12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
2

Рабочая программа логопедической работы по коррекции звукопроизношения

МОУ Бурмакинская СОШ №2



Утверждаю

Директор МОУ Бурмакинская СОШ № 2

Зрулина С.А..

«___» _____________________ 2016 г.











Рабочая программа логопедической работы по коррекции звукопроизношения в соответствии с ФГОС ДО в условиях групп детского сада малокомплектной сельской школы





Подготовила :учитель-логопед

Молькова Н.В.



2016

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Характеристика речевого развития воспитанников

2.1. Характеристика речевого развития детей с ФНР, ФФНР

2.2. Характеристика речевого развития детей с ОНР.

2.3. Аналитическая справка по логопед.кабинету

3. Особенности осуществления образовательного процесса

3.1. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда ОУ по реализации коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи

4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ОУ

4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»

4.2. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ОУ

5.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

5.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы учителя-логопеда

5.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

6. Организационный компонент программы

6.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя- логопеда ДОУ

6.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

6.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности

6.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.



















































1.Пояснительная записка.

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно- развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии. В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей. По Положению в дошкольный логопедический пункт ( кабинет) зачисляются дети с диагнозом ФН и ФФН. Программы по преодолению ФН нет, а программу по ФФН необходимо адаптировать к условиям логокабинета. Исходя из этого, возникла необходимость разработать программу и построить логопедическую деятельность при общеобразовательной школе , группах детского сада так, чтобы дети получили коррекционную помощь в условиях дошкольного логокабинета. До настоящего времени не создана единая система своевременной комплексной квалифицированной помощи ребёнку с речевыми нарушениями. Однако, такая форма организации оказания коррекционной логопедической помощи, как «логокабинет» при образовательном учреждении, необходима и популярна на сегодняшний день, т.к. позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, включая и младшую группу, полнее использовать резервы коррекционно- педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса. Поэтому разработка вопросов и организации комплексного воздействия на ребёнка с речевыми нарушениями в условиях непосещения специализированных групп, является одним из приоритетных направлений. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. В основу логопедической работы положены традиционные, классические программы:

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей; программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей

2. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет

3 Коноваленко С.В. .Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования в логопедическом кабинете детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.





















2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников. 2.1. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР, ФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико- фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Основные проявления, характеризующие ФФНР: недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»; замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»; смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»; другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в: нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи. У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов: внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой; объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом: поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера. В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия. ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Такие расстройства могут проявляться:

в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д. Чаще всего нарушаются: 1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц 2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ 3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары) Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

2.2. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР

ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико- грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе оптогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы. Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует. Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико- грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения. Выделение ОНР - это выделение определенного симптомокомплекса. Данная группа является сложной нозологии и механизмам. Существуют различные категории детей: дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии. Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи: 1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня; 2. средний – ОНР 2 уровня; 3. более легкий – ОНР 3 уровня. Общее недоразвитие речи I уровня. Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырех-пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова -звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений (например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и тот же предмет называется различными словами. Ребенок меняет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится как правило, односложная структура, реже двусложная. Фонематические восприятия, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи, все же, ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью. Общее недоразвитие речи II уровня. На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например: « Я была лелька», вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка. Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно. Общее недоразвитие речи III уровня. Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом. Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.

2.3. Аналитическая справка по логопункту.

В сентябре 2016 года было обследовано 23 ребенка в возрасте 4-6 лет, в логопедический кабинет ОУ были зачислены 11 детей (на 0.5 ставки). Из 11 детей с нарушениями речи:. детей с логопедическим заключением ФНР; детей с логопедическим заключением ФФНР; 2 детей с логопедическим заключением ОНР 2-3уровня; 1 ребенок с заключением ЗПР нарушение речи системного характера.

































3. Особенности осуществления образовательного процесса

3.1. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического кабинета ОУ по реализации коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи

Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных в логопедический кабинет ОУ.

В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;

- развитие навыков звукового анализа и синтеза;

- развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. (монологической и диалогической речи)

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

принцип постепенности подачи учебного материала;

принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;

принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

принцип обеспечения активной языковой практики.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно- развивающие (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2016-2017 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.



















4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ОУ

4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»

Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных в логокабинет ОУ. Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

- Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

-У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей в логокабинете ОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда .Для диагностики используются методики логопедического обследования Иншаковой О.Б. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май. Согласно целям и задачам образовательной области « Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.



4.2. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

Ребенок 5-6 лет, посещающий логопедический кабинет ОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками: нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцирует все изученные звуки.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

- правильно употребляет соответствующие термины.

Ребенок 6-7лет, выпущенный из логопедического кабинета ОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:

Нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцирует все звуки.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения

- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- способен проводить звуковой анализ слов;

- понимает смыслоразличительную роль фонемы.

5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ОУ

5.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Содержание и организация образовательной коррекционно- логопедической деятельности в условиях логопедического кабинета МОУ Бурмакинской СОШ №2 ( групп детского сада) Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса. Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных в логокабинет МОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Форма организации обучения в логопедическом кабинете ОУ – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Учебный год в логопедическом кабинете условно делится на 3 периода: 1 период – сентябрь – ноябрь; 2 период – декабрь – февраль, 3 период – март – май. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту НОД, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией МОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях. В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР по развитию ЛГСР и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 7 человек. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФН и ФФНР занимаются с логопедом 1- 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ОУ, зачисленным на занятия, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 6 месяцев ( может быть и меньше), ФФНР - 1 год, ОНР – 1-2 года. Согласно положению о логопедическом кабинете ОУ, в течение года в логокабинете занимаются от 10 до 12 детей ( 0.5 ставки). Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

5.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда

Исходя из целей и задач рабочей программы учителя-логопеда были составлены следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом пункте ОУ на 2016-2017 учебный год:

- Годовой план работы учителя-логопеда на 2016-2017 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;

- План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на 2016-2017 учебный год.

Методы коррекционной логопедической работы:

1. Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);

2. Словесные

-чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

3. Практические

- дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

- хороводные игры и элементы логоритмики

Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются:

- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

- культурная языковая среда (дома и в детском саду);

- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико- фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);

- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);

- изобразительное искусство, музыка, физкультурные и музыкальные занятия, праздники, развлечения;

- занятия по другим разделам образовательной программы ОУ.

Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса ОУ.

Совместная образовательная деятельность учителя- логопеда с детьми. Самостоятельная деятельность детей. Непосредственно Образовательная деятельность. Деятельность в режимных моментах

1. Подгрупповая НОД

2. Индивидуальная НОД

4. Настольно-печатные игры

5. Компьютерные обучающие игры и программы

6. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений

7. Речевые задания и упражнения

8. Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа

9. Пальчиковые игры и упражнения

10. Мимические, логоритмические ,дыхательные гимнастики игры

11. Речевые, дидактические, сюжетно-ролевые игры

12. Тренинги (действия по речевому образцу учителя-логопеда)

13. Праздники, развлечения

14. Игры-драматизации

15. Словотворчество

16. Совместная продуктивная и игровая деятельность

17. Беседы

5.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно- воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер- классы, дни открытых дверей, праздники, концерты и т.д. На 2016-2017 учебный год учителем-логопедом составлен план взаимодействия с семьями воспитанников логопедического кабинета ОУ, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда). Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме при уходе и приеме детей в учреждение, а также в тетрадях для домашних заданий ( тетради В.В.Коноваленко) обычно данные тетради выдаются детям, тогда когда уже автоматизируется поставленный звук. Родители не только автоматизируют поставленный звук , но и поиграют с ним в различные речевые игры, проведут пальчиковую и артикуляционную гимнастику, прочитают стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими. Работа с детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе. Кроме, того учитель- логопед постоянно обновляет стенд «Советы логопеда» в коридорах ( раздевалках) ОУ, где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат консультации та темы например : «Как провести артикуляционную , пальчиковую и дыхательную гимнастики?», «Как провести речевую игру или игры с буквами?» и многие другие вопросы. Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда ОУ.









































6. Организационный компонент программы

6.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда

Оснащение логопедического кабинета

1. Настенное зеркало – 1шт.;

2. Стол для детей –2 шт.;

3. Стулья детские – 4 шт.;

4. Стол для логопеда – 1 шт.;

5. Стулья для взрослых –1 шт.;

6. Магнитная доска - 1 шт.;

7. Мольберт - 1 шт.;

8. 3еркала настольные – 2 шт.;

9.Стенка для пособий и игрушек– 1 шт.;

10.Шкаф для пособий – 1 шт.;

11. Палас – 1шт.;

12.Стенды– 2 шт.;

13. Диван детский – 1 шт.;

14.Пособия, игры, игрушки

15. Логопедические зонды

16. Магнитофон

6.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

Пособия для проведения логопедического обследования:

1. Обследование звукопроизношения;

2. Обследование понимания речи;

3. Обследование связной речи;

4. Обследование грамматического строя речи;

5. Обследование состояния словарного запаса;

6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;

7. Обследование слоговой структуры слова;

8. Счетный материал для обследования;

9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;

10. Картинки и тексты

Для формирования правильного звукопроизношения:

1. Артикуляционные упражнения (карточки);

2. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;

3. Пособия для работы над речевым дыханием;

4. Предметные картинки на все изучаемые звуки;

5. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;

6. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;

2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;

3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;

4. Тексты на дифференциацию звуков.

Для обучения грамоте (чтению и письму):

Магнитный алфавит;

2. Настенный алфавит;

3. Бумажный алфавит;

4. Схемы для анализа предложений;

5. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;

6. Логопедические буквари

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:

1. Предметные картинки ü Ягоды; ü Головные уборы; ü Мебель; ü Птицы; ü Растения; ü Обувь; ü Продукты; ü Грибы; ü Одежда; ü Посуда; ü Игрушки; ü Насекомые; ü Профессии; ü Деревья; ü Животные и их детеныши; ü Инструменты; ü Времена года; ü Овощи ü Фрукты

2. Предметные картинки на подбор антонимов;

3. Предметные картинки на подбор синонимов;

4. Многозначные слова;

5. Предметные картинки «один-много»;

6. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;

Для развития связной речи:

1. Серии сюжетных картинок;

2. Сюжетные картинки;

3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;



ИГРУШКИ

1. Игрушка мягкая большая ( кот Наум) – 1 шт;

2. Кукла маленькая «Красная Шапочка»– 1 шт;

3. Набор овощей и фруктов – 1 шт;

4. Мяч маленький – 1 шт;

5. Пособия для развития мелкой моторики (бусы, сапожок, шарики, палочки счетные и др.)

6. Мозаика , пазлы–2шт

7. Посуда

8. Машинки

9. Касса, весы для игры «Магазин»

10.Пирамидка

11. Игрушки «Осьминог», «Цветок», «Яблоко», Апельсин»

12.Доска магнитная

13. Бубен, дудочки, колокольчики

14.Животные дикие, домашние ( резиновые)

Игры дидактические

Перечень литературы в логопедическом кабинете

Методическая литература:

1. Альбомы «Развиваем связную речь» (для детей с ОНР 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) Н.Е. Арбекова, 2010г - 8 штук

2. Планирование работы логопеда «Развиваем связную речь» ( для детей 6-7 лет с ОНР ) Н.Е. Арбекова, 2010г

3.Опорные картинки и планы логопеда «Развиваем связную речь» ( для детей 6-7 лет с ОНР) Н.Е. Арбекова, 2010г

4. Логопедические игры ( день рождения Р; приключения Л; жужжалочка и шипелочка; звенелочка ) И.В.Баскакова, М.И.Лынская,2014г- 4 шт

5. Альбомы на автоматизацию звуков в игровых упражнениях Л.А.Комарова,2009 г – 5 шт.

6.Знакомимся с гласными звуками Т.А. Чохонолидзе,2011г

7.Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР ( методические указания и картинный материал) Е.В. Мазанова. 2014

8. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР (ОНР ( методические указания и картинный материал) Е.В. Мазанова. 2014

9. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР (речевая карта) Е.В. Мазанова. 2014

10. Альбом упражнений по обучению грамоте «Звуки , я учу буквы» Г.Г. Галкина. 2008

11. «Ты словечко, я – словечко» пособие для дошкольников З.И.Курцева.2006

12.Альбом «Я учусь говорить и читать»С.П .Цуканова, Л.Л. Бетц .2010

13. Рабочая тетрадь для детей с ОНР «Развиваем графические навыки». Л.М.Граб. 2010

14.Рабочие тетради по развитию речи для детей 3-4 года;4-5 лет;5-6 лет; 6-7 лет. О.С.Ушакова.2014 – 4 шт.

15.Альбом «Говорим правильно в 6-7 лет» О.С.Гомзяк.2011- 2шт.

16.Домашние тетради для закрепления произношения звуков у детей 5-7 лет. В.В .Коноваленко, С.В. Коноваленко –15 шт.

17. Рабочие тетради «Развиваем речь для детей 3-4лет; 4-5лет – 2 шт.

18. Наглядно- дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду « для детей 3-4 лет;4-6 лет В.В.Гербова.2009 – 2 шт.

19.Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет . Картинный дидактический материал В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко 2003

20. Свистим с стихах ( отработка трудных звуков с-сь, з-ц) С.В.Валявко. 2011

21.Люлим в стихах (отработка трудных звуков л-ль). Т.А.Куликовская. 2011

22. Речевая карта ребенка С ОНР. Н. В. Нищева. 2006

23.Игротека речевых игр «Большой- маленький» Е.М. Карпова, Е.В.Сольвьева.2011

24.Рабочие тетради дошкольника (4-5 лет,6-7лет) «Я узнаю мир» О.В.Дыбина.2010 – 20 шт.

25.Рабочие тетради для подготовит .логопед группы ( 1-2 части) Н.В. Нищева. 2011 - 30шт.

26. Рабочие тетради для обучения грамоте детей дошкольного возраста (1-2 части) Н.В. Нищева . 2011 – 20 шт.

27.Рабочая тетрадь «Подбери нужный предлог» С.В.Бурдина - 6 шт.

28.Рабочая тетрадь «Буква к букве» ( прописи. Учимся писать печатными буквами) – 10 шт.

29. Азбука «Прописи от П до Я» А. Багинская. 2011 -1 шт.

30.Рабочая тетрадь дл детей с ОНР «Развиваем графические навыки» Л.М.Граб.2010 -1 шт.

Тетради для домашней работы

1.Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР . Альбомы 1,2,3,4. Н.Э. Теремкова. 2014 - 2 комплекта (8 шт.)

2.Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков у детей 5-7 лет. В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко.2015- 12 шт.

Методическая литература

Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда.2014

Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-5 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда.2014

Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда.2014

Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. 2009

Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников .2008

Бачина О.В, Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. 2008

Волкова Л.С. Логопедия.2009

Гомзяк О.С Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР 3 уровня. 2014

Жохова О.В., Лебедева Е.С. Домашние задания для детей старшей и подготовительной логопедических групп ДОУ.2011

Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Т.Б.Филичева Логопедия . Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. 2011

Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах и цифрах. 2012

Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. 2014

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. 2008

Коноваленко В.В Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. 2012

Коноваленко В.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов. 2007.

Коноваленко В.В. Фронтальные логопедическое занятия в подготовительной группе для детей с ФФН 1-2-3 периоды ( 3 книги).2014

Косинова Е.М. Уроки логопеда. 2011

Фадеева Ю.А. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. 2012

Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии . 2015

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. 2014

Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах.2010

Новоторцева Н.В. Домашние уроки логопеда . 2014

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.2008

Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет. 2014

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе к школе группе детского сада для детей с ОНР. 2008

Шапина О. Чистоговорки и скороговорки для развития речи,2005

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания.2008

Ткаченко Т. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша.2011

Серия : библиотека логопеда ( издательство «Сфера») - 30 шт.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН 1-2-3 период. 2008

Смирнова Л. Полный справочник логопеда.2011

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.1988

Сухин И. 1000 скороговорок с трудными звуками.2011

Мазин И. 500 загадок для детей.2010

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий для занятий с детьми 5-6 лет с ЗПР, 2009

Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы- конспекты занятий с детьми старшего возраста с речевыми нарушениями. 2012

Коррекционная педагогика. Научно- методический журнал (издательство «Основа)

Логопед. Научно- методический журнал( издательство «Сфера»)

Дошкольное воспитание ( издательство «Воспитание дошкольника»)

Дошкольная педагогика ( издательство «Детство- ПРЕСС)

6.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности и график рабочего времени учителя-логопеда

График рабочего времени учителя- логопеда состоит из 10 часов в неделю (0.5 ставки) 2 раза в неделю. Из них 1 – ый день 4 часа в день отводятся на непосредственную работу с детьми, и 2 часа – на методическую и организационную работу, аналогично и во второй день 4 часа на работу с детьми и 2 часа на методическую и организационную работу.

6.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда, в музее и в экологической комнате ( данное образовательное пространство используется для подгрупповых занятий) в соответствии с программой должны обеспечивать:

- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда, в музее и в экологической комнате создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого . Обстановка, созданная в данной образовательной среде, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:

v Материалы по обследованию речи детей;

v Методическая литература по коррекции речи детей;

v Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;

v Учебно-методические планы и другая документация учителя- логопеда; v Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).

Информационная зона для педагогов и родителей

Она расположена на стендах в коридоре, в раздевалках группы, и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в 3 месяца.

3. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.

4. Зона подгрупповых занятий. Эта зона оборудована круглым детским столом и разнообразным методическим материалом , также для подгрупповых занятий используется экологическая комната , она имеет:

Комнатные растения.

Уголок воды и песка.

Уголок леса.

Центр экспериментирования

Коллекции камней ,разнообразный природный материал для свободного творчества детей и др. коллекции.

Выставка «Природа кладовая творчества»

Место для расположения разнообразных выставок, которые проводятся в течении учебного года и меняются.

Магнитная доска

Интерактивная доска

Столы, стулья, лавочки детские

Пальчиковые бассейны

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

1. Табель учета посещаемости логопедических занятий детьми.

2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 4 до 7 лет).

3. Список детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.

4. Список детей зачисленных на логопедические занятия.

4. Речевая карта на каждого ребенка , с результатами продвижения в конце учебного год.

5. Годовой план работы учителя-логопеда ОУ.

6. Рабочая программа учителя-логопеда ОУ со всеми видами планирования.

7. Тетради для домашней работы по организации занятий с детьми в домашних условиях.

8. Планирование коррекционной работы с детьми на учебный год.

9. График работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.

10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

12. Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы);



Использованная литература:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М – Л.2014.- 134с.

Об утверждении Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ от 17.10.2013 №30384, ред. от 14.11.2013- Режим доступа:

metodistkr.jimdo.com>ФГОС

Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно- развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80

Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

Коноваленко,В.В Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко С.В.- М.: Гном 2012. – 216 с.

Коноваленко В.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.- М.: Гном и Д, 2007.

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.

Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО/ Нищева Н.В.-М.: Детство - ПРЕСС, 2012.

Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст]/ Филичева Т.Б и др.- М.: Просвещение, 2014.

Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст]/ Т. Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В.Туманова и др. – М.: Эксмо, 2015.



Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.