер о происхождении мела;

составлять вопрос по готовому ответу;

давать определение слова;

работать с толковым словарём;

работать с толкованием слова;

соединять части предложений и определять их порядок;

составлять план текста в виде вопросов;

составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.

11

Про мыло

Содержание научно-познавательного текста.

Дополнять предложение;

давать определение слова;

работать с толковым словарём;

соединять части предложений и определять их порядок;

находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;

находить в тексте предложение по заданному условию;

дополнять текст по заданному условию;

определять даты принятия гербов.

13

История свечи

Содержание научно-познавательного текста.

Давать определение слова;

записывать ответ на поставленный вопрос;

определять слово по его лексическому значению;

называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;

выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;

составлять вопросы и находить ответы в тексте;

соединять части предложений и определять их порядок;

заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста;

называть правила безопасности при использовании свечей;

рассказывать о прочитанном произведении;

отвечать на поставленный вопрос.

15

Магнит

Содержание научно-познавательного текста.

Давать определение слова;

дополнять предложение;

находить ответ на поставленный вопрос;

объяснять значение словосочетания;

с помощью текста находить отличия между предметами;

называть предметы, о которых говорится в тексте;

рассказывать о прочитанном произведении.

Блок «Естественно-научная грамотность»

2

Дождевые черви

Дождевые черви

Называть части тела дождевого червя;

объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;

рассказывать, чем питается дождевой червь;

объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли;

наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;

заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.

4

Полезный кальций

Кальций

Заполнять таблицу;

дополнять предложение;

определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций;

составлять суточное меню с молочными продуктами;

дописывать вывод о необходимости кальция для организма.

6

Про облака

Облака

С помощью опыта показывать образование облаков;

объяснять, почему облака увеличиваются в размере;

называть явления природы;

называть виды облаков;

определять погоду по облакам.

8

Про хлеб и дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;

описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;

определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;

давать определение слову «дрожжи»;

проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения;

проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения;

проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении;

проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста.

10

Интересное вещество – мел

Мел.

Определять внешние признаки мела;

доказывать, что мел не растворяется в воде;

называть, из чего состоит мел;

доказывать, что мел содержит карбонат кальция;

определять состав мела;

называть области применения мела.

12

Чем интересно мыло и как оно «работает»

Мыло

Называть виды мыла;

исследовать мыло в сухом виде;

показывать, что при намокании мыла появляется пена;

проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;

проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды;

исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;

доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.

14

Про свечи

Свеча

Рассказывать о строении свечи;

рассказывать о зонах пламени свечи;

объяснять, почему гаснет свеча;

объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;

объяснять, почему происходит возгорание дыма.

16

Волшебный магнит

Магнит

Называть виды магнитов;

определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит;

доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы;

показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы;

рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;

показывать с помощью опыта, как можно создать компас.

Проверочная работа

17

Проверь себя

Материал, изученный в первом полугодии.

Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии;

применять полученные знания в повседневной жизни;

работать самостоятельно;

планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Блок «Финансовая грамотность»

18

Что такое «бюджет»?

Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит.

Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;

понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;

объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;

выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;

уметь слушать и слышать собеседника.

20

Семейный бюджет

Семейный бюджет, доходы и расходы.

Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;

понимать, как в семье появляются доходы;

делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;

заполнять кластер;

формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему.

22

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата


Понятие заработной платы, виды зарплаты.

Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;

анализировать данные, представленные в виде графика;

приводить примеры различных профессий;

объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.

24

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия

Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан.

Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;

на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии;

называть пособия, которые получают граждане нашей страны;

определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим.

26

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

Наследство, вклад, выигрыш.

–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;

понимать, что выигрыш облагается налогом;

иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;

понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;

называть предметы, которые человек может получить в наследство.

28

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

Классификация расходов по различным основаниям.

–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы»,

«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы»,

определять, к какой группе относятся те или иные расходы.

30

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

Виды обязательных платежей.

Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;

объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;

на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа.

32

Как сэкономить семейные деньги?

Экономия семейного бюджета.

Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»;

формулировать простые правила экономии семейного бюджета;

на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет.

Блок «Математическая грамотность»

19

Расходы и доходы бюджета

Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит.

Определять дефицитный и профицитный бюджет;

анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу;

выполнять вычисления по таблице;

выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

составлять задачу по предложенному решению;

формулировать вопрос задачи.

21

Планируем семейный бюджет

Доходы и расходы в семейном бюджете.

анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления;

выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное;

анализировать данные столбчатой диаграммы;

выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых;

выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.

23

Подсчитываем семейный доход

Семейный доход в таблице, на диаграмме.

Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;

выполнять сложение круглых многозначных чисел;

находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;

сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;

анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме;

самостоятельно составлять круговую диаграмму.

25

Пенсии и пособия

Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия.

Анализировать данные, представленные в таблице;

выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

анализировать данные, представленные в виде гистограммы;

вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;

заполнять таблицу на основе текстового материала;

подсчитывать доход семьи от детских пособий.

27

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею.

Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша;

подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;

под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.

29

Подсчитываем расходы

Обязательные и непредвиденные расходы.

Анализировать данные инфографики;

находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания;

подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют;

подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.



31

Расходы на обязательные платежи

Обязательные платежи

Определять, какие налоги должна платить семья;

анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу;

подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;

пользоваться калькулятором;

объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей;

выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

33

Подсчитываем сэкономленные деньги

Экономия семейного бюджета.

Под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества сэкономленных денег;

объяснять, что такое «скидка в 25%»;

определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;

находить часть от числа.

Проверочная работа

34

Проверь

себя

Материал, изученный во втором полугодии.

Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии;

применять полученные знания в повседневной жизни;

работать самостоятельно;

планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.





















4 КЛАСС

п/п

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»

1

Старинная женская одежда

Содержание научно-познавательного текста.

Определять лексическое значение слова;

озаглавливать текст;

определять тему;

определять главную мысль;

составлять план в виде вопросов;

с помощью текста определять название женской одежды;

с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;

объяснять значение слова;

приводить примеры современной женской одежды.

2

Старинные женские головные уборы

Содержание научно-познавательного текста.

Определять лексическое значение слова;

составлять план, используя слова из текста;

объяснять значения слов;

определять по описанию названия головных уборов;

приводить примеры современных головных уборов.

3

Старинная мужская одежда и головные уборы


Содержание научно-познавательного текста.

Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

отвечать на вопросы по тексту;

вписывать пропущенные слова в текст;

находить ответ на вопрос в тексте;

объяснять значение слова;

оформлять план текста;

определять с помощью описания название предмета.

4

Жилище крестьянской семьи на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;

отвечать на вопросы по тексту;

рассуждать, давать определение слова;

называть элементы оформления избы.

5-6

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

Содержание научно-познавательного текста.

Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

письменно отвечать на вопросы;

называть предметы печной утвари;

работать с толковым словарём;

работать с толкованием слова;

рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;

соотносить описание предметов с их рисунками;

описывать назначение предметов;

составлять обобщающий план.

7

История посуды на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

соотносить рисунок и его название;

работать с толковым словарём;

рассуждать и записывать ответ на вопрос;

записывать ответ на вопрос по его началу;

определять части предмета, называть их;

определять порядок предложений в тексте;

дополнять текст по заданному условию.

8

Какие деньги были раньше в России

Содержание научно-познавательного текста.

Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;

называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;

определять тему текста;

составлять план текста;

находить информацию в Интернете;

записывать названия монет в порядке их возрастания;

указывать названия современных денег.

Блок «Естественно-научная грамотность»

9

Томат

Томат.

Называть части растения;

объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;

определять горизонтальный и вертикальный срез;

указывать количество гнёзд;

объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;

называть части плода помидора;

объяснять, что такое пасынок у помидора;

работать с таблицей.

10

Болгарский перец

Болгарский перец.

Объяснять, что такое паприка;

называть части растения;

рассказывать о строении плода перца;

определять форму плода перца;

рассказывать о строении семени перца;

делать выводы на основе полученной информации.

11

Картофель

Картофель.

Называть части растения;

объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;

объяснять, какой вывод сделали и почему;

объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;

объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;

объяснять, что такое крахмалистость;

определять срок созревания картофеля;

объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;

называть способы размножения картофеля.

12

Баклажан. Семейство Паслёновые

Баклажан.

Называть представителей семейства Паслёновые;

объяснять, что такое соланин;

называть благоприятные условия для прорастания семян;

определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;

определять глубину посева семян;

заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

13

Лук

Лук.

Называть части лука;

называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;

называть этапы выращивания лука;

наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.

14

Капуста

Капуста.

Называть виды капусты;

отвечать на вопросы по содержанию текста;

называть части капусты;

исследовать капусту в разрезе;

рассказывать о размножении капусты;

проводить опыты с цветной капустой.

15

Горох

Горох.

Рассказывать о строении гороха;

рассказывать о строении семени гороха;

объяснять, почему горох обладает взрывной силой;

определять, что горох является холодостойким растением;

проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.

16

Грибы

Грибы.

Называть части гриба;

называть виды грибов;

рассказывать о плесневых грибах;

называть грибы-невидимки;

проводить опыт по выращиванию плесени;

называть грибы-паразиты.

Творческое занятие

17

Творческая работа

По выбору.

Выбрать тему для творческой работы;

выполнять творческую работу;

представлять классу творческую работу.

Блок «Финансовая грамотность»

18 -19

Потребительская корзина

Состав потребительской корзины.

Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»;

понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;

объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;

объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.

20

Прожиточный

минимум

Назначение прожиточного минимума.

Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»;

объяснять, на что влияет прожиточный минимум;

объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны;

объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны.

21

Инфляция

Инфляция.

Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;

анализировать данные, представленные в виде гистограммы;

называть уровни инфляции;

понимать значение инфляции для экономики.

22 - 23

Распродажи, скидки, бонусы

Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.

Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;

понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;

понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;

формировать навыки грамотного покупателя.

24

Благотворительность

Благотворительность.

Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»;

называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;

объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.

25

Страхование

Виды страхования.

Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;

называть виды страхования;

называть различные страховые риски.

Блок «Математическая грамотность»

26

В бассейне

Расписание занятий, выгодная покупка.

Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;

решать задачи на определение стоимости покупки;

определять, какая из двух покупок является более выгодной;

решать задачи на определение скорости плавания;

решать логические задачи.

27-28

Делаем ремонт

Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов.

Понимать, что такое «смета»;

решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни;

решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;

читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.

29

Праздничный торт

Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость».

Работать с таблицами;

подсчитывать стоимость продуктов для торта;

определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;

сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;

использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

30

Обустраиваем участок

Расходы на обустройство участка, площадь и периметр

Читать простой чертеж и определять его масштаб;

находить площадь и периметр участка и построек на нём;

решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

31-32

Поход в кино


Расходы на поход в кино.

Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

33

Отправляемся в путешествие

Расходы на путешествие.

Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

Творческая работа

34

Составляем словарик по финансовой грамотности

Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах.

Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;

иллюстрировать изученные понятия;

составлять математические задачи с изученными финансовыми терминами;

работать самостоятельно и в парах;

планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


Функциональная грамотность. 1 класс/ Буряк М. В., Шейкина С. А.

Функциональная грамотность. 2 класс/ Буряк М. В., Шейкина С. А.

Функциональная грамотность. 3 класс/ Буряк М. В., Шейкина С. А.

Функциональная грамотность. 4 класс/ Буряк М. В., Шейкина С. А.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности. Методческие рекомендации / Буряк М. В., Шейкина С. А.

Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности. методические рекомендации / Буряк М. В., Шейкина С. А.

Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности. методические рекомендации / Буряк М. В., Шейкина С. А.

Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности. методические рекомендации / Буряк М. В., Шейкина С. А.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


РЭШ https://resh.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

Библиотека ЦОР https://lesson.edu.ru/catalog



13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Актуальное направление внеурочки!

0
7 March