РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ» для обучающихся 10-11 классов

0
0
Материал опубликован 21 September

​​​​​​​








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»

для обучающихся 10-11 классов







Составители:

Акимова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Пронюшкина Мария Анатольевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории











г. Новосибирск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку

«Секреты русской орфографии и пунктуации» ориентирована на сопровождение и поддержку изучения учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классах, а также подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) (далее – ФГОС СОО) https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/, федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 10-11 классов (входит в состав федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/), рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 27 (составлена на основе федеральной рабочей программы воспитания), а также с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

Содержание курса внеурочной деятельности по русскому языку

«Секреты русской орфографии и пунктуации» разработано с опорой на достигнутые обучающимися на уровне основного общего образования предметные, метапредметные и личностные результаты и направлено на обобщение, закрепление планируемых результатов, сформулированных на уровне среднего общего образования. Курс предполагает расширение и углубление теоретического материала, формирование практических навыков, в том числе выполнения заданий ЕГЭ. Кроме того, курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

овладение основными нормами литературного языка;

создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;

освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

обучение анализу текста, его интерпретации;

совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении экзаменационной работы;

развитие речевой культуры.



ФОРМЫ проведения занятий – лекционные и практические занятия, презентации работ обучающихся, работа с электронными образовательными ресурсами на образовательных платформах (в том числе по подготовке к ЕГЭ) и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


класс (34 часа)



Введение (2часа)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.

Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения

Языковые нормы (1 час)

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

Орфоэпические нормы (1час)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы (3 часа)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.

Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (3 часа)

Грамматические нормы.

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Грамматические ошибки и их предупреждение.

Словообразовательные нормы (2 часа)

Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.

Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

Морфологические нормы (9 часов)

Морфологические нормы.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия. Звукоподражательные слова.

Морфология. Средства связи предложений в тексте.

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

Обобщение темы "Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне".

Синтаксические нормы (13 часов)

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

Простые и сложные предложения.

Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма.

Нормы согласования

Нормы управления.

Нормы примыкания.

Синтаксическая синонимия.

Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную.

Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

Защита проектов.


класс 34 часа


Пунктуация (4 часа)

Единицы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания. Знаки выделения в простом предложении и тексте. Знаки разделения в предложении и тексте, условия постановки.

Итоговое сочинение (3 часа)

Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.

Как определить проблему и основная мысль в теме сочинения. Композиция сочинения – рассуждения.

Как писать вступление и заключение? Основная часть. Тезис и аргументы. Способы аргументирования.

Нормы языка (10 часов)

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Лексика. Значение слова.

Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы.

Лексические выразительные средства. Тропы. Фразеология.

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.

Работа с текстом (12 часов)

Новый формат задания 27 ЕГЭ по русскому языку и критерии его оценивания. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста.

Способы и средства связи предложений в тексте.

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме.

Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

Выявление и формулировка авторской позиции.

Речевое оформление композиционных частей сочинения. Практикум: критерии оценивания развернутого задания ЕГЭ Отдельные элементы сочинения-рассуждения

Практикум: написание сочинения по исходному тексту в соответствие с критериями.

Целостный анализ текстов - семейные проблемы.

Целостный анализ текстов - экологические проблемы.

Целостный анализ текстов - информационно - коммуникативные проблемы.

Подведение итогов (5 часов)

Комплексная подготовка к ЕГЭ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку

«Секреты русской орфографии и пунктуации» направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;

понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметные результаты

владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях;

владение разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно- технической информации;

владение умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

владение умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы том числе в совместной

деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;

способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметные результаты

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать связь языка и истории, культуры русского и других народов;

определять смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения;

уметь оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


t1726894622aa.gif
класс



п/п

Тема

Кол-во часов

Электронные образовательные ресурсы

1

Введение. Нормативно-

2

https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank- zadaniy-ege

https://rus-ege.sdamgia.ru/ https://egerus.ru/test/trainer/list.html https://pedlib.ru/Books/6/0262/index.shtml


правовое обеспечение ЕГЭ.


2

Литературный язык.

1


Языковые нормы.


3

Орфоэпические нормы

1


русского языка


4

Лексические нормы

3


русского языка


5

Грамматические нормы

3

6

Словообразовательные

2


нормы


7

Морфологические нормы

9

8

Синтаксические нормы и

13


пунктуация



Итого:

34



класс


п/п

Тема

Кол-во часов

Электронные образовательные ресурсы

1

Пунктуация

4

https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank- zadaniy-ege

https://rus-ege.sdamgia.ru/ https://egerus.ru/test/trainer/list.html https://pedlib.ru/Books/6/0262/index.shtml

2

Итоговое сочинение

3

3

Нормы языка

10

4

Работа с текстом

12

5

Подведение итогов

5


Итого:

34



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации