Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы психологии» 7 класс

0
0
Материал опубликован 17 December

Принято на педагогическом совете,

протокол №__ от __ августа 2024г.


Утверждаю

протокол №_ от __ августа 2024 г.

директор МАОУ «Гимназия № 33»

_____________ Мельчакова Н.Я.


Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
"Гимназия №33" г. Перми



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Основы психологии

7 класс







Составитель:

Любимова Е. С.

Педагог-психолог

МАОУ «Гимназия №33» г. Перми









2024


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность курса: Стандарты нового поколения, имеющие свое отражение и в среднем школьном звене, предполагают выпустить в жизнь подростка, способного адаптироваться социально и культурно за пределами школы, адекватно воспринимать изменяющиеся условия жизни, активно применить полученные знания и сформировавшийся опыт в дальнейшем.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети в младшем подростковом возрасте, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при переходе с одной ступени образования на другую. Именно в этом возрасте идет борьба за самостоятельность в мыслях и поступках, которая приобретает для подростков особое значение.

Основной формой проявления самостоятельности становят­ся различного рода агрессивные действия, которые у взрос­лых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их ро­дителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подро­сткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контроли­ровать проявления агрессии.

Предлагаемый курс психологических занятий в начале средней школы направлен на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса подростка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению такой атмосферы, при которой человек полноценно выполняет свои социальные функции.

Цель изучения курса Помочь младшим подросткам адаптироваться к условиям средней школы, научить лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах.

Задачи курса:

1.Повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития учащихся.

2. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и с окружающими.

3.Формировать позитивную моральную позицию подростка в социуме.

4.Побуждать подростков к проявлению отношений, установок по­ведения, эмоциональных реакций, к их обсуждению и анализу.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7. Обучать способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.

8. Развивать умение слушать и слышать своих собеседников.

9. Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

10. Обучать приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

Описание места курса в учебном плане школы: вариативная часть основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Гимназия№33» г. Перми.

Возраст учащихся: программа рассчитана на учащихся 7-х классов.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Эмоциональная сфера человека. (10 часов)

Почему нам нужно изучать чувства. Основные законы психологии эмоций. Запреты на чувства. Страх. Гнев и агрессия. Обида. Эффект обратного действия. Передача чувств по наследству. Психогигиена эмоциональной жизни.

Раздел 2. Социальное восприятие: как узнать другого человека (16 часов)

Как мы получаем информацию о человеке. Учимся понимать жесты и позы. Жесты. Невербальные признаки обмана. Понимание причин поведения людей. Впечатление, которое мы производим. Из чего складывается впечатление о человеке? Способы понимания социальной информации. Влияние эмоций на познание. Обобщение темы.

Раздел 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба (9 часов)

Привлекательность человека. Взаимность или обоюдная привлекательность. Дружба. Четыре модели общения. Романтические отношения или влюбленность. Любовь. Переживание любви. Что помогает и мешает любви. Заключительное занятие

Прогнозируемые результаты реализации программы:

По окончании курса дети должны знать/понимать:

- нормы и правила, существующие в мире;

- основные понятия социальной психологии;

- основные понятия конфликтологии.

- важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены эмоциональной жизни

- важность положительногосамоотношения, самопринятия, самопрограммирования

- основные состояния человека и их поведенческие проявления

- правила эффективного общения с окружающими

- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)

- важность профессионального и жизненного самоопределения

Личностные УУД:

- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор

- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

- понимать чувства других людей

- идти на взаимные уступки в разных ситуациях

- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках информации

- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)

- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков, ситуаций)

- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии)

- выдвигать версии в группе и индивидуально

- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях

- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков

Коммуникативные УУД:

- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами

- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность

- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями

- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку

Методы и формы работы: лекция; фронтальная беседа; дискуссия; просмотр кинофильмов, спектакля;

- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);

- психогимнастика;

- рисуночные методы;

- техники и приёмы саморегуляции;

- элементы сказкотерапии.

- проектирование.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдения, собеседования, индивидуальный проект по психологии и самопознанию.

Итоговая работа учеников по данному курсу - письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.


КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

Формы урока

Лекционно -диагностическое занятие

(Л)

Практическое занятие

(П)

Раздел 1. Эмоциональная сфера человека. (10 часов)

1

Почему нам нужно изучать чувства.

1

1


2

Основные законы психологии эмоций.

2

1

1

3

Запреты на чувства.

1

1


4

Запреты на чувства. Страх

1

1


5

Запреты на чувства. Гнев и агрессия

1

1


6

Запреты на чувства. Обида

1

1


7

Эффект обратного действия

1

1


8

Передача чувств по наследству

1

1


9

Психогигиена эмоциональной жизни.

1


1

Раздел 2. Социальное восприятие: как узнать другого человека. (16 часов)

1

Как мы получаем информацию о человеке.

1



1

Учимся понимать жесты и позы.

2

1

1

2

Жесты.

2

1

1

3

Невербальные признаки обмана.

1

1


4

Понимание причин поведения людей.

2

1

1

5

Впечатление, которое мы производим.

2

1

1

6

Из чего складывается впечатление о человеке?

1

1


7

Способы понимания социальной информации.

2

1

1

8

Влияние эмоций на познание.

2

1

1

9

Обобщение темы.

1


1

Раздел 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба (9 часов)

1

Привлекательность человека.

1

1


2

Взаимность или обоюдная привлекательность.

1

1


3

Дружба. Четыре модели общения.

1

1


4

Романтические отношения или влюбленность.

1

1


5

Любовь.

1

1


6

Переживание любви.

1

1


7

Что помогает и мешает любви.

1

1


8

Заключительное занятие

1


1

Итого

34

23

11


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.

Девяткина Д.С., Челнокова О.С. Рабочая программа «Познай себя» © Материал из Справочной системы «Образование»:

Тренинг жизненных навыков/под ред. А.Ф. Шадуры. – Спб.: Речь, 2005.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы).– 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации