Рабочая программа учебной дисциплины «ОД 01. Русский язык»

2
0
Материал опубликован 29 June 2023 в группе

Министерство НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской федерации

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»

«Одобрено»

Предметной (цикловой) комиссией «Общеобразовательных дисциплин»

протокол № 1 от 31.08.2023 г.

Председатель

____________/Коржавина Е.Р.


«УТВЕРЖДАЮ»

Зам.директора по МР

________________ Воскресенская О.В.

«07» сентября 2023 г.


Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК


по специальностям

05.02.01 Картография

21.02.19 Землеустройство

21.02.20 Прикладная геодезия






Разработчик:

Демина С.В., преподаватель Московского колледжа геодезии и картографии


Москва

2023



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации учебной дисциплинЫ

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14







































1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК



1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «ОД 01. Русский язык» является обязательной частью Основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальностям СПО, реализуемой на базе основного общего образования, в соответствии с ФГОС СОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2012 г. № 413 (с изменениями).

Составлена в соответствие с Примерной рабочей программой общеобразовательной дисциплины «Русский язык» базового уровня для профессиональных образовательных организаций, разработанной ИРПО, 2022 г.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре Основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальностям СПО: дисциплина «Русский язык» является обязательной частью Общеобразовательного цикла Основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальностям СПО.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание рабочей программы дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующей цели: сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.


Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1. Уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 7- 8 реплик).

У2. Уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности.

У3. Использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.

У4. Уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате.

У5. Уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации.

У6. Сформировать ценностное отношение к русскому языку.

У7. Уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.

У8. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов);

У9. Уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое).

У10. Уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности.

У11. Совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы).

У12. Совершенствовать умения определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте.

У13. Обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать и иметь представления:

З1. Иметь представление о языке как системе, его основных единицах и уровнях.

З2. Иметь представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

З3. Иметь представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические).

З4. Знать нормы современного русского литературного языка.

З3. Знать правила русского речевого этикета.

З5. Знать признаки текста, его структуру, виды информации в тексте.

З6. Основные правила орфографии и пунктуации.


Результатом освоения общих компетенций в рамках учебной дисциплины является достижение личностных результатов обучающимися:

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

В области эстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

- наличие мотивации к обучению и личностному развитию.

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду.


1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Объем учебной нагрузки: 72 часа, из них

во взаимодействии с преподавателем – 72 часа;

Промежуточная аттестация в форме экзамена по дисциплине – 2 часа.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК


2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

72

в т.ч.


Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем, в т.ч.

70

в т. ч.:

теоретическое обучение

34

практические занятия

36

Промежуточная аттестация в форме экзамена во 2 семестре 1 курса.

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОД 01. Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия

Объем часов

РАЗДЕЛ 1.

ЯЗЫК И РЕЧЬ. ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ И ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

12

Тема 1.1. Основные функции языка в современном обществе.

Содержание учебного материала


Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии

4

Практические занятия


Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе.

2

Тема 1.2. Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики.

Содержание учебного материала


Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики

Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.

Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности


Практические занятия.


Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.

2

Тема 1.3. Язык как система знаков.

Содержание учебного материала


Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке

2

Практические занятия


Принципы русской орфографии.

2

РАЗДЕЛ 2

ФОНЕТИКА, МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ.

36

Тема 2.1. Фонетика и орфоэпия.

Содержание учебного материала


Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические


Практические занятия


Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

2

Тема 2.2. Морфемика и словообразование.

Содержание учебного материала


Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразование и формообразование.

2

Практические занятия.


Правописание звонких и глухих, непроизносимых согласных. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок

2

Тема 2.3. Имя существительное как часть речи.

Содержание учебного материала


Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных

2

Практические занятия


Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных

2

Тема. 2.4. Имя прилагательное как часть речи.

Содержание учебного материала


Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико-стилистические различия между краткими и полными Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж формами..

2

Практические занятия


Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных

2

Тема. 2.5. Имя числительное как часть речи.

Содержание учебного материала


Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных.

2

Практические занятия


Правописание числительных. Возможности использования цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.

2

Тема 2.6. Местоимение как часть речи.

Содержание учебного материала


Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное написание местоимений

1


Контрольный диктант за 1 семестр

1

Тема 2.7. Глагол как часть речи.

Содержание учебного материала


Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции

2

Практические занятия


Правописание окончаний и суффиксов глаголов.

2

Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

Содержание учебного материала


Деепричастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы причастий

4

Практические занятия


Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.

4

Тема 2.9. Наречие как часть речи.

Содержание учебного материала


Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы.

2

Практические занятия


Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ

2



РАЗДЕЛ 3

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

12

Тема 3.1. Основные единицы синтаксиса.

Содержание учебного материала


Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

2

Практические занятия


Знаки препинания в простом предложении .в

2

Тема.3.2. Второстепенные члены предложения.

Содержание учебного материала


Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов

2

Практические занятия.


Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении

2

Тема 3.3. Сложное предложение.

Содержание учебного материала


Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи.

2

Практические занятия


Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат

2



РАЗДЕЛ 4.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

10

Тема 4.1. Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации.

Содержание учебного материала


Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет


Практические занятия


Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари

2

Тема 4.2. Коммуникативный аспект культуры речи.

Содержание учебного материала


Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь.


Практические занятия.


Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.

2

Тема 4.3. Научный стиль.

Содержание учебного материала


Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)


Практические занятия


Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности

2

Тема 4.4. Деловой стиль

Содержание учебного материала


Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности

1

Практические занятия.


Виды документов в конкретной специальности.

2


Контрольный диктант

1

Промежуточная аттестация

Экзамен

2


Всего

72

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД 1 Русский язык

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык».

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебных пособий: толковые, орфографические, орфоэпические словари, тесты по орфографии и пунктуации.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и доступом в Интернет;

мультимедиа проектор;

электронные образовательные ресурсы.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Академия, 2019. - 409 с.

Дополнительные источники:

1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для СПО / Н.А. Лобачева. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с.

2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для СПО / Н. А. Лобачева. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с.

3. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для СПО / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165

Интернет-ресурсы:

Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/);

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/);

Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);

Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);

КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/);

Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/);

Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);

Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД 01. РУССКИЙ ЯЗЫК

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины «ОД 01. Русский язык» раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих компетенций и личностных результатов по всем разделам и темам содержания учебного материала.

Контроль и оценка результатов освоения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных диктантов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Общие компетенции

Тип оценочных мероприятий

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

Текущий контроль в форме:

устного фронтального опроса;

тестирование;

выполнение разноуровневых заданий, кейс-заданий;

выполнение практические работы

написание диктантов;

написание сочинений;

написание аннотаций, конспектов, рефератов, сообщений;

подготовка и анализ публичного выступления;

выполнение контрольных диктантов.



Промежуточная аттестация в форме экзамена по дисциплине проводится в форме письменного контрольного диктанта.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (У2, У3).

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках (У2, У8, У9, У10).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.