Рабочая программа музыкального руководителя
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 «Дельфин»
ПРИНЯТО на педагогическом совете МДОУ «Д/с № 20 «Дельфин» протокол от ___________№_________ | УТВЕРЖДЕНО приказом по МДОУ «Д/с № 20 «Дельфин» от __________________№__________ Заведующий _______________Н.Ю.Лукина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
срок реализации программы 2022 – 2023 уч. год
Разработчики: Лебедева Н.А
г. Южноуральск, 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | | |||
1.1. | Пояснительная записка | 3 | ||
1.1.1. | Цели и задачи реализации Программы | 4 | ||
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 | ||
1.1.3. | Возрастные и индивидуальные особенности детей 3 – 4 лет | 6 | ||
1.1.4. | Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет | 6 | ||
1.2. | Планируемые результаты освоения программы | 7 | ||
1.2.1. | Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования | 8 | ||
1.2.2. | Педагогическое оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 8 | ||
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | | |||
2. 1. | Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность) | 9 | ||
2.2. | Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности детей 3-4 лет. | 10 | ||
2.3. | Содержание работы по музыкальному воспитанию в группах комбинированной и общеразвивающей направленности детей 5-6 лет. | 12 | ||
2.4. | Эффективные формы поддержки детской инициативы | 15 | ||
2.5. | Вариативные формы, методы и средства реализации программы | 17 | ||
2.6. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 21 | ||
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | | |||
3.1. | Особенности организации образовательного процесса | 24 | ||
3.2. | Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды | 25 | ||
3.3. | Обеспеченность учебно-методической литературой | 27 | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ | | |||
1. | Перспективное планирование по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность). Возраст: вторая младшая группа 3-4 года. | 29 | ||
2. | Перспективное планирование по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность). Возраст: старшая группа 5-6 лет. | 68 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…». В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Данная Рабочая программа (далее – Программа) воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №20 «Дельфин» составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад №20 «Дельфин», с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), парциальной программы «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, и в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г №1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. № 30384);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Уставом МДОУ «Детский сада № 20 «Дельфин» от 10.12.2018 г. № 776;
Основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 20 «Дельфин»
Содержание Программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Учреждения с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Программа определяет: основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, их ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей второй младшей группы, подготовительной к школе группы.
Цели и задачи реализации Программы
Цель рабочей программы: обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей в соответствии с ФГОС дошкольного образования (п. 2.1. ФГОС), создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
приобщение к музыкальному искусству;
формирование основ музыкальной культуры;
ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;
воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений;
развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
формирование песенного, музыкального вкуса;
воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности;
развитие детского музыкально-художественного творчества;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Принципы и подходы к формированию Программы
Основными подходами в реализации Программы является культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию личности ребенка.
Программа сформирована в соответствии с принципами федерального государственного образовательного стандарта (п. 1.4):
Основными принципами формирования Программы являются:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей;
принцип педагогической регионализации, создающий основу для реализации потенциала региональной культуры Южного Урала в становлении и развитии личности дошкольника;
принцип гуманитарного краеведения, согласно которому стержнем содержания программы является человек и система его ценностных взаимоотношений с окружающим миром.
Основные подходы к формированию Программы:
Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объёму.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Региональный подход, обусловливающий выбор образовательных целей, содержания, методов и форм воспитания и обучения на основе учета социокультурных, исторических, этнокультурных, демографических особенностей Уральского региона.
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В программе учитываются:
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 3 – 4 лет
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
На четвертом году жизни интенсивно формируются основы личности. Ребенок с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом, с образами его любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением.
Продолжается становление музыкального восприятия. Внимание ребенка делается все более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное) до конца.
В этом возрасте у малыша уже достаточен объем музыкально – слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует об обогащении музыкальной памяти. Дети различают музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые разновидности песни (колыбельная, плясовая).
Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: дети без труда различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки, осваивают музыкально - дидактические игры, упражнения. Но пока еще произвольность поведения только формируется, музыкальная деятельность имеет неустойчивый характер. Ребенок по-прежнему не может долго слушать музыку, и продолжительность ее звучания должна быть четко регламентирована. Движения под музыку становятся более координированными. Проявляется умение менять движения в связи со сменой характера музыки. В свободных плясках, как правило, движения остаются однотипными, но выполняются с радостью.
Довольно слаба ориентировка в зале, продолжительность игры, танца небольшая. Однако все это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Этот вид музыкальной деятельности является для них одним из наиболее привлекательных.
В этом возрасте ребенок с удовольствием пробует импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках. Он с любопытством обследует музыкальные инструменты. Однако возможности при общении к игре на детских музыкальных инструментах остаются по-прежнему небольшими: его слуховой опыт невелик и недостаточно координации движений руки.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет
В этом возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания. Ребенок этого возраста отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности. У него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей. Значительно улучшается звукопроизношение. Голос становится звонким и сильным, что дает возможность использовать более разнообразный и сложный музыкальный репертуар. Дети быстро утомляются, устают от монотонности.
Планируемые результаты освоения программы
Требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
ребенок знает и любит свой город, способен осмыслить историю и культуру Южного Урала. Имеет сформированную гражданскую позицию.
Результатом реализации данной программы по музыкальному развитию дошкольников можно считать:
проявление инициативы, самостоятельности и творчества в различных видах музыкальной деятельности;
обладание установкой положительного отношения к миру;
сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
наличие умения передавать выразительные музыкальные образы;
обладание развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности;
наличие умения передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
развитие крупной и мелкой моторики, умения контролировать свои движения и управлять ими;
восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных произведений;
сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
развитие чувства прекрасного;
развитие памяти, внимания, кругозора, воображения, речи, мышления;
сформированность дружелюбия, активности.
1.2.3. Педагогическое оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Согласно пункта 3.2.3. Стандарта «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в МДОУ проводится педагогическая диагностика развития дошкольников, которая позволяет отследить индивидуальное развитие каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг динамики развития детей осуществляется на основе рекомендаций разработанных кафедрой дошкольного образования ГОУ ДПО «ЧИППКРО».
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность)
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области ориентировано на развитие творческих, музыкальных, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи педагогической работы по формированию данных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, в соответствии с возрастом детей, с основными направлениями их развития.
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» решаются во время образовательной деятельности:
во время непрерывной образовательной деятельности (НОД);
в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
самостоятельной деятельности детей;
взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Цель: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи воспитательно-образовательной работы:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству;
развитие воображения и творческой активности.
Направления образовательной работы по видам музыкальной деятельности:
слушание;
пение;
музыкально-ритмические движения;
развитие чувства ритма, музицирование на детских музыкальных инструментах;
развитие музыкально-игрового, танцевального творчества.
Методы музыкального развития:
Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений;
Словесный: беседы о разных музыкальных жанрах, о характере музыки;
Словесно-слуховой: пение;
Слуховой: слушание музыки;
Игровой: музыкальные игры;
Практический: разучивание танцев, песен, воспроизведение мелодий на ДМИ.
Общие цели и задачи по видам музыкальной деятельности
Содержание раздела «Слушание»:
ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Содержание раздела «Пение»
формирование у детей певческих умений и навыков;
обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Содержание раздела «Музыкально-ритмические движения»
развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
развитие художественно-творческих способностей.
Содержание раздела «Развитие чувства ритма, музицирование на детских музыкальных инструментах»
совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
развитие координации, музыкального мышления и двигательных функций организма.
Содержание раздела «Развитие музыкально-игрового, танцевального творчества»:
развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности детей 3-4 лет.
Цель музыкального развития: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; формирование умения узнавать знакомые песни, пьесы; развитие музыкальной памяти, умения чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.
Задачи и содержание образовательной работы, результаты освоения Программы
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем.
Способствовать развитию музыкальной памяти.
Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально не нее реагировать.
Виды музыкальной деятельности | Программные задачи |
Слушание | Учить внимательно слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки. Учить узнавать и определять, сколько частей в произведении (одно- или двухчастная форма). Учить понимать, о чем (о ком) поется в песне, и эмоционально реагировать на содержание. Развивать способность различать звуки по высоте, замечать изменение в силе звучания мелодии (тихо-громко). Совершенствовать умение различать звучание детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.) |
Пение и песенное творчество | Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем); Вызывать активность детей при подпевании и пении. Постепенно приучать к сольному пению. Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу. Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю – баю» и веселых мелодий на слог «ля – ля». |
Музыкально – ритмические движения | Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, учить передавать музыкальные образы посредством движений (идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.). Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Совершенствовать навыки ходьбы и бега (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), как вместе со всеми, так и индивидуально. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них). |
Развитие музыкально – игрового, танцевального творчества | Развивать музыкально-игровое творчество. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии; Учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных. Учить выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. Формировать навыки ориентирования в пространстве. |
Развитие чувства ритма, музицирование на детских музыкальных инструментах | Знакомить детей с детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать способность слышать ритмическую пульсацию музыки. учить извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов |
На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствии с требованиями СанПиН. Программа рассчитана на 76 занятий в год.
Планируемые результаты освоения программы детьми 3-4 лет (младшая группа)
Виды музыкальной деятельности | Планируемые результаты усвоения программы: |
Слушание | Ребенок внимательно слушает музыкальное произведение до конца, узнает их, проявляет эмоциональную отзывчивость; Определяет жанр – песня, танец, марш; Определяет на слух темп музыки (быстро-медленно), динамику (громко-тихо), характер (весело-грустно); Различает звуки по высоте в пределах октавы. |
Пение и песенное творчество | Узнает знакомую песню. Выразительно и музыкально исполняет несложные песни. Поет слаженно, начиная и заканчивая пение вместе с музыкой, внимательно прослушивает вступление и проигрыш. Поет, не отставая, и не опережая друг друга; |
Музыкально – ритмические движения | Исполняет знакомые движения под музыку; Воспроизводит в движениях характер музыки; |
Развитие музыкально – игрового, танцевального творчества | Участвует в музыкальной игре – драматизации, легко решает простые ролевые задачи, следит за развитием сюжета. Творчески решает музыкально – двигательные задачи в сюжетных этюдах и танцах; Выполняет танцевальные движения: кружится в парах, притоптывает попеременно ногами, двигается под музыку с предметами; Ориентируется в пространстве. Умеет самостоятельно использовать знакомые движения в творческой пляске. |
Развитие чувства ритма, музицирование на детских музыкальных инструментах | Правильно извлекает звуки из простейших музыкальных инструментов. Правильно воспроизводит простейшие ритмы; |
Содержание работы по музыкальному воспитанию в группах комбинированной и общеразвивающей направленности детей 5-6 лет.
Цель музыкального развития: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; формирование умения узнавать знакомые песни, пьесы; развитие музыкальной памяти, умения чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.
Задачи и содержание образовательной работы, результаты освоения Программы
продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус;
продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух;
способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку;
обучать игре на детских музыкальных инструментах;
знакомить с элементарными музыкальными понятиями;
способствовать формированию личностного интереса к музыкальному наследию уральского региона, развитию чувства сопричастности к творчеству музыкантов и композиторов Южного Урала;
знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками народов Южного Урала;
познакомить детей с народными инструментами народов Южного Урала.
Виды музыкальной деятельности | Программные задачи |
Слушание | Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость на неѐ. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной, и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, со строением песни. Продолжать знакомить с композиторами. Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров. Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня). Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка). |
Пение и песенное творчество | Формировать певческие навыки, умение петь лѐгким звуком в диапазоне от ре первой до до второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчѐтливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера. Развивать музыкальный вкус. Развивать умение импровизировать мелодию на заданный текст, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, бодрый марш, плавный вальс, весѐлую плясовую. |
Музыкально – ритмические движения | Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, еѐ эмоционально-образное содержание, умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочерѐдное выбрасывание ног вперѐд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперѐд, кружение; приседание с выставлением ноги вперѐд). Познакомить детей с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки инсценирования песен, изображать сказочных животных и в разных игровых ситуациях. |
Развитие музыкально – игрового, танцевального творчества | Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов. |
Развитие чувства ритма, музицирование на детских музыкальных инструментах | Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям. |
На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут, в соответствии с требованиями СанПиН. Программа рассчитана на 76 занятий в год.
Планируемые результаты освоения программы детьми 5-6 лет (старшая группа)
Виды музыкальной деятельности | Планируемые результаты усвоения программы: |
Слушание | С желанием слушает музыку, эмоционально реагирует на содержание, слушает музыкальные произведения до конца, не мешает другим и не отвлекается. Различает музыкальные жанры (марш, танец, песня). Узнает мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Различает звуки по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка) |
Пение и песенное творчество | Умеет петь легким звуком в диапазоне от «ре» 1 до «до» 2, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Может петь сольно с музыкальным провождением и без него. Может импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую. |
Музыкально – ритмические движения | Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки; умеет свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, меняет движения в соответствии с музыкальными фразами. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание выставлением ноги вперед). Умеет изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях. |
Развитие музыкально – игрового, танцевального творчества | Воспроизводит в движениях характер музыки, владеет основными и танцевальными движениями; Самостоятельно меняет движения по частям и музыкальным фразам. Умеет энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног, кружиться под руку, выполнять «ковырялочку», притопы; Умеет использовать знакомые движения в творческих плясках. Активен в театрализации, где включаются ритмо – интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывание. Может переносить накопленный на занятиях музыкальный опыт в самостоятельную деятельность, творчески проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности. Умеет придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. |
Развитие чувства ритма, музицирование на детских музыкальных инструментах | Умеет исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. |
Эффективные формы поддержки детской инициативы
Программа направлена на создание условий развития ребенка, на его социализацию и личностное развитие, развитие инициативы и творческих способностей.
Одна из характеристик личностного развития дошкольника - проявление детской инициативы.
Основанием для выделения сторон инициативы послужила собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.
3-4 года | |
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность | Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка. Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях. Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей. Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу. Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей. Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости. В процессе непрерывной образовательной деятельности и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе. Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности. Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться находить подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям. Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков. Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.
|
5-6 лет | |
Приоритетная сфера инициативы - научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность. | Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта. Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности. Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников. Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами. Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры. Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания, предложения. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. Устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ; Организовывать концерты для выступления детей и взрослых. |
Вариативные формы, методы и средства реализации программы
Структура образовательного процесса
В образовательный процесс включены следующие компоненты:
непрерывная образовательная деятельность;
самостоятельная деятельность детей;
образовательная деятельность в семье.
В МДОУ «Д/с № 20 «Дельфин образовательная деятельность строится с учетом современных требований к организации образовательного процесса:
организация образовательной деятельности без принуждения;
присутствие субъектных отношений педагога и детей (сотрудничество, партнерство);
игровая цель или другая интересна детям;
преобладание диалога воспитателя с детьми;
предоставление детям возможности выбора материалов, оборудования, деятельности,
гибкая структура образовательной деятельности;
обучение в зоне ближайшего развития ребенка;
поощрение самостоятельности, инициативы детей.
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непрерывной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непрерывная образовательная деятельность музыкального воспитания реализуется через организацию музыкально-художественной деятельности или ее интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Методы реализации содержания Программы
словесные (беседы о различных музыкальных жанрах, проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры и т.д);
наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений;
словесно-слуховой: пение;
слуховой: слушание музыки;
игровой: музыкальные игры;
практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.
Формы и приемы организации образовательного процесса по музыкальному воспитанию
Реализация рабочей программы осуществляется через формы проведения занятий:
Традиционное;
Комплексное;
Интегрированное;
Доминантное;
Тематическое.
Формы работы | Содержание для детей 3 – 4 лет | Содержание для детей 5 – 6 лет |
Непрерывная образовательная деятельность | ||
Фронтальные музыкальные занятия: | Развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству: слушание пение и песенное творчество музыкально-ритмические движения развитие танцевально-игрового творчества игра на детских музыкальных инструментах | Развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству: слушание пение и песенное творчество музыкально-ритмические движения развитие танцевально-игрового творчества игра на детских музыкальных инструментах |
Индивидуальные музыкальные занятия: | усвоение песенных навыков, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальных инструментах. восприятие музыкальных произведений | творческие занятия, развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальных инструментах; восприятие музыкальных произведений |
Музыка в режимных моментах. | Использование музыки: - на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - в продуктивных видах деятельности - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях. Празднование дней рождения. | Использование музыки: - на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях Инсценирование песен Формирование танцевального творчества, Импровизация образов сказочных животных и птиц; Празднование дней рождения. |
Самостоятельная деятельность | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО; Экспериментирование со звуками с использованием музыкальных игрушек и шумовых инструментов; Игры в «праздники», «концерт»; Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии; Импровизация танцевальных движений в образах животных; Концерты-импровизации; Игра на шумовых музыкальных инструментах; Музыкально-дид. игры | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор»; Инсценирование содержания песен, хороводов; Составление композиций танца; Музыкально-дидактические игры; Игры-драматизации; Аккомпанемент в пении, танце и др; Игра в «концерт», «музыкальные занятия». |
Образовательная деятельность в семье | Создание мини-фонотеки; Оркестр; Открытые музыкальные занятия; Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов. | Создание мини-фонотеки; Оркестр; Открытые музыкальные занятия; Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов; Обсуждение музыкальных произведений. |
Интеграция с другими образовательными областями
«Физическое развитие» | Развитие физических качеств в музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности |
«Познавательное развитие» | Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества |
«Социально-коммуникативное развитие» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
«Художественно- эстетическое развитие» | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания занятий по музыкальному развитию детей. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие детского творчества. |
«Речевое развитие» | Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия детской художественной литературы, развитие артикуляционного аппарата, развитие слухового восприятия; развитие активного словаря. |
Реализация регионального компонента осуществляется на основе программы «Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования». Авторы - составители Бабунова Е.С., С.Ф. Багаутдинова и др.
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:
формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;
формирование общих представлений о культурном наследии Уральского региона;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к культуре Уральского региона.
Интеграция образовательных областей. Виды детской деятельности |
Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие |
Праздники «Мамин день», «День защитников Отечества». Прослушивание музыкальных произведений и песен уральских композиторов. Разучивание уральских колыбельных песен. Хороводные игры и хороводы Урала. Праздники и развлечения на основе уральского фольклора. Игра-драматизация: «Урал — земля золотая» |
Взаимодействие с семьями воспитанников
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В содержание педагогической работы по музыкальному воспитанию детей могут быть включены разнообразные формы работы с родителями воспитанников.
План взаимодействия с семьей
Дата проведения | Группа | Содержание работы | |
План | Факт | ||
Сентябрь | | Старшая группа | |
| Вторая младшая группа | Памятка «Родители – первые музыкальные руководители малышей» - оформление наглядно-стендовой информации в раздевалке | |
Октябрь | | Вторая младшая группа | Памятка для родителей младшей группы «Колыбельная песня для ребенка» - размещение в группе ВК |
| Старшая группа | | |
Ноябрь | | Вторая младшая группа | Рекомендации «Играйте вместе с детьми»- размещение в группе ВК |
| Старшая группа | | |
Декабрь | | Вторая младшая группа | Памятка для родителей «Влияние музыки на психику ребенка» - оформление наглядно-стендовой информации. Изготовление атрибутов к празднику, подарков, сюрпризов совместно с родителями. |
| Старшая группа | Изготовление атрибутов к празднику, подарков, сюрпризов совместно с родителями. | |
Январь | В течение месяца | Все группы | Индивидуальные консультации по запросам родителей. |
Февраль | | Вторая младшая группа | Рекомендации «Советы родителям, которые помогут ввести малыша в огромный прекрасный мир большого музыкального искусства» - оформление наглядно-стендовой информации |
| Старшая группа | | |
Март | | Вторая младшая группа | Список репертуара для релаксации всей семьи – размещение в группе ВК. |
| Старшая группа | | |
Апрель | | Вторая младшая группа | Памятка «Музыкальная игрушка как средство развития музыкальных способностей малышей» - оформление наглядно-стендовой информации. Индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального развития дошкольников. |
| Старшая группа | | |
Май | | Вторая младшая группа | Принять участие в проведении групповых родительских собраний по результатам работы на год во всех группах |
| Старшая группа | |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Особенности организации образовательного процесса
Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, эпидемиологической ситуации в регионе, от опыта и творческого подхода педагога
Учебный план
Содержание | Возрастные подгруппы | |
2 младшая группа (3-4 года) | Старшая группа (5-6лет) | |
Количество возрастных подгрупп | 2 | 2 |
Начало учебного года | 01.09.2022 | 01.09.2022 |
Окончание учебного года | 31.05.2023 | 31.05.2023 |
Продолжительность учебного года | 38 недель | 38 недель |
Продолжительность НОД | 15 минут | 25 минут |
Количество занятий в неделю | 2 | 2 |
Количество занятий за год | 76 | 76 |
Особенности планирования образовательного процесса
План предполагает осуществление 38-х примерных тем. Реализация одной темы осуществляется примерно в недельный срок. Во всех возрастных группах предлагаются одни и те же темы в одинаковые сроки. Программное содержание темы разрабатывается с учётом возрастных возможностей детей. Освоение одной и той же темы каждый год позволяет одновременно закреплять и усложнять образовательное содержание.
Календарь тематических недель (праздников, событий, проектов и т.д.)
«До свидания лето» | |
2-я неделя сентября 06.09.21 – 10.09.21 | «Азбука безопасности» |
3-я неделя сентября 13.09.21 – 17.09.21 | «Урожай» |
4-я неделя сентября 20.09.21 – 24.09.21 | «Краски осени» |
5-я неделя сентября 27.09.21 – 01.10.21 | «Мой город» |
1-я неделя октября 04.10.21– 08.10.21 | «Наш быт» |
2-я неделя октября 11.10.21– 15.10.21 | «Народная культура и традиции» |
3-я неделя октября 18.10.21 – 22.10.21 | «Кто как готовится к зиме» |
4-я неделя октября 25.10.21 – 29.10.21 | «Дружба» |
1-я неделя ноября 01.11.21 – 05.11.21 | «Здоровей-ка» |
2-я неделя ноября 08.11.21– 12.11.21 | «Животный мир» |
3-я неделя ноября 15.11.21 – 19.11.21 | «Город мастеров» |
4-я неделя ноября 22.11.21 – 26.11.21 | «Моя семья» |
1-я неделя декабря 29.11.21– 03.12.21 | «Здравствуй, зимушка - зима» |
2-я неделя декабря 06.12.21 – 10.12.21 | «Зимние игры и забавы» |
3-я неделя декабря 13.12.21– 17.12.21 | «Театр» |
4-я неделя декабря 20.12.21– 24.12.21 | «Новогодний калейдоскоп» |
5-я неделя декабря 27.12.21– 31.12.21 | «Мы встречаем Новый год» |
2-я неделя января 10.01.22 – 14.01.22 | «Прощание с елкой» |
3-я неделя января 17.01.22 – 21.01.22 | «В гостях у сказки» |
4-я неделя января 24.01.22 – 28.01.22 | «Этикет» |
1-я неделя февраля 31.01.22 – 04.02.22 | «Транспорт» |
2-я неделя февраля 07.02.22 – 11.02.22 | «Я - человек» |
3-я неделя февраля 14.02.22 – 18.02.22 | «Маленькие исследователи» |
4-я неделя февраля 21.02.22– 25.02.22 | «Наши защитники» |
1-я неделя марта 28.02.22 – 04.03.22 | «Женский день» |
2-я неделя марта 07.03.22 – 11.03.22 | «Миром правит доброта» |
3-я неделя марта 14.03.22 – 18.03.22 | «Волшебница вода» |
4-я неделя марта 21.03.22– 25.03.22 | «Встречаем птиц» |
5-я неделя марта 28.03.22– 01.04.22 | «Цирк» |
1-я неделя апреля 04.04.22 – 08.04.22 | «Быть здоровыми хотим» |
2-я неделя апреля 11.04.22 – 15.04.22 | «Космос» |
3-я неделя апреля 18.04.22 – 22.04.22 | «Весна шагает по планете» |
4-я неделя апреля 25.04.22 – 29.04.22 | «Праздник весны и труда» |
1-я неделя мая 02.05.22– 06.05.22 | «День Победы» |
2-я неделя мая 10.05.22 – 13.05.22 | «Мир природы» |
3-я неделя мая 16.05.22 – 20.05.22 | «Вот мы какие стали большие» |
4-я неделя мая 23.05.22 – 31.05.22 | «Скоро лето» |
3.2. Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды
При организации предметно-пространственной развивающей среды учитываются требования к развивающей среде ФГОС ДО, СанПиН 2.4.1.3049-13, программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.
Трансформируемость. Разграничение пространства происходит за счет ширмы либо занавеса в зависимости от образовательной задачи, сценария, возрастных особенностей и интересов детей. Есть возможность преобразовать музыкальный зал в театральный, в арену цирка (при расстановке стульев по кругу).
Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды предполагает использование одного и того же предмета в различных вариантах для решения той или иной образовательной задачи. Например, театральную ширму используется во время кукольного спектакля как элемент украшения зала (оформление в виде двери в сказочную страну), для переодевания персонажа за ширмой. То же касается и атрибутов, которые применяются в различных видах деятельности. Например, искусственные цветы предназначены не только для исполнения танца, но и как элемент украшения зала на весенний или летний праздник, как деталь костюма персонажа, как атрибут для аттракциона или театральной постановки. Деревянные ложки используются в танце как музыкальный инструмент и как атрибут для веселых эстафет.
Вариативность. Пространство музыкального зала позволяет разбить пространство на микрозоны, в которых дети могут заниматься различными видами музыкальной деятельности: - игра на музыкальных инструментах – атрибуты для двигательной активности детей – наглядность – костюмы и детали костюмов для театрализаций и музыкальных игр. – различные виды театра – музыкально-дидактические игры.
Доступность. В МДОУ детям обеспечена доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале организована таким образом, чтобы у каждого воспитанника была возможность свободного доступа ко всем играм, костюмам, атрибутам, пособиям, обеспечивающим все основные виды музыкальной деятельности. Атрибуты размещаются на открытом стеллаже. Дидактические материалы располагаются на столиках.
Перечень оборудования музыкального зала
№ п/п | Оборудование | Кол-во |
Мебель | ||
1 | Детские стульчики | 40 шт. |
2 | Стол журнальный «Хохлома» | 3 шт. |
3 | Стул для взрослого | 2 шт. |
4 | Стеллаж для оборудования | 1 шт. |
5 | Ширма театральная | 1 шт. |
6 | Сундук «Мезенская роспись» | 1 шт. |
Технические средства обучения, музыкальные инструменты | ||
1 | Фортепиано «Ритм» | 1 шт. |
2 | Синтезатор «Angelet» | 1шт. |
3 | Проектор «Acer» | 1 шт. |
4 | Экран (подвесной) | 1 шт. |
5 | Ноутбук «Acer» | 1 шт. |
6 | Музыкальный центр «Samsung» | 1 шт. |
7 | Музыкальный центр «LG» | 1 шт. |
8 | Акустическая система «Hyundai» | 1 шт. |
8 | Микрофон б/проводной | 1 шт. |
9 | Комплект детских музыкальных инструментов (ложки, маракасы, козу, бубны, треугольники, тамбурины, бубенцы, колокольчики, металлофоны, погремушки, ксилофоны, трещотки) | |
Оформление (варианты дизайна) | ||
1 | «Осень» | 1 комплект |
2 | «Зима» | 1 комплект |
3 | «Весна», | 1 комплект |
4 | «Лето» | 1 комплект |
5 | «8 марта» | 1 комплект |
6 | «День Победы» | 1 комплект |
7 | «Выпускной» | 1 комплект |
8 | «День защитника Отечества | 1 комплект |
9 | «День народного единства» | 1 комплект |
10 | «Масленица» | 1 комплект |
11 | «День Знаний» | 1 комплект |
12 | Ель большая | 1 шт. |
13 | Дерево со съемными ветками | 1 шт. |
14 | Новогоднее оформление, елочные игрушки | 1 комплект |
15 | Елочные гирлянды | 5 шт. |
16 | Комплекты театрального реквизита и костюмов | |
3.3. Обеспеченность учебно-методической литературой
Программы
1/1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. |
1/2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «Инфо-ол», 2015 |
Дополнительные |
2/1. Бабунова Е., Багаутдинова С., Галкина Л. Наш дом – Южный Урал Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. |
Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ясельки. Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприложением. – СПб.: «Инфо-ол», 2010
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день. Средняя группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – СПб.: Издательство «Композитор», 2015
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день. Старшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – СПб.: Издательство «Композитор», 2015
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день. Подготовительная группа. Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий с аудиоприложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – СПб.: Издательство «Композитор», 2015
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день. Подготовительная группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – СПб.: Издательство «Композитор», 2016
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.– СПб.: Издательство «Композитор», 2015
Новоскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день. Младшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – СПб.: Издательство «Композитор», 2015
Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в 2 частях. Учеб.-метод. Пособие. - М., «Владос», 1999.
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах.- М.: «Просвещение», 1990
Петрова В.А., Мы танцуем и поем. - М.: Карапуз, 2003.
Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду– 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
Радынова О.П. Баюшки-баю. Методическое пособие. - М.: «Владос», 1995.