12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сушко Любовь13

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30

имени Героя Советского Союза Константина Тимофеевича Першина

станицы Октябрьской МО Крыловский район





                                                                               УТВЕРЖДЕНО:

                                                                                     Решение педсовета протокол № 2

                                                            от 31.08. 2016 года

                                                                    Председатель педсовета

                                                                            _____________ /Ступак Н.В./





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


кружок

«Познай математику»


4 года

(срок реализации программы)

7 – 11 лет

(возраст обучающихся)















                                                                                   Составитель: Сушко Л.В.

                                                                                     учитель начальных классов







Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Курс «Познай математику» предполагается реализовать с 1 по 4 класс в количестве 135 часов (одно занятие в неделю). На 2-4 класс отводится по 34 часа в неделю, в 1 классе – 33 часа.


К концу 1 класса учащиеся должны знать/понимать:

- как люди учились считать;

- из истории линейки, нуля, математических знаков;

- пословицы, в которых встречаются числа;

- интересные приёмы устного счёта.

Учащиеся должны уметь:

- находить суммы ряда чисел;

- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.


К концу 2 класса учащиеся должны знать/понимать:

- из истории линейки, нуля, математических знаков;

- некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

- меры времени;

- алгоритмы составления и разгадывания математических фокусов;

- некоторые секреты математических фокусов.

Учащиеся должны уметь:

- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

- пользоваться часами;

- решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- уметь пользоваться измерительными и чертёжными приборами;

- ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке.


К концу 3 класса учащиеся должны знать/понимать:

- нумерацию древних славян и римлян;

- пословицы, в которых встречаются числа;

- некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

- приёмы устного счёта;

- особые случаи быстрого умножения;

- сведения из «Книги рекордов Гиннеса»;

- некоторые секреты математических фокусов.

Учащиеся должны уметь:

- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

- решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.


К концу 4 класса учащиеся должны знать/понимать:

- имена и высказывания великих математиков;

- числа – великаны;

- разряды чисел;

- элементы множеств;

- алгоритмы составления и разгадывания математических ребусов;

- «секреты» некоторых математических фокусов.

Учащиеся должны уметь:

- преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс (33 часа, 1 час в неделю)


1. Исторические сведения о математике (5ч) Как люди учились считать. Магия чисел. Из истории цифры семь. Сказки про цифры.

2. Числа и операции над ними (6ч) Нахождение суммы ряда чисел. Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Математические эстафеты, цепочки. Подвижные игры.

3. Составление и разгадывание математических ребусов (5ч) Числовые головоломки. Разгадывание математических ребусов. Составление простейших математических ребусов.

4. Нестандартные и занимательные задачи (8ч) Задачи на сообразительность. Табличная логика. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи.

5. Геометрия вокруг нас (5ч) Задачи, связанные с квадратом. Геометрия и счет. Математика и конструирование.

6. Математические развлечения (4ч) Праздник «Числа и знаки арифметических действий», «Конкурс знатоков». Математические загадки и фокусы. Задачи со спичками. Подвижные игры.


2 класс(34 часа, 1 час в неделю)

1. Исторические сведения о математике (3ч) Открытие нуля. Из истории линейки. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах. Детям о времени.

2. Числа и операции над ними (7ч) Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Приемы, упрощающие сложение и вычитание.

3. Составление и разгадывание математических ребусов (7ч) Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических ребусов. Приемы вычислений. Разгадывание магических квадратов.

4. Нестандартные и занимательные задачи (7ч) Задачи на сообразительность. Задачи – смекалки. Комбинаторные задачи. Задачи – маршруты. Задачи на переливание.

5. Геометрия вокруг нас (5ч) Тематическое конструирование (игра «крестики-нолики»). Логические квадраты-узоры и орнаменты. Симметрия. Симметричные фигуры.

6. Математические развлечения (5ч) Инсценировки. Рассказы. Дидактические и подвижные игры. Математические фокусы. Занимательные квадраты. Математический праздник «Как хорошо уметь считать!».


3 класс (34 часа, 1 час в неделю)

1. Исторические сведения о математике (5ч) Единицы измерения количества. Нумерация древних славян и римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. Из истории учебника «Арифметика». Из истории счёта и десятичной системы счисления. Из истории одной копейки. Русские счёты.

2. Числа и операции над ними (4ч) Хитроумные задачки (чтение чужих мыслей). Интересные приёмы устного счёта. Особые случаи быстрого умножения. Приёмы вычислений.

3. Составление и разгадывание математических ребусов (6ч) Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов.

4. Нестандартные и занимательные задачи (9ч) Простейшие математические софизмы. Загадки. Задачи в стихах. Пословицы. Крылатые слова. Олимпиадные задачи.

5. Геометрия вокруг нас (5ч) Периметр и площадь составных фигур. Решение задач с геометрическим содержанием.

6. Математические развлечения (5ч) Праздник «Удача». Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех». По страницам «Книги рекордов Гиннеса». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Математический КВН.


4 класс (34 часа, 1 час в неделю)

1. Исторические сведения о математике (4ч) Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение). Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

2. Числа и операции над ними (6ч) Разряды чисел. Множество. Числа – великаны. Круги Эйлера. Точные и приближённые числа.

3. Составление и разгадывание математических ребусов (5ч) Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.

4. Нестандартные и занимательные задачи (9ч) Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи.

5. Геометрия вокруг нас (5ч) Геометрические фигуры (трёхмерные, одномерные). Задачи на нахождение периметра, площади и объёма, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием. Плоскость и пространство (оригами).

6. Математические развлечения (5ч) Выпуск математической газеты. Конкурс «Умники и умницы». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Задачи со спичками. Предметная олимпиада. Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех».


Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

1 год обучения

33ч




История в математике

5

3

2

Изучать историю счета;

Решать задачи на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки;

Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах;

Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы;

Выбирать способы сравнения объектов, проводить сравнение;

Оценивать правильность составления числовой последовательности;

Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный;

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения;










































1

Как люди учились считать.

1


1

2

Магия чисел.

1

1


3

Из истории цифры семь. Числа в пословицах.

1

1


4

Сказки про цифры.

1

1


5

Чудеса в мире цифр.

1


1

Числа и операции над ними

5

4

1

6-7

Нахождение суммы ряда чисел.

2

2


8

Интересные приемы устного счета.

1

1


9

Задачи, связанные с нумерацией.

1

1


10

Математические эстафеты, цепочки. Подвижные игры.

1


1

Составление и разгадывание математических ребусов

5

4

1

11-12

Числовые головоломки.

2

1

1

13-14

Математические ребусы.

2

2


15

Составление простейших математических ребусов.

1

1


Нестандартные и занимательные задачи

8

6

2

16-17

Задачи на сообразительность.

2

2


18-19

Табличная логика.

2

1

1

20-21

Задачи-шутки.

2

1

1

22-23

Комбинаторные задачи.

2

2


Геометрия вокруг нас

5

3

2

24-25

Задачи о квадрате.

2

1

1

26-28

Геометрия и счет.

3

2

1

Математические развлечения

5

3

2

29

Праздник чисел.

1

1


30

Конкурс знатоков.

1

1


31-32

Математические конкурсы и фокусы.

2

1

1

33

Задачи со спичками. Подвижные игры.

1







1

Итого:

33

23

10


2 год обучения

34ч




Исторические сведения о математике

3

1

2

Изучать историю математических знаков;

Использовать интересные приемы устного счета;

Применять приемы, упрощающие сложение и вычитание;

Разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

Решать задачи на сообразительность, задачи-смекалки, комбинаторные задачи;

Находить периметр и площадь составных фигур;

Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный;

Изготавливать модели геометрических фигур;

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами

Классифицировать геометрические фигуры;

Работать с информацией;

Находить общее свойство группы предметов, чисел, числовых выражений

34

Из истории линейки.

1


1

35

Открытие нуля.

1


1

36

Возникновение математических знаков «+» и «-».

1

1



Числа и операции над ними

7

3

4

37-39

Интересные приемы устного счета.

3

2

1

40-41

Задачи, связанные с нумерацией.

2

1

1

42-43

Приемы, упрощающие сложение и вычитание

2

2



Составление и разгадывание математических ребусов

7



44

Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов.

1

1


45-46

Числовые головоломки

2

1

1

47-48

Разгадывание и составление математических ребусов.

2

1

1

49

Приемы вычислений.

1

1


50

Разгадывание магических квадратов

1

1



Нестандартные и занимательные задачи

7

4

3

51

Простейшие математические софизмы.

1

1


52

Задачи на сообразительность.

1


1

53

Задачи-смекалки.

1

1


54

Комбинаторные задачи.

1

1


55

Задачи-маршруты.

1


1

56

Задачи на переливание.

1


1

57

Олимпиадные задачи.

1

1



Геометрия вокруг нас

5

1

4

58-59

Периметр и площадь составных фигур.

2

1

1

60-62

Решение задач с геометрическим содержанием.

3


3


Математические развлечения

5

1

4

63

Инсценировки.

1


1

64

Математические фокусы.

1


1

65

Занимательные квадраты.

1

1


66

Дидактические и подвижные игры.

1


1

67

Математический праздник «Как хорошо уметь считать».

1





1

Итого:

34

17

17


3 год обучения

34ч







Решать задачи, связанные с нумерацией;

Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим;

Пользоваться счётами;

Использовать случаи быстрого умножения и деления;

Находить площадь, периметр, объем окружающих предметов;

Решать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный;

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами;

Находить общее свойство группы предметов, чисел, числовых выражений






















Исторические сведения о математике

5

1

4

68

Нумерация древних славян и римлян.

1


1

69-70

Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика»

2

1

1

71

История одной копейки. Русские счеты.

1


1

72

Единицы измерения количества.

1

1


Числа и операции над ними

4



73

Хитроумные задачи.

1


1

74

Интересные приёмы устного счёта.

1

1


75

Особые случаи быстрого умножения.

1

1


76

Приемы вычислений.

1

1


Составление и разгадывание математических ребусов.

6

3

3

77-78

Числовые головоломки.

2

1

1

79-80

Разгадывание и составление математических головоломок и ребусов.

2

1

1

81-82

Алгоритм составления математических квадратов.

2

1

1

Нестандартные и занимательные задачи.

9

6

3

83

Простейшие математические софизмы.

1

1


84-85

Задачи на сообразительность.

2

1

1

86

Загадки задачи в стихах.

1

1


87-88

Пословицы и крылатые слова. Решение задач. Меры в пословицах.

2

1

1

89

Выпуск математической газеты.

1


1

90-91

Олимпиадные задачи.

2

2


Геометрия вокруг нас.

5

1

4

92-93

Задачи на нахождение периметра, площади, объема, описывающие реальные бытовые ситуации.

2


2

94-96

Решение задач с геометрическим содержанием.

3

1

2

Математические развлечения.

5

2

3

97

Праздник «Удача».

1


1

98

По страницам «Книги рекордов Гиннеса»

1


1

99

Математические фокусы. Секреты математических фокусов.

1

1


100

Участие в международном математическом конкурсе-игре

«Кенгуру – математика для всех»


и дистанционных математических конкурсах на сайте «Учи.ру».


1

1


101

Математический КВН.

1





1

Итого:

34

17

17


4 год обучения

34ч




Исторические сведения о математике

4

1

3

Знать историю великих математиков.

Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел в виде римской нумерации;

Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим;

Знать разряды чисел-великанов;

Уметь составлять и изображать математические множества;

Различать стандартные и нестандартные задачи;

Уметь решать нестандартные, логические, старинные задачи;

Уметь логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;

Уметь применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

Уметь определять форму фигур в пространстве;

Уметь плоскость превращать в пространство (объёмные фигуры-оригами);

Нахождение площади, периметра, объема окружающих предметов;

Решать задачи с геометрическим содержанием;

Решать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.




























102

Имена и заслуги великих математиков.

1


1

103

Человек-компьютер.

1

1


104

Сравнение римской и современной письменной нумерации.

1


1

105

Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

1


1

Числа и операции над ними

6

3

3

106107

Числа-великаны. Разряды чисел.

2

1

1

108109

Множество.

2

1

1

110

Круги Эйлера.

1


1

111

Точные и приближённые числа.

1

1


Составление и разгадывание математических ребусов

5

3

2

112

Числовые головоломки.

1

1


113

Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов.

1


1

114

Алгоритм составления математических квадратов.

1

1


115116

Разгадывание и составление ребусов.

2

1

1

Нестандартные и занимательные задачи

9

5

4

117

Математические софизмы.

1

1


118119

Задачи на сообразительность.

2

1

1

120

Старинные задачи. Старинные меры длины.

1


1

121122

Задачи-смекалки.

2

1

1

123

Задачи повышенной трудности.

1

1


124125

Олимпиадные задачи.

2

1

1

Геометрия вокруг нас

5

2

3

126

Геометрические фигуры (трёхмерные и одномерные).

1


1

127

Задачи на нахождение площади и периметра.

1


1

128

Решение задач с геометрическим содержанием.

1


1

129130

Плоскость и пространство (оригами).

2

2


Математические развлечения

5

4

1

131

Конкурс «Умники и умницы»

1


1

132

Математические фокусы. Секреты математических фокусов.

1

1


133

Задачи со спичками.

1

1


134

Предметная олимпиада.

1

1


135

Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру – математика для всех».

Участие в дистанционных математических конкурсах на сайте «Учи.ру».

1








1










Итого:

34

18

16


Итого:

135

75

60



СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1

заседания ШМО учителей начальных классов МБОУСОШ № 30

от 31.08. 2018 года

___________        Сушко Л.В.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     Ступак Т.В.

31.08. 2018 года


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.