РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной дисциплины ОД.01.01Русский язык Базовый уровень
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АМУРСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»
(ГПОАУ АМФЦПК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
ОД.01.01Русский язык
Базовый уровень
Белогорск
2023
Рабочая программа составлена на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных организаций, утверждённая на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования от «30» ноября 2022 года, протокол № 14
Организация-разработчик: государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский многофункциональный центр профессиональных квалификаций»
Разработчики:
Гардаш Марина Юрьевна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
условия реализации ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
Контроль и оценка результатов Освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС СОО (утверждённая приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413) и ФГОС СПО (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1581), по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, входящей в состав укрупнённой группы профессий23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные (предметные)1 | |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; | - уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-8 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; - сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; - уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В областиэстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; | - сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку; - сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов); |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду | - уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); - обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе; - обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы); - обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте |
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебной дисциплины формируются профессиональные компетенции
ПК 1.1 Определять техническое состояние автомобильных двигателей
ПК 2.1 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей
ПК 3.4 Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей
2.1. Объём предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 72 |
в т.ч. | |
1. Основное содержание | 60 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 30 |
практические занятия | 30 |
2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 10 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 5 |
практические занятия | 5 |
индивидуальный проект (да/нет)** | нет |
Промежуточная аттестация (экзамен) | 2 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
| Основное содержание | | ОК 05 | |
Раздел 1. | Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. | | ||
Тема 1.1. Основные функции языка в современном обществе | Основное содержание | 2 | ОК 05 | |
1. Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Этапы культурного развития языка. 2. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
Практическое занятие 1. Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе Практическое занятие 2. Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе | | |||
Тема 1.2. Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики | Основное содержание | 2 | ОК 05 | |
5.Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики 6.Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности | | |||
Практические занятия: 7. Практическое занятие 3. Признаки заимствованного слова. | 2 | |||
Практическое занятие 4. Этапы освоения заимствованных слов | | |||
Тема 1.3. Язык как система знаков | Основное содержание | 2 | ОК 05 | |
9.Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. 10.Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
Практическое занятие 5. Принципы русской орфографии Практическое занятие 6. Принципы русской орфографии | | |||
Раздел 2. | Фонетика, морфология и орфография | | ОК 05; ОК 09 | |
Тема 2.1. Фонетика и орфоэпия | Основное содержание | 2 | ||
13.Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Основные правила произношения гласных, согласных звуков. 14.Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
Практические занятия 7. Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые. Практические занятия 8. Чередующиеся гласные в корне | | |||
Тема 2.2. Морфемика и словообразование | Основное содержание | 2 | ОК 05; ОК 09; | |
17.Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. 18.Словообразование. Словообразование и формообразование. | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
19. Практическое занятие 9. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. 20. Практическое занятие 10.Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок | | |||
Тема 2.3. Имя существительное как часть речи. | Основное содержание | 2 | ОК 05; ОК 09 | |
21.Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. 22.Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж.Склонение имен существительных | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
23. Практическое занятие11. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. 24.Практическое занятие 12.Правописание сложных имен существительных. | | |||
Тема 2.4. Имя прилагательное как часть речи. | Основное содержание | 2 | ОК 05; ОК 09 | |
25.Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. 26.Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико-стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
27.Практическое занятие 13. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. 28.Практическое занятие 14. Правописание сложных имен прилагательных | | |||
Тема 2.5. Имя числительное как часть речи. | Основное содержание | 2 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 | |
29.Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. 30.Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных. | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
31.Практическое занятие15.Правописание числительных. Возможности использования цифр. 32.Практическое занятие16.Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности. | | |||
Тема 2.6. Местоимение как часть речи. | Основное содержание | 2 | ОК 05; ОК 09 | |
33.Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. 34.Дефисное написание местоимений | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
35.Практическое занятие 17.Правописание местоимений. 36.Практическое занятие 18. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ | | |||
Тема 2.7. Глагол как часть речи. | Основное содержание | 2 | ОК 05; ОК 09; | |
37.Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). 38.Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
39.Практическое занятие 19. Правописание окончаний и суффиксов глаголов. 40. Практическое занятие 20. Правописание окончаний и суффиксов глаголов | | |||
Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые формы глагола | Основное содержание | 2 | ОК 05; ОК 09 | |
41.Действительные и страдательные причастия и способы их образования. 42.Краткие и полные формы причастий | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
43.Практическое занятие 21. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий.Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях 44.Практическое занятие 22.Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий. | | |||
Тема 2.9. Наречие как часть речи. Служебные части речи. | Основное содержание | 2 | ОК 05; ОК 09 | |
45.Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий 46.Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
47.Практическое занятие 23. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния 48.Практическое занятие 24.Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ | | |||
Раздел 3. | Синтаксис и пунктуация | | ОК 04; ОК 05; ОК 09 | |
Тема 3.1. Основные единицы синтаксиса. | Основное содержание | 2 | ||
49.Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. 50.Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
51.Практическое занятие 25. Знаки препинания в простом предложении 52.Практическое занятие 26. Знаки препинания в простом предложении | | |||
Тема 3.2 Второстепенные члены предложения. | Основное содержание | 2 | ОК 05; ОК 09; | |
53.Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение) 54.Осложненные предложения | | | ||
Практические занятия: | 2 | |||
55.Практическое занятие 27. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.Знаки препинания при оборотах с союзом КАК 56.Практическое занятие 28.Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении | | |||
Тема 3.3. Сложное предложение | Основное содержание | 2 | ОК 05; ОК 09; | |
57.Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное предложение. Бессоюзные сложные предложения. 58.Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи | | |||
Практические занятия: | 2 | | ||
59.Практическая работа29.Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. 60. Практическая работа 30. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат | | |||
Раздел 4. | Прикладной модуль. Особенности профессиональной коммуникации. | | ОК 04; ОК 05; ОК 09; ПК 1.1; ПК 2.1; ПК 3.4 | |
Тема 4.1. Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации. | Профессионально-ориентированное содержание | 2 | ||
61.Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. 62. Речевые формулы. Речевой этикет | | |||
Практические занятия: | 2 | |||
63.Практическая работа 31. Терминология и профессиональная лексика. 64.Практическая работа32.Язык специальности. Отраслевые терминологические словари | | |||
Тема 4.2. Коммуникативный аспект культуры речи. | Профессионально-ориентированное содержание | 1 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК 3.4 | |
65.Функциональные стили русского литературного языка | | |||
Практические занятия: | 1 | |||
66.Практическая работа 33. Использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) | | |||
Тема 4.3. Научный стиль. | Профессионально-ориентированное содержание | 1 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК 2.1 | |
67.Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические) | | |||
Практические занятия: | 1 | |||
68.Практическая работа 34. Работа с текстами научной литературы | | |||
Тема 4.4. Деловой стиль | Профессионально-ориентированное содержание | 1 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК1.1; ПК2.1; ПК3.4 | |
69.Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. | | |||
Практические занятия: | 1 | |||
70.Практическое занятие 35. Виды документов в конкретной специальности. | | |||
| 71-72.Промежуточная аттестация (Экзамен) | 2 | | |
Всего: | 72 | |
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.
Эффективность преподавания курса русского языка зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,);
- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов оценочных средств, экзамена и др.);
- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор; выход в локальную сеть; принтер);
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Воителева Т.М. Русский язык. Сборник упражнений. Профессиональное образование-Москва «Академия»,2019г.
Воителева Т.М. русский язык (базовый уровень0-Москва «Академия», 2019г.
3.2 Информационное обеспечение обучения. Интернет-ресурсы
1.www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
2.www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
3.www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
4.www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
5.www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сетьтворческихучителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
6.www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контрольи оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Р 1,Темы 1 Р 2, Темы 2.1, 2.2 Р 3, Темы 3.1 Р 1, Р 2,Р 3 | Устный опрос Тестирование, Практические работы Выполнение экзаменационного теста |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Р 1, Темы 11,1.2 Р 2, Темы 2.1, 2.2 Р 3, Темы 3.1 Р 4, | Практические работы Контрольные работы Разноуровневые задания Выполнение экзаменационного теста |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | Р 4, Темы 4.1, 4.2,4.3,4.4 | Восстановление деформированного текста |
ПК 1.1 Определять техническое состояние автомобильных двигателей | Р 3,Темы 3.1 Р 4, Темы 4.1, 4.2 4.3,4.4 | Устный опрос Практические работы |
ПК 2.1 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей | Р. 1, Темы 1.1,1.2 Р 2, Темы 2.2 Р 3, Темы 3.1 Р 4, Темы 4.2 | Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Анализ публичного выступления |
ПК. 3.4 Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей | Р 2, Темы 2.2 Р 4, Темы 4.2 | Устный опрос Индивидуальный контроль |