Рабочая программа по предмету «Обществознание» (8 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
авторской программы А. И. Кравченко, Москва, « Русское слово», 2011 года.
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 уч. год
Учебного плана МБОУ Мадеевская ООШ
Положения о рабочей программе МБОУ Мадеевская ООШ, утвержденного приказом № 63 от 08.11.2012 г.
Согласно учебному плану МБОУ Мадеевская ООШ на изучение обществознания выделено 35 часов в год, 1час в неделю.
Курс « Обществознание» разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного Министерством образования Российской Федерации. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.
Обществознание призвано не только формировать активную гражданскую позицию школьника, но и в доступной форме передать ему свод фундаментальных знаний в данной области.
Функции курса обществознания заключаются в следующем :
А) обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,
Б) сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности,
В) воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,
Г) подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.
Курс рассчитан на 35 часов в год.
Рабочая программа составлена с учетом :
Авторской программы А. И. Кравченко, Москва, « Русское слово», 2011 года.
Учебника для 8 класса общеобразовательных учреждений( А. И. Кравченко, Москва, « Русское слово», 2008).
Письма министерства образования и науки Российской Федерации от 7.08.2014 № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности».
Учебно – тематический план
№ |
Название разделов и тем |
Количество часов |
1. |
Общество и человек |
9 |
2. |
Экономическая сфера |
9 |
3. |
Социальная сфера |
9 |
4. |
Основы бюджетной грамотности |
7 |
5. |
Итоговый урок по курсу |
1 |
Содержание тем учебного курса
РАЗДЕЛ I Общество и человек.10 ч.
Тема 1 Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе.
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
Тема 2 Взаимосвязь природы и общества.
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Тема 3 Типология обществ.
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства.
Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Тема 4 Социальный прогресс и развитие общества.
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в раз витии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных ре форм. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Тема 5 Личность и социальная среда.
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в раз витии личности.
Тема 6 Потребности человека.
Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Тема 7 Социализация и воспитание.
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой лично сти. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Тема 8 Социально-психологический процесс общения.
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Повторение. Человек в обществе и общество в человеке.
РАЗДЕЛ II Экономическая сфера. 11 ч.
Тема 9 Сущность и структура экономики.
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Тема 10 Товар и деньги.
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Тема 11 Спрос и предложение.
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Тема 12 Рынок, цена и конкуренция.
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Тема 13 Предпринимательство.
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».
Тема 14 Роль государства в экономике.
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику.
Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Тема 15 Бюджет государства и семьи.
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Тема 16 Труд, занятость, безработица.
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.
Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Повторение. Становление рыночного общества в России: общее и особенное.
РАЗДЕЛ III Социальная сфера. 13 ч.
Тема 17 Социальная структура
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
Тема 18 Социальная стратификация
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.
Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Тема 19—20 Богатые и бедные.
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
Тема 21 Этнос: нации и народности.
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Тема 22 Межнациональные отношения.
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Тема 23 Конфликты в обществе.
Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Тема 24 Семья.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. По следствия развода, его социальная роль.
Повторение. Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства.
На основании письма министерства образования и науки Российской Федерации от 7.08.2014 № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности» и письма департамента образования и науки Брянской области от 19.09.2014 № 7137 -04-О «Об изучении основ бюджетной грамотности» Включены следующие темы: Карманные деньги: за и против. Бюджет моей семьи. Бюджет государства и семьи. Государственный бюджет Российской Федерации. Банковская система России. Пенсионные программы.
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. В результате изучения обществознания ученик должен Знать/понимать • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • сущность общества как формы совместной деятельности людей; • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Уметь • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
Календарно – тематическое планирование
Литература Перечень учебно – методического обеспечения 1.А. И. Кравченко. Обществознание: программа курса для 8 – 9 и 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово» 2011. 2.А. И. Кравченко. Обществознание. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово» 2011. 3.А. В. Поздеев. Универсальные поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. М.: «ВАКО», 2010. 4.Т. Г. Сазонова. Обществознание в таблицах и схемах. Санкт – Петербург, 2013. 5.А. В. Махоткин, Н. В. Махоткина. Обществознание в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2010. 6.Обществознание в вопросах и ответах. Пособие для поступающих в ВУЗы. Брянск: Курсив, 2010 |