Программа логопедических занятий по коррекции дисграфии в младших классах специальной (коррекционной) школы

1
0
Материал опубликован 5 January 2018 в группе

Программа логопедических занятий по коррекции дисграфии в младших классах специальной (коррекционной) школы.

Тематическое планирование.

Автор: учитель-логопед высшей

квалификационной категории Зимаева М.В.

Пояснительная записка.

Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ.

Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи.

В процессе письма фонема соотносится с определенным зрительным образом буквы. Для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация звуков, чем для устной речи. Небольшая недостаточность слуховой дифференциации в устной речи может восполняться за счет закрепленных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов. В процессе же письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, являющихся смысло-различительными.

Для правильного письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса различения и выбора фонем. При нарушении какого-либо звена (слухового, кинестетического анализа, операции выбора фонемы, слухового и кинестетического контроля) затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания, что проявляется в заменах букв на письме. Поэтому с учетом нарушенных операций фонемного распознавания можно выделить следующие подвиды этой формы дисграфии: акустическую, кинестетическую, фонематическую.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Проявление на письме: искажение структуры слова и предложения. Особенно распространены при этом виде дисграфии искажения звукобуквенной структуры слова.

Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, перестановки букв, пропуски, добавления, перестановки слогов.

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами; раздельное написание слова; раздельное написание приставки и корня слова.

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи. Этот вид может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний; нарушении предложных конструкций; изменении падежа местоимений; числа существительных; нарушении согласования; отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще, заменяются графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве, включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами, зеркальное написание букв, пропуски элементов особенно при соединении букв включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.

Календарно-тематическое планирование

 


 

Тема занятия

Кол-во часов

1 КЛАСС

1 четверть, 9 недель, 27 занятий (3 ч. в неделю)

 

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материал внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу. Артикуляционный аппарат.

4

Букварный период

Звук. Способы образования различных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Артикуляция.

2

Характеристика, фонематическое восприятие звука [а]. Буква а.

1

Фонематическое восприятие и характеристика звука [у]. Буква у.

1

Фонематическое восприятие и характеристика звука [о]. Буква о.

1

Фонематическое восприятие и характеристика звука [м]. Буква м.

1

Анализ звуковых сочетаний АУ, УА и слогов АМ, ОМ,

УМ.

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [с]. Буква с.

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [х]. Буква х.

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [ш]. Буква ш.

2

Дифференциация звуков [с], [ш].

2

Анализ и синтез прямых и обратных слогов: СА, ША, ОС, УС, УШ.

2

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.

1

Фонематическое восприятие и характеристика звука [л]. Буква л.

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [н]. Буква н.

2

Анализ и синтез обратных и прямых слогов ОЛ, ЛА, УН, НЫ, ЛУ.

1

2 четверть. 7 недель (21 занятие)

Фонематическое восприятие и характеристика звука [ы]. Буква ы.

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [р]. Буква р.

3

Дифференциация звуков [р] и [л".

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [к], буква к.

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [п]. Буква п.

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [т]. Буква т.

2

Повторение изученных звуков и букв к, п, т. Анализ односложных слов.

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [и]. Буква и.

2

Дифференциация звуков [ы], [и]. Твердые и мягкие согласные.

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [з]. Буква 3.

2

3 четверть. 10 недель (30 занятий}

Дифференциация звуков [с], [з .

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [в]. Буква в.

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [ж]. Буква ж.

2

Дифференциация звуков [ж], [ш].

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [б]. Буква б.

2

Дифференциация звуков [б], [п].

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [г]. Буква г.

2

Дифференциация звуков [г], [к].

2

Звук и буква й. Выделение звука в середине и конце слов.

2

Мягкий знак для смягчения согласных в конце и середине слов.

2

Гласная буква е для смягчения согласных звуков.

1

Гласная буква я для смягчения согласных звуков.

1

Гласная буква ю для смягчения согласных.

1

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с

1

мягкими согласными в начале слога.

 

Гласная буква ю для смягчения согласных.

1

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.

2

Дифференциация а - я, о - ё, у - ю. Твердые и мягкие согласные.

3

4 четверть. 9 недель (27 ч)

Фонематическое восприятие и характеристика звука [ц]. Буква ц.

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [ч]. Буква ч.

2

Дифференциация звуков [ч], [ц].

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [щ]. Буква щ.

2

Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слогов ща, щу, уч, цы.

2

Дифференциация звуков [ч], [щ].

2

Дифференциация звуков [ш], [щ].

2

Анализ и синтез двусложных слов.

1

Фонематическое восприятие и характеристика звука [ф]. Буква ф.

2

Дифференциация звуков [в], [ф].

2

Фонематическое восприятие и характеристика звука [э]. Буква э.

2

Ъ для разделения согласных и гласных звуков.

1

Повторение пройденного.

6

Закрепление навыка различения гласных и согласных при чтении и на письме, звонких и глухих согласных, твердых и мягких. Анализ односложных и двухсложных слов. Письмо по диктовку слов и предложений из 2-3 слов с предварительным анализом.

 

2 КЛАСС

Основной задачей послебукварного периода является овладение навыком фонетически правильного письма, когда написание не расходится с произношением. Формирование этого навыка должно быть основано на тщательном звуко-буквенном анализе и синтезе. Во 2 классе работа по развитию у учащихся звукового анализа продолжает усложняться. Формируется действие звукового анализа в речи без опоры на наглядность, схемы, постепенно звуко-буквенный анализ переносится в умственный план. Таким образом к третьему классу

 

навык письма под диктовку должен быть сформирован.

 

1 четверть. 9 недель (27 ч.)

Звук. Способы образования различных звуков. Артикуляционный аппарат.

2

Звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы, различение звуков и букв.

2

Дифференциация гласных и согласных звуков.

2

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Гласные первого ряда. Выделение в потоке звуков, слогах, словах.

1

Согласные звуки и буквы. Слова со стечением согласных.

2

Контрольное занятие. Проверка навыка дифференциации гласных и согласных звуков и букв.

1

Дифференциация согласных по звонкости - глухости. Уточнение артикуляции звуков.

12

Дифференциация сонорных [р], [л], уточнение артикуляции.

4

Контрольное занятие. Проверка навыка дифференциации согласных по звонкости - глухости.

1

2 четверть. 7 недель (21 ч)

Фонематическое восприятие и дифференциация аффрикат [ч1, Гц], [щ].

5

Гласные второго ряда для обозначения мягкости согласных. Дифференциация согласных по твердости и мягкости.

4

Дифференциация гласных первого и второго ряда. Твердые и мягкие согласные.

2

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слов. Уточнение звукового состава слов с ь.

5

Дифференциация свистящих и шипящих звуков [с], [з], [ш1, Гш].

3

Повторение. Контрольное занятие. Проверка навыка дифференциации гласных 1 и 2 ряда, ь на письме. Диктант.

2

3 четверть. 10 недель (30 ч)

Гласные второго ряда в начале слов и после гласных.

2

Дифференциация звуков и букв и, й.

2

Слоги. Слогообразующая роль гласных.

3

Ударные и безударные слоги в двухсложных словах.

2

Слого - звуковой анализ и синтез двухсложных слов. Проверочный диктант.

3

Перенос части слова при письме.

2

Повторение образов графически сходных букв. Объяснительный диктант.

2

Контрольное занятие. Проверка навыка фонетически правильного письма. Диктант.

1

Слого-звуковой анализ трехсложных слов. Предупредительный диктант.

3

Повторение образов графически сходных букв. Строчные и прописные буквы.

2

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

2

Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

3

Звуко-слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.

2

Контрольное занятие. Проверка навыка фонетически правильного письма. Диктант.

1

4 четверть. 9 недель (27 ч)

Раздельное написание предлогов со словами.

4

Предложение. Выделение предложений из текста. Анализ предложения из трех, четырех слов.

2

Анализ предложений из 4-5 слов с предлогами.

3

Составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку.

3

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

2

Контрольное занятие. Проверка навыка написания предлогов со словами, слов в предложении. Предупредительный диктант.

1

Составление рассказа по 3-4 сюжетным картинкам. Анализ составленных предложений.

3

Повторение изученного за год. Гласные и согласные буквы и звуки. Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Гласные второго ряда для смягчения согласных, ь.

2

Контрольное занятие. Проверка навыка фонетически правильного написания. Диктант.

1

3 КЛАСС

К 3 классу навык фонетически правильного письма должен быть сформирован. Учащиеся не должны испытывать затруднений, когда написание слов не расходится с произношением. Учащиеся 3 класса начинают новый этап овладения письмом - письмо по

 

правилу. Этот сложный психический процесс вызывает большие трудности у учащихся вследствие нарушения памяти, аналитической деятельности и бедности предшествующего речевого опыта. Наряду с фонематической дисграфией, развивается лексико - грамматическая дисграфия. Для учащихся, не овладевших звуко - буквенным и слого -звуковым анализом, дальнейшее обучение является крайне затруднительным.

 

1 четверть. 9 недель (27 ч)

Звук. Способы образования различных звуков. Артикуляционные уклады.

4

Звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы, различение звуков и букв. Алфавит.

3

Предложение. Выделение предложений из речи и текста.

2

Дифференциация гласных и согласных звуков.

2

Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

2

Слого - звуковой анализ двусложных и трехсложных слов.

2

Гласные второго ряда в начале слов и после гласных. Звуко - буквенный анализ слов с гласными 2 ряда после гласных и в начале слов.

3

Перенос части слова на письме.

2

Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Звуко - буквенный анализ.

4

Гласные ударные и безударные.

2

Контрольное занятие. Проверка навыка фонетически правильного письма. Диктант.

1

2 четверть. 7 недель (21 ч)

Согласные твердые и мягкие.

2

Гласные 2 ряда для обозначения мягкости согласных на письме. Звуко - буквенный анализ.

2

Обозначение мягкости согласных, ь в конце и середине слова.

2

Звуко — буквенный анализ слов с ь. Предупредительный диктант.

2

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

2

Сочетания гласных и шипящих. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Объяснительный диктант.

2

Дифференциация согласных по звонкости - глухости.

2

Парные звонкие и глухие согласные в сильной позиции. Звуко - буквенный анализ.

6

Контрольное занятие. Проверка навыка написания по диктовку. Диктант.

1

3 четверть. 10 недель (30 ч)

Написание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов. Проверка написания путем изменения формы слова. Звуко - буквенный анализ.

6

Предупредительный диктант. Проверка навыка правописания по правилу.

1

Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, и.

4

Объяснительный диктант. Проверка навыка правописания по правилу.

1

Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

3

Согласование слов-предметов и слов-действий.

2

Составление предложений из 4-5 слов. Анализ предложений.

2

Обобщающие слова в группе предметов.

2

Дифференциация слов-предметов и слов-признаков. Согласование.

2

Составление и запись 4-5 предложений из 4-5 слов. Анализ предложений.

3

Большая буква в именах собственных. Контрольное занятие. Диктант.

1

4 четверть. 9 недель (27 ч.)

Раздельное написание предлогов со словами.

4

Анализ предложений из 4-5 слов с предлогами к, от, под, над, о (об).

3

Построение простого предложения. Схемы. Анализ простых предложений.

4

Выделение в тексте предложений и составление предложений на заданную тему.

3

Предупредительный диктант. Проверка навыка раздельного написания предлогов со словами.

1

Составление предложений из 5-6 слов по деформированному тексту.

3

Составление предложений из слов в начальной форме (3-4 слова).

3

Коллективное составление текстов с последовательной записью предложений. Анализ предложений.

3

Повторение звуко - буквенного и звуко - слогового анализа слов.

2

Контрольное занятие. Диктант.

1

Программа логопедических занятий по коррекции оптической дисграфии для специальной (коррекционной) школы. Тематическое планирование.

Пояснительная записка.

В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер, поскольку у них оказывается несформированной речевая система в целом: лексика, фонетика, грамматика.[4,3,6]

В письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются ошибки оптического характера. Оптические ошибки связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза. В основе подобных ошибок лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственных представлений .[5,6]

Исследования последних лет указывают на тесную взаимосвязь трудностей письма у детей с ограниченными возможностями здоровья с несформированностью невербальных форм психических процессов [1, 2]. Так, как одним из составляющих компонентов в формировании навыка письма является оптико-пространственное восприятие, которое является сложной деятельностью, в которой участвует как правое, так и левое полушарие.

У детей с нарушением письменной речи пространственные представления изучены в меньшей степени. Актуальность проблемы свидетельствует о необходимости проведения специальной работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи, которая предполагает составление индивидуального перспективного планирования с учётом выявленных нарушений речи при логопедическом обследовании. .[7,8]

Оптическая дисграфия - связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Заменяются графически сходных рукописные буквы; зеркальное написание букв; пропуски элементов; лишние и неправильно расположенные элементы. .[11, 13]

Учитывая психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется коррекционную работу по устранению ошибок в письменной речи следует строить на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов.

В связи с этим возникла идея создания программы, целью которой является:

коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях школы-интерната с 1 по 7 класс.

Задачи:

- создать индивидуальные программы сопровождения обучающихся в соответствии с речевым заключением, по результатам обследования;

- скомплектовать группы обучающихся по однородности речевого дефекта;

- проводить систематически необходимую профилактическую и коррекционную работу с обучающимися в соответствии с их индивидуальной программой.

Ожидаемые результаты

- повышение качественной успеваемости по предметам (письмо, чтение, развитие речи), вследствие чего количество неудовлетворительных оценок будет значительно снижено;

- повышения уровня коммуникативной функции речи;

- повышение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа определяет основные направления в работе учителя – логопеда по коррекции дисграфии и дислексии, но помимо этого каждое занятие должно включать в себя лексическую тему, упражнения на формирование и развитие мелкой и артикуляционной моторики, фонематического восприятия, развитие высших психических функций.

Программа расчитана на 30 учебных недель. Из 34 учебных недель 4 недели отводятся на логопедическое обследование (в сентябре с 1 по 15, и в мае с 15 по 30числа). Предполагается проводить по 2 занятия в неделю, что составляет 60 часов в год. Программа носит сквозной характер: темы Учебно – тематического планирования могут одинаково повторяться с 1 по 7 класс, но с постепенным усложнением упражнений. Учитель - логопед в зависимости от индивидуальных и психофизических возможностей ребенка, а также уровня усвоенных знаний по письму, оставляет за собой право варьировать количество часов по той или иной теме. Т.к. оптическая дисграфия в “чистом” виде встречается очень редко и, как правило, сочетается с другим видом дисграфии, предполагается, что выбор учебно-тематического плана будет обусловлен преобладающим видом дисграфии, а в план занятия будут включены упражнения на коррекцию ошибок другого вида дисграфии.


 


 


 


 


 

Календарно - тематическое планирование

п\п

Тема логопедического занятия

Кол-во часов

Сроки

1

Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятие цвета, формы, размера, величины

4

 

2

Работа с зашумлёнными предметами

1

 

3

Развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв

1

 

4

Развитие зрительного анализа и синтеза

1

 

5

Конструирование гласных букв

1

 

6

Конструирование согласных букв

1

 

7

Конструирование печатных букв из элементов

1

 

8

Конструирование письменных букв из элементов

1

 

9

Дифференциация расположения элементов букв

1

 

10

Реконструирование букв, добавляя элемент: из А-Л-Д, К-Ж, З-В, Г-Б.

1

 

11

Реконструирование буквы, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р-Ь, И-Н, Н-П, Г-Т.

1

 

12

Определение различий сходных букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В.

1

 

13

Определение различий сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, Г-Т, И-П, П-Н.

1

 

14

Развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов

1

 

15

Пространственные представления: ориентировка в схеме собственного тела; дифференциация правых и левых частей предмета; ориентировка в окружающем пространстве; ориентировка в пространственном расположении предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе; ориентировка в пространственном соотношении между 2-3 предметами и их изображениями; ориентировка в пространстве листа.

6

 

16

Развитие зрительно-моторных координаций: простые графические диктанты; сложные графические диктанты

5

 

17

Уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; формирование временных представлений

3

 

18

Дифференциация изолированных букв о-а, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.

3

 

19

Дифференциация изолированных букв у-и, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

3

 

20

Дифференциация изолированных букв и-ш, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

3

 

21

Дифференциация изолированных букв б-д, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

2

 

22

Дифференциация изолированных букв п-т, П-Т в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

2

 

23

Дифференциация изолированных букв л-м, Л-М в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

2

 

24

Дифференциация изолированных букв к-н, К-Н в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

2

 

25

Дифференциация изолированных букв ш-щ, Ш-Щ, и-ц, И-Ц, ц-щ, Ц-Щ в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

6

 

26

Дифференциация изолированных букв З-Е в словосочетаниях, в предложениях, в тексте

2

 

27

Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах

4

 

 

Всего:

60

 

Литература

Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей и, логопедов и родителей.- М.: 5 за знания, 2010.- 128 с.

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие _М.: ТЦ Сфера, 2011.-56с.

Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. -СПб.: КАРО, 2011.-96 с.

Елецкая О. В., Горбачевская н.Ю. логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени: методическое пособие/ Науч. ред. О. В. Защиринская.- СПб.: Издательство 2 Речь”, 2012.-180 с.

Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., “Просвещение”, 2010.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- 336с.

Логопедия: /Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- 680с.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.- 224с.

Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.: ООО “ Аквариум –Принт”, 2011.-80с.:

Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство “ ГНОМ и Д ”, 2011.-88с.

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., доп.-М.: АРКТИ, 2009.-240 с.

Садовникова И.Н. нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие-М.: 2 Гуманит изд. Центр ВЛАДОС”

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации