Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья» (5–8 классы)
АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЗОВСКОГО РАЙОНА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МКОУ ГАЗ-САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрена на методическом объединении _____________ 2021 г. Протокол № Руководитель методического объединения ____________________________________ (подпись, ФИО руководителя) | Рекомендована методическим советом МКОУ ГСОШ ____________ 2021 г. Протокол № __ Руководитель методического совета ________________________________ (подпись, ФИО руководителя) |
УТВЕРЖДЕНА
Приказ от ___ августа 2021 № _______
Директор учреждения ___________А.П.Кайль
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Школа здоровья»
Срок реализации программы 2 года
Разработал: Пальянов Евгений Леонидович
учитель биологии,
I квалификационной категории
с. Газ-Сале 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
наследственность (20 %);
внешняя среда (20 %);
качество медицинского обслуживания (10 %).
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье
учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым обучающийся приходит в образовательное учреждение;
воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Программа кружка «Школа здоровья» направлена на решение этих задач.
Цель: Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить учащихся быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
Программа кружка «Школа здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется
во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним
из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного
обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих
закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики
оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса
педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с
максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности,
самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности
содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Программа кружка «Школа здоровья» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 5-8 классов по 1 часу в неделю. 5-8 класс – предусматривают 35 часов.
Программа кружка включает три основных раздела:
1. Секреты здоровья.
2. Поиграть.
3. Профилактика травматизма.
Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению травматизма.
В ходе изучения основных разделов программы кружка «Школа здоровья» ученики научатся:
- составлять режим дня;
- соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;
- управлять своими эмоциями;
- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;
- включать в свой рацион питания полезные продукты;
- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
- соблюдать правила пользования общественным транспортом;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Школа здоровья»;
способность к самооценке;
навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, друзей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения учащиеся учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ
ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
№ п/п | Тема раздела | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1 | Секреты здоровья | беседа | Приобретение учеником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
рассказ | Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
работа над проектом | Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
викторина | Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
игра в сети Интернет | Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. | ||
просмотр фильма | Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, п понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
выполнение упражнений | Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, п понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
2 | Поиграть | подвижные игры | Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
спортивные игры, эстафеты | Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
3 | Профилактика травматизма | беседа | Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
рассказ | Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
экскурсия | Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
просмотр фильма | Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
| | игра | Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
| | моделирование ситуации | Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
5 класс
35 часов (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Секреты здоровья (13 часа)
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
Поиграть (4 часа)
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.
Профилактика травматизма ( 18 часов)
1.Правила дорожного движения.
Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. Движение пешеходов по тротуарам. Красный, жёлтый, зелёный. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие Экскурсии: «Дорожные знаки», Мы – пешеходы», «Правила перехода улиц и дорог», «Безопасный путь в школу», «Где можно играть». Виды транспортных средств. Я – велосипедист.
2.Правила пожарной безопасности.
Огонь – друг или враг? Где дым, там и огонь. Спички детям – не игрушка.
3.Правила поведения в быту.
Опасность у нас дома. Безопасность при общении с домашними животными.
4.Правила поведения в природе.
Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза. Правила безопасности на воде.
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс (35 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов | | ||
Всего | Теория | Практика | Дата | ||
| Раздел «Секреты здоровья» | 13 | 5 | 8 | |
1 | Режим дня. | 1 | | 1 | |
2 | Утренняя зарядка. | 1 | | 1 | |
3-4 | Учимся правильно дышать. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Сон – лучшее лекарство. | 1 | 1 | – | |
6-7 | Чтобы зубы не болели. | 2 | 1 | 1 | |
8-9 | Гимнастика для глаз. | 2 | – | 2 | |
10 | Гигиена кожи. | 1 | - | 1 | |
11 | Осанка – стройная спина. | 1 | - | 1 | |
12 | Еда живая и мертвая. | 1 | 1 | – | |
13 | Лекарства в лесу. | 1 | 1 | – | |
| Раздел «Поиграть» | 4 | – | 4 | |
14-17 | Подвижные игры. | 4 | – | 4 | |
| Раздел «Профилактика травматизма» | 18 | 8 | 10 | |
| 1. Правила дорожного движения | 8 | 6 | 2 | Дата |
18 | Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. | 1 | 1 | – | |
19-20 | Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. | 2 | 2 | – | |
21-22 | Виртуальная экскурсия «Дорожные знаки» | 2 | – | 2 | |
23 | Участники дорожного движения. | 1 | 1 | – | |
24 | Виды транспортных средств. | 1 | 1 | – | |
25 | Я – велосипедист. | 1 | 1 | – | |
| 2. Правила пожарной безопасности | 2 | 2 | | |
26 | Огонь – друг или враг? | 1 | 1 | – | |
27 | Где дым, там и огонь. | 1 | 1 | – | |
| 3. Правила поведения в быту | 4 | 2 | 2 | |
28-29 | Опасность у нас дома. | 2 | 1 | 1 | |
30-31 | Безопасность при общении с домашними животными. | 2 | 1 | 1 | |
| 4. Правила поведения в природе | 4 | - | 4 | |
32 | Если солнечно и жарко. | 1 | - | 1 | |
33 | Если на улице дождь и гроза. | 1 | - | 1 | |
34 | Правила безопасности на воде. | 1 | - | 1 | |
35 | Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность» | 1 | – | 1 | |
Итого 35 | Итого | 35 | 15 | 20 | |
Планируемые результаты.
К концу обучения учащиеся должны знать:
-режим дня;
-значение утренней зарядки для здоровья человека;
-правила личной гигиены
-правила ухода за зубами, глазами, ушами, кожей;
-самые полезные продукты;
-лекарственные травы в лесу;
-элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть;
-дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие , предписывающие;
-виды транспортных средств;
-правила пожарной безопасности;
-правила поведения в быту;
-правила поведения в природе.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
-составлять режим дня;
- выполнять комплекс утренней зарядки;
-ухаживать за зубами, глазами, ушами;
-различать лекарственные растения леса;
-переходить улицу и дороги;
-выполнять правильные действия в случае возникновения пожара;
-безопасно обращаться с домашними животными;
-соблюдать правила поведения в природе :в солнечную и жаркую погоду, во время дождя и грозы на воде.
6 класс. 35 часов ( 1 час в неделю)
Содержание программы.
СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ.(17 часа)
Настроение в школе и дома. Поведение в школе. Болезни глаз ,как их предупредить. Слух – большая ценность для человека. Профилактика кариеса. Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. Чтобы ноги не знали усталости(комплекс упражнений).Режим питания. Овощи. ягоды и фрукты- самые витаминные продукты. Работа над проектом по теме «Основы здорового питания». Если хочешь быть здоров – закаляйся».Гигиена тела и души.
Поиграть. (4 часа)
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.
Профилактика детского травматизма. (14 часов)
1.Правила дорожного движения. (6 часов)
Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. Светофор и его виды. Дорожные знаки: информационные – указательные, знаки приоритета, знаки сервиса. Правила поведения на загородной дороге. Правила перехода улиц на регулируемом перекрёстке. Причины ДТП. Тормозной путь транспорта. Памятка велосипедиста. Экскурсии: «Элементы улиц и дорог», Дорожные знаки» , Правила перехода улиц и дорог».
2.Правила пожарной безопасности. (1 часа)
Чтоб огонь не причинил вреда. Правила поведения в случае пожара в квартире.
3.Правила поведения в быту. (4 часа)
Как уберечься от поражения электрическим током. Если ты ушибся или порезался . если в глаз , ухо , нос попало инородное тело.
4.Правила поведения в природе. (3 часа)
Правила безопасности в любую погоду. Гололед. как уберечься от мороза.
Правила поведения на воде. Меры предосторожности при обращении с дикими животными.
Календарно – тематический план.
6 класс (35 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | |||
Всего | Теория | Практика | | |||
| Раздел «Секреты здоровья» | 17 | 6 | 11 | | |
1 | Настроение в школе и дома. | 1 | 1 | - | | |
2 | Поведение в школе. | 1 | 1 | - | | |
3-4 | Болезни глаз. Как их предупредить. | 2 | 1 | 1 | | |
5-6 | Слух - большая ценность для человека. | 2 | 1 | 1 | | |
7 | Профилактика кариеса. | 1 | - | 1 | | |
8-9 | Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. | 2 | – | 2 | | |
10-11 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | 2 | 2 | – | | |
12-15 | Работа над проектом по теме «Основа здорового питания». | 4 | – | 4 | | |
16-17 | Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть». | 2 | – | 2 | | |
| Раздел «Поиграть» | 4 | – | 4 | | |
18-19 | Подвижные игры. | 2 | – | 2 | | |
20-21 | Спортивные игры и эстафеты. | 2 | – | 2 | | |
| Раздел «Профилактика травматизма» | 14 | 10 | 4 | | |
| 1. Правила дорожного движения | 6 | 5 | 1 | | |
22 | Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. | 1 | 1 | – | | |
23-24 | Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса. | 2 | 1 | 1 | | |
25 | Причины ДТП. | 1 | 1 | – | | |
26 | Тормозной путь транспорта. | 1 | 1 | – | | |
27 | Памятка велосипедиста. | 1 | 1 | – | | |
| 2. Правила пожарной безопасности | 1 | 1 | | | |
28 | Правила поведения в случае пожара в квартире. | 1 | 1 | - | | |
| 3. Правила поведения в быту | 4 | 3 | 1 | | |
29 | Как уберечься от поражения электрическим током. | 1 | 1 | - | | |
30 | Ушиби или порезы. | 1 | 1 | - | | |
31-32 | Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело. | 2 | 1 | 1 | | |
| 4. Правила поведения в природе | 3 | 1 | 2 | | |
33 | Правила безопасности в любую погоду. Гололёд. | 1 | 1 | – | | |
34 | Правила поведения на воде. | 1 | - | 1 | | |
35 | Меры предосторожности при обращении с дикими животными. | 2 | 1 | 1 | | |
Итого 35 | Итого | 35 | 16 | 19 | |
Планируемые результаты.
К концу обучения учащиеся должны знать:
-правила поведения в школе;
-как предупредить болезнь глаз, ушей, зубов;
-комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия;
-режим питания и самые витаминные продукты;
-элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка;
-дорожные знаки: информационно- указательные , знаки приоритета, сервиса;
-правила перехода улиц и дорог;
-правила пожарной безопасности;
-правила поведения в быту;
-правила поведения в природе.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила поведения в школе;
-сохранять здоровье глаз, ушей, зубов;
-выполнять режим питания;
-различать дорожные знаки, виды светофора, правильно переходить улицы и дороги;
-выполнять правила поведения в случае возникновения пожара в квартире;
-выполнять правила поведения в быту: первая помощь при ушибах и порезах, если в глаз, ухо, нос попало инородное тело;
-выполнять правила поведения в природе: во время гололеда, сильного мороза, при обращении с дикими животными.
7 класс. 35 часов (1 час в неделю)
Содержание программы.
Секреты здоровья. (16 часа)
Вредные привычки. Азбука питания. Как избежать отравлений. Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний. Глаз – главный помощник человека. Сам себе доктор. Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью».
Попрыгать, поиграть.(4 часа)
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.
Профилактика травматизма.(15 часа)
1.Правила дорожного движения. (1 час)
Элементы улиц и дорог :дорожная разметка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. Железнодорожный переезд. Детский дорожно – транспортный травматизм. Работа над проектом по теме «Безопасный путь».
2.Правила пожарной безопасности. (4 часа)
Как вести себя во время пожара в школе. Азбука пожарной безопасности.
3.Правила поведения в быту. (3 часа)
Правила техники безопасности на кухне, коридоре, балконе.
4.Правила поведения в природе. (7 часов)
Как уберечься от укусов насекомых. Как уберечься от ушибов и переломов. Правила безопасности во время грозы.
Календарно – тематическое планирование.
7 класс (35 часов)
| | Всего | Теория | Практика | дата |
| Раздел «Секреты здоровья» | 16 | 4 | 12 | |
1-3 | Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. Вредные привычки. | 3 | 2 | 1 | |
4-5 | Как избежать отравлений. | 2 | 1 | 1 | |
6-7 | Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний. | 2 | – | 2 | |
8-9 | Глаза – главные помощники человека. | 2 | 1 | 1 | |
10-14 | Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью». | 5 | – | 5 | |
15-16 | Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья». | 2 | – | 2 | |
| Раздел «Попрыгать, поиграть» | 4 | – | 4 | |
17-18 | Подвижные игры. | 2 | – | 2 | |
19-20 | Спортивные игры и эстафеты. | 2 | – | 2 | |
| Раздел «Профилактика травматизма» | 15 | 8 | 24 | |
| 1. Правила дорожного движения | 1 | 1 | - | |
21 | Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | 1 | – | |
| 2. Правила пожарной безопасности | 4 | 2 | 2 | |
22-23 | Как вести себя во время пожара в школе. | 2 | 1 | 1 | |
24-25 | Азбука пожарной безопасности. | 2 | 1 | 1 | |
| 3. Правила поведения в быту | 3 | 2 | 1 | |
26-28 | Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе. | | 2 | 1 | |
| 4. Правила поведения в природе | 7 | 3 | 4 | |
29-30 | Как уберечься от укусов насекомых. | 2 | 1 | 1 | |
31-32 | Как уберечься от ушибов и переломов. | 2 | 1 | 1 | |
33 | Правила безопасности во время грозы. | 1 | 1 | – | |
34-35 | Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». | 2 | – | 2 | |
Итого 35 | Итого | 35 | 12 | 23 | |
Планируемые результаты.
К концу обучения учащиеся должны знать:
-вредные привычки;
-правила правильного питания: как избежать отравления;
-как помочь себе в различных ситуациях при различных заболеваниях;
-элементы улиц и дорог: дорожная разметка, дорожные знаки;
-правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке;
-причины детского дорожно-транспортного травматизма;
-правила пожарной безопасности;
-правила поведения в быту;
-правила поведения в природе.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
-различать хорошие и вредные привычки;
-правильно питаться;
-различать дорожные знаки и знать их назначения;
-правильно переходить нерегулируемый перекресток;
-соблюдать правила поведения во время возникновения пожара в школе;
-соблюдать правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе;
- уберечься от укусов насекомых, от ушибов и переломов.
8 класс 35 часов ( 1 час в неделю)
Содержание программы.
Секреты здоровья.(18 часов)
Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. Профилактика инфекционных болезней. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Основные виды травм у детей школьного возраста. Первая медицинская помощь при кровотечении. Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел а глаз, ухо, нос. Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях. Первая медицинская помощь при травмах опорно – двигательного аппарата ( при травме кисти рук , бедра, колена). Работа над проектом по теме «Секреты здоровья»
Попрыгать, поиграть.(4 часа)
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты.
Профилактика травматизма. (13 часов)
1.Правила дорожного движения. (1 час)
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля. Правила поведения во время поездки на метро, на электропоезде по железной дороге. Опасная ситуация. Этого могло не случиться.
2.Правила пожарной безопасности. (1 часов)
Что я расскажу младшему брату о пожаре? Меры пожарной безопасности при общении с предметами бытовой химии. Отравляющие ядовитые газы.
3. Правила поведения в быту. (3 часа)
Безопасное поведение в быту.
4.Правила поведения в природе. (8 часов)
Правила техники безопасности для туриста. Средства и способы спасения утопающих. Поведение во время наводнения, штормового предупреждения.
Календарно – тематическое планирование.
8 класс (35 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | | | |||||
Всего | Теория | Практика | | | | |||||
| Раздел «Секреты здоровья» | 18 | 4 | 14 | | | | |||
1-2 | Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. | 2 | 1 | 1 | | | | |||
3-5 | Профилактика инфекционных болезней. | 3 | 1 | 2 | | | | |||
6-7 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. | 2 | 1 | 1 | | | | |||
8-9 | Основные виды травм у детей школьного возраста. | 2 | 1 | 1 | | | | |||
10-11 | Первая медицинская помощь при кровотечении. | 2 | 1 | 1 | | | | |||
12 | Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 | | 1 | | | | |||
13 | Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. | 1 | | 1 | | | | |||
14 | Оказание первой помощи при отравлениях. | 1 | | 1 | | | | |||
15 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена). | 1 | | 1 | | | | |||
16-17 | Работа над проектом по теме «Секреты здоровья». | 2 | – | 2 | | | | |||
18 | Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья». | 1 | – | 1 | | | | |||
| Раздел «Попрыгать, поиграть» | 4 | – | 4 | | | | |||
19-20 | Подвижные игры. | | – | 2 | | | | |||
21-22 | Спортивные игры и эстафеты. | | – | 2 | | | | |||
| Раздел «Профилактика травматизма» | 13 | 4 | 9 | | | | |||
| 1. Правила дорожного движения | 1 | 1 | - | | | | |||
23 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге. | 1 | 1 | – | | | | |||
| 2. Правила пожарной безопасности | 1 | - | 1 | | | | |||
24 | Что я расскажу младшему брату о пожаре? Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии. | 1 | – | 1 | | | | |||
| 3. Правила поведения в быту | 3 | – | 3 | | | | |||
25-27 | Безопасное поведение в быту. | 3 | – | 3 | | | | |||
| 4. Правила поведения в природе | 8 | 3 | 5 | | | | |||
28-29 | Правила техники безопасности для туриста. | 2 | 1 | 1 | | | | |||
30-31 | Средства и способы спасения утопающих. | 2 | 1 | 1 | | | | |||
32-33 | Поведение во время наводнения, штормового предупреждения. | 2 | 1 | 1 | | | | |||
34-35 | Обобщение по разделу. КВН «Здоровье и безопасность» | 2 | – | 2 | | | | |||
Итого 35 | Итого | 35 | 8 | 27 | | | |
Планируемые результаты.
К концу обучения учащиеся должны знать:
-что такое эмоции, стресс, чувства, из чего складываются поступки человека;
- виды и способы профилактики инфекционных болезней и вредных привычек;
-первую медицинскую помощь при кровотечении, ушибах, сотрясении мозга, ожогах, обморожении, отравлениях, при травме кисти рук, бедра, колена;
-условия безопасности при пользовании общественным транспортом: метро, электропоезде по железной дороге;
-опасные ситуации, которые могут возникнуть во время передвижения на транспорте;
-правила пожарной безопасности;
-правила поведения в быту;
- правила поведения в природе.
К концу года учащиеся должны уметь:
-помогать себе и своим друзьям в стрессовых ситуациях;
-избавляться от вредных привычек;
-выполнять профилактические действия по предупреждению инфекционных заболеваний;
-оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, ушибах, сотрясении мозга, ожогах, обморожении, отравлениях, при травме кисти рук, бедра, колена;
-соблюдать безопасность при пользовании общественного транспорта;
-обращаться бытовой химией с соблюдением мер пожарной безопасности;
-соблюдать правила безопасного поведения в быту;
-соблюдать правила поведения в природе: техника безопасности для туриста, способы спасения утопающих, наводнение, шторм, предупреждения.
Список учебной литературы для педагогов.
1. Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/
2. Басова Е.Д. Валеологическое образование в школе//Управление школой. № 2, 2013
3. Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии http://festival.1september.ru/articles/213370/
4. Шакурова И.И. Авторская программа «Я расту здоровым»//Учительская. Июль 2009. Институт развития образования Республики Татарстан.
5. Умнягина Е.Г. Программа курса «Азбука здоровья» для школьников. http://festival.1september.ru/articles/519723/
6.Зимние подвижные игры:./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.
7.. Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htm
8.. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743
9.НиколаеваЛ.Н.Огонь друг или враг?. http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html
10. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы – М.: ВАКО, 2007.
11. Подвижные игры: Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
12. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm
13. Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm
14.. Правила поведения на природе. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/
15. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm
16. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.
17.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
18.Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.
19.Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
20.Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл.: Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
Список учебной литература для обучащихся.
Зайцев Г.К. Твои уроки здоровья. — СПб.: Балтрус, 2005.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита СПб.: Акцидент, 2010.
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра СПб.: Акцидент, 2014.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. О мальчиках и девочках. — СПб.: Комплект, 2007
Мариненко Н.В. Уроки безопасности. М.: Профиздат 2011.
Усачев А.А., Березин А.И. Школа безопасности: Учебное пособие для учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». М.: АСТ, 2008.
Гостюшкин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: «Зеркало» 2014.
Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья М.: Физкультура и спорт, 2010.
Баранникова И. А. Что должен знать каждый о сохранении зубов. — М.: Медицина, 2010.
Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио» 2013.