Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы психологии» 7 класс
Принято на педагогическом совете, протокол №__ от __ августа 2024г. | Утверждаю протокол №_ от __ августа 2024 г. директор МАОУ «Гимназия № 33» _____________ Мельчакова Н.Я. |
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
"Гимназия №33" г. Перми
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Основы психологии
7 класс
Составитель:
Любимова Е. С.
Педагог-психолог
МАОУ «Гимназия №33» г. Перми
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса: Стандарты нового поколения, имеющие свое отражение и в среднем школьном звене, предполагают выпустить в жизнь подростка, способного адаптироваться социально и культурно за пределами школы, адекватно воспринимать изменяющиеся условия жизни, активно применить полученные знания и сформировавшийся опыт в дальнейшем.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети в младшем подростковом возрасте, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при переходе с одной ступени образования на другую. Именно в этом возрасте идет борьба за самостоятельность в мыслях и поступках, которая приобретает для подростков особое значение.
Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявления агрессии.
Предлагаемый курс психологических занятий в начале средней школы направлен на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса подростка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению такой атмосферы, при которой человек полноценно выполняет свои социальные функции.
Цель изучения курса Помочь младшим подросткам адаптироваться к условиям средней школы, научить лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах.
Задачи курса:
1.Повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития учащихся.
2. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и с окружающими.
3.Формировать позитивную моральную позицию подростка в социуме.
4.Побуждать подростков к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, к их обсуждению и анализу.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7. Обучать способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.
8. Развивать умение слушать и слышать своих собеседников.
9. Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
10. Обучать приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
Описание места курса в учебном плане школы: вариативная часть основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Гимназия№33» г. Перми.
Возраст учащихся: программа рассчитана на учащихся 7-х классов.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Эмоциональная сфера человека. (10 часов)
Почему нам нужно изучать чувства. Основные законы психологии эмоций. Запреты на чувства. Страх. Гнев и агрессия. Обида. Эффект обратного действия. Передача чувств по наследству. Психогигиена эмоциональной жизни.
Раздел 2. Социальное восприятие: как узнать другого человека (16 часов)
Как мы получаем информацию о человеке. Учимся понимать жесты и позы. Жесты. Невербальные признаки обмана. Понимание причин поведения людей. Впечатление, которое мы производим. Из чего складывается впечатление о человеке? Способы понимания социальной информации. Влияние эмоций на познание. Обобщение темы.
Раздел 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба (9 часов)
Привлекательность человека. Взаимность или обоюдная привлекательность. Дружба. Четыре модели общения. Романтические отношения или влюбленность. Любовь. Переживание любви. Что помогает и мешает любви. Заключительное занятие
Прогнозируемые результаты реализации программы:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире;
- основные понятия социальной психологии;
- основные понятия конфликтологии.
- важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены эмоциональной жизни
- важность положительногосамоотношения, самопринятия, самопрограммирования
- основные состояния человека и их поведенческие проявления
- правила эффективного общения с окружающими
- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)
- важность профессионального и жизненного самоопределения
Личностные УУД:
- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор
- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях
- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
- понимать чувства других людей
- идти на взаимные уступки в разных ситуациях
- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках информации
- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)
- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков, ситуаций)
- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии)
- выдвигать версии в группе и индивидуально
- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях
- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков
Коммуникативные УУД:
- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами
- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность
- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями
- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку
Методы и формы работы: лекция; фронтальная беседа; дискуссия; просмотр кинофильмов, спектакля;
- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);
- психогимнастика;
- рисуночные методы;
- техники и приёмы саморегуляции;
- элементы сказкотерапии.
- проектирование.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдения, собеседования, индивидуальный проект по психологии и самопознанию.
Итоговая работа учеников по данному курсу - письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов | Формы урока | ||
Лекционно -диагностическое занятие (Л) | Практическое занятие (П) | ||||
Раздел 1. Эмоциональная сфера человека. (10 часов) | |||||
1 | Почему нам нужно изучать чувства. | 1 | 1 | ||
2 | Основные законы психологии эмоций. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Запреты на чувства. | 1 | 1 | ||
4 | Запреты на чувства. Страх | 1 | 1 | ||
5 | Запреты на чувства. Гнев и агрессия | 1 | 1 | ||
6 | Запреты на чувства. Обида | 1 | 1 | ||
7 | Эффект обратного действия | 1 | 1 | ||
8 | Передача чувств по наследству | 1 | 1 | ||
9 | Психогигиена эмоциональной жизни. | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Социальное восприятие: как узнать другого человека. (16 часов) | |||||
1 | Как мы получаем информацию о человеке. | 1 | |||
1 | Учимся понимать жесты и позы. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Жесты. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Невербальные признаки обмана. | 1 | 1 | ||
4 | Понимание причин поведения людей. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Впечатление, которое мы производим. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Из чего складывается впечатление о человеке? | 1 | 1 | ||
7 | Способы понимания социальной информации. | 2 | 1 | 1 | |
8 | Влияние эмоций на познание. | 2 | 1 | 1 | |
9 | Обобщение темы. | 1 | 1 | ||
Раздел 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба (9 часов) | |||||
1 | Привлекательность человека. | 1 | 1 | ||
2 | Взаимность или обоюдная привлекательность. | 1 | 1 | ||
3 | Дружба. Четыре модели общения. | 1 | 1 | ||
4 | Романтические отношения или влюбленность. | 1 | 1 | ||
5 | Любовь. | 1 | 1 | ||
6 | Переживание любви. | 1 | 1 | ||
7 | Что помогает и мешает любви. | 1 | 1 | ||
8 | Заключительное занятие | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 23 | 11 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.
Девяткина Д.С., Челнокова О.С. Рабочая программа «Познай себя» © Материал из Справочной системы «Образование»:
Тренинг жизненных навыков/под ред. А.Ф. Шадуры. – Спб.: Речь, 2005.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы).– 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.