Рабочая программа кружка «Почитай-ка» художественной направленности «Литературное творчество» (4–8 класс)
 
                                ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1125»
«ШКОЛА № 1125 имени Я. Н. Федоренко»
(ГБОУ Школа № 1125)
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «ПОЧИТАЙ-КА»
художественной направленности
«Литературное творчество»
 
 
программа рассчитана на детей: 10-15 лет;
срок реализации программы: 01.09.2018 -01.06.2019;
уровень программы: ознакомительный;
составитель программы: педагог-библиотекарь Иванова О.Ю.
 
Москва, 2018г.
Пояснительная записка
 
Цель:
совершенствование и развитие навыков содержательной, правильной, выразительной, речи в устной и письменной форме. Освоение основных способов оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление); владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
 
Задачи:
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные качества.
 
Образовательные:
- обогащать знания детей в области художественной литературы: знакомство с творчеством детских писателей;
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;
- воспитание внимания, аккуратности, целеустремлённости, творческой самореализации;
- воспитание культуры восприятия произведений художественной литературы, а так же произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
 
Итогом занятий является организация и проведение выставок литературных и творческих работ учащихся; театрализованные представления; участие в окружных, городских и др. конкурсах и фестивалях.
Освоение норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Главной особенностью программы является ее направленность на развитие коммуникативных умений, абстрактного мышления, памяти, воображения, стремления к самообразованию, речевому самосовершенствованию. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать написанное.
Работа кружка направлена на всестороннее развитие личности, творческих способностей.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием языковых художественных приемов. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет открыть в школьниках способности, развить художественный вкус.
Таким образом, на занятиях данного кружка формируется готовность применять полученные знания и умения, создавать творческие работы, соблюдая разные виды языковых норм.
 
Ожидаемый результат:
- овладение навыком выразительного, последовательного, самостоятельного (или с помощью вопросов педагога-библиотекаря) пересказа содержания литературных тексов; овладение навыком продуктивного чтения;
- совершенствование навыков драматизации небольших литературных произведений;
- развитие умения рассказывать наизусть стихотворения, передавать настроение произведения интонацией;
- овладение новыми видами и техниками творчества, средствами художественной выразительности.
 
Учебно-тематический план
| № п/п 
 | Название темы | 
 Количество часов | 
| 1 | Введение. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | 1 
 | 
| 2 | Теоретические основы инсценировки произведений | 2 
 | 
| 3 | Интонация: общее понятие об интонации, фразовое и логическое ударение, пауза логическая и фразеологическая, темп и ритм речи, мелодика, тембр. | 1 | 
| 4 | Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения. | 1 | 
| 5 | Выразительное чтение стихотворения. Работа над содержанием стихотворений. | 3 | 
| 6 | Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям | 14 
 | 
| 7 | Чтение по ролям. Заучивание наизусть | 14 | 
| 8 | Техника речи: дыхание, голос, дикция. | 1 | 
| 9 | Правила литературного произношения при чтении и рассказывании | 1 | 
| 10 | Инсценировка произведения | 4 
 | 
| 11 | Работа над выразительностью своего языка | 2 
 | 
| 12 | Работа над речевыми и стилистическими ошибками | 2 | 
| 13 | Творческая мастерская сценических костюмов, декораций, книжных иллюстраций | 5 | 
| 14 | Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. Чтение наизусть стихов, участие в дискуссии. Исследовательская работа с текстом. Основы стихосложения. Умение выразительно читать лирический текст, находить в тексте стихотворения и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. | 1 | 
| 15 | Слушание чтения мастеров сценического искусства. | 3 | 
| 16 | Чтение, восприятие, анализ и оценка произведения как художественное целое. Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять художественное мастерство прозаика, углубить навык анализа прозаического текста | 1 | 
| 17 | Исследовательская работа с текстом: использование комментированного чтения, ведение аналитической беседы, пересказ фрагментов. Знание проблематики произведения, владение различными видами чтения и пересказа | 2 | 
| 18 | Выполнение практической работы с текстом: развитие умения анализировать прозаическое произведение, высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, их поступкам | 2 | 
| 19 | Творческий проект по творчеству любимого писателя | 2 | 
| 20 | Экскурсионная работа по посещению музеев, театров, библиотек | 12 | 
| 
 | Всего | 74часа | 
Содержание
| 1 | Знакомство с детьми и планом работы кружка. Выбор актива кружка | 
| 2 | Как познакомиться с книгой: чтение и некоторые его правила. | 
| 3 | «Я рисую любимую книгу». Создаем макет титульного листа любимой книги. | 
| 4 | Техника речи: дыхание, голос, дикция. Тренировочные задания на основе чтения отрывков произведений детской литературы. | 
| 5 | Правила литературного произношения при чтении и рассказывании: орфоэпическое произношение, правильное ударение в слове, фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию. Тренировочные задания на основе чтения отрывков произведений детской литературы. | 
| 6 | Интонация: общее понятие об интонации, фразовое и логическое ударение, пауза логическая и фразеологическая, темп и ритм речи, мелодика, тембр. Тренировочные задания на основе чтения отрывков произведений детской литературы. | 
| 7 | Мимика и жестикуляция: понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения. Обобщающие упражнения на повторение. | 
| 8 | Подготовка к театрализованной экскурсии для дошкольников «Улица читающих детей». Чтение сценария. Распределение ролей. | 
| 9 | Разучивание ролей. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям. | 
| 10 | Работа над речевыми и стилистическими ошибками текста роли | 
| 11 | Творческая мастерская сценических костюмов, декораций к театрализованной экскурсии для дошкольников «Улица читающих детей». | 
| 12 | Проведение театрализованной экскурсии «Улица читающих детей». | 
| 13 | Анализ проведённой программы: выразительность роли, чтения. | 
| 14 | Подбор литературы для литературных игр. Анализ выбранных произведений. | 
| 15 | Выбор произведений для заучивания. | 
| 16 | Работа над чтением выбранных произведений: паузы и логические ударения, умение выразительно читать текст, находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. | 
| 17 | Продолжение работы над чтением выбранных произведений: формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять художественное мастерство автора. | 
| 18 | Час творческого выразительного чтения | 
| 19 | Конкурс чтецов стихов об осени: работа над рифмой и ритмом стихотворений. Чтение наизусть стихов, участие в дискуссии. Исследовательская работа с текстом. Основы стихосложения. Умение выразительно читать лирический текст, находить в тексте стихотворения и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. | 
| 20 | Слушание чтения мастеров сценического искусства: стихи об осени. Анализ услышанного. | 
| 21 | Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки. Отзыв и рецензия. Критический анализ творческих работ. | 
| 22 | Библиография. Аннотация. Самостоятельные отзывы с элементами рецензии. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи. | 
| 23 | Понятие и теоретические основы художественного перевода. Анализ работ известных мастеров художественного перевода. Средства передачи образности языка произведения-оригинала. Перевод небольшого прозаического произведения с чувашского языка на русский и с русского на чувашский. Перевод лирического произведения. | 
| 24 | Понятие «литературный альманах». Выбор материала и подготовка своих творческих работ к печати. Работа над художественным оформлением альманаха на компьютере. | 
| 25 | Выпуск альманаха. | 
| 26 | Написание сценария к театрализованной новогодней программе «Зимняя мозаика» | 
| 27 | Теоретические основы инсценировки произведений. Выразительное чтение по ролям. | 
| 28 | Инсценировка произведения. Работа над выразительностью своего языка | 
| 29 | Творческая мастерская сценических костюмов, декораций к театрализованной новогодней программе «Зимняя мозаика». | 
| 30 | Театрализованная новогодняя программа «Зимняя мозаика» | 
| 31 | Анализ проведённой программы. | 
| 32 | Слушание чтения стихов мастерами сценического искусства. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. Чтение наизусть стихов, участие в дискуссии. Исследовательская работа с текстом. Основы стихосложения. Умение выразительно читать лирический текст, находить в тексте стихотворения и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. | 
| 33 | Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. | 
| 34 | Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Игра «Слышать и говорить правильно». | 
| 35 | «Читая на родном языке» - конкурс чтецов к Международному дню родного языка (в рамках общешкольного мероприятия). | 
| 36 | Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. Выразительное чтение. | 
| 37 | Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь – не перевыговоришь» | 
| 38 | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. | 
| 39 | Посещение театра. Просмотр пьесы по произведению детского писателя согласно репертуара, выбранного театра | 
| 40 | Обсуждение увиденного спектакля. | 
| 41 | Упражнения на развитие артикуляции. Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. Отбор стихов на конкурс. | 
| 42 | Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 
| 43 | Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. | 
| 44 | Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа». | 
| 45 | Упражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова» | 
| 46 | Беседа «Литература как искусство слова». Беседа о выдающихся мастерах художественного слова. Прослушивание записей выступлений В. Дворжецкого. | 
| 47 | Виды интонаций. Игра «Перевоплощение без тайн» | 
| 48 | «Ораторами не рождаются…» Обучение основам публичного выступления. | 
| 49 | Мимика лица. Игра «Десять масок» | 
| 50 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля. | 
| 51 | Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество. Редактирование исследовательских работ. | 
| 52 | Редактирование исследовательских работ. Подготовка к защите. Составление презентации. | 
| 53 | Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». Изучаем язык мимики и жестов. | 
| 54 | Жанры прозы. Художественный анализ текста. Коллективная творческая работа: «Мы придумываем сказку», «Мы пишем рассказ», «Творческий эксперимент». | 
| 55 | Углубление знаний об основах стихосложения. Обучение приемам стихосложения. Ролевая игра «Скажи о простом необычно». «Проба пера». Проведение конкурса стихотворцев. | 
| 56 | Сочинение стихов по опорным рифмам. | 
| 57 | Посещение районной библиотеки (мероприятие в рамках договора о сотрудничестве) | 
| 58 | Обсуждение увиденного и услышанного. Речевые упражнения. | 
| 59 | Выбор русской народной сказки для инсценировки. Распределение ролей. | 
| 60 | Разучивание ролей, с учётом полученных умений и навыков. | 
| 61 | Продолжение разучивания ролей, с учётом полученных умений и навыков. Обсуждение и исправление ошибок. | 
| 62 | Творческая работа: подготовка декораций и костюмов к выступлению. | 
| 63 | Показ выбранной русской народной сказки. | 
| 64 | Обсуждение прошедшего мероприятия. | 
| 65 | Игры-импровизации с использованием отрывков из произведений детских писателей. | 
| 66 | Выбор и работа над литературно-музыкальной композицией, посвященной Дню Победы. Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Работа над речью, мимикой и пластикой. Оформление сцены, подготовка декораций. | 
| 67 | Подготовка к празднованию Дня Победы. Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах». | 
| 68 | Выступление с литературно – музыкальной композицией «Праздник со слезами на глазах». | 
| 69 | Обсуждение выступления. Самоанализ участников. | 
| 70 | Посещение районной библиотеки (мероприятие в рамках договора о сотрудничестве). | 
| 71 | Обсуждение мероприятия. Литературные игры-шарады. | 
| 72 | «Парад любимых книг» - игровой час | 
| 73 | Оформление альбома-альманаха «Наше творчество». | 
| 74 | Подведение итогов работы кружка за год | 
Методическое обеспечение
Методы обучения:
Словесные: устное изложение, беседа, объяснение, анализ произведения;
наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, наблюдения, показ по образцу;
практические: литературные, тренировочные упражнения.
Материально-техническое обеспечение: занятия проходят в помещении школьной библиотеки. Оборудование учебного помещения: столы, стулья для детей и педагога; стеллажи для хранения дидактического материала и книг; декорации; костюмы; материалы для изобразительной деятельности; видео и аудио материалы.
 
Список литературы
1.Борзова В. А, Борзов А. А.
Развитие творческих способностей у детей.- Самара., 1994.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.
3. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность.- М., 1993.
4. Львов М. Р. Школа творческого мышления.- М., 1997
5. Ляшко Т. В., Синицына Е. И. Через игру - к творчеству.- Обнинск., 1994.
6. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия. М.: Просвещение.-1992.
 
                                     
                                 
                         
                         
                         
                         
                        
Desteni