Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Познай математику» (1–4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №30
имени Героя Советского Союза Константина Тимофеевича Першина
станицы Октябрьской МО Крыловский район
УТВЕРЖДЕНО:
Решение педсовета протокол № 2
от 31.08. 2016 года
Председатель педсовета
_____________ /Ступак Н.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок
«Познай математику»
4 года
(срок реализации программы)
7 – 11 лет
(возраст обучающихся)
Составитель: Сушко Л.В.
учитель начальных классов
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Курс «Познай математику» предполагается реализовать с 1 по 4 класс в количестве 135 часов (одно занятие в неделю). На 2-4 класс отводится по 34 часа в неделю, в 1 классе – 33 часа.
К концу 1 класса учащиеся должны знать/понимать:
- как люди учились считать;
- из истории линейки, нуля, математических знаков;
- пословицы, в которых встречаются числа;
- интересные приёмы устного счёта.
Учащиеся должны уметь:
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
К концу 2 класса учащиеся должны знать/понимать:
- из истории линейки, нуля, математических знаков;
- некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
- меры времени;
- алгоритмы составления и разгадывания математических фокусов;
- некоторые секреты математических фокусов.
Учащиеся должны уметь:
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- пользоваться часами;
- решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- уметь пользоваться измерительными и чертёжными приборами;
- ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке.
К концу 3 класса учащиеся должны знать/понимать:
- нумерацию древних славян и римлян;
- пословицы, в которых встречаются числа;
- некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
- приёмы устного счёта;
- особые случаи быстрого умножения;
- сведения из «Книги рекордов Гиннеса»;
- некоторые секреты математических фокусов.
Учащиеся должны уметь:
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур.
К концу 4 класса учащиеся должны знать/понимать:
- имена и высказывания великих математиков;
- числа – великаны;
- разряды чисел;
- элементы множеств;
- алгоритмы составления и разгадывания математических ребусов;
- «секреты» некоторых математических фокусов.
Учащиеся должны уметь:
- преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс (33 часа, 1 час в неделю)
1. Исторические сведения о математике (5ч) Как люди учились считать. Магия чисел. Из истории цифры семь. Сказки про цифры.
2. Числа и операции над ними (6ч) Нахождение суммы ряда чисел. Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Математические эстафеты, цепочки. Подвижные игры.
3. Составление и разгадывание математических ребусов (5ч) Числовые головоломки. Разгадывание математических ребусов. Составление простейших математических ребусов.
4. Нестандартные и занимательные задачи (8ч) Задачи на сообразительность. Табличная логика. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи.
5. Геометрия вокруг нас (5ч) Задачи, связанные с квадратом. Геометрия и счет. Математика и конструирование.
6. Математические развлечения (4ч) Праздник «Числа и знаки арифметических действий», «Конкурс знатоков». Математические загадки и фокусы. Задачи со спичками. Подвижные игры.
2 класс(34 часа, 1 час в неделю)
1. Исторические сведения о математике (3ч) Открытие нуля. Из истории линейки. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах. Детям о времени.
2. Числа и операции над ними (7ч) Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Приемы, упрощающие сложение и вычитание.
3. Составление и разгадывание математических ребусов (7ч) Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических ребусов. Приемы вычислений. Разгадывание магических квадратов.
4. Нестандартные и занимательные задачи (7ч) Задачи на сообразительность. Задачи – смекалки. Комбинаторные задачи. Задачи – маршруты. Задачи на переливание.
5. Геометрия вокруг нас (5ч) Тематическое конструирование (игра «крестики-нолики»). Логические квадраты-узоры и орнаменты. Симметрия. Симметричные фигуры.
6. Математические развлечения (5ч) Инсценировки. Рассказы. Дидактические и подвижные игры. Математические фокусы. Занимательные квадраты. Математический праздник «Как хорошо уметь считать!».
3 класс (34 часа, 1 час в неделю)
1. Исторические сведения о математике (5ч) Единицы измерения количества. Нумерация древних славян и римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. Из истории учебника «Арифметика». Из истории счёта и десятичной системы счисления. Из истории одной копейки. Русские счёты.
2. Числа и операции над ними (4ч) Хитроумные задачки (чтение чужих мыслей). Интересные приёмы устного счёта. Особые случаи быстрого умножения. Приёмы вычислений.
3. Составление и разгадывание математических ребусов (6ч) Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов.
4. Нестандартные и занимательные задачи (9ч) Простейшие математические софизмы. Загадки. Задачи в стихах. Пословицы. Крылатые слова. Олимпиадные задачи.
5. Геометрия вокруг нас (5ч) Периметр и площадь составных фигур. Решение задач с геометрическим содержанием.
6. Математические развлечения (5ч) Праздник «Удача». Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех». По страницам «Книги рекордов Гиннеса». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Математический КВН.
4 класс (34 часа, 1 час в неделю)
1. Исторические сведения о математике (4ч) Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение). Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
2. Числа и операции над ними (6ч) Разряды чисел. Множество. Числа – великаны. Круги Эйлера. Точные и приближённые числа.
3. Составление и разгадывание математических ребусов (5ч) Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
4. Нестандартные и занимательные задачи (9ч) Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи.
5. Геометрия вокруг нас (5ч) Геометрические фигуры (трёхмерные, одномерные). Задачи на нахождение периметра, площади и объёма, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием. Плоскость и пространство (оригами).
6. Математические развлечения (5ч) Выпуск математической газеты. Конкурс «Умники и умницы». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Задачи со спичками. Предметная олимпиада. Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех».
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Кол-во часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1 год обучения | 33ч | | | | |
История в математике | 5 | 3 | 2 | Изучать историю счета; Решать задачи на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки; Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах; Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы; Выбирать способы сравнения объектов, проводить сравнение; Оценивать правильность составления числовой последовательности; Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; | |
1 | Как люди учились считать. | 1 | | 1 | |
2 | Магия чисел. | 1 | 1 | | |
3 | Из истории цифры семь. Числа в пословицах. | 1 | 1 | | |
4 | Сказки про цифры. | 1 | 1 | | |
5 | Чудеса в мире цифр. | 1 | | 1 | |
Числа и операции над ними | 5 | 4 | 1 | ||
6-7 | Нахождение суммы ряда чисел. | 2 | 2 | | |
8 | Интересные приемы устного счета. | 1 | 1 | | |
9 | Задачи, связанные с нумерацией. | 1 | 1 | | |
10 | Математические эстафеты, цепочки. Подвижные игры. | 1 | | 1 | |
Составление и разгадывание математических ребусов | 5 | 4 | 1 | ||
11-12 | Числовые головоломки. | 2 | 1 | 1 | |
13-14 | Математические ребусы. | 2 | 2 | | |
15 | Составление простейших математических ребусов. | 1 | 1 | | |
Нестандартные и занимательные задачи | 8 | 6 | 2 | ||
16-17 | Задачи на сообразительность. | 2 | 2 | | |
18-19 | Табличная логика. | 2 | 1 | 1 | |
20-21 | Задачи-шутки. | 2 | 1 | 1 | |
22-23 | Комбинаторные задачи. | 2 | 2 | | |
Геометрия вокруг нас | 5 | 3 | 2 | ||
24-25 | Задачи о квадрате. | 2 | 1 | 1 | |
26-28 | Геометрия и счет. | 3 | 2 | 1 | |
Математические развлечения | 5 | 3 | 2 | ||
29 | Праздник чисел. | 1 | 1 | | |
30 | Конкурс знатоков. | 1 | 1 | | |
31-32 | Математические конкурсы и фокусы. | 2 | 1 | 1 | |
33 | Задачи со спичками. Подвижные игры. | 1 | | 1 | |
Итого: | 33 | 23 | 10 | | |
2 год обучения | 34ч | | | | |
Исторические сведения о математике | 3 | 1 | 2 | Изучать историю математических знаков; Использовать интересные приемы устного счета; Применять приемы, упрощающие сложение и вычитание; Разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; Решать задачи на сообразительность, задачи-смекалки, комбинаторные задачи; Находить периметр и площадь составных фигур; Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; Изготавливать модели геометрических фигур; Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами Классифицировать геометрические фигуры; Работать с информацией; Находить общее свойство группы предметов, чисел, числовых выражений | |
34 | Из истории линейки. | 1 | | 1 | |
35 | Открытие нуля. | 1 | | 1 | |
36 | Возникновение математических знаков «+» и «-». | 1 | 1 | | |
| Числа и операции над ними | 7 | 3 | 4 | |
37-39 | Интересные приемы устного счета. | 3 | 2 | 1 | |
40-41 | Задачи, связанные с нумерацией. | 2 | 1 | 1 | |
42-43 | Приемы, упрощающие сложение и вычитание | 2 | 2 | | |
| Составление и разгадывание математических ребусов | 7 | | | |
44 | Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. | 1 | 1 | | |
45-46 | Числовые головоломки | 2 | 1 | 1 | |
47-48 | Разгадывание и составление математических ребусов. | 2 | 1 | 1 | |
49 | Приемы вычислений. | 1 | 1 | | |
50 | Разгадывание магических квадратов | 1 | 1 | | |
| Нестандартные и занимательные задачи | 7 | 4 | 3 | |
51 | Простейшие математические софизмы. | 1 | 1 | | |
52 | Задачи на сообразительность. | 1 | | 1 | |
53 | Задачи-смекалки. | 1 | 1 | | |
54 | Комбинаторные задачи. | 1 | 1 | | |
55 | Задачи-маршруты. | 1 | | 1 | |
56 | Задачи на переливание. | 1 | | 1 | |
57 | Олимпиадные задачи. | 1 | 1 | | |
| Геометрия вокруг нас | 5 | 1 | 4 | |
58-59 | Периметр и площадь составных фигур. | 2 | 1 | 1 | |
60-62 | Решение задач с геометрическим содержанием. | 3 | | 3 | |
| Математические развлечения | 5 | 1 | 4 | |
63 | Инсценировки. | 1 | | 1 | |
64 | Математические фокусы. | 1 | | 1 | |
65 | Занимательные квадраты. | 1 | 1 | | |
66 | Дидактические и подвижные игры. | 1 | | 1 | |
67 | Математический праздник «Как хорошо уметь считать». | 1 | | 1 | |
Итого: | 34 | 17 | 17 | | |
3 год обучения | 34ч | | | Решать задачи, связанные с нумерацией; Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим; Пользоваться счётами; Использовать случаи быстрого умножения и деления; Находить площадь, периметр, объем окружающих предметов; Решать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы. Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами; Находить общее свойство группы предметов, чисел, числовых выражений | |
Исторические сведения о математике | 5 | 1 | 4 | ||
68 | Нумерация древних славян и римлян. | 1 | | 1 | |
69-70 | Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика» | 2 | 1 | 1 | |
71 | История одной копейки. Русские счеты. | 1 | | 1 | |
72 | Единицы измерения количества. | 1 | 1 | | |
Числа и операции над ними | 4 | | | ||
73 | Хитроумные задачи. | 1 | | 1 | |
74 | Интересные приёмы устного счёта. | 1 | 1 | | |
75 | Особые случаи быстрого умножения. | 1 | 1 | | |
76 | Приемы вычислений. | 1 | 1 | | |
Составление и разгадывание математических ребусов. | 6 | 3 | 3 | ||
77-78 | Числовые головоломки. | 2 | 1 | 1 | |
79-80 | Разгадывание и составление математических головоломок и ребусов. | 2 | 1 | 1 | |
81-82 | Алгоритм составления математических квадратов. | 2 | 1 | 1 | |
Нестандартные и занимательные задачи. | 9 | 6 | 3 | ||
83 | Простейшие математические софизмы. | 1 | 1 | | |
84-85 | Задачи на сообразительность. | 2 | 1 | 1 | |
86 | Загадки задачи в стихах. | 1 | 1 | | |
87-88 | Пословицы и крылатые слова. Решение задач. Меры в пословицах. | 2 | 1 | 1 | |
89 | Выпуск математической газеты. | 1 | | 1 | |
90-91 | Олимпиадные задачи. | 2 | 2 | | |
Геометрия вокруг нас. | 5 | 1 | 4 | ||
92-93 | Задачи на нахождение периметра, площади, объема, описывающие реальные бытовые ситуации. | 2 | | 2 | |
94-96 | Решение задач с геометрическим содержанием. | 3 | 1 | 2 | |
Математические развлечения. | 5 | 2 | 3 | ||
97 | Праздник «Удача». | 1 | | 1 | |
98 | По страницам «Книги рекордов Гиннеса» | 1 | | 1 | |
99 | Математические фокусы. Секреты математических фокусов. | 1 | 1 | | |
100 | Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру – математика для всех» и дистанционных математических конкурсах на сайте «Учи.ру». | 1 | 1 | | |
101 | Математический КВН. | 1 | | 1 | |
Итого: | 34 | 17 | 17 | | |
4 год обучения | 34ч | | | | |
Исторические сведения о математике | 4 | 1 | 3 | Знать историю великих математиков. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел в виде римской нумерации; Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим; Знать разряды чисел-великанов; Уметь составлять и изображать математические множества; Различать стандартные и нестандартные задачи; Уметь решать нестандартные, логические, старинные задачи; Уметь логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач; Уметь применять изученные методы к решению олимпиадных задач; Уметь определять форму фигур в пространстве; Уметь плоскость превращать в пространство (объёмные фигуры-оригами); Нахождение площади, периметра, объема окружающих предметов; Решать задачи с геометрическим содержанием; Решать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы. | |
102 | Имена и заслуги великих математиков. | 1 | | 1 | |
103 | Человек-компьютер. | 1 | 1 | | |
104 | Сравнение римской и современной письменной нумерации. | 1 | | 1 | |
105 | Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр. | 1 | | 1 | |
Числа и операции над ними | 6 | 3 | 3 | ||
106107 | Числа-великаны. Разряды чисел. | 2 | 1 | 1 | |
108109 | Множество. | 2 | 1 | 1 | |
110 | Круги Эйлера. | 1 | | 1 | |
111 | Точные и приближённые числа. | 1 | 1 | | |
Составление и разгадывание математических ребусов | 5 | 3 | 2 | ||
112 | Числовые головоломки. | 1 | 1 | | |
113 | Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. | 1 | | 1 | |
114 | Алгоритм составления математических квадратов. | 1 | 1 | | |
115116 | Разгадывание и составление ребусов. | 2 | 1 | 1 | |
Нестандартные и занимательные задачи | 9 | 5 | 4 | ||
117 | Математические софизмы. | 1 | 1 | | |
118119 | Задачи на сообразительность. | 2 | 1 | 1 | |
120 | Старинные задачи. Старинные меры длины. | 1 | | 1 | |
121122 | Задачи-смекалки. | 2 | 1 | 1 | |
123 | Задачи повышенной трудности. | 1 | 1 | | |
124125 | Олимпиадные задачи. | 2 | 1 | 1 | |
Геометрия вокруг нас | 5 | 2 | 3 | ||
126 | Геометрические фигуры (трёхмерные и одномерные). | 1 | | 1 | |
127 | Задачи на нахождение площади и периметра. | 1 | | 1 | |
128 | Решение задач с геометрическим содержанием. | 1 | | 1 | |
129130 | Плоскость и пространство (оригами). | 2 | 2 | | |
Математические развлечения | 5 | 4 | 1 | ||
131 | Конкурс «Умники и умницы» | 1 | | 1 | |
132 | Математические фокусы. Секреты математических фокусов. | 1 | 1 | | |
133 | Задачи со спичками. | 1 | 1 | | |
134 | Предметная олимпиада. | 1 | 1 | | |
135 | Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру – математика для всех». Участие в дистанционных математических конкурсах на сайте «Учи.ру». | 1 | 1 | | |
Итого: | 34 | 18 | 16 | | |
Итого: | 135 | 75 | 60 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов МБОУСОШ № 30 от 31.08. 2018 года ___________ Сушко Л.В. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Ступак Т.В. 31.08. 2018 года |