Рабочая программа литературного кружка «Проба пера» (6–8 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
педагога Кучминой Надежды Владимировны,
учителя русского языка и литературы,
высшая категория
Общеинтеллектуальная деятельность
объединение творческой направленности
Литературный кружок
«Проба пера»
(наименование)
_______________________________2016-2017 уч.год__________________________
(срок реализации программы)
________________________6-8 классы____________________________
(возраст обучающихся)
1. Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. В данное время главная задача – формирование у школьника общеучебных умений и навыков. Это является основой всей учебной деятельности. Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, в полной мере владеть системой действий, позволяющих решать любые учебные действия; уметь самостоятельно осуществлять контроль своей учебной деятельности и правильно оценивать результат своего труда.
Цель работы кружка «Проба пера» - совершенствование и развитие навыков яркой, правильной, содержательной, выразительной речи в устной и письменной форме.
Актуальность программы основана на интересе, потребностях учащихся в творческой деятельности. Программа знакомит учеников с организацией как коллективного, так и индивидуального творчества, побуждает к наблюдению и экспериментупозволяет учиться творчеству деятельностно.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, партнерство, результативность и творчество, нацеленность на успех.
2. Цели и задачи программы
Цели программы
- научить основам искусства слова, журналистского мастерства;
- воспитать нравственно-эстетическую культуру школьников; развивать их потребности в саморазвитии, расширении собственного кругозора, повышении интеллектуального уровня;
- развивать творческие способности, умение понимать и создавать художественные тексты, формировать стремление к самореализации личности через собственный литературный труд.
Задачи программы
- обучать основам исследовательской работы;
- учить добывать и систематизировать информацию;
- развивать коммуникативные навыки, навыки сценического искусства;
- развивать творческие способности учеников;
- развивать стремление к самореализации и самовоспитанию;
- развивать чувство коллективизма через коллективный созидательный труд.
2. Содержание программы
Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Работа кружка направлена на всестороннее развитие личности, реализацию творческих способностей школьников. Программа предполагает оптимальное включение школьников в разнообразные по форме и содержанию виды творческой деятельности: всесторонний анализ художественного текста, языковых средств выразительности; создание собственных текстов с использованием художественных приемов. Лучшие работы участников кружка могут размещаться на школьном сайте, в школьной газете «Маленькая жизнь». Авторы работ получат возможность обменяться мнениями по поводу своих работ и работ, написанных другими участниками. Доброжелательный и подробный анализ творческих работ поможет открыть в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Кружок поможет поднять общекультурный уровень современного школьника.
3. Планируемые результаты
Школьники получат возможность освоить основные способы речевого общения: создавать тексты различных стилей(художественного, публицистического) и жанров (отзыв, аннотация, эссе, рассказ, стихотворение). Научатся создавать тексты различных типов речи (описание, повествование, рассуждение), свободно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Научатся правильно (логично, последовательно, связно) строить текст. Ученики получат возможность научиться правильно выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному.
Обучающиеся получат возможность развивать коммуникативные навыки, нестандартно мыслить, развивать воображение. При этом формируется информационно-коммуникативная компетенция, обеспечивающая целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать написанное.
4. Календарно-тематический план
№№ |
Название темы |
Колич.часов |
Дата |
1. |
Введение. Постановка целей и задач кружка. |
1 |
3.09 |
2. |
Школьная газета «Маленькая жизнь» как СМИ ученического сообщества |
1 |
7.09 |
3. |
Основные понятия газетного дела |
1 |
10.09 |
4. |
Заметка. Статья. |
1 |
14.09 |
5. |
Сбор материала для статьи в стенгазету |
1 |
17.09 |
6. |
Сбор материалов к конкурсным сочинениям |
1 |
21.09 |
7. |
Тема и идея художественного текста. |
1 |
24.09 |
8 |
Выбор темы сочинения |
1 |
28.09 |
9 |
Работа над выразительными средствами языка |
1 |
1.10 |
10 |
Анализ ошибок творческих работ |
1 |
5.10 |
11 |
Подготовка работ к конкурсу «Светлые гении» |
1 |
8.10 |
12 |
Плейкаст – открытка нашего времени |
1 |
12.10 |
13 |
Оформление работ |
1 |
15.10 |
14 |
Основные газетные жанры |
1 |
19.10 |
15 |
Очерк |
1 |
22.10 |
16 |
Сбор материалов для очерка «Знаменитый земляк» |
1 |
26.10 |
17 |
Написание статьи в школьную газету «Мы им гордимся» |
1 |
29.10 |
18 |
Заметка. |
1 |
9.11 |
19 |
Заметка информационного характера |
1 |
12.11 |
20 |
Литературное редактирование |
1 |
16.11 |
21 |
Средства выразительности художественного произведения. |
1 |
19.11 |
22 |
Анализ стихотворного текста |
1 |
23.11 |
23 |
Пишем стихи о зиме |
1 |
26.11 |
24 |
Сравнение. Метафора. Олицетворение. |
1 |
30.11 |
25. |
Ритм и рифма |
1 |
3.12 |
26 |
Мастерская. Коллективное сочинение сказки. |
1 |
7.12 |
27. |
Чтение и анализ коллективного продукта |
1 |
10.12 |
28 |
Создание новогодней сказки. |
1 |
14.12 |
29. |
Работа по новогоднему выпуску газеты |
1 |
17.12 |
30 |
Работа с созданными текстами. |
1 |
21.12 |
31. |
Анализ сказок. Создание рецензий на них. |
1 |
24.12 |
32 |
Требования к сочинению. |
1 |
11.01 |
33. |
Формулировка темы и основные части сочинения |
1 |
14.01 |
34 |
Виды сочинения. Сочинение- рассуждение. |
1 |
18.01 |
35 |
Сбор материалов к конкурсным сочинениям |
1 |
21.01 |
36 |
Информационная статья для газеты |
1 |
25.01 |
37 |
Эссе как вид сочинения. |
1 |
28.01 |
38 |
Выбор темы эссе и создание текста |
1 |
1.02 |
39 |
Коллективный анализ эссе |
1 |
4.02 |
40 |
Создание текстов патриотической тематики. |
1 |
8.02 |
41 |
Работа над выразительностью языка |
1 |
11.02 |
42 |
Оттачиваем стиль |
1 |
15.02 |
43 |
Сочиняем поздравление. |
1 |
18.02 |
44 |
Оформление поздравительной статьи |
1 |
22.02 |
45 |
Создание текстов о весне |
1 |
25.02 |
46 |
Работа над речевыми и стилистическими ошибками |
1 |
1.03 |
47 |
Сбор материалов для конкурсных работ |
1 |
4.03 |
48 |
Оформление конкурсных работ |
1 |
11.03 |
49 |
Юмористический рассказ. |
1 |
1503 |
50 |
И все засмеялись… |
1 |
18.03 |
51 |
Чтение и анализ созданных.рассказов. |
1 |
22.03 |
52 |
Создание текстов на экологическую тему |
1 |
5.04 |
53 |
Сочинение стихотворных произведений на разные темы. |
1 |
8.04 |
54 |
Работа над рифмой |
1 |
12.04 |
55 |
Работа над рифмой и ритмом стихотворений. |
1 |
15.04 |
56 |
Сбор материалов к конкурсным сочинениям ко Дню Победы. |
1 |
19.04 |
57 |
Пишем стихи о войне и Победе |
1 |
22.04 |
58 |
Проза о войне |
1 |
26.04 |
59 |
Оттачиваем перо. |
1 |
29.04 |
60 |
Анализ работ |
1 |
3.05 |
61 |
Сбор материала для школьной газеты. |
1 |
6.05 |
62 |
Оформление газетной статьи |
1 |
10.05 |
63 |
Конструирование сочинений разных жанров |
1 |
17.05 |
64 |
Работа с текстами сочинений |
1 |
20.05 |
65 |
Подводим итоги. Собираем копилку. |
1 |
24.05 |
66 |
Собираем копилку работ |
1 |
27.05 |
67 |
Отчётное занятие. Презентация работ |
1 |
|
68 |
Презентация работ |
1 |
|
Итого |
68 |
Использованные источники:
1.http://dop.uchebalegko.ru/docs/index-65702.html.
2.http://nsportal.ru/fgos-v-nachalnoi-shkole/vneurochnaya-deyatelnost-v-ramkakh-fgos-05
Касатина Татьяна
Надежда Владимировна Кучмина
Сафонова Елена Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна