Рабочая программа по предмету «Математика» для 1 класса (УМК «Школа России»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УМК «школа России»
по математике
1 класс
Количество часов на год: 132 ч
Всего в неделю: 4 ч
Уровень: базовый
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), основной образовательной программы начального общего образования школы, примерной программы по математике УМК «Школа России» под редакцией: М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой.
Важнейшими целями обучения в 1 классе являются:
- создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
- формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
Для реализации целей необходимо решение следующих задач:
- развитие мышления учащихся,
- способствование формированию их творческой деятельности,
- овладение определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.
Реализация поставленных целей и задач по предмету осуществляется за счет учебника «Математика» 1 класс в 2-х частях, авторы: М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой, авторы рабочих тетрадей № 1, №2 «Математика» 1 класс М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой.
На реализацию программы по математике в 1 классе отводится 132 часов в год по 4 часа в неделю, том числе на внутри предметный образовательный модуль «Математика и конструирование» - 26 ч, который реализуется за счет тетради по математике С. И. Волкова «Математика и конструирование».
В классе обучается ученик по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) - Фомин Фёдор, для которого учебный материал даётся дифференцированно с учётом индивидуальных особенностей.
Планируемые результаты обучения математики в 1 классе
К концу обучения в первом классе ученик научится:
называть:
- числа в порядке их следования при счёте;
- натуральные числа в пределах 20;
- число, большее или меньшее данного на сколько;
-компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность);
геометрическую фигуру (многоугольник, треугольник прямоугольник, квадрат);
сравнивать:
- две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте;
- любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения больше, меньше, равно;
-разные способы сложения, выбирать наиболее удобный;
-предметы по массе;
-сосуды по вместимости;
различать:
-прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную;
-многоугольники ( треугольник, четырёхугольник и др.);
упорядочивать:
-события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё, позднее);
-объекты по длине ( на глаз, наложением, с использованием мерок);
-заданное число по их расположению в натуральном ряду чисел;
-сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности;
моделировать:
-разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположения объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за;
- действия сложение и вычитание с помощью предметов ( разрезного материала), рисунков: составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства;
- с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания, задачи в одно действие на увеличение( уменьшение) числа на несколько единиц;
-приём выполнения действия сложения с перестановкой через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы;
-приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.
воспроизводить:
- последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом , так и в обратном порядке, начиная с любого числа;
выполнять:
-задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;
-сложение и вычитание вида : +; - ; 1; +; - 2; +; - 3; +; - 4;
-вычисления вида: 6 - ; 7 - ; 8 - ; 9 - ; 10 - ;
-сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10;
-вычисления вида : 15 + 1; 16 – 1; 10 +5; 14- 4; 18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации;
- сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.
К концу обучения в первом классе ученик может научиться:
формулировать:
- понятия « увеличить на…, уменьшить на…, « при составлении схем и при записи числовых выражений.;
-решать: задачи на разностное сравнение;
-задачи в два действия;
-решать примеры с переходом через десяток.
читать:
-равенства, используя математическую технологию ( слагаемые, сумма)
- числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;
различать:
-прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную;
-многоугольники ( треугольник, четырёхугольник и др.);
характеризовать:
- расположение чисел на числовом луче;
решать учебные и практические задачи:
- выбирать единицу длины при выполнении измерений;
- обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
- изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
- составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 20.
Учебно - тематическое планирование
№ п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Пространственные и временные представления |
8 ч |
2 |
Числа от 1 до 10 и число О. Нумерация(28 ч). |
28 ч |
3 |
Сложение и вычитание |
44 ч |
4 |
Числа от 1 до 20. Нумерация |
16 ч |
5 |
Табличное сложение и вычитание |
26 ч |
6 |
Итоговое повторение (10 ч). |
10 ч |
Итого Из них: |
132 ч |
Основное содержание предмета.
Числа от 1 до 10 и число О.
Нумерация(28 ч).
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Сложение и вычитание (44 ч).
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20.
Нумерация (16)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание (26 ч).
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (10 ч).
Календарно - тематическое планирование по математике УМК «Школа России»
№ |
Тема |
Дата |
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 ч) |
||
1. |
Счёт предметов (с использованием количественного и порядкового числительных) |
|
2. |
Отношения «столько же», «больше», «меньше» |
|
3 |
Пространственные представления «вверх», «вниз», «направо», «налево». |
|
4. |
Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) |
|
5. Модуль №1 |
Сравнение групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше? Математика и конструирование. «Точка. Линия.» |
|
6. |
Сравнение групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше? |
|
7. |
Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». |
|
8. |
Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». |
|
Числа от 1 до 10 число 0. Нумерация (28 ч) |
9. |
Много. Один. Цифра 1. Письмо цифры 1 |
|
10. Модуль №2. |
Числа 1, 2. Цифра 2. Письмо цифры 2 .Математика и конструирование . «Прямая. Кривая линия» |
|
11. |
Число 3. Писать цифру 3. |
|
12. |
Знаки: +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится» |
|
13. |
Число 4. Письмо цифры 4. |
|
14. |
Отношения «длиннее», «короче» «одинаковые по длине». |
|
15. |
Число 5. Письмо цифры 5. Числа от 1 до 5. Запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. |
|
16.Модуль №3 |
Изображение точки и линии на бумаге. Математика и конструирование. «Прямая. Кривая линия» |
|
17. |
Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок |
|
18. |
Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. |
|
19. |
Закрепление. |
|
20. |
Знаки: > (больше), < (меньше), = (равно). |
|
21. Модуль №4 |
«Равенство», «неравенство» Математика и конструирование. «Отрезок» |
|
22. |
Многоугольники |
|
23. |
Числа 6, 7. Письмо цифры 6. Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Письмо цифры 7. |
|
24. |
Прямая. Кривая линия. |
|
25. |
Числа 8, 9. Письмо цифры 8. |
|
26. Модуль №5 |
Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Письмо цифры 9 Математика и конструирование. Отрезок. |
|
27. |
Число 10. Запись числа 10. |
|
28. |
Числа от 1 до 10. Закрепление по теме «Числа от 1 до 10». |
|
29. |
Сантиметр – единица измерения длины. |
|
30. |
Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки. |
|
31. Модуль №6 |
Число 0. Цифра 0 Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до10 и число 0». Математика и конструирование. Обозначение геометрических фигур. |
|
32 |
Прямая. Кривая линия. |
|
33. |
Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» Диагностика |
|
34. |
Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» Диагностика |
|
35 |
Диагностика знаний учащихся по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» |
|
36. Модуль №7 |
Анализ работ .Работа над ошибками. Математика и конструирование. Обозначение геометрических фигур. |
Сложение и вычитание (44ч)
37. |
Прибавить и вычесть число 1. Знаки +. -, =. |
|
38. |
+1 + 1; - 1 – 1. |
|
39. |
Прибавить и вычесть число 2. Приёмы вычислений. Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей |
|
40. |
Отрезок. |
|
41. |
Задача (условие, вопрос). |
|
42. |
Составление и решение задач на сложение, и вычитание по одному рисунку. |
|
43. Модуль №8 |
Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. Математика и конструирование. «Конструирование модели самолёта». |
|
44. |
Присчитывание и отсчитывание по 2. Закрепление. |
|
45. |
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). |
|
46. |
Прибавить и вычесть число 3. Приемы вычислений. |
|
47. |
Закрепление по теме «Прибавить и вычесть число 3». Решение текстовых задач. |
|
48.Модуль №9 |
Обозначение геометрических фигур буквами Математика и конструирование Луч. |
|
49. |
Сложение и соответствующие случаи состава чисел. |
|
50. |
Решение текстовых задач. |
|
51. |
Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 3» |
|
52. |
Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 3» |
|
53 Модуль №10 |
Контроль и учёт знаний. Математика и конструирование. Луч. |
|
54. |
Работа над ошибками. |
|
55. |
Прибавить и вычесть 1, 2, 3. Решение Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).задач. |
|
56. |
Конструирование модели самолёта из полосок бумаги. |
|
57. |
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). |
|
58. Модуль №11 |
Прибавить и вычесть число 4. Приемы вычислений. Математика и конструирование. «Конструирование модели песочницы. |
|
59. |
Решение задач и выражений. Закрепление. |
|
60. |
Задачи на разностное сравнение. Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц |
|
61. |
Задачи на разностное сравнение. Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц |
|
62. |
Конструирование аппликации песочницы. |
|
63. Модуль №12. |
Перестановка слагаемых и ее применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9. Математика и конструирование. Сантиметр |
|
64. |
Перестановка слагаемых. Прибавить числа |
|
65. |
5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы сложения. Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. |
|
66. |
Сравнение длин полосок наложением. |
|
67. |
||
68. Модуль №13. |
Математика и конструирование. Сантиметр |
|
69. |
Связь между суммой и слагаемыми. |
|
70. |
Связь между суммой и слагаемыми. |
|
71. |
Луч. |
|
72. |
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей. |
|
73. Модуль №14 |
Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания. Вычитание из чисел 8,9. Состав чисел 8,9. Математика и конструирование. Угол. |
|
74. |
Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания. Вычитание из чисел 8,9. Состав чисел 8,9. |
|
75. |
Луч. |
|
76. |
Подготовка к введению задач в 2 действия. |
|
77. |
Вычитание из числа 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания |
|
78. Модуль №15 |
Вычитание из числа 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания Математика и конструирование. Угол. |
|
79. |
Сантиметр. |
|
80. |
Литр.Килограмм |
Числа от 1 до 20. Нумерация. (16 ч.)
81. |
Названия и последовательность чисел. |
|
82. |
Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. |
|
83.Модуль №16. |
Угол. |
|
84. |
Дециметр. |
|
85. |
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации. |
|
86. |
Прямой угол. Виды углов: прямой, тупой, острый. |
|
87. |
Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. |
|
88. Модуль №17 |
Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. Математика и конструирование. Прямой угол. Виды углов:прямой, тупой, острый. |
|
89. |
Контроль и учёт знаний. |
|
90. |
Работа над ошибкамиПрямой угол. |
|
91. |
Подготовка к введению задач в два действия. Задачи в два действия. |
|
92. |
Подготовка к введению задач в два действия. Задачи в два действия. |
|
93. Модуль№18 |
Составная задача Математика и конструирование. Прямой угол. Виды углов:прямой, тупой, острый. |
|
94. |
Составная задача |
|
95. |
Составная задача |
|
96. |
Составная задача |
Табличное сложение и вычитание (26ч.)
97. |
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток |
|
98. Модуль №19 |
Ломаная. Длина ломаной. Математика и конструирование. Прямой угол. Виды углов: Прямой, тупой, острый. |
|
99. |
Случаи сложения +2, +3, +4 |
|
100. |
Случаи сложения +5 |
|
101. |
Случаи сложения +6, +7 |
|
102. |
Многоугольник |
|
103. |
Случаи сложения + 8, + 9 |
|
104. Модуль №20 |
Таблица сложения Математика и конструирование. Прямой угол. Виды углов: Прямой, тупой, острый. |
|
105. |
Таблица сложения |
|
106. |
Прямоугольник. Закрепление знаний по теме «Табличное сложение 20 |
|
107. |
Прямоугольник. Закрепление знаний по теме «Табличное сложение 20 |
|
108. Модуль №21 |
Общие приёмы вычитания числа с переходом через десяток. Случаи вычитания 11- Математика и конструирование. Прямой угол. Виды углов: Прямой, тупой, острый. |
|
109. |
Общие приёмы вычитания числа с переходом через десяток. Случаи вычитания 11- |
|
110. |
Квадрат. |
|
111. |
Случаи вычитания 12 – |
|
112. Модуль №22 |
Случаи вычитания 13 – математика и конструирование. Практическая работа. Конструирование |
|
113. |
Случаи вычитания 14 – |
|
114. |
Квадрат. |
|
115. |
Случаи вычитания 15 – . |
|
116. Модуль №23 |
Случаи вычитания 16 – Математика и конструирование. Ломаная. Длина ломаной |
|
117. |
Случаи вычитания 17 – , 18- |
|
118. |
Практическая работа «Изготовление геометрического набора треугольников» |
|
119. |
Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». |
|
120. Модуль №24 |
Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». Математика и конструирование. Многоугольник. |
|
121. |
Контрольная работа |
|
122. |
Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». Упражнения для закрепления геометрических фигур. |
Итоговое повторение (10ч.)
123. |
Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». |
|
124. Модуль №25. |
Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». Математика и конструирование. Прямоугольник. |
|
125. |
Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». |
|
126. |
Геометрические фигуры |
|
127. |
Геометрические фигуры |
|
128. Модуль №26 |
Путешествие по таблице «Сложение и вычитание в пределах первого десятка». Математика и конструирование. Квадрат |
|
129. |
Закрепление по теме «Геометрические фигуры. Измерение длины». |
|
130. |
Закрепление по теме «Геометрические фигуры. Измерение длины». |
|
131. |
Закрепление знаний В стране геометрических фигур. |
|
132. |
Закрепление знаний В стране геометрических фигур. |