Рабочая программа по предмету «Математика» для 2 класса по УМК «Школа России»
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа–интернат №3».
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Бельских Т.В./_____________ «30» августа 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы – интерната Попова М.А./____________ Приказ от 31.08.2021г. №76 |
Рабочая программа
математика
2 класс
Учитель: Патрахина Ольга Алексеевна
Программа рассмотрена на заседании школьного методического совета
Протокол от «27» августа 2021г. № 1
Председатель школьного методического совета _______ (Сергиенко О.В.)
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математики» разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) и комплекта примерных рабочих программ для 2 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для слабовидящих обучающихся - одобрено решением Министерства образования и науки РФ от 4.07.2017г пр. №3/17.
Программа курса содержит индивидуально ориентированные образовательные и коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования
Такая основа рабочей программы обусловлена тем, что условием освоения варианта Стандарта 4.2, является организация обучения и воспитания по адаптированной основной образовательной программе (АООП) для слабовидящих обучающихся в пролонгированные сроки (1-5 лет).
Программа составлена на основе программы «Математика», входит в учебный комплект «Школа России», разработана Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова
Преподавание ведется по учебникам:
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.– М.: Просвещение, 2020. – 96 с.: ил. – (Школа России).
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.– М.: Просвещение, 2020. – 98 с.: ил. – (Школа России).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умения аргументированно обосновывать и от- стаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов по- знания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный мате- риал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием ряда общих умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос за- дачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами способствует развитию у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно- нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознан- ному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Школьники научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического материала создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную ин- формацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, про- водить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую за- дачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемо- го результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе усвоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, усваивают не- которые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и
свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Усвоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения
других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Имен- но эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных па- мятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Усвоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при усвоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Во 2 классе — 136 ч (34 учебные недели).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностно- го смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учеб- ной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные спосо- бы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при- знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать своё мнение.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание учебного материала
Повторение. 4 ч.
Нумерация чисел от 1 до 20.
Нумерация.24 ч.
Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. Поместное значение цифр. Однозначные и двухзначные числа. Миллиметр. Закрепление. Число 100. Метр. Таблица единиц длины. Сложение и вычитание вида: 30 + 5; 35 - 5, 35 - 30. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Рубль. Копейка. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных.
Числовые выражения, содержащие действие сложение и вычитание. 30 ч.
Решение и составление задач, обратных заданной. (Математика 2 класс 1 часть с.26). Упражнение в построении отрезков и нахождении их длины. Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Время. Единица времени — час, минута. Соотношение между ними.
Длина ломаной. Способы нахождения длины ломаной. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки. Числовое выражение. Сравнение числовых выражений. Периметр многоугольника. Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации и вычислений. Странички для любознательных. Повторение «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. 24 ч.
Устные вычисления с использование м свойств сложения. Устные приемы сложения и вычитания вида: 36 + 2, 36 + 20. Устные приемы сложения и вычитания вида: 36 - 2, 36 – 20. Устные приемы сложения и вычитания вида: 26 + 4. Устные приемы сложения и вычитания вида: 30 – 7. Устные приемы сложения и вычитания вида: 60 – 24. Решение задач на нахождение третьего неизвестного слагаемого. Запись решения задачи в виде выражения. Простые задачи на встречное движение. Устные приемы сложения и вычитания вида: 26 + 7. Устные приемы сложения и вычитания вида: 35 – 7. Закрепление изученных приемов сложения и вычитания. Странички для любознательных. Повторение «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Буквенные выражения. Выражения с переменного вида: а + 12, в - 15,
48 – с. Уравнение.
Проверка сложения вычитанием. 10 ч.
Проверка сложения вычитанием. Проверка вычитания сложением и вычитанием. Решение задач. Повторение «Что узнали. Чему научились»
Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. 12ч.
Прием письменного сложения вида: 45 + 23 (Математика 2 класс 2 часть). Прием письменного вычитания вида: 57 – 26. Письменные приемы сложения и вычитания без перехода через разряд. Угол. Виды углов. Построение углов. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. 18 ч.
Решение текстовых задач. Задачи с сюжетами, способствующими формированию доброго отношения к людям, желания проявлять заботу об окружающих (изготовление подарков для дошкольников, членов семьи, одноклассников).
Сложение и вычитание вида 37 + 48, 37 + 53, 87 + 13, 32 + 8, 40 − 8, 50 − 24,
52 − 24.
«Странички для любознательных» — задания творческого и по- искового характера: выявление закономерностей в построении числовых рядов; сравнение длин объектов; логические задачи и задачи повышенного уровня сложности.
Наши проекты: «Оригами». Изготовление различных изделий из за- готовок, имеющих форму квадрата
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»
Повторение в конце учебного года. 10 ч.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Повторение | 2 |
2 | Числа от 1 до 100. Нумерация | 20 |
3 | Числовые выражения, содержащие действие сложение и вычитание. | 34 |
4 | Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. | 25 |
5 | Проверка сложения вычитанием. | 10 |
6 | Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. | 25 |
7 | Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. | 11 |
8 | Повторение в конце учебного года | 9 |
| Итого | 136 |
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 Нумерация | |
Повторение: числа от 1 до 20 Нумерация Числа от 1 до 100. Счёт десятками. Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100. Поместное значение цифр. Однозначные и двузначные числа. Число 100. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 − 5, 35 − 30. Единицы длины: миллиметр, метр. Таблица единиц длины. Рубль. Копейка. Соотношения между ними. «Странички для любознательных» — задания творческого и по- искового характера: задачи-расчёты; работа на вычислительной машине, которая меняет цвет вводимых в неё фигур, сохраняя их раз- мер и форму; логические задачи. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 − 5, 35 − 30. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 Сложение и вычитание | |
Решение и составление задач, об- ратных заданной. Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого . Сумма и разность отрезков Время. Единицы времени: час, ми- нута. Соотношение 1 ч = 60 мин Длина ломаной. Периметр много- угольника Числовое выражение. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений Сочетательное свойство сложения. Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений «Странички для любознательных» — задания творческого и по- искового характера: составление высказываний с логическими связками если…, то...; не; все; задания на сравнение длины, массы объектов; работа на вычислительной машине, изображённой в виде графа и выполняющей действия сложение и вычитание. Наши проекты: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Резерв Контроль и учёт знаний Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100 Устные приёмы сложения и вычитания вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18, 362, 36 − 20, 26 + 4, 30 − 7, 60 − 24, 26 + 7, 35 − 8 Решение задач. Запись решения задачи выражением *Задачи с сюжетами, способствующими формированию бережного отношения к окружающему миру (изготовление кормушек для птиц, уход за домашними животными, украшение улиц, городов и др.). «Странички для любознательных» — задания творческого и по- искового характера: математические игры «Угадай результат»; лабиринты с числовыми выражениями; логические задачи; работа на вычислительной машине, выполняющей действия сложение и вычитание. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Выражения с переменной вида а + 12, b − 15, 48 − c Уравнение Проверка сложения вычитанием. Проверка сложения вычитанием. Проверка вычитания сложением и вычитанием. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Закрепление. Решение задач Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. Контроль и учёт знаний. Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток Сложение и вычитание вида 45 + 23, 57 − 26. Проверка сложения и вычитания. Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый) . Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. Квадрат. Решение задач Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток Решение текстовых задач Задачи с сюжетами, способствующими формированию доброго отношения к людям, желания проявлять заботу об окружающих (изготовление подарков для дошкольников, членов семьи, одноклассников). Сложение и вычитание вида 37 + 48, 37 + 53, 87 + 13, 32 + 8, 40 − 8, 50 − 24, 52 − 24 (6 ч). «Странички для любознательных» — задания творческого и по- искового характера: выявление закономерностей в построении числовых рядов; сравнение длин объектов; логические задачи и задачи повышенного уровня сложности. Наши проекты: «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» | Составлять и решать задачи, обратные заданной. Моделировать с помощью схематических чертежей связи между данными и искомым в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестно- го вычитаемого. Объяснять ход решения задачи. Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении за- дачи при изменении её условия или вопроса. Строить отрезок-сумму двух отрез- ков и отрезок-разность. Определять по часам время с точностью до минуты. Вычислять длину ломаной и пери- метр многоугольника. Читать и записывать числовые выражения в два действия. Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Собирать материал по заданной теме. Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты. Составлять план работы. Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу Моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначно- го чисел и др.). Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный способ. Записывать решения составных задач с помощью выражения. Выполнять задания творческого и поискового характера. Выстраивать и обосновывать стратегию успешной игры. Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при за- данных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения вида 12 + х = 12, 25 − х = 20, х − 2 = 8, подбирая значение неизвестного. Выполнять проверку вычислений. Использовать различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений. Оценивать результаты освоения те- мы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. Различать прямой, тупой и острый углы. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге. Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырёхугольников. Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Выбирать заготовки в форме квадрата. Читать знаки и символы, показывающие, как работать с бумагой при изготовлении изделий в технике оригами. Собирать информацию по теме «Оригами» из различных источников, включая Интернет. Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и изготавливать его по нему. Составлять план работы. Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат. Работать в паре: обмениваться собранной информацией, распределять, кто какие фигуры будет изготавливать, оценивать работу друг друга, помогать друг другу устранять недочёты |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата | |
Повторение 2 ч. | |||||
1 | Числа от 1 до 20 | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
2 | Числа от 1 до 20 | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
Нумерация. 20ч. | |||||
3 | Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
4 | Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. | 1 | Комбинированный урок | | |
5 | Поместное значение цифр в записи числа | 1 | Урок изучения нового материала | | |
6 | Однозначные и двухзначные числа. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
7 | Миллиметр. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
8 | Миллиметр. | 1 | Комбинированный урок | | |
9 | Образование чтение и запись чисел от 20 до 100. Закрепление. | 1 | Комбинированный урок | | |
10 | Метр. Таблица единиц длины. | 1 | Комбинированный урок | | |
11 | Сложение и вычитание вида: 30 + 5; 35 - 5, 35 - 30. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
12 | Сложение и вычитание вида: 30 + 5; 35 - 5, 35 - 30. | 1 | Комбинированный урок | | |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (36=30+6) | 1 | Урок изучения нового материала | | |
14 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (36=30+6) | 1 | Комбинированный урок | | |
15 | Рубль. Копейка. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
16 | Рубль. Копейка. Соотношение между ними. | 1 | Комбинированный урок | | |
17 | Числа от 1 до 100. Нумерация. Закрепление | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
18 | Числа от 1 до 100. Нумерация. Закрепление | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
19 | Числа от 1 до 100. Нумерация. Закрепление | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
20 | Числа от 1 до 100. Нумерация. Закрепление | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
21 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация» | 1 | Урок контроля знаний | | |
22 | Работа над ошибками. Числа от 1 до 100. Нумерация. Закрепление | 1 | Комбинированный урок | | |
Числовые выражения, содержащие действие сложение и вычитание. 34ч. | |||||
23 | Задачи, обратные данной | 1 | Урок изучения нового материала | | |
24 | Задачи, обратные данной | 1 | Комбинированный урок | | |
25 | Решение задач. Модели задачи: краткая запись задачи, схематический чертеж | 1 | Урок изучения нового материала | | |
26 | Решение задач. Модели задачи: краткая запись задачи, схематический чертеж | 1 | Комбинированный урок | | |
27 | Решение задач. Модели задачи: краткая запись задачи, схематический чертеж | 1 | Комбинированный урок | | |
28 | Решение задач. Модели задачи: краткая запись задачи, схематический чертеж | 1 | Комбинированный урок | | |
29 | Время. Единица времени — час, минута. Определение времени по часам | 1 | Урок изучения нового материала | | |
30 | Длина ломаной. Способы нахождения длины ломаной. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
31 | Длина ломаной. Способы нахождения длины ломаной. | 1 | Комбинированный урок | | |
32 | Длина ломаной. Способы нахождения длины ломаной. | 1 | Комбинированный урок | | |
33 | Длина ломаной. Способы нахождения длины ломаной. | 1 | Комбинированный урок | | |
34 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
35 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. | 1 | Комбинированный урок | | |
36 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. | 1 | Комбинированный урок | | |
37 | Числовое выражение | 1 | Урок изучения нового материала | | |
38 | Числовое выражение | 1 | Комбинированный урок | | |
39 | Числовое выражение | | Комбинированный урок | | |
40 | Периметр многоугольника. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
41 | Периметр многоугольника. | 1 | Комбинированный урок | | |
42 | Контрольная работа по теме «Числовые выражения, содержащие действие сложение и вычитание» | 1 | Урок контроля знаний | | |
43 | Работа над ошибками. Решение задач изученных видов | 1 | Урок систематизации и способов действий | | |
44 | Сравнение числовых выражений. | 1 | Комбинированный урок | | |
45 | Свойства сложения | 1 | Урок изучения нового материала | | |
46 | Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации и вычислений | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
47 | Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации и вычислений | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
48 | Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации и вычислений | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
49 | Странички для любознательных | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
50 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Закрепление | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
51 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Закрепление | 1 | Урок систематизации и способов действий | | |
52 | Решение задач изученных видов. | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
53 | Контрольная работа по теме «Числовое выражение. Порядок выполнения действий в числовых выражениях» | 1 | Урок контроля знаний | | |
54 | Работа над ошибками. Числовое выражение. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Закрепление | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
55 | Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации и вычислений. Закрепление | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
56 | Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации и вычислений. Закрепление | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. 25ч. | |||||
57 | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания | 1 | Урок изучения нового материала | | |
58 | Приемы вычислений для случаев вида: 36 + 2, 36 + 20 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
59 | Приемы вычислений для случаев вида: 36 - 2, 36 - 20 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
60 | Приемы вычислений для случаев вида: 36 - 2, 36 - 20 | 1 | Комбинированный урок | | |
61 | Приемы вычислений для случаев вида: 26 + 4 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
62 | Приемы вычислений для случаев вида: 30 - 7 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
63 | Приемы вычислений для случаев вида: 30 - 7 | 1 | Комбинированный урок | | |
64 | Приемы вычислений для случаев вида: 60 - 24 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
65 | Решение задач на нахождение третьего неизвестного слагаемого. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
66 | Решение текстовых задач. Запись решения выражением. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
67 | Решение текстовых задач. Запись решения выражением. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
68 | Решение текстовых задач. Запись решения выражением. | 1 | Урок систематизации и способов действий | | |
69 | Приемы вычислений для случаев вида: 26 + 7 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
70 | Приемы вычислений для случаев вида: 35 - 7 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
71 | Закрепление изученных приемов сложения и вычитания. | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
72 | Закрепление изученных приемов сложения и вычитания. | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
73 | Странички для любознательных | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
74 | Устные приемы сложения и вычитания. Закрепление. | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
75 | Устные приемы сложения и вычитания. Закрепление. | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
76 | Буквенные выражения. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
77 | Выражения с переменной вида: а + 12, в - 15, 48 - с | 1 | Урок изучения нового материала | | |
78 | Выражения с переменной вида: а + 12, в - 15, 48 - с | 1 | Урок изучения нового материала | | |
79 | Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа | 1 | Урок изучения нового материала | | |
80 | Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа | 1 | Комбинированный урок | | |
81 | Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа | 1 | Комбинированный урок | | |
Проверка сложения вычитанием. 10 ч. | |||||
82 | Проверка сложения вычитанием. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
83 | Проверка сложения вычитанием. | 1 | Комбинированный урок | | |
84 | Проверка вычитания сложением и вычитанием. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
85 | Проверка вычитания сложением и вычитанием. | 1 | Комбинированный урок | | |
86 | Проверка сложения и вычитания. Закрепление | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
87 | Проверка сложения и вычитания. Закрепление | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
88 | Решение задач изученных видов. | 1 | Комбинированный урок | | |
89 | Решение задач изученных видов. | 1 | Комбинированный урок | | |
90 | Контрольная работа по теме «Устные приемы сложения и вычитания» | 1 | Урок контроля знаний | | |
91 | Работа над ошибками. Устные приемы сложения и вычитания. Закрепление | 1 | Комбинированный урок | | |
Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. 25 ч. | |||||
92 | Письменные вычисления. Сложение вида: 45 + 23 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
93 | Письменные вычисления. Вычитание вида: 57 - 26 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
94 | Проверка сложения и вычитания | 1 | Урок изучения нового материала | | |
95 | Проверка сложения и вычитания | 1 | Комбинированный урок | | |
96 | Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой | 1 | Урок изучения нового материала | | |
97 | Контрольная работа по теме «Письменные приемы сложения и вычитания без перехода через разряд» | 1 | Урок контроля знаний | | |
98 | Работа над ошибками. Письменные приемы сложения и вычитания без перехода через разряд. Закрепление. | 1 | Комбинированный урок | | |
99 | Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой | 1 | Комбинированный урок | | |
100 | Решение задач | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
101 | Решение задач | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
102 | Письменные вычисления: сложение вида 37+48, 37+53 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
103 | Письменные вычисления: сложение вида 37+48, 37+53 | 1 | Комбинированный урок | | |
104 | Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
105 | Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. | 1 | Комбинированный урок | | |
106 | Сложение вида 87+13. | 1 | Урок изучения нового материала | | |
107 | Решение задач | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
108 | Письменное вычитание: сложение вида 32+8 вычитание вида 40-8 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
109 | Вычитание вида 50-24 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
110 | Вычитание вида 50-24 | 1 | Комбинированный урок | | |
111 | Странички для любознательных | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
112 | Странички для любознательных | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
113 | Что узнали, чему научились | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
114 | Что узнали, чему научились | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
115 | Что узнали, чему научились | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
116 | Странички для любознательных | 1 | Урок систематизации способов действий | | |
Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток 18 ч | |||||
117 | Вычитание вида 52-24 | 1 | Урок изучения нового материала | | |
118 | Вычитание вида 52-24 | 1 | Урок систематизации и способов действий | | |
119 | Решение задач, подготовка к умножению | 1 | Комбинированный урок | | |
120 | Решение задач, подготовка к умножению | 1 | Комбинированный урок | | |
121 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 | Урок изучения нового материала | | |
122 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | | Комбинированный урок | | |
123 | Квадрат | 1 | Урок изучения нового материала | | |
124 | Квадрат | | Комбинированный урок | | |
125 | Контрольная работа по теме «Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток» | 1 | Урок контроля знаний | | |
126 | Работа над ошибками. Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток Закрепление | 1 | Урок систематизации и способов действий | | |
127 | Проект «Оригами" Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата | 1 | Комбинированный урок | | |
| Повторение пройденного за год 9 ч | | | | |
128 | Повторение. Числа от 1 до 100. Нумерация. | 1 | Урок систематизации и способов действий | | |
129 | Повторение. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. | 1 | Урок систематизации и способов действий | | |
130 | Повторение. Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100. | 1 | Урок систематизации и способов действий | | |
131 | Повторение. Выражения с переменной. | 1 | Урок систематизации и способов действий | | |
132 | Повторение. Уравнение | 1 | Урок систематизации и способов действий | | |
133 | Повторение. Письменные приемы сложения и вычитания | 1 | Урок систематизации и способов действий | | |
134 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | 1 | Урок контроля знаний | | |
135 | Работа над ошибками. «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | 1 | Урок систематизации и способов действий | | |
136 | Повторение Решение задач изученных видов. | 1 | Комбинированный урок | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по математике
Оценка контрольной работы, самостоятельной работы
«5» («отлично») – работа содержит не более 2 недочётов.
«4» («хорошо») – выполнено не менее 75% объёма работы (3/4), наличие 1-2 ошибок или 4 недочетов.
«3» («удовлетворительно»)- выполнено не менее 50% объёма работы (1/2), не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов.
«2» («неудовлетворительно») – выполнено менее 50% объёма работы, более 5 ошибок или более 8 недочетов.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин вы полненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Книгопечатная продукция
1. Анащенкова, С.В. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.И.Моро [и др.]. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.
2. Моро, М.И. Математика. 2 класс. [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.: ил. – (Школа России).
3. Моро, М.И. Математика. 2 класс. [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.: ил. – (Школа России).
4. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.
5. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 2класс. В 2 ч. Ч. 2. . – М.: Просвещение, 2013.
6. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 2класс.
7. Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 2 класс.
Печатные пособия
1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Комплект таблиц для начальной школы. 2 класс.
Технические средства
1. Интерактивная и магнитная доски.
2. Персональный компьютер, принтер, проектор.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Демонстрационная оцифрованная линейка.
2. Демонстрационный чертёжный треугольник.
3. Демонстрационный циркуль.