Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 класса (КТП)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||
| | |||||||||
| Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информац. сопровождение, цифр. и электронные образоват. ресурсы | |||
| План | Факт | Предметные | Метапредметные | Вид | Форма | | |||
Введение (1ч) | ||||||||||
1-2. | 4.09 11.09 | | Особенности письменного общения | 2 | Формы письменных высказываний и их признаки. Возникновение и развитие письма как средства общения. | Отличие письменных и устных высказываний | Личностные: осознают себя гражданами великой страны и носителями культурной и языковой традиции. Ориентируются в содержании пособий, входящих в УМК. Регулятивные: планирует необходимые действия: пользуются оглавлением, условными обозначениями. Познавательные: читает и слушает, извлекая нужные знания. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, выражая своё отношение к прочитанному. | Входной | Наблюдение. Рефлексия на высказывания мастеров слова и учёных о красоте и богатстве русского языка. | Презентация «Русский язык-один из богатейших языков мира». |
Орфография (33 ч) | ||||||||||
3-4 | 18.09 25.09 | | Орфография как система правил правописания | 2 | Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации.
| Различать правила русской орфографии, уметь применять их в практической деятельности. | Л: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе. Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. К: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Входной | Комплексный анализ текста. | |
5 | 2.10 | | Морфема как минимальная значимая часть слова. | 1 | Понятие морфема. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. | Различать виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания, не забывая следующее: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных. | Входной | Доказать, что морфемный разбор связан со смысловым анализом слова. Комплексный анализ текста. | ||
6-9 | 9.10 16.10 23.10 30.10 | | Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. | 4 | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слов. | Характеризовать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | Л: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассника ми или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. К: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Текущий | Тренинг, практикум | Презентация |
10-12 | 6.11 13.11 20.11 | | Правописание пр иставок. | 3 | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок (на -з, Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы. | Характеризовать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | Л: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Текущий | Объяснительный диктант | Презентация |
13-18 | 27.11 4.12 11.12 18.12 25.12 8.01 | | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, причастий | 6 | Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. | Знать правила правописания суффиксов, уметь применять их в практической деятельности. Уметь конструировать предложения по заданным схемам. | Текущий | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Презентация | |
19-21 | | | Правописание окончаний. | 3 | Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. | Знать правила правописания окончаний разных частей речи, уметь применять правила орфографии в практической деятельности. Уметь конструировать предложения по заданным схемам, оформлять цитаты. | Л: наличие чувства необходимости учения, Р: принимает познавательную цель и сохраняет учебную задачу при выполнении учебных действий; осознает правило контроля. П.: умеет выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; определяет способ применения правила написания окончаний существительных. | Текущий | Анализ использования, оценка языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения | Презентация |
22-24 | | | Слитные, дефисные и раздельные написания. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза). | 3 | Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. | Знать орфографические правила слитного, раздельного, дефисного написания слов, уметь применять их в практической деятельности. | Л: постижение норм грамматики и орфографии. Р: алгоритм применения орфографического правила. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит её в материалах учебников. К: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Текущий | Тренинг | |
25-26 | | | Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. | 2 | | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | | |||
27-28 | | | Особенности написания производных предлогов. | 2 | Систематизация ранее изученного о служебных частях речи: углубление знаний о роли предлогов | Характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи. Уметь: находить служебные части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. | Л: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Р: при выполнении учебных действий ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения учебных задач; самостоятельно обнаруживает ошибки и вносит коррективы; умеет самостоятельно оценить свои действия. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. К: строит понятные для партнеров монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Комплексный анализ текста | |
29-30 | | | Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов | 2 | Текущий | Комплексный анализ текста | Презентация | |||
31-32 | | | Написание сложных слов. | 2 | Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий). | Знать правила написания сложных слов, уметь применять их в практической деятельности | Л: постижение норм грамматики и орфографии. Р: алгоритм применения орфографического правила. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит её в материалах учебников. К: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Текущий | Тренинг | |
33 | | | Написание строчных и прописных букв. | 1 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | Знать правила написания строчных и прописных букв в начале слова, уметь применять их в практической деятельности. | Текущий | Комплексный анализ текста | Презентация | |
34-35 | | | Подведение итогов работы | 2 | | | | | | |