Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения «Звук [л]» (1 класс)
Конспект индивидуального логопедического занятия
по коррекции звукопроизношения с учащимся 1 класса
Тема: Звук [л].
Цель: Автоматизировать звук [л] в слогах, в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять навык произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях;
Формировать умение соотносить фонему с соответствующей графемой;
Упражнять в образовании названии детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных;
Упражнять в согласовании существительных с числительными.
Коррекционно-развивающие:
Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
Развивать фонематическое восприятие;
Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; навык чтения;
Обогащать словарный запас, развивать связную речь;
Развивать словесно-логическое мышление, речеслуховое внимание;
Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навык самоконтроля при произнесении звука [л] в речи;
Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, экран, аудиозапись «Звуки леса»; зеркало настенное; осенние листья с заданиями; картинки с упражнениями для артикуляционной гимнастики; дидактическое пособие «Помоги лосёнку найти родителей»; планшет для пескотерапии, песок; еловые шишки с буквами на них, жёлуди, фишки для составления звуковых схем, картинки белочки и колокольчика.
Ход занятия:
Организационный этап (1 мин). Приветствие:
Улыбнись ты мне, улыбнусь я тебе.
Здравствуй, солнышко ясное!
Здравствуй, небо прекрасное!
Мы приносим за все благодарность,
Природа, тебе!
Мотивационно-целевой этап (2 мин)
Актуализация знаний:
Логопед: Вспомним, чему мы учились на прошлом занятии? (Учились произносить звук [л]).
Создание проблемной ситуации:
Логопед: Кто-то бросил мне в оконце
Посмотри-ка, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что крадётся к нам в окно?
От кого оно узнаешь,
Если загадку отгадаешь:
По веткам скачет, а не птица.
Рыжая, а не лисица? (Белка).
Логопед: Правильно. Это белочка нас приглашает на прогулку в осенний лес. Примем приглашение белочки? (Да)
Логопед: Как ты думаешь, почему именно белочка пригласила нас в лес? (Думаю, потому что в слове «белка» есть звук, который мы учимся произносить - звук [л]).
Побуждение к формулированию проблемы:
Логопед: В чём у тебя возникает затруднение? (Часто ошибаюсь при произношении звука [л]).
Побуждение к формулированию темы и цели занятия:
Логопед: Догадался, чему будем учиться на занятии? (Продолжим учиться произносить звук [л]).
Логопед: С какой целью? (Чтобы себя контролировать и не ошибаться).
IV. Ориентировочный этап (1 мин):
Логопед: Что нужно для достижения цели? (Для достижения цели нужно стараться выполнять все задания правильно).
V. Практический этап (14 мин).
Развитие фонематического восприятия
Логопед: Чтобы оказаться в лесу нам нужно покружиться и произнести волшебное заклинание:
Ла – ла – ла – осень к нам пришла.
Ул – ул – ул – ветерок подул.
Ила – ила – ила – листва в воздухе кружила.
Логопед: Вот мы и оказались в осеннем лесу (вкл. аудиозапись «Звуки леса) (СЛАЙД 1).
Логопед: Посмотри, какая красота!
Логопед: Белочка нас уже встречает (СЛАЙД 2).
Логопед: Она нас пригласила не просто так, а приготовила интересные задания. Эти задания она указала на осенних листочках. За каждое правильно выполненное задание она тебе будет вручать жёлудь.
1 задание - выполнить артикуляционную гимнастику:
Упражнения для губ:
«Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка» Упражнения для языка:
«Наказать непослушный язычок», «Лопатка», «Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Парус».
Логопед: Молодец, отлично справился с первым заданием. Посмотри, что белочка тебе вручает? (Жёлудь).
2 –ое задание - Анализ артикуляции по плану:
Логопед: Произнесём звук [л] длительно. Какое положение принимают губы, зубы, язык при произнесении звука [л]? (Когда произносим звук [л] губы улыбаются, зубы – разомкнуты, кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами).
Логопед: Голосовые связки вибрируют? Что образуется? (Образуется голос).
Логопед: И со вторым заданием справился замечательно (вручает жёлудь).
3-е задание - Характеристика звука:
Логопед: Охарактеризуй звук [л] (Звук [л] согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синей фишкой - выбирает из трёх фишек на столе).
Логопед: Умница! (вручает жёлудь)
4 –е задание - Связь звука и буквы:
Логопед: Какой буквой на письме обозначаем звук [л]? (Звук [л] на письме обозначаем буквой Л).
Логопед: Найди эту букву в разрезной азбуке.
Логопед (берёт планшет для пескотерапии): Белочка предлагает написать на песке букву Л одновременно указательными пальцами обеих рук, произнося звук [л].
Ребёнок выполняет задание, получает жёлудь.
5-е задание - Отработка звука в слогах:
Логопед: Отгадай анаграмму, и узнаешь, кто ещё живет в этом лесу (СЛАЙД 3)
ЬЛСО
Ребёнок: Получилось слово ЛОСЬ.
Логопед: Угадал верно. Посмотри, кто это? (СЛАЙД 4)
Ребёнок: Это лось с лосихой.
Логопед: Детёныша у лося и лосихи как зовут? (Детёныша у лося и лосихи как зовут лосёнок).
Логопед: Лосёнок заблудился. Нужно помочь ему добраться до лося и лосихи, «шагая» пальчиками по тропинке, читая слоги сначала грустно, затем радостно.
Дидактическое пособие «Помоги лосёнку найти родителей»
ЛА УЛ
ЛЫ ЭЛ
ЛУ
ЛО ИЛ
ЫЛ
Ребёнок выполняет задание
Логопед: Молодец! (вручает жёлудь)
6-ое задание - Образование притяжательных прилагательных:
Логопед: Белочка предлагает поиграть в игру «Узнай и назови» (СЛАЙД 5):
Логопед: Чьё туловище? (Лосиное). Чьи рога, ноги? (Лосиные). Чья морда? (Лосиная)
Логопед: Отлично! (Ребёнок получает очередной жёлудь).
Логопед: Белочка предлагает немножко отдохнуть.
Динамическая пауза:
Мы с тобою в лес пойдём, маршируем на месте
Там мы белочку найдём. «бинокль» из пальцев рук
Белка – маленький зверёк, приседание
По деревьям прыг да скок. прыжки
Мы ловить тебя не станем. головой повороты в стороны
Поиграй немножко с нами. полуприсед
Будем мы с тобой дружить, наклоны в сторону
В лес почаще приходить. маршируем на месте.
7-ое задание - Звукобуквенный анализ и синтез слова
Логопед: Прыгала белочка с ветки на ветку и все шишки посшибала (СЛАЙД 6).
Логопед: А на шишках – буквы. Составим из букв слово и узнаем, с какого дерева эти шишки (ребёнок выкладывает из букв на шишках слово ёлка).
Ё
Л
К
А
Логопед: На ёлке шишки какие? (На ёлке шишки еловые).
Логопед: Сколько букв в слове ёлка? (В слове ёлка 4 буквы)
Логопед: Выложи из фишек звуковую схему слова ёлка (выполняет задание).
Логопед: Раздели слово на слоги. Сколько слогов в слове ёлка? (В слове ёлка два слога) Почему? (Потому что в этом слове два гласных звука - [о] и [а])
Логопед: Сколько звуков в слове ёлка? (В слове ёлка пять звуков)
Логопед: Охарактеризуй каждый звук.
Ребёнок: Первый звук в слове ёлка [j]. Звук [j] согласный, мягкий, глухой; обозначаем зелёной фишкой. Второй звук в слове ёлка [о], он гласный, ударный; обозначаем красной фишкой. Третий звук в слове ёлка звук [л]. Он согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синей фишкой. Четвёртый звук в слове ёлка [к], он согласный, твёрдый, глухой; обозначаем синей фишкой. Пятый звук в слове ёлка [а]. Он гласный, безударный; обозначаем красной фишкой.
Логопед: Соотнеси количество букв и звуков (В слове ёлка букв меньше, чем звуков) Почему? (Потому что буква Ё в начале слова обозначает два звука – [j] и [о])
Логопед (вручая очередной жёлудь): И с этим заданием справился, молодец!
8-ое задание - «Исправь предложение»
Логопед: Белка придумала для тебя предложения. Послушай их внимательно и исправь.
Ёлка села на галку.
Дупло выдолбило дятла.
Луна выла на волка
Белка накинулась на волка.
Ребёнок выполняет задание, получает очередной жёлудь.
Логопед: Молодец! Со всеми заданиями белочки справился. Предлагаю посчитать, сколько желудей заработал.
Согласование существительных с числительными. Игра «Посчитай»
Ребёнок: Один жёлудь, два жёлудя, три жёлудя, четыре жёлудя, пять желудей, шесть желудей, семь желудей, восемь желудей.
VI. Домашнее задание (1 мин):
Логопед: Белочка приготовила для тебя домашнее задание – выучить скороговорку:
Положил Алёшка жёлуди в лукошко.
Жёлуди со шляпами
Для белочки с бельчатами.
VII. Рефлексия. «Закончи предложение» (1 мин).
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие в осенний лес. Понравилось ли оно тебе? Предлагаю тебе закончить предложения (СЛАЙД 9):
Во время путешествия я учился…
Мне удалось…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я хочу похвалить за работу…
Мои ожидания…
Моё настроение…
Логопед: Если у тебя замечательное настроение, то подари белочке цветок. Как цветок называется? (Колокольчик) Ребёнок прикрепляет к картинке с белочкой цветок.
Информационно-методическое обеспечение:
Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 64 с.+ вкл. 8 с.
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Н.В. Ёлкина, Т.В. Тарабарина; худож.: В.Н. Куров, Г.В. Соколов. – Ярославль Академия развития,2006. – 224 с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).
Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей/Т.А. Куликовская. – М.: Издательство «Гном и Д», 2010. – 128 с.
http://gigabaza.ru/doc/74131.html
.
Кадилина Янина Александровна
Павлова Фаина Ивановна