12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вахрушева Татьяна Николаевна503
Россия, Удмуртская респ., пос. Ува, Увинский район

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции звукопроизношения с учащимся 1 класса

 

Тема: Звук [л].

Цель: Автоматизировать звук [л] в слогах, в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять навык произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях;

Формировать умение соотносить фонему с соответствующей графемой;

Упражнять в образовании названии детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных;

Упражнять в согласовании существительных с числительными.

Коррекционно-развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

Развивать фонематическое восприятие;

Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; навык чтения;

Обогащать словарный запас, развивать связную речь;

Развивать словесно-логическое мышление, речеслуховое внимание;

Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навык самоконтроля при произнесении звука [л] в речи;

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, экран, аудиозапись «Звуки леса»; зеркало настенное; осенние листья с заданиями; картинки с упражнениями для артикуляционной гимнастики; дидактическое пособие «Помоги лосёнку найти родителей»; планшет для пескотерапии, песок; еловые шишки с буквами на них, жёлуди, фишки для составления звуковых схем, картинки белочки и колокольчика.

 

Ход занятия:

Организационный этап (1 мин). Приветствие:

Улыбнись ты мне, улыбнусь я тебе.

Здравствуй, солнышко ясное!

Здравствуй, небо прекрасное!

Мы приносим за все благодарность,

Природа, тебе!

Мотивационно-целевой этап (2 мин)

Актуализация знаний:

Логопед: Вспомним, чему мы учились на прошлом занятии? (Учились произносить звук [л]).

Создание проблемной ситуации:

Логопед: Кто-то бросил мне в оконце

Посмотри-ка, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что крадётся к нам в окно?

От кого оно узнаешь,

Если загадку отгадаешь:

По веткам скачет, а не птица.

Рыжая, а не лисица? (Белка).

Логопед: Правильно. Это белочка нас приглашает на прогулку в осенний лес. Примем приглашение белочки? (Да)

Логопед: Как ты думаешь, почему именно белочка пригласила нас в лес? (Думаю, потому что в слове «белка» есть звук, который мы учимся произносить - звук [л]).

Побуждение к формулированию проблемы:

Логопед: В чём у тебя возникает затруднение? (Часто ошибаюсь при произношении звука [л]).

Побуждение к формулированию темы и цели занятия:

Логопед: Догадался, чему будем учиться на занятии? (Продолжим учиться произносить звук [л]).

Логопед: С какой целью? (Чтобы себя контролировать и не ошибаться).

IV. Ориентировочный этап (1 мин):

Логопед: Что нужно для достижения цели? (Для достижения цели нужно стараться выполнять все задания правильно).

V. Практический этап (14 мин).

Развитие фонематического восприятия

Логопед: Чтобы оказаться в лесу нам нужно покружиться и произнести волшебное заклинание:

Ла – ла – ла – осень к нам пришла.

Ул – ул – ул – ветерок подул.

Ила – ила – ила – листва в воздухе кружила.

Логопед: Вот мы и оказались в осеннем лесу (вкл. аудиозапись «Звуки леса) (СЛАЙД 1).

Логопед: Посмотри, какая красота!

Логопед: Белочка нас уже встречает (СЛАЙД 2).

Логопед: Она нас пригласила не просто так, а приготовила интересные задания. Эти задания она указала на осенних листочках. За каждое правильно выполненное задание она тебе будет вручать жёлудь.

1 задание - выполнить артикуляционную гимнастику:

Упражнения для губ:

«Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка» Упражнения для языка:

«Наказать непослушный язычок», «Лопатка», «Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Парус».

Логопед: Молодец, отлично справился с первым заданием. Посмотри, что белочка тебе вручает? (Жёлудь).

2 –ое задание - Анализ артикуляции по плану:

Логопед: Произнесём звук [л] длительно. Какое положение принимают губы, зубы, язык при произнесении звука [л]? (Когда произносим звук [л] губы улыбаются, зубы – разомкнуты, кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами).

Логопед: Голосовые связки вибрируют? Что образуется? (Образуется голос).

Логопед: И со вторым заданием справился замечательно (вручает жёлудь).

3-е задание - Характеристика звука:

Логопед: Охарактеризуй звук [л] (Звук [л] согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синей фишкой - выбирает из трёх фишек на столе).

Логопед: Умница! (вручает жёлудь)

4 –е задание - Связь звука и буквы:

Логопед: Какой буквой на письме обозначаем звук [л]? (Звук [л] на письме обозначаем буквой Л).

Логопед: Найди эту букву в разрезной азбуке.

Логопед (берёт планшет для пескотерапии): Белочка предлагает написать на песке букву Л одновременно указательными пальцами обеих рук, произнося звук [л].

Ребёнок выполняет задание, получает жёлудь.

5-е задание - Отработка звука в слогах:

Логопед: Отгадай анаграмму, и узнаешь, кто ещё живет в этом лесу (СЛАЙД 3)

ЬЛСО

Ребёнок: Получилось слово ЛОСЬ.

Логопед: Угадал верно. Посмотри, кто это? (СЛАЙД 4)

Ребёнок: Это лось с лосихой.

Логопед: Детёныша у лося и лосихи как зовут? (Детёныша у лося и лосихи как зовут лосёнок).

Логопед: Лосёнок заблудился. Нужно помочь ему добраться до лося и лосихи, «шагая» пальчиками по тропинке, читая слоги сначала грустно, затем радостно.

Дидактическое пособие «Помоги лосёнку найти родителей»

ЛА УЛ

ЛЫ ЭЛ

ЛУ

ЛО ИЛ

ЫЛ

Ребёнок выполняет задание

Логопед: Молодец! (вручает жёлудь)

6-ое задание - Образование притяжательных прилагательных:

Логопед: Белочка предлагает поиграть в игру «Узнай и назови» (СЛАЙД 5):

Логопед: Чьё туловище? (Лосиное). Чьи рога, ноги? (Лосиные). Чья морда? (Лосиная)

Логопед: Отлично! (Ребёнок получает очередной жёлудь).

Логопед: Белочка предлагает немножко отдохнуть.

Динамическая пауза:

Мы с тобою в лес пойдём, маршируем на месте

Там мы белочку найдём. «бинокль» из пальцев рук

Белка – маленький зверёк, приседание

По деревьям прыг да скок. прыжки

Мы ловить тебя не станем. головой повороты в стороны

Поиграй немножко с нами. полуприсед

Будем мы с тобой дружить, наклоны в сторону

В лес почаще приходить. маршируем на месте.

7-ое задание - Звукобуквенный анализ и синтез слова

Логопед: Прыгала белочка с ветки на ветку и все шишки посшибала (СЛАЙД 6).

Логопед: А на шишках – буквы. Составим из букв слово и узнаем, с какого дерева эти шишки (ребёнок выкладывает из букв на шишках слово ёлка).

Ё

Л

К

А

 

Логопед: На ёлке шишки какие? (На ёлке шишки еловые).

Логопед: Сколько букв в слове ёлка? (В слове ёлка 4 буквы)

Логопед: Выложи из фишек звуковую схему слова ёлка (выполняет задание).

Логопед: Раздели слово на слоги. Сколько слогов в слове ёлка? (В слове ёлка два слога) Почему? (Потому что в этом слове два гласных звука - [о] и [а])

Логопед: Сколько звуков в слове ёлка? (В слове ёлка пять звуков)

Логопед: Охарактеризуй каждый звук.

Ребёнок: Первый звук в слове ёлка [j]. Звук [j] согласный, мягкий, глухой; обозначаем зелёной фишкой. Второй звук в слове ёлка [о], он гласный, ударный; обозначаем красной фишкой. Третий звук в слове ёлка звук [л]. Он согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синей фишкой. Четвёртый звук в слове ёлка [к], он согласный, твёрдый, глухой; обозначаем синей фишкой. Пятый звук в слове ёлка [а]. Он гласный, безударный; обозначаем красной фишкой.

Логопед: Соотнеси количество букв и звуков (В слове ёлка букв меньше, чем звуков) Почему? (Потому что буква Ё в начале слова обозначает два звука – [j] и [о])

Логопед (вручая очередной жёлудь): И с этим заданием справился, молодец!

8-ое задание - «Исправь предложение»

Логопед: Белка придумала для тебя предложения. Послушай их внимательно и исправь.

Ёлка села на галку.

Дупло выдолбило дятла.

Луна выла на волка

Белка накинулась на волка.

Ребёнок выполняет задание, получает очередной жёлудь.

Логопед: Молодец! Со всеми заданиями белочки справился. Предлагаю посчитать, сколько желудей заработал.

Согласование существительных с числительными. Игра «Посчитай»

Ребёнок: Один жёлудь, два жёлудя, три жёлудя, четыре жёлудя, пять желудей, шесть желудей, семь желудей, восемь желудей.

VI. Домашнее задание (1 мин):

Логопед: Белочка приготовила для тебя домашнее задание – выучить скороговорку:

Положил Алёшка жёлуди в лукошко.

Жёлуди со шляпами

Для белочки с бельчатами.

VII. Рефлексия. «Закончи предложение» (1 мин).

Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие в осенний лес. Понравилось ли оно тебе? Предлагаю тебе закончить предложения (СЛАЙД 9):

Во время путешествия я учился…

Мне удалось…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я хочу похвалить за работу…

Мои ожидания…

Моё настроение…

Логопед: Если у тебя замечательное настроение, то подари белочке цветок. Как цветок называется? (Колокольчик) Ребёнок прикрепляет к картинке с белочкой цветок.

 

Информационно-методическое обеспечение:

Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 64 с.+ вкл. 8 с.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Н.В. Ёлкина, Т.В. Тарабарина; худож.: В.Н. Куров, Г.В. Соколов. – Ярославль Академия развития,2006. – 224 с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).

Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей/Т.А. Куликовская. – М.: Издательство «Гном и Д», 2010. – 128 с.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/08/08/konspekt-uroka-vesna-beregite-pervotsvety-1-klass

http://gigabaza.ru/doc/74131.html

 

.                                                               

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.