Программа логопедических занятий по коррекции дисграфии в младших классах специальной (коррекционной) школы
Программа логопедических занятий по коррекции дисграфии в младших классах специальной (коррекционной) школы.
Тематическое планирование.
Автор: учитель-логопед высшей
квалификационной категории Зимаева М.В.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ.
Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи.
В процессе письма фонема соотносится с определенным зрительным образом буквы. Для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация звуков, чем для устной речи. Небольшая недостаточность слуховой дифференциации в устной речи может восполняться за счет закрепленных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов. В процессе же письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, являющихся смысло-различительными.
Для правильного письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса различения и выбора фонем. При нарушении какого-либо звена (слухового, кинестетического анализа, операции выбора фонемы, слухового и кинестетического контроля) затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания, что проявляется в заменах букв на письме. Поэтому с учетом нарушенных операций фонемного распознавания можно выделить следующие подвиды этой формы дисграфии: акустическую, кинестетическую, фонематическую.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Проявление на письме: искажение структуры слова и предложения. Особенно распространены при этом виде дисграфии искажения звукобуквенной структуры слова.
Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, перестановки букв, пропуски, добавления, перестановки слогов.
Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами; раздельное написание слова; раздельное написание приставки и корня слова.
Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи. Этот вид может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний; нарушении предложных конструкций; изменении падежа местоимений; числа существительных; нарушении согласования; отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще, заменяются графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве, включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами, зеркальное написание букв, пропуски элементов особенно при соединении букв включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.
Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 КЛАСС 1 четверть, 9 недель, 27 занятий (3 ч. в неделю) |
|
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материал внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу. Артикуляционный аппарат. |
4 |
Букварный период |
|
Звук. Способы образования различных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Артикуляция. |
2 |
Характеристика, фонематическое восприятие звука [а]. Буква а. |
1 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [у]. Буква у. |
1 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [о]. Буква о. |
1 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [м]. Буква м. |
1 |
Анализ звуковых сочетаний АУ, УА и слогов АМ, ОМ, УМ. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [с]. Буква с. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [х]. Буква х. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [ш]. Буква ш. |
2 |
Дифференциация звуков [с], [ш]. |
2 |
Анализ и синтез прямых и обратных слогов: СА, ША, ОС, УС, УШ. |
2 |
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. |
1 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [л]. Буква л. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [н]. Буква н. |
2 |
Анализ и синтез обратных и прямых слогов ОЛ, ЛА, УН, НЫ, ЛУ. |
1 |
2 четверть. 7 недель (21 занятие) |
|
Фонематическое восприятие и характеристика звука [ы]. Буква ы. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [р]. Буква р. |
3 |
Дифференциация звуков [р] и [л". |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [к], буква к. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [п]. Буква п. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [т]. Буква т. |
2 |
Повторение изученных звуков и букв к, п, т. Анализ односложных слов. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [и]. Буква и. |
2 |
Дифференциация звуков [ы], [и]. Твердые и мягкие согласные. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [з]. Буква 3. |
2 |
3 четверть. 10 недель (30 занятий} |
|
Дифференциация звуков [с], [з . |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [в]. Буква в. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [ж]. Буква ж. |
2 |
Дифференциация звуков [ж], [ш]. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [б]. Буква б. |
2 |
Дифференциация звуков [б], [п]. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [г]. Буква г. |
2 |
Дифференциация звуков [г], [к]. |
2 |
Звук и буква й. Выделение звука в середине и конце слов. |
2 |
Мягкий знак для смягчения согласных в конце и середине слов. |
2 |
Гласная буква е для смягчения согласных звуков. |
1 |
Гласная буква я для смягчения согласных звуков. |
1 |
Гласная буква ю для смягчения согласных. |
1 |
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с |
1 |
мягкими согласными в начале слога. |
|
Гласная буква ю для смягчения согласных. |
1 |
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. |
2 |
Дифференциация а - я, о - ё, у - ю. Твердые и мягкие согласные. |
3 |
4 четверть. 9 недель (27 ч) |
|
Фонематическое восприятие и характеристика звука [ц]. Буква ц. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [ч]. Буква ч. |
2 |
Дифференциация звуков [ч], [ц]. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [щ]. Буква щ. |
2 |
Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слогов ща, щу, уч, цы. |
2 |
Дифференциация звуков [ч], [щ]. |
2 |
Дифференциация звуков [ш], [щ]. |
2 |
Анализ и синтез двусложных слов. |
1 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [ф]. Буква ф. |
2 |
Дифференциация звуков [в], [ф]. |
2 |
Фонематическое восприятие и характеристика звука [э]. Буква э. |
2 |
Ъ для разделения согласных и гласных звуков. |
1 |
Повторение пройденного. |
6 |
Закрепление навыка различения гласных и согласных при чтении и на письме, звонких и глухих согласных, твердых и мягких. Анализ односложных и двухсложных слов. Письмо по диктовку слов и предложений из 2-3 слов с предварительным анализом. |
|
2 КЛАСС |
|
Основной задачей послебукварного периода является овладение навыком фонетически правильного письма, когда написание не расходится с произношением. Формирование этого навыка должно быть основано на тщательном звуко-буквенном анализе и синтезе. Во 2 классе работа по развитию у учащихся звукового анализа продолжает усложняться. Формируется действие звукового анализа в речи без опоры на наглядность, схемы, постепенно звуко-буквенный анализ переносится в умственный план. Таким образом к третьему классу |
навык письма под диктовку должен быть сформирован. |
|
1 четверть. 9 недель (27 ч.) |
|
Звук. Способы образования различных звуков. Артикуляционный аппарат. |
2 |
Звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы, различение звуков и букв. |
2 |
Дифференциация гласных и согласных звуков. |
2 |
Гласные и согласные звуки и буквы. |
1 |
Гласные первого ряда. Выделение в потоке звуков, слогах, словах. |
1 |
Согласные звуки и буквы. Слова со стечением согласных. |
2 |
Контрольное занятие. Проверка навыка дифференциации гласных и согласных звуков и букв. |
1 |
Дифференциация согласных по звонкости - глухости. Уточнение артикуляции звуков. |
12 |
Дифференциация сонорных [р], [л], уточнение артикуляции. |
4 |
Контрольное занятие. Проверка навыка дифференциации согласных по звонкости - глухости. |
1 |
2 четверть. 7 недель (21 ч) |
|
Фонематическое восприятие и дифференциация аффрикат [ч1, Гц], [щ]. |
5 |
Гласные второго ряда для обозначения мягкости согласных. Дифференциация согласных по твердости и мягкости. |
4 |
Дифференциация гласных первого и второго ряда. Твердые и мягкие согласные. |
2 |
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слов. Уточнение звукового состава слов с ь. |
5 |
Дифференциация свистящих и шипящих звуков [с], [з], [ш1, Гш]. |
3 |
Повторение. Контрольное занятие. Проверка навыка дифференциации гласных 1 и 2 ряда, ь на письме. Диктант. |
2 |
3 четверть. 10 недель (30 ч) |
|
Гласные второго ряда в начале слов и после гласных. |
2 |
Дифференциация звуков и букв и, й. |
2 |
Слоги. Слогообразующая роль гласных. |
3 |
Ударные и безударные слоги в двухсложных словах. |
2 |
Слого - звуковой анализ и синтез двухсложных слов. Проверочный диктант. |
3 |
Перенос части слова при письме. |
2 |
Повторение образов графически сходных букв. Объяснительный диктант. |
2 |
Контрольное занятие. Проверка навыка фонетически правильного письма. Диктант. |
1 |
Слого-звуковой анализ трехсложных слов. Предупредительный диктант. |
3 |
Повторение образов графически сходных букв. Строчные и прописные буквы. |
2 |
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. |
2 |
Дифференциация слов-предметов и слов-действий. |
3 |
Звуко-слоговой анализ двусложных и трехсложных слов. |
2 |
Контрольное занятие. Проверка навыка фонетически правильного письма. Диктант. |
1 |
4 четверть. 9 недель (27 ч) |
|
Раздельное написание предлогов со словами. |
4 |
Предложение. Выделение предложений из текста. Анализ предложения из трех, четырех слов. |
2 |
Анализ предложений из 4-5 слов с предлогами. |
3 |
Составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку. |
3 |
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. |
2 |
Контрольное занятие. Проверка навыка написания предлогов со словами, слов в предложении. Предупредительный диктант. |
1 |
Составление рассказа по 3-4 сюжетным картинкам. Анализ составленных предложений. |
3 |
Повторение изученного за год. Гласные и согласные буквы и звуки. Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Гласные второго ряда для смягчения согласных, ь. |
2 |
Контрольное занятие. Проверка навыка фонетически правильного написания. Диктант. |
1 |
3 КЛАСС |
|
К 3 классу навык фонетически правильного письма должен быть сформирован. Учащиеся не должны испытывать затруднений, когда написание слов не расходится с произношением. Учащиеся 3 класса начинают новый этап овладения письмом - письмо по |
правилу. Этот сложный психический процесс вызывает большие трудности у учащихся вследствие нарушения памяти, аналитической деятельности и бедности предшествующего речевого опыта. Наряду с фонематической дисграфией, развивается лексико - грамматическая дисграфия. Для учащихся, не овладевших звуко - буквенным и слого -звуковым анализом, дальнейшее обучение является крайне затруднительным. |
|
1 четверть. 9 недель (27 ч) |
|
Звук. Способы образования различных звуков. Артикуляционные уклады. |
4 |
Звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы, различение звуков и букв. Алфавит. |
3 |
Предложение. Выделение предложений из речи и текста. |
2 |
Дифференциация гласных и согласных звуков. |
2 |
Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. |
2 |
Слого - звуковой анализ двусложных и трехсложных слов. |
2 |
Гласные второго ряда в начале слов и после гласных. Звуко - буквенный анализ слов с гласными 2 ряда после гласных и в начале слов. |
3 |
Перенос части слова на письме. |
2 |
Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Звуко - буквенный анализ. |
4 |
Гласные ударные и безударные. |
2 |
Контрольное занятие. Проверка навыка фонетически правильного письма. Диктант. |
1 |
2 четверть. 7 недель (21 ч) |
|
Согласные твердые и мягкие. |
2 |
Гласные 2 ряда для обозначения мягкости согласных на письме. Звуко - буквенный анализ. |
2 |
Обозначение мягкости согласных, ь в конце и середине слова. |
2 |
Звуко — буквенный анализ слов с ь. Предупредительный диктант. |
2 |
Дифференциация свистящих и шипящих звуков. |
2 |
Сочетания гласных и шипящих. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Объяснительный диктант. |
2 |
Дифференциация согласных по звонкости - глухости. |
2 |
Парные звонкие и глухие согласные в сильной позиции. Звуко - буквенный анализ. |
6 |
Контрольное занятие. Проверка навыка написания по диктовку. Диктант. |
1 |
3 четверть. 10 недель (30 ч) |
|
Написание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов. Проверка написания путем изменения формы слова. Звуко - буквенный анализ. |
6 |
Предупредительный диктант. Проверка навыка правописания по правилу. |
1 |
Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, и. |
4 |
Объяснительный диктант. Проверка навыка правописания по правилу. |
1 |
Дифференциация слов-предметов и слов-действий. |
3 |
Согласование слов-предметов и слов-действий. |
2 |
Составление предложений из 4-5 слов. Анализ предложений. |
2 |
Обобщающие слова в группе предметов. |
2 |
Дифференциация слов-предметов и слов-признаков. Согласование. |
2 |
Составление и запись 4-5 предложений из 4-5 слов. Анализ предложений. |
3 |
Большая буква в именах собственных. Контрольное занятие. Диктант. |
1 |
4 четверть. 9 недель (27 ч.) |
|
Раздельное написание предлогов со словами. |
4 |
Анализ предложений из 4-5 слов с предлогами к, от, под, над, о (об). |
3 |
Построение простого предложения. Схемы. Анализ простых предложений. |
4 |
Выделение в тексте предложений и составление предложений на заданную тему. |
3 |
Предупредительный диктант. Проверка навыка раздельного написания предлогов со словами. |
1 |
Составление предложений из 5-6 слов по деформированному тексту. |
3 |
Составление предложений из слов в начальной форме (3-4 слова). |
3 |
Коллективное составление текстов с последовательной записью предложений. Анализ предложений. |
3 |
Повторение звуко - буквенного и звуко - слогового анализа слов. |
2 |
Контрольное занятие. Диктант. |
1 |
Программа логопедических занятий по коррекции оптической дисграфии для специальной (коррекционной) школы. Тематическое планирование.
Пояснительная записка.
В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер, поскольку у них оказывается несформированной речевая система в целом: лексика, фонетика, грамматика.[4,3,6]
В письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются ошибки оптического характера. Оптические ошибки связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза. В основе подобных ошибок лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственных представлений .[5,6]
Исследования последних лет указывают на тесную взаимосвязь трудностей письма у детей с ограниченными возможностями здоровья с несформированностью невербальных форм психических процессов [1, 2]. Так, как одним из составляющих компонентов в формировании навыка письма является оптико-пространственное восприятие, которое является сложной деятельностью, в которой участвует как правое, так и левое полушарие.
У детей с нарушением письменной речи пространственные представления изучены в меньшей степени. Актуальность проблемы свидетельствует о необходимости проведения специальной работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи, которая предполагает составление индивидуального перспективного планирования с учётом выявленных нарушений речи при логопедическом обследовании. .[7,8]
Оптическая дисграфия - связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Заменяются графически сходных рукописные буквы; зеркальное написание букв; пропуски элементов; лишние и неправильно расположенные элементы. .[11, 13]
Учитывая психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется коррекционную работу по устранению ошибок в письменной речи следует строить на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов.
В связи с этим возникла идея создания программы, целью которой является:
коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях школы-интерната с 1 по 7 класс.
Задачи:
- создать индивидуальные программы сопровождения обучающихся в соответствии с речевым заключением, по результатам обследования;
- скомплектовать группы обучающихся по однородности речевого дефекта;
- проводить систематически необходимую профилактическую и коррекционную работу с обучающимися в соответствии с их индивидуальной программой.
Ожидаемые результаты
- повышение качественной успеваемости по предметам (письмо, чтение, развитие речи), вследствие чего количество неудовлетворительных оценок будет значительно снижено;
- повышения уровня коммуникативной функции речи;
- повышение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа определяет основные направления в работе учителя – логопеда по коррекции дисграфии и дислексии, но помимо этого каждое занятие должно включать в себя лексическую тему, упражнения на формирование и развитие мелкой и артикуляционной моторики, фонематического восприятия, развитие высших психических функций.
Программа расчитана на 30 учебных недель. Из 34 учебных недель 4 недели отводятся на логопедическое обследование (в сентябре с 1 по 15, и в мае с 15 по 30числа). Предполагается проводить по 2 занятия в неделю, что составляет 60 часов в год. Программа носит сквозной характер: темы Учебно – тематического планирования могут одинаково повторяться с 1 по 7 класс, но с постепенным усложнением упражнений. Учитель - логопед в зависимости от индивидуальных и психофизических возможностей ребенка, а также уровня усвоенных знаний по письму, оставляет за собой право варьировать количество часов по той или иной теме. Т.к. оптическая дисграфия в “чистом” виде встречается очень редко и, как правило, сочетается с другим видом дисграфии, предполагается, что выбор учебно-тематического плана будет обусловлен преобладающим видом дисграфии, а в план занятия будут включены упражнения на коррекцию ошибок другого вида дисграфии.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п |
Тема логопедического занятия |
Кол-во часов |
Сроки |
1 |
Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятие цвета, формы, размера, величины |
4 |
|
2 |
Работа с зашумлёнными предметами |
1 |
|
3 |
Развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв |
1 |
|
4 |
Развитие зрительного анализа и синтеза |
1 |
|
5 |
Конструирование гласных букв |
1 |
|
6 |
Конструирование согласных букв |
1 |
|
7 |
Конструирование печатных букв из элементов |
1 |
|
8 |
Конструирование письменных букв из элементов |
1 |
|
9 |
Дифференциация расположения элементов букв |
1 |
|
10 |
Реконструирование букв, добавляя элемент: из А-Л-Д, К-Ж, З-В, Г-Б. |
1 |
|
11 |
Реконструирование буквы, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р-Ь, И-Н, Н-П, Г-Т. |
1 |
|
12 |
Определение различий сходных букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В. |
1 |
|
13 |
Определение различий сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, Г-Т, И-П, П-Н. |
1 |
|
14 |
Развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов |
1 |
|
15 |
Пространственные представления: ориентировка в схеме собственного тела; дифференциация правых и левых частей предмета; ориентировка в окружающем пространстве; ориентировка в пространственном расположении предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе; ориентировка в пространственном соотношении между 2-3 предметами и их изображениями; ориентировка в пространстве листа. |
6 |
|
16 |
Развитие зрительно-моторных координаций: простые графические диктанты; сложные графические диктанты |
5 |
|
17 |
Уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; формирование временных представлений |
3 |
|
18 |
Дифференциация изолированных букв о-а, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте. |
3 |
|
19 |
Дифференциация изолированных букв у-и, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
3 |
|
20 |
Дифференциация изолированных букв и-ш, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
3 |
|
21 |
Дифференциация изолированных букв б-д, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
2 |
|
22 |
Дифференциация изолированных букв п-т, П-Т в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
2 |
|
23 |
Дифференциация изолированных букв л-м, Л-М в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
2 |
|
24 |
Дифференциация изолированных букв к-н, К-Н в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
2 |
|
25 |
Дифференциация изолированных букв ш-щ, Ш-Щ, и-ц, И-Ц, ц-щ, Ц-Щ в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
6 |
|
26 |
Дифференциация изолированных букв З-Е в словосочетаниях, в предложениях, в тексте |
2 |
|
27 |
Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах |
4 |
|
|
Всего: |
60 |
|
Литература
Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей и, логопедов и родителей.- М.: 5 за знания, 2010.- 128 с.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие _М.: ТЦ Сфера, 2011.-56с.
Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. -СПб.: КАРО, 2011.-96 с.
Елецкая О. В., Горбачевская н.Ю. логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени: методическое пособие/ Науч. ред. О. В. Защиринская.- СПб.: Издательство 2 Речь”, 2012.-180 с.
Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., “Просвещение”, 2010.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- 336с.
Логопедия: /Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- 680с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.- 224с.
Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.: ООО “ Аквариум –Принт”, 2011.-80с.:
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство “ ГНОМ и Д ”, 2011.-88с.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., доп.-М.: АРКТИ, 2009.-240 с.
Садовникова И.Н. нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие-М.: 2 Гуманит изд. Центр ВЛАДОС”