РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ» для обучающихся 10-11 классов
курса внеурочной деятельности
«СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»для обучающихся 10-11 классов
Составители:
Акимова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Пронюшкина Мария Анатольевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
г. Новосибирск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельностиРабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку
«Секреты русской орфографии и пунктуации» ориентирована на сопровождение и поддержку изучения учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классах, а также подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) (далее – ФГОС СОО) https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/, федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 10-11 классов (входит в состав федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/), рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 27 (составлена на основе федеральной рабочей программы воспитания), а также с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Содержание курса внеурочной деятельности по русскому языку
«Секреты русской орфографии и пунктуации» разработано с опорой на достигнутые обучающимися на уровне основного общего образования предметные, метапредметные и личностные результаты и направлено на обобщение, закрепление планируемых результатов, сформулированных на уровне среднего общего образования. Курс предполагает расширение и углубление теоретического материала, формирование практических навыков, в том числе выполнения заданий ЕГЭ. Кроме того, курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении экзаменационной работы;
развитие речевой культуры.
ФОРМЫ проведения занятий – лекционные и практические занятия, презентации работ обучающихся, работа с электронными образовательными ресурсами на образовательных платформах (в том числе по подготовке к ЕГЭ) и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИкласс (34 часа)
Введение (2часа) |
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. |
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения |
Языковые нормы (1 час) |
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. |
Орфоэпические нормы (1час) |
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. |
Лексические нормы (3 часа) |
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. |
Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. |
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. |
Грамматические нормы (3 часа) |
Грамматические нормы. |
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические. |
Грамматические ошибки и их предупреждение. |
Словообразовательные нормы (2 часа) |
Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. |
Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. |
Морфологические нормы (9 часов) |
Морфологические нормы. |
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. |
Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний |
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. |
Служебные части речи. |
Междометия. Звукоподражательные слова. |
Морфология. Средства связи предложений в тексте. |
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. |
Обобщение темы "Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне". |
Синтаксические нормы (13 часов) |
Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. |
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. |
Простые и сложные предложения. |
Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма. |
Нормы согласования |
Нормы управления. |
Нормы примыкания. |
Синтаксическая синонимия. |
Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную. |
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. |
Защита проектов. |
класс – 34 часа
Пунктуация (4 часа)
Единицы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания. Знаки выделения в простом предложении и тексте. Знаки разделения в предложении и тексте, условия постановки.
Итоговое сочинение (3 часа)Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Как определить проблему и основная мысль в теме сочинения. Композиция сочинения – рассуждения.
Как писать вступление и заключение? Основная часть. Тезис и аргументы. Способы аргументирования.
Нормы языка (10 часов)Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Лексика. Значение слова.
Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы.
Лексические выразительные средства. Тропы. Фразеология.
Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.
Работа с текстом (12 часов)Новый формат задания 27 ЕГЭ по русскому языку и критерии его оценивания. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста.
Способы и средства связи предложений в тексте.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме.
Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).
Выявление и формулировка авторской позиции.
Речевое оформление композиционных частей сочинения. Практикум: критерии оценивания развернутого задания ЕГЭ Отдельные элементы сочинения-рассуждения
Практикум: написание сочинения по исходному тексту в соответствие с критериями.
Целостный анализ текстов - семейные проблемы.
Целостный анализ текстов - экологические проблемы.
Целостный анализ текстов - информационно - коммуникативные проблемы.
Подведение итогов (5 часов)Комплексная подготовка к ЕГЭ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПрограмма курса внеурочной деятельности по русскому языку
«Секреты русской орфографии и пунктуации» направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;
понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результатывладение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях;
владение разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно- технической информации;
владение умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
владение умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной
деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметные результатыВ результате изучения курса учащиеся должны:
знать связь языка и истории, культуры русского и других народов;
определять смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения;
уметь оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Электронные образовательные ресурсы |
1 | Введение. Нормативно- | 2 | https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank- zadaniy-ege https://rus-ege.sdamgia.ru/ https://egerus.ru/test/trainer/list.html https://pedlib.ru/Books/6/0262/index.shtml |
| правовое обеспечение ЕГЭ. | | |
2 | Литературный язык. | 1 | |
| Языковые нормы. | | |
3 | Орфоэпические нормы | 1 | |
| русского языка | | |
4 | Лексические нормы | 3 | |
| русского языка | | |
5 | Грамматические нормы | 3 | |
6 | Словообразовательные | 2 | |
| нормы | | |
7 | Морфологические нормы | 9 | |
8 | Синтаксические нормы и | 13 | |
| пунктуация | | |
| Итого: | 34 | |
класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Электронные образовательные ресурсы |
1 | Пунктуация | 4 | https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank- zadaniy-ege https://rus-ege.sdamgia.ru/ https://egerus.ru/test/trainer/list.html https://pedlib.ru/Books/6/0262/index.shtml |
2 | Итоговое сочинение | 3 | |
3 | Нормы языка | 10 | |
4 | Работа с текстом | 12 | |
5 | Подведение итогов | 5 | |
| Итого: | 34 | |